МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Практикум по решению школьных задач по информатике и робототехнике

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕT (реорганизована) 72
Направление подготовки44.04.01. Педагогическое образование
ПрофильПедагог школьного и дополнительного образования в сфере информатики и робототехники
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план44_04_01_ИиР-2-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 60
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 4
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лабораторные 12 36 12 36
Сам. работа 60 36 60 36
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.п.н., доцент, Тырина М.П.

Рецензент(ы):
д.п.н, профессор, Морозова О.П.

Рабочая программа дисциплины
Практикум по решению школьных задач по информатике и робототехнике

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018г. №126)

составлена на основании учебного плана:
44.04.01 Педагогическое образование
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕT (реорганизована) 72

Протокол от 23.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Морозова Ольга Петровна, д.п.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НЕT (реорганизована) 72

Протокол от 23.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой Морозова Ольга Петровна, д.п.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.овладение методикой решения школьных задач по информатике и робототехнике;
формирование умений конструировать различные типы школьных задач по информатике и робототехнике;
развитие у будущих педагогов школьного и дополнительного образования профессионального мышления.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1 Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
ОПК-8 Способен проектировать педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний и результатов исследований
ПК-1 Способен организовывать и осуществлять обучение по информатике и робототехнике в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования в сфере информатики и робототехники
ПК-3 Способен осуществлять развивающую деятельность в образовательном процессе в организациях основного общего, среднего общего образования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.современные проблемы инфорамционного общества и педагогического образования, их ценностный потенциал для решения профессиональных задач;
межпредметные связи, необходимые для решения школьных задач по информатике и робототехнике;
типы школьных задач по информатике и робототехнике;
общие способы решения конкретных задач по информатике и робототехнике;
алгоритмы решения задач базового и повышенного уровня сложности;
способы решения задач информатике и робототехнике в условиях ОГЭ и ЕГЭ;
способы конструирования школьных задач по информатике и робототехнике.
3.2.Уметь:
3.2.1.решать задачи по информатике и робототехнике, используя различные алгоритмы решения;
устанавливать взаимосвязи между разнообразными явлениями живой и неживой природы, моделировать изучаемые процессы;
делать обобщение и систематизировать полученные знания;
применять знания в новых и измененных ситуациях;
использовать знание различных типов школьных задач для их конструирования;
применять современные методики и технологии для решения и конструирования школьных задач.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.использования знания современных проблем информационного общества и педагогического образования при решении профессиональных задач;
применения современных методик и технологий для решения различных типов школьных задач по информатике и робототехнике;
применение современных методик и технологий для конструирования различных типов школьных задач по информатике и робототехнике.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Реализация задачного подхода в обучении школьников информатике и робототехнике в условиях компетентностной модели образования
1.1. Задачное структурирование образовательного материала по информатике и робототехнике Лабораторные 4 2 УК-1, ОПК-8, ПК-1, ПК-3 Л2.1
1.2. Задачное структурирование образовательного материала по информатике и робототехнике Сам. работа 4 4 УК-1, ОПК-8, ПК-1, ПК-3 Л2.1
1.3. Типы школьных задач по информатике и робототехнике Лабораторные 4 2 УК-1, ОПК-8, ПК-1, ПК-3 Л2.1
1.4. Типы школьных задач по информатике и робототехнике Сам. работа 4 4 УК-1, ОПК-8, ПК-1, ПК-3 Л2.1
1.5. Общие подходы к методике решения и технологии конструирования школьных задач по информатике и робототехнике Лабораторные 4 4 УК-1, ОПК-8, ПК-1, ПК-3 Л2.1
Раздел 2. Опыт решения и конструирования школьных задач по информатике и робототехнике
2.1. Технология конструирования школьных задач по информатике Лабораторные 4 4 УК-1, ОПК-8, ПК-1, ПК-3 Л2.1
2.2. Технология конструирования школьных задач по информатике Сам. работа 4 4 УК-1, ОПК-8, ПК-1, ПК-3 Л2.1
2.3. Технология конструирования школьных задач по робототехнике Лабораторные 4 4 УК-1, ОПК-8, ПК-1, ПК-3 Л2.1
2.4. Технология конструирования школьных задач по робототехнике Сам. работа 4 4 УК-1, ОПК-8, ПК-1, ПК-3 Л2.1
2.5. Методика решения школьных задач по информатике Лабораторные 4 4 УК-1, ОПК-8, ПК-1, ПК-3 Л2.1
2.6. Методика решения школьных задач по информатике Сам. работа 4 4 УК-1, ОПК-8, ПК-1, ПК-3 Л2.1
2.7. Методика решения школьных задач по роботехнике Лабораторные 4 4 УК-1, ОПК-8, ПК-1, ПК-3 Л2.1
2.8. Методика решения школьных задач по роботехнике Сам. работа 4 4 УК-1, ОПК-8, ПК-1, ПК-3 Л2.1
Раздел 3. Методика решения школьных задач по информатике и роботехнике высокого уровня сложности
3.1. Методика решения олимпиадных задач информатике и роботехнике Лабораторные 4 4 УК-1, ОПК-8, ПК-1, ПК-3 Л2.1
3.2. Методика решения олимпиадных задач информатике и роботехнике Сам. работа 4 4 УК-1, ОПК-8, ПК-1, ПК-3 Л2.1
3.3. Методика решения задач по информатике и роботехнике в условиях ОГЭ Лабораторные 4 4 УК-1, ОПК-8, ПК-1, ПК-3 Л2.1
3.4. Методика решения задач по информатике и роботехнике в условиях ОГЭ Сам. работа 4 4 УК-1, ОПК-8, ПК-1, ПК-3 Л2.1
3.5. Методика решения задач информатике и роботехнике в условиях ЕГЭ Лабораторные 4 4 УК-1, ОПК-8, ПК-1, ПК-3 Л2.1
3.6. Методика решения задач информатике и роботехнике в условиях ЕГЭ Сам. работа 4 4 УК-1, ОПК-8, ПК-1, ПК-3 Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 [Л.С. Подымова и др.]; под ред. В.А. Сластенина Психолого-педагогический практикум: учебное пособие для вузов М.: Академия, 2011
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows 7 Professional, № 45900294 от 16.09.2009 (бессрочная);
Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010 (бессрочная);
Windows 7 Professional, № 49464762 от 14.12.2011 (бессрочная);
Office 2010 Professional, № 60357319 от 05.05.2012 (бессрочная);
SPSS Statistics 21 от 26.03.2013, письмо (бессрочная);
FAR, http://www.farmanager.com/license.php?l=ru
XnView, http://xnviewload.ru/
7-Zip, http://www.7-zip.org/license.txt
AcrobatReader, http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf
DjVu reader, http://djvureader.org/
Putty, https://putty.org.ru/licence.html
VLC, http://www.videolan.org/legal.html
QTEPLOT, http://www.qtiplot.com/doc/manual-en/index.html
NETBEANS, https://netbeans.org/about/legal/index.html
GIMP, https://docs.gimp.org/2.8/ru/

6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Умение учителя успешно решать школьные задачи по информатике и робототехнике - важная предпосылка т.н. "перехода учителя в ученика", когда умения педагога становятся умениями школьников.
Прежде всего будущие учителя должны понять, что учебная задача имеет форму, структуру и содержание. Рассматривая различные типологии школьных задач (терминологические, ситуационные и др.), важно осознать что в основе комплексной типологии школьных задач по информатике и робототехнике задач лежит принцип их системного конструирования, согласно которому задачи могут быть типологизированы по разным основаниям. Особое внимание следует обратить на решение творческих познавательных задач, задач проблемного характера. В проблемной задаче обнажены противоречия между приведенными утверждениями или между утверждением и известной информацией. Возникающая при этом информационная конфликтность создает стимул для активизации познавательного поиска и вместе с тем определяет предмет и границы этого поиска.
Умение решать школьные задачи по информатике и робототехнике требует от студентов развитого владения основными мыслительными операциями: анализ, синтез, сравнение, конкретизация, обобщение. Вместе с тем важнейшими характеристиками мышления при этом должны выступать системность, диалектичность, гибкость, варитивность и др.
Основной формой подготовки к семинарским занятиям является самостоятельная работа студента. Эта форма учебной работы предполагает усвоение студентами основных понятий и категорий науки; ознакомление с дискуссионными проблемами; развитие у студентов умения выражать и обосновывать свою позицию по актуальным проблемам изучаемой научной дисциплины. Перед практическим занятием необходимо проработать теоретический материал и уметь быть готовым к промежуточному контролю и к ответу на вопросы. Читать не только обязательную литературу, рекомендуемую к теме, но и дополнительную в соответствии с предложенным перечнем. При подготовке к ответам на вопросы практического занятия уметь сопоставить мнения разных авторов, хорошо владеть материалом и уметь его защитить. При выполнении индивидуального задания аргументируйте свои предложения и высказывания. При выполнении практической работы внимательно читайте методичку и после получения результатов оформите работу по следующему плану: тема, цель, ход, результаты, выводы. В конце каждой темы отвечать на поставленные вопросы и решать предлагаемые задания.