Закреплена за кафедрой | НЕT (реорганизована) 72 |
---|---|
Направление подготовки | 44.03.05. Педагогическое образование(с двумя профилями подготовки) |
Профиль | Биология/Химия |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 44_03_05_БиХ-1-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (7) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 16,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 4 | 4 | 4 | 4 |
Практические | 32 | 32 | 32 | 32 |
Сам. работа | 72 | 72 | 72 | 72 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
НЕT (реорганизована) 72
Протокол от 23.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой Морозова Ольга Петровна
1.1. | овладение методикой решения школьных задач по биологии; формирование умений конструировать различные типы школьных задач по биологии; развитие у будущих педагогов школьного и дополнительного биолого-экологического образования профессионального мышления |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01 |
ОПК-5 | Способен осуществлять контроль и оценку формирования результатов образования обучающихся, выявлять и корректировать трудности в обучении |
ОПК-6 | Способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями |
ПК-1 | Способен осуществлять обучение биологии, химии в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования |
ПК-3 | Способен осуществлять развивающую деятельность в образовательном процессе |
ПК-5 | Способен осуществлять педагогическую деятельность по реализации программ основного и среднего общего образования в области биологии и химии |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | современные проблемы биологической и экологической наук и образования, их ценностный потенциал для решения профессиональных задач; межпредметные связи, необходимые для решения школьных задач по биологии и экологии; типы школьных биологических и экологических задач; общие способы решения конкретных биологических и экологических задач и эколого-социальных ситуаций; алгоритмы решения задач базового и повышенного уровня сложности; способы решения эколого-биологических задач в условиях ОГЭ и ЕГЭ; способы конструирования школьных эколого-биологических задач. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | решать эколого-биологические задачи, используя различные алгоритмы решения; устанавливать взаимосвязи между разнообразными явлениями живой и неживой природы, моделировать изучаемые процессы; делать обобщение и систематизировать полученные знания; применять знания в новых и измененных ситуациях; использовать знание различных типов школьных биологических и экологических задач для их конструирования; применять современные методики и технологии для решения и конструирования школьных биологических и экологических задач. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | использования знания современных проблем биологической и экологической наук и образования при решении профессиональных задач; применения современных методик и технологий для решения различных типов школьных биологических и экологических задач; применение современных методик и технологий для конструирования различных типов школьных биологических и экологических задач. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Реализация задачного подхода в обучении школьников биологии в условиях компетентностной модели образования | ||||||
1.1. | Задачное структурирование образовательного материала по биологии | Лекции | 7 | 2 | ОПК-5, ОПК-6, ПК-3, ПК-5 | Л1.3, Л1.1, Л1.2 |
1.2. | Задачное структурирование образовательного материала по биологии | Практические | 7 | 4 | ОПК-5, ОПК-6, ПК-3, ПК-5 | Л1.3, Л1.1, Л1.2 |
1.3. | Задачное структурирование образовательного материала по биологии | Сам. работа | 7 | 6 | ОПК-5, ОПК-6, ПК-1, ПК-3, ПК-5 | Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л1.2 |
1.4. | Типы школьных задач по биологии | Лекции | 7 | 2 | ОПК-5, ОПК-6, ПК-3, ПК-5 | Л1.3, Л1.1, Л1.2 |
1.5. | Типы школьных задач по биологии | Практические | 7 | 4 | ОПК-5, ОПК-6, ПК-3, ПК-5 | Л1.3, Л1.1, Л1.2 |
1.6. | Типы школьных задач по биологии | Сам. работа | 7 | 6 | ОПК-5, ОПК-6, ПК-1, ПК-3, ПК-5 | Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л1.2 |
1.7. | Общие подходы к методике решения и технологии конструирования школьных задач по биологии | Практические | 7 | 4 | ОПК-5, ОПК-6, ПК-3, ПК-5 | Л1.3, Л1.1, Л1.2 |
1.8. | Общие подходы к методике решения и технологии конструирования школьных задач по биологии | Сам. работа | 7 | 6 | ОПК-5, ОПК-6, ПК-1, ПК-3, ПК-5 | Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л1.2 |
Раздел 2. | ||||||
Раздел 3. Опыт решения и конструирования школьных задач по биологии | ||||||
3.1. | Методика решения школьных задач по ботанике | Практические | 7 | 4 | ОПК-5, ОПК-6, ПК-1, ПК-3, ПК-5 | Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л1.2 |
3.2. | Технология конструирования школьных задач по ботанике | Сам. работа | 7 | 6 | ОПК-5, ОПК-6, ПК-1, ПК-3, ПК-5 | Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л1.2 |
3.3. | Методика решения школьных задач по зоологии | Практические | 7 | 4 | ОПК-5, ОПК-6, ПК-1, ПК-3, ПК-5 | Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л1.2 |
3.4. | Технология конструирования школьных задач по зоологии | Сам. работа | 7 | 6 | ОПК-5, ОПК-6, ПК-1, ПК-3, ПК-5 | Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л1.2 |
3.5. | Методика решения школьных задач по анатомии и физиологии человека | Практические | 7 | 2 | ОПК-5, ОПК-6, ПК-1, ПК-3, ПК-5 | Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л1.2 |
3.6. | Технология конструирования школьных задач по анатомии и физиологии человека | Сам. работа | 7 | 6 | ОПК-5, ОПК-6, ПК-1, ПК-3, ПК-5 | Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л1.2 |
3.7. | Методика решения школьных задач по общей биологии | Практические | 7 | 2 | ОПК-5, ОПК-6, ПК-1, ПК-3, ПК-5 | Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л1.2 |
3.8. | Технология конструирования школьных задач по общей биологии | Сам. работа | 7 | 6 | ОПК-5, ОПК-6, ПК-1, ПК-3, ПК-5 | Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л1.2 |
3.9. | Методика решения школьных задач по экологии | Практические | 7 | 2 | ОПК-5, ОПК-6, ПК-1, ПК-3, ПК-5 | Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л1.2 |
3.10. | Технология конструирования школьных задач по экологии | Сам. работа | 7 | 6 | ОПК-5, ОПК-6, ПК-1, ПК-3, ПК-5 | Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л1.2 |
Раздел 4. Методика решения школьных биологических и экологических задач высокого уровня сложности | ||||||
4.1. | Методика решения олимпиадных биологических задач | Сам. работа | 7 | 6 | ОПК-5, ОПК-6, ПК-1, ПК-3, ПК-5 | Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л1.2 |
4.2. | Методика решения олимпиадных биологических задач | Практические | 7 | 2 | ОПК-5, ОПК-6, ПК-3, ПК-5 | Л1.3, Л1.1, Л1.2 |
4.3. | Методика решения задач по биологии в условиях ОГЭ | Практические | 7 | 2 | ОПК-5, ОПК-6, ПК-1, ПК-3, ПК-5 | Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л1.2 |
4.4. | Методика решения задач по биологии в условиях ОГЭ | Сам. работа | 7 | 6 | ОПК-5, ОПК-6, ПК-3, ПК-5 | Л1.3, Л1.1, Л1.2 |
4.5. | Методика решения задач по биологии в условиях ЕГЭ | Практические | 7 | 2 | ОПК-5, ОПК-6, ПК-1, ПК-3, ПК-5 | Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л1.2 |
4.6. | Методика решения задач по биологии в условиях ЕГЭ | Сам. работа | 7 | 6 | ОПК-5, ОПК-6, ПК-3, ПК-5 | Л1.3, Л1.1, Л1.2 |
4.7. | Подгтовка к зачету | Сам. работа | 7 | 6 | ОПК-5, ОПК-6, ПК-3, ПК-5 | Л1.3, Л1.1, Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается). |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается). |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается). |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Андреева Н. Д., Соломин В. П., Васильева Т. В. ; Под ред. Андреевой Н.Д. | ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЭКОЛОГИИ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.2 | Теория и методика обучения биологии: Учебная литература для ВУЗов | МПГУ; Издательство «Прометей», 2012 | biblioclub.ru | |
Л1.3 | Арбузова Е. Н. | ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ В 2 Ч. ЧАСТЬ 1 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Колесникова Н.И. | От конспекта к диссертации. Учебное пособие: учебное пособие | М.: Флинта, 2012 // ЭБС «Лань», 2012, 2012 | e.lanbook.com |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Windows 7 Professional, № 45900294 от 16.09.2009 (бессрочная); Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010 (бессрочная); Windows 7 Professional, № 49464762 от 14.12.2011 (бессрочная); Office 2010 Professional, № 60357319 от 05.05.2012 (бессрочная); SPSS Statistics 21 от 26.03.2013, письмо (бессрочная); FAR, http://www.farmanager.com/license.php?l=ru XnView, http://xnviewload.ru/ 7-Zip, http://www.7-zip.org/license.txt AcrobatReader, http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf DjVu reader, http://djvureader.org/ Putty, https://putty.org.ru/licence.html VLC, http://www.videolan.org/legal.html QTEPLOT, http://www.qtiplot.com/doc/manual-en/index.html NETBEANS, https://netbeans.org/about/legal/index.html GIMP, https://docs.gimp.org/2.8/ru/ | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Умение учителя успешно решать школьные задачи по биологии и экологии - важная предпосылка т.н. "перехода учителя в ученика", когда умения педагога становятся умениями школьников. Прежде всего будущие учителя должны понять, что учебная задача имеет форму, структуру и содержание. Рассматривая различные типологии школьных задач (терминологические, ситуационные и др.), важно осознать что в основе комплексной типологии школьных эколого-биологических задач лежит принцип их системного конструирования, согласно которому задачи могут быть типологизированы по разным основаниям. Особое внимание следует обратить на решение творческих познавательных задач, задач проблемного характера. В проблемной задаче обнажены противоречия между приведенными утверждениями или между утверждением и известной информацией. Возникающая при этом информационная конфликтность создает стимул для активизации познавательного поиска и вместе с тем определяет предмет и границы этого поиска. Умение решать школьные эколого-биологические задачи требует от студентов развитого владения основными мыслительными операциями: анализ, синтез, сравнение, конкретизация, обобщение. Вместе с тем важнейшими характеристиками мышления при этом должны выступать системность, диалектичность, гибкость, варитивность и др. Основной формой подготовки к семинарским занятиям является самостоятельная работа студента. Эта форма учебной работы предполагает усвоение студентами основных понятий и категорий науки; ознакомление с дискуссионными проблемами; развитие у студентов умения выражать и обосновывать свою позицию по актуальным проблемам изучаемой научной дисциплины. Перед практическим занятием необходимо проработать теоретический материал и уметь быть готовым к промежуточному контролю и к ответу на вопросы. Читать не только обязательную литературу, рекомендуемую к теме, но и дополнительную в соответствии с предложенным перечнем. При подготовке к ответам на вопросы практического занятия уметь сопоставить мнения разных авторов, хорошо владеть материалом и уметь его защитить. При выполнении индивидуального задания аргументируйте свои предложения и высказывания. При выполнении практической работы внимательно читайте методичку и после получения результатов оформите работу по следующему плану: тема, цель, ход, результаты, выводы. В конце каждой темы отвечать на поставленные вопросы и решать предлагаемые задания. |