МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Практикум по решению школьных биологических задач

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕT (реорганизована) 72
Направление подготовки44.03.05. Педагогическое образование(с двумя профилями подготовки)
ПрофильБиология/Химия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план44_03_05_БиХ-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 16,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 32 32 32 32
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.п.н., доцент, Тырина М.П.

Рецензент(ы):
д.п.н, профессор, Морозова О.П.

Рабочая программа дисциплины
Практикум по решению школьных биологических задач

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018г. №125)

составлена на основании учебного плана:
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕT (реорганизована) 72

Протокол от 23.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Морозова Ольга Петровна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НЕT (реорганизована) 72

Протокол от 23.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой Морозова Ольга Петровна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.овладение методикой решения школьных задач по биологии;
формирование умений конструировать различные типы школьных задач по биологии;
развитие у будущих педагогов школьного и дополнительного биолого-экологического образования профессионального мышления

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-5 Способен осуществлять контроль и оценку формирования результатов образования обучающихся, выявлять и корректировать трудности в обучении
ОПК-6 Способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
ПК-1 Способен осуществлять обучение биологии, химии в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования
ПК-3 Способен осуществлять развивающую деятельность в образовательном процессе
ПК-5 Способен осуществлять педагогическую деятельность по реализации программ основного и среднего общего образования в области биологии и химии
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.современные проблемы биологической и экологической наук и образования, их ценностный потенциал для решения профессиональных задач;
межпредметные связи, необходимые для решения школьных задач по биологии и экологии;
типы школьных биологических и экологических задач;
общие способы решения конкретных биологических и экологических задач и эколого-социальных ситуаций;
алгоритмы решения задач базового и повышенного уровня сложности;
способы решения эколого-биологических задач в условиях ОГЭ и ЕГЭ;
способы конструирования школьных эколого-биологических задач.
3.2.Уметь:
3.2.1.решать эколого-биологические задачи, используя различные алгоритмы решения;
устанавливать взаимосвязи между разнообразными явлениями живой и неживой природы, моделировать изучаемые процессы;
делать обобщение и систематизировать полученные знания;
применять знания в новых и измененных ситуациях;
использовать знание различных типов школьных биологических и экологических задач для их конструирования;
применять современные методики и технологии для решения и конструирования школьных биологических и экологических задач.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.использования знания современных проблем биологической и экологической наук и образования при решении профессиональных задач;
применения современных методик и технологий для решения различных типов школьных биологических и экологических задач;
применение современных методик и технологий для конструирования различных типов школьных биологических и экологических задач.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Реализация задачного подхода в обучении школьников биологии в условиях компетентностной модели образования
1.1. Задачное структурирование образовательного материала по биологии Лекции 7 2 ОПК-5, ОПК-6, ПК-3, ПК-5 Л1.3, Л1.1, Л1.2
1.2. Задачное структурирование образовательного материала по биологии Практические 7 4 ОПК-5, ОПК-6, ПК-3, ПК-5 Л1.3, Л1.1, Л1.2
1.3. Задачное структурирование образовательного материала по биологии Сам. работа 7 6 ОПК-5, ОПК-6, ПК-1, ПК-3, ПК-5 Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л1.2
1.4. Типы школьных задач по биологии Лекции 7 2 ОПК-5, ОПК-6, ПК-3, ПК-5 Л1.3, Л1.1, Л1.2
1.5. Типы школьных задач по биологии Практические 7 4 ОПК-5, ОПК-6, ПК-3, ПК-5 Л1.3, Л1.1, Л1.2
1.6. Типы школьных задач по биологии Сам. работа 7 6 ОПК-5, ОПК-6, ПК-1, ПК-3, ПК-5 Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л1.2
1.7. Общие подходы к методике решения и технологии конструирования школьных задач по биологии Практические 7 4 ОПК-5, ОПК-6, ПК-3, ПК-5 Л1.3, Л1.1, Л1.2
1.8. Общие подходы к методике решения и технологии конструирования школьных задач по биологии Сам. работа 7 6 ОПК-5, ОПК-6, ПК-1, ПК-3, ПК-5 Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л1.2
Раздел 2.
Раздел 3. Опыт решения и конструирования школьных задач по биологии
3.1. Методика решения школьных задач по ботанике Практические 7 4 ОПК-5, ОПК-6, ПК-1, ПК-3, ПК-5 Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л1.2
3.2. Технология конструирования школьных задач по ботанике Сам. работа 7 6 ОПК-5, ОПК-6, ПК-1, ПК-3, ПК-5 Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л1.2
3.3. Методика решения школьных задач по зоологии Практические 7 4 ОПК-5, ОПК-6, ПК-1, ПК-3, ПК-5 Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л1.2
3.4. Технология конструирования школьных задач по зоологии Сам. работа 7 6 ОПК-5, ОПК-6, ПК-1, ПК-3, ПК-5 Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л1.2
3.5. Методика решения школьных задач по анатомии и физиологии человека Практические 7 2 ОПК-5, ОПК-6, ПК-1, ПК-3, ПК-5 Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л1.2
3.6. Технология конструирования школьных задач по анатомии и физиологии человека Сам. работа 7 6 ОПК-5, ОПК-6, ПК-1, ПК-3, ПК-5 Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л1.2
3.7. Методика решения школьных задач по общей биологии Практические 7 2 ОПК-5, ОПК-6, ПК-1, ПК-3, ПК-5 Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л1.2
3.8. Технология конструирования школьных задач по общей биологии Сам. работа 7 6 ОПК-5, ОПК-6, ПК-1, ПК-3, ПК-5 Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л1.2
3.9. Методика решения школьных задач по экологии Практические 7 2 ОПК-5, ОПК-6, ПК-1, ПК-3, ПК-5 Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л1.2
3.10. Технология конструирования школьных задач по экологии Сам. работа 7 6 ОПК-5, ОПК-6, ПК-1, ПК-3, ПК-5 Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л1.2
Раздел 4. Методика решения школьных биологических и экологических задач высокого уровня сложности
4.1. Методика решения олимпиадных биологических задач Сам. работа 7 6 ОПК-5, ОПК-6, ПК-1, ПК-3, ПК-5 Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л1.2
4.2. Методика решения олимпиадных биологических задач Практические 7 2 ОПК-5, ОПК-6, ПК-3, ПК-5 Л1.3, Л1.1, Л1.2
4.3. Методика решения задач по биологии в условиях ОГЭ Практические 7 2 ОПК-5, ОПК-6, ПК-1, ПК-3, ПК-5 Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л1.2
4.4. Методика решения задач по биологии в условиях ОГЭ Сам. работа 7 6 ОПК-5, ОПК-6, ПК-3, ПК-5 Л1.3, Л1.1, Л1.2
4.5. Методика решения задач по биологии в условиях ЕГЭ Практические 7 2 ОПК-5, ОПК-6, ПК-1, ПК-3, ПК-5 Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л1.2
4.6. Методика решения задач по биологии в условиях ЕГЭ Сам. работа 7 6 ОПК-5, ОПК-6, ПК-3, ПК-5 Л1.3, Л1.1, Л1.2
4.7. Подгтовка к зачету Сам. работа 7 6 ОПК-5, ОПК-6, ПК-3, ПК-5 Л1.3, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Андреева Н. Д., Соломин В. П., Васильева Т. В. ; Под ред. Андреевой Н.Д. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЭКОЛОГИИ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Теория и методика обучения биологии: Учебная литература для ВУЗов МПГУ; Издательство «Прометей», 2012 biblioclub.ru
Л1.3 Арбузова Е. Н. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ В 2 Ч. ЧАСТЬ 1 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Колесникова Н.И. От конспекта к диссертации. Учебное пособие: учебное пособие М.: Флинта, 2012 // ЭБС «Лань», 2012, 2012 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows 7 Professional, № 45900294 от 16.09.2009 (бессрочная);
Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010 (бессрочная);
Windows 7 Professional, № 49464762 от 14.12.2011 (бессрочная);
Office 2010 Professional, № 60357319 от 05.05.2012 (бессрочная);
SPSS Statistics 21 от 26.03.2013, письмо (бессрочная);
FAR, http://www.farmanager.com/license.php?l=ru
XnView, http://xnviewload.ru/
7-Zip, http://www.7-zip.org/license.txt
AcrobatReader, http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf
DjVu reader, http://djvureader.org/
Putty, https://putty.org.ru/licence.html
VLC, http://www.videolan.org/legal.html
QTEPLOT, http://www.qtiplot.com/doc/manual-en/index.html
NETBEANS, https://netbeans.org/about/legal/index.html
GIMP, https://docs.gimp.org/2.8/ru/

6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Умение учителя успешно решать школьные задачи по биологии и экологии - важная предпосылка т.н. "перехода учителя в ученика", когда умения педагога становятся умениями школьников.
Прежде всего будущие учителя должны понять, что учебная задача имеет форму, структуру и содержание. Рассматривая различные типологии школьных задач (терминологические, ситуационные и др.), важно осознать что в основе комплексной типологии школьных эколого-биологических задач лежит принцип их системного конструирования, согласно которому задачи могут быть типологизированы по разным основаниям. Особое внимание следует обратить на решение творческих познавательных задач, задач проблемного характера. В проблемной задаче обнажены противоречия между приведенными утверждениями или между утверждением и известной информацией. Возникающая при этом информационная конфликтность создает стимул для активизации познавательного поиска и вместе с тем определяет предмет и границы этого поиска.
Умение решать школьные эколого-биологические задачи требует от студентов развитого владения основными мыслительными операциями: анализ, синтез, сравнение, конкретизация, обобщение. Вместе с тем важнейшими характеристиками мышления при этом должны выступать системность, диалектичность, гибкость, варитивность и др.
Основной формой подготовки к семинарским занятиям является самостоятельная работа студента. Эта форма учебной работы предполагает усвоение студентами основных понятий и категорий науки; ознакомление с дискуссионными проблемами; развитие у студентов умения выражать и обосновывать свою позицию по актуальным проблемам изучаемой научной дисциплины. Перед практическим занятием необходимо проработать теоретический материал и уметь быть готовым к промежуточному контролю и к ответу на вопросы. Читать не только обязательную литературу, рекомендуемую к теме, но и дополнительную в соответствии с предложенным перечнем. При подготовке к ответам на вопросы практического занятия уметь сопоставить мнения разных авторов, хорошо владеть материалом и уметь его защитить. При выполнении индивидуального задания аргументируйте свои предложения и высказывания. При выполнении практической работы внимательно читайте методичку и после получения результатов оформите работу по следующему плану: тема, цель, ход, результаты, выводы. В конце каждой темы отвечать на поставленные вопросы и решать предлагаемые задания.