МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Прикладная герпетология и террариумистика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕT (реорганизована) 72
Направление подготовки44.04.01. Педагогическое образование
ПрофильПедагог школьного и дополнительного образования в сфере биологии и экологии
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz44_04_01_ПО-ПШиДОвСБиЭ-3-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 58
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 58 58 58 58
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.б.н., доцент, Шапетько Е.В.

Рецензент(ы):
д.п.н., профессор, Морозова Ольга Петровна

Рабочая программа дисциплины
Прикладная герпетология и террариумистика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 21.11.2014г. №1505)

составлена на основании учебного плана:
44.04.01 Педагогическое образование
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕT (реорганизована) 72

Протокол от 23.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Морозова Ольга Петровна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НЕT (реорганизована) 72

Протокол от 23.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой Морозова Ольга Петровна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.сформировать у магистрантов научные представления об экологических особенностях пресмыкающихся и земноводных;
овладеть основами прикладной герпетологии и террариумистики;
овладеть методами и технологиями обучения школьников созданию условий содержания в рептилий и амфибий в террариуме.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-2 готовностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения
ПК-11 готовностью к разработке и реализации методических моделей, методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.особенности поведения в нестандартных ситуациях, встречающихся в условиях содержания и разведения различных видов земноводных и пресмыкающихся;
приемы гуманного обращения с животными террариума и меру социальной и этической ответственности за принятые решения в нестандартных ситуациях;
основы разработки и реализации методических моделей, методик, технологий и приемов обучения в области содержания земноводных и пресмыкающихся различных экологических групп,устройства террариума, ухода за животными, содержащимися в нем, анализа результатов процесса их использования в системе дополнительного эколого-биологического образования детей.

3.2.Уметь:
3.2.1.действовать в нестандартных ситуациях, встречающихся в условиях содержания и разведения различных видов земноводных и пресмыкающихся;
нести социальную и этическую ответственность за принятые решения в нестандартных ситуациях;
разрабатывать и реализовывать методические модели, методики, технологии и приемы обучения школьников в области содержания земноводных и пресмыкающихся различных экологических групп, устройства террариума, ухода за животными, содержащимися в нем, анализировать результаты процесса их использования в системе дополнительного эколого-биологического образования детей.

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.алгоритмами поведения в нестандартных ситуациях, встречающихся в условиях содержания и разведения различных видов земноводных и пресмыкающихся;
приемами гуманного обращения с животными террариума и ответственностью за принятые решения в нестандартных ситуациях;
навыками разработки и реализации методических моделей, методик, технологий и приемов обучения в области содержания земноводных и пресмыкающихся различных экологических групп, устройства террариума, ухода за животными, содержащимися в нем, анализа результатов процесса их использования в системе дополнительного эколого-биологического образования детей.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Роль пресмыкающихся и земноводных в жизни человека
1.1. Значение пресмыкающихся и земноводных для человека Лекции 2 1 ОК-2, ПК-11 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.2. Основы промышленного содержания и разведения змей, аспекты экологического значения наших рептилий Сам. работа 2 8 ОК-2, ПК-11 Л2.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Животные, содержащиеся в террариуме
2.1. Основы обустройство террариума Лекции 2 1 ОК-2, ПК-11 Л2.2, Л2.1, Л1.1
2.2. Оборудование террариума Практические 2 8 ПК-11 Л2.2, Л2.1, Л1.1
2.3. Рептилии, содержащиеся в террариуме Сам. работа 2 6 ПК-11 Л2.2, Л2.1, Л1.1
2.4. Земноводные, содержащиеся в террариуме Сам. работа 2 6 ПК-11 Л2.2, Л2.1, Л1.1
2.5. Уход за животными и растениями Сам. работа 2 6 ПК-11 Л2.2, Л2.1, Л1.1
2.6. Другие группы животных, содержащиеся в террариуме Сам. работа 2 8 ПК-11 Л2.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Особенности подготовки занятий по террариумистике
3.1. Разработка занятия «Условия содержания пресмыкающихся и земноводных фауны России» Сам. работа 2 8 ОК-2, ПК-11 Л2.2, Л2.1, Л1.1
3.2. Разработка занятия «Условия содержания тропических рептилий» Сам. работа 2 8 ОК-2, ПК-11 Л2.2, Л2.1, Л1.1
3.3. Разработка занятия «Условия содержания тропических земноводных» Сам. работа 2 8 ОК-2, ПК-11 Л2.2, Л2.1, Л1.1
3.4. Зачет Зачет 2 4 ОК-2, ПК-11 Л2.2, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Коломийцев Н., Поддубная Н. Зоология позвоночных. Учебная практика: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Издательство ЧГУ, 2014 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 П. С. Нефедьев, В. Н. Долгин Зоология позвоночных [Электронный ресурс]: практ. занятия: учеб. пособие АлтГУ, 2018 elibrary.asu.ru
Л2.2 Е. В. Шапетько, Т. В. Антоненко ; АлтГУ Зоология позвоночных (Ч. 1: Низшие хордовые, анамнии): учеб. пособие Изд-во АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронно-библиотечная система издательства «Лань» e.lanbook.com
Э2 Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Э3 Электронно-библиотечная система "Юрайт" www.biblio-online.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows 7 Professional, № 45900294 от 16.09.2009 (бессрочная);
Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010 (бессрочная);
Windows 7 Professional, № 49464762 от 14.12.2011 (бессрочная);
Office 2010 Professional, № 60357319 от 05.05.2012 (бессрочная);
SPSS Statistics 21 от 26.03.2013, письмо (бессрочная);
FAR, http://www.farmanager.com/license.php?l=ru
XnView, http://xnviewload.ru/
7-Zip, http://www.7-zip.org/license.txt
AcrobatReader, http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf
DjVu reader, http://djvureader.org/
Putty, https://putty.org.ru/licence.html
VLC, http://www.videolan.org/legal.html
QTEPLOT, http://www.qtiplot.com/doc/manual-en/index.html
NETBEANS, https://netbeans.org/about/legal/index.html
GIMP, https://docs.gimp.org/2.8/ru/


6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru);
Поисковая система «Google».


7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При подготовке к лекции рекомендуется:
1) просмотреть записи предшествующей лекции и восстановить в памяти ранее изученный материал;
2) полезно просмотреть и предстоящий материал будущей лекции;
3) если задана самостоятельная проработка отдельных фрагментов темы прошлой лекции, то ее надо выполнить не откладывая;
4) психологически настроиться на лекцию.
Цель практических занятий, проводимых по дисциплине, - углубление и закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения материала, а также совершенствование практических навыков по дисциплине.
Необходимо ознакомиться с заданиями к практическому занятию; определить примерный объем работы по подготовке к ним; выделить вопросы, упражнения и задачи, ответы на которые или выполнение и решение без предварительной подготовки не представляются возможными; ознакомиться с перечнем рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов.
При ответах на вопросы и выполнении заданий необходимо внимательно прочитать текст и попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой. Порядок ответов может быть различным: либо вначале делается вывод, а затем приводятся аргументы, либо дается развернутая аргументация принятого решения, на основании которой предлагается ответ. Возможны и несколько вариантов ответов.
При подготовке к занятиям обучаемые могут пользоваться техническими средствами обучения и дидактическими материалами (схемами и др.), которыми располагает учебное заведение. Эти же средства могут быть использованы и на занятиях для лучшего закрепления учебного материала или подтверждения правильности ответов на поставленные вопросы.
Занятия проводятся в форме свободной дискуссии при активном участии всех обучаемых. Поэтому магистранты имеют возможность дополнять выступающих, не соглашаться с ними, высказывать и отстаивать альтернативные точки зрения, поправлять выступающих, задавать им вопросы, предлагать для обсуждения новые проблемы, анализировать практику применения знаний по рассматриваемому вопросу. Дискуссия не исключает стихийного возникновения полемики. Вопросы могут быть заданы и преподавателю.
Разрешается использовать на занятиях записи с ответами на вопросы, упражнения и задачи, выполненные во время подготовки к ним, тексты нормативных актов, литературные источники.
бсуждение каждого вопроса, упражнения, задачи (ситуации) обычно заканчивается кратким заключением преподавателя. По окончании занятия преподаватель подводит итоги дискуссии и высказывает свою точку зрения, отмечает как положительные, так и отрицательные моменты, проявившиеся в ходе занятия. Одновременно преподаватель дает студентам задание к следующему практическому занятию.
При подготовке к промежуточной аттестации и выполнении письменных работ следует придерживаться методических указаний, представленных в УМК по дисциплине.