МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Практикум по решению педагогических задач
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройНЕT (реорганизована) 72
Направление подготовки44.03.05. Педагогическое образование(с двумя профилями подготовки)
ПрофильАнглийский язык/Китайский язык
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план44_03_05_АиК-1-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 26
самостоятельная работа 46
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 17,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 26 26 26 26
Сам. работа 46 82 46 82
Итого 72 108 72 108

Программу составил(и):
к.п.н., доцент, Тырина М.П.

Рецензент(ы):
д.п.н., профессор, Морозова О.П.

Рабочая программа дисциплины
Практикум по решению педагогических задач

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018г. №125)

составлена на основании учебного плана:
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕT (реорганизована) 72

Протокол от 23.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Морозова Ольга Петровна

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НЕT (реорганизована) 72

Протокол от 23.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой Морозова Ольга Петровна

1. Цели освоения дисциплины

1.1.способствовать выработке у студентов навыков анализа педагогических ситуаций и решения педагогических задач с использованием современных педагогических технологий.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.5

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-2: Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
ОПК-1: Способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики
ОПК-5: Способен осуществлять контроль и оценку формирования результатов образования обучающихся, выявлять и корректировать трудности в обучении
ОПК-6: Способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
ОПК-7: Способен взаимодействовать с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ
ПК-1: Способен осуществлять обучение иностранным языкам в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.существенные признаки понятий "педагогическая задача", "педагогическая ситуация",
виды и типы профессиональных задач,
алгоритм решения педагогических задач и анализа педагогических ситуаций.
3.2.Уметь:
3.2.1.соотносить понятия "педагогическая ситуация" и "педагогическая задача",
определять их место в структуре педагогической деятельности;
осуществлять анализ педагогической ситуации;
выделять оперативные, тактические и стратегические задачи;
анализировать и давать оценку выбора решения педагогических задач.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.технологиями решения педагогических задач (видеть ученика в образовательном процессе, строить образовательный процесс, направленный на достижение учащимися целей образования; оценивать достижения учащихся, устанавливать взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса; создавать образовательную среду школы и использовать ее возможности; проектировать и осуществлять профессиональное самообразование).

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Практикум по решению педагогических задач
1.1. Педагогические задачи по теме "Воспитание как компонент целостного педагогического процесса" Практические 5 2 УК-2, ОПК-1, ОПК-5, ОПК-6, ОПК-7, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.2. Педагогические задачи по теме "Принципы воспитания" Практические 5 2 УК-2, ОПК-1, ОПК-5, ОПК-6, ОПК-7, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.3. Педагогические задачи по теме "Содержание воспитания" Практические 5 2 УК-2, ОПК-1, ОПК-5, ОПК-6, ОПК-7, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.4. Педагогические задачи по теме "Современные концепции воспитания" Практические 5 2 УК-2, ОПК-1, ОПК-5, ОПК-6, ОПК-7, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.5. Педагогические задачи по теме "Методы воспитания" Практические 5 2 УК-2, ОПК-1, ОПК-5, ОПК-6, ОПК-7, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.6. Педагогические задачи по теме "Коллектив как субъект и объект воспитания" Практические 5 2 УК-2, ОПК-1, ОПК-5, ОПК-6, ОПК-7, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.7. Педагогические задачи по теме "Сущность процесса обучения" Практические 5 2 УК-2, ОПК-1, ОПК-5, ОПК-6, ОПК-7, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.8. Педагогические задачи по теме "Формирование универсальных учебных действий школьников" Практические 5 2 УК-2, ОПК-1, ОПК-5, ОПК-6, ОПК-7, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.9. Педагогические задачи по теме "Обновление содержания школьного образования" Практические 5 2 УК-2, ОПК-1, ОПК-5, ОПК-6, ОПК-7, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.10. Педагогические задачи по теме "Общая характеристика методов обучения" Практические 5 2 УК-2, ОПК-1, ОПК-5, ОПК-6, ОПК-7, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.11. Педагогические задачи по теме "Методы стимулирования учебной деятельности школьников" Практические 5 2 УК-2, ОПК-1, ОПК-5, ОПК-6, ОПК-7, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.12. Педагогические задачи по теме "Формы организации процесса обучения" Практические 5 2 УК-2, ОПК-1, ОПК-5, ОПК-6, ОПК-7, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.13. Педагогические задачи по теме "Урок в современной школе" Практические 5 1 УК-2, ОПК-1, ОПК-5, ОПК-6, ОПК-7, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.14. Педагогические задачи по теме "Контрольи оценка результатов обучения" Практические 5 1 УК-2, ОПК-1, ОПК-5, ОПК-6, ОПК-7, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.15. Самостоятельная работа по решению педагогических задач Сам. работа 5 82 УК-2, ОПК-1, ОПК-5, ОПК-6, ОПК-7, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Зачет

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Подласый, И. П Педагогика в 2 т. Том 2. Практическая педагогика в 2 книгах. Книга 1: учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/C4DC77D7-AE97-4FCC-90C9-213AF6824FC7
Л1.2 Подласый, И. П. Педагогика в 2 т. Том 2. Практическая педагогика в 2 книгах: учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2015 www.biblio-online.ru/book/9B35B1C3-FA27-427D-8BAF-B717E676AFDF.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 [Л.С. Подымова и др.]; под ред. В.А. Сластенина Психолого-педагогический практикум: учебное пособие для вузов М.: Академия, 2011
Л2.2 А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розум. Психология и педагогика: учеб. пособие для вузов (Учебное пособие) СПб.[и др.]: Питер, 2008
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронно-библиотечная система издательства «Лань» http://e.lanbook.com/
Э2 Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» http://biblioclub.ru/
Э3 Электронно-библиотечная система "Юрайт" https://www.biblio-online.ru/
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows 7 Professional, № 46192494 от 26.11.2009 (бессрочная);
Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010 (бессрочная);
SPSS Statistics 21 от 26.03.2013, письмо (бессрочная);
FAR, http://www.farmanager.com/license.php?l=ru
XnView, http://xnviewload.ru/
7-Zip, http://www.7-zip.org/license.txt
AcrobatReader, http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf
DjVu reader, http://djvureader.org/
Putty, https://putty.org.ru/licence.html
VLC, http://www.videolan.org/legal.html
QTEPLOT, http://www.qtiplot.com/doc/manual-en/index.html
NETBEANS, https://netbeans.org/about/legal/index.html
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru);
Поисковая система «Google».
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Освоение дисциплины предполагает активную самостоятельную работу студентов, которая организована для оптимизации и закрепления теоретических знаний и практических умений студентов, формирования умений использовать нормативную, справочную документацию и специальную литературу, развития познавательных способностей и активности студентов. Самостоятельная работа студентов - это индивидуальная учебная деятельность студентов, осуществляемая под руководством, но без непосредственного участия преподавателя.
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций;
- работу с литературой для изучения тем, которые не разбираются на занятиях;
- выполнение самостоятельных работ, направленных на формирование практических навыков деловой коммуникации.
В начале семестра студенту необходимо ознакомиться с основным содержанием курса, перечнем литературы и учебно-методических материалов, графиком контроля, шкалой оценок и правилом вычисления рейтинга, возможностями повышения рейтинга.
При выполнении студентом индивидуальной работы предусмотрено посещение консультаций: 1) с целью снятия возможных затруднений; 2) с целью демонстрации максимального готового материала для возможной корректировки.
Цель практических занятий, проводимых по дисциплине, - углубление и закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения материала, а также совершенствование практических навыков по дисциплине.
Необходимо ознакомиться с заданием к практическому занятию; определить примерный объем работы по подготовке к ним; выделить вопросы, упражнения и задачи, ответы на которые или выполнение и решение без предварительной подготовки не представляются возможными; ознакомиться с перечнем рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов.
При ответах на вопросы и выполнении заданий необходимо внимательно прочитать текст и попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой. Порядок ответов может быть различным: либо вначале делается вывод, а затем приводятся аргументы, либо дается развернутая аргументация принятого решения, на основании которой предлагается ответ. Возможны и несколько вариантов ответов.
При подготовке к занятиям обучаемые могут пользоваться техническими средствами обучения и дидактическими материалами (схемами и др.), которыми располагает учебное заведение. Эти же средства могут быть использованы и на занятиях для лучшего закрепления учебного материала или подтверждения правильности ответов на поставленные вопросы.
Занятия проводятся в форме свободной дискуссии при активном участии всех обучаемых. Поэтому магистранты имеют возможность дополнять выступающих, не соглашаться с ними, высказывать и отстаивать альтернативные точки зрения, поправлять выступающих, задавать им вопросы, предлагать для обсуждения новые проблемы, анализировать практику применения знаний по рассматриваемому вопросу. Дискуссия не ис-ключает стихийного возникновения полемики. Вопросы могут быть заданы и преподавателю.
Разрешается использовать на занятиях записи с ответами на вопросы, упражнения и задачи, выполненные во время подготовки к ним, тексты нормативных актов, литературные источники. Обсуждение каждого вопроса, упражнения, задачи (ситуации) обычно заканчивается кратким заключением преподавателя. По окончании занятия преподаватель подводит итоги дискуссии и высказывает свою точку зрения, отмечает как положительные, так и отрицательные моменты, проявившиеся в ходе занятия. Одновременно преподаватель дает студентам задание к следующему практическому занятию.
В случае пропусков студентом лекционных или практических занятий ему необходимо восстановить учебный материал самостоятельно с использованием учебно-методических пособий по курсу и пройти собеседование по пропущенным темам для контроля усвоения материала.
Для получения итоговой аттестации (зачета)автоматически студент не должен иметь пропусков занятий без уважительных причин, успешно и в установленный срок проходить текущий контроль, выполнить контрольную работу, иметь семестровый рейтинг более 75 баллов. Если семестровый рейтинг студента менее 50 баллов, то к итоговой аттестации он не допускается.