МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Проектирование программ школьного и дополнительного образования

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕT (реорганизована) 72
Направление подготовки44.04.01. Педагогическое образование
ПрофильПедагог школьного и дополнительного образования в сфере информатики и робототехники
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план44_04_01_ИиР-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 54
самостоятельная работа 54
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 14
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 38 38 38 38
Сам. работа 54 50 54 50
Итого 108 104 108 104

Программу составил(и):
к.п.н., доцент, Тырина М.П.

Рецензент(ы):
д.п.н., профессор, Морозова О.П.

Рабочая программа дисциплины
Проектирование программ школьного и дополнительного образования

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018г. №126)

составлена на основании учебного плана:
44.04.01 Педагогическое образование
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕT (реорганизована) 72

Протокол от 23.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Морозова Ольга Петровна, д.п.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НЕT (реорганизована) 72

Протокол от 23.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой Морозова Ольга Петровна, д.п.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у обучающихся системы научных знаний в области педагогического проектирования;
формирование опыта проектной деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 Способен проектировать основные и дополнительные образовательные программы и разрабатывать научно-методическое обеспечение их реализации
ОПК-8 Способен проектировать педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний и результатов исследований
ПК-2 Способен организовывать и осуществлять воспитательную деятельность в организациях основного общего, среднего общего образования
ПК-5 Способен проектировать программы основного общего и среднего общего образования по информатике и робототехнике
ПК-6 Способен разрабатывать дополнительные общеобразовательные программы по информатике и робототехнике
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.виды программ;
функции программ;
структуру программ;
принципы проектированимя программ;
способобы проектирования программ;
дидактические нормативы проектиования программ.
3.2.Уметь:
3.2.1.проектировать программы школьного и дополнительного образования.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.технологиями проектирования программы школьного и дополнительного образования.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические основы проектирования в образовании
1.1. Историко-культурные источники развития педагогического проектирования Лекции 2 2 ОПК-2, ОПК-8, ПК-2, ПК-5, ПК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.2. Педагогическое проектирование как механизм реализации инноваций в образовании Лекции 2 2 ОПК-2, ОПК-8, ПК-2, ПК-5, ПК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.3. Основные понятия педагогического проектирования Лекции 2 2 ОПК-2, ОПК-8, ПК-2, ПК-5, ПК-6 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
1.4. Функции проектной деятельности Лекции 2 4 ОПК-2, ОПК-8, ПК-2, ПК-5, ПК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.5. Уровни педагогического проектирования Лекции 2 2 ОПК-2, ОПК-8, ПК-2, ПК-5, ПК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.6. Принципы проектной деятельности Лекции 2 2 ОПК-2, ОПК-8, ПК-2, ПК-5, ПК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.7. Субъекты проектной деятельности Лекции 2 2 ОПК-2, ОПК-8, ПК-2, ПК-5, ПК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.8. Объекты проектной деятельности Практические 2 2 ОПК-2, ОПК-8, ПК-2, ПК-5, ПК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.9. Логика организации проектной деятельности Практические 2 6 ОПК-2, ОПК-8, ПК-2, ПК-5, ПК-6 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Педагогическое проектирование в системе школьного и дополнительного образования
2.1. Учебные проекты Практические 2 4 ОПК-2, ОПК-8, ПК-2, ПК-5, ПК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.2. Разработка учебных проектов Практические 2 4 ОПК-2, ОПК-8, ПК-2, ПК-5, ПК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.3. Досуговые проекты Практические 2 4 ОПК-2, ОПК-8, ПК-2, ПК-5, ПК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.4. Подготовка досуговых проектов Практические 2 2 ОПК-2, ОПК-8, ПК-2, ПК-5, ПК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.5. Социально-педагогические проекты Практические 2 4 ОПК-2, ОПК-8, ПК-2, ПК-5, ПК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.6. Проекты личностного становления Практические 2 4 ОПК-2, ОПК-8, ПК-2, ПК-5, ПК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.7. Сетевые проекты Практические 2 4 ОПК-2, ОПК-8, ПК-2, ПК-5, ПК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.8. Проектирование содержания образования Практические 2 4 ОПК-2, ОПК-8, ПК-2, ПК-5, ПК-6 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
2.9. Логика проектирования образовательных систем Сам. работа 2 4 ОПК-2, ОПК-8, ПК-2, ПК-5, ПК-6 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
2.10. Проектирование педагогических технологий Сам. работа 2 4 ОПК-2, ОПК-8, ПК-2, ПК-5, ПК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.11. Результаты и оценка проектной деятельности Сам. работа 2 6 ОПК-2, ОПК-8, ПК-2, ПК-5, ПК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.12. Требования к участникам педагогического проектирования Сам. работа 2 6 ОПК-2, ОПК-8, ПК-2, ПК-5, ПК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Педагогическое прогнозирование
3.1. Прогнозирование – необходимый элемент деятельности педагога Сам. работа 2 6 ОПК-2, ОПК-8, ПК-2, ПК-5, ПК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.2. Основные направления педагогического прогнозирования Сам. работа 2 6 ОПК-2, ОПК-8, ПК-2, ПК-5, ПК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.3. Прогнозирование, планирование и проектирование Сам. работа 2 6 ОПК-2, ОПК-8, ПК-2, ПК-5, ПК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.4. Разработка прогностической модели одной из образовательных систем Сам. работа 2 6 ОПК-2, ОПК-8, ПК-2, ПК-5, ПК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.5. Эссе "Прогнозирование в образовании – реальность или утопия?" Сам. работа 2 6 ОПК-2, ОПК-8, ПК-2, ПК-5, ПК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 И.А. Колесникова; М. П. Горчакова-Сибирская Педагогическое проектирование : учеб. пособие для вузов М. : Академия, 2007
Л1.2 Бермус, А.Г. Введение в педагогическую деятельность: учебник Директ-Медиа, 2013 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=209242
Л1.3 Ю.Г. Татур. Высшее образование: методология и опыт проектирования : учебно-методическое пособие : учебно-методическое пособие Москва : Логос, 2006. biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 К.Р. Овчинникова Дидактическое проектирование электронного учебника в высшей школе: теория и практика : Учебное пособие М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/D00B3285-B780-435A-9CCF-2B4B24AFB9F4.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронно-библиотечная система издательства «Лань» e.lanbook.com
Э2 Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Э3 Электронно-библиотечная система "Юрайт" www.biblio-online.ru
Э4 Курс в Moodle "Проектирование программ школьного и дополнительного образования" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows 7 Professional, № 46192494 от 26.11.2009 (бессрочная);
Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010 (бессрочная);
SPSS Statistics 21 от 26.03.2013, письмо (бессрочная);
FAR, http://www.farmanager.com/license.php?l=ru
XnView, http://xnviewload.ru/
7-Zip, http://www.7-zip.org/license.txt
AcrobatReader, http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf
DjVu reader, http://djvureader.org/
Putty, https://putty.org.ru/licence.html
VLC, http://www.videolan.org/legal.html
QTEPLOT, http://www.qtiplot.com/doc/manual-en/index.html
NETBEANS, https://netbeans.org/about/legal/index.html
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru);
Поисковая система «Google».
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Освоение дисциплины предполагает активную самостоятельную работу студентов, которая организована для оптимизации и закрепления теоретических знаний и практических умений студентов, формирования умений использовать нормативную, справочную документацию и специальную литературу, развития познавательных способностей и активности студентов. Самостоятельная работа студентов - это индивидуальная учебная деятельность студентов, осуществляемая под руководством, но без непосредственного участия преподавателя.
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций;
- работу с литературой для изучения тем, которые не разбираются на занятиях;
- выполнение самостоятельных работ, направленных на формирование практических навыков деловой коммуникации.
В начале семестра студенту необходимо ознакомиться с основным содержанием курса, перечнем литературы и учебно-методических материалов, графиком контроля, шкалой оценок и правилом вычисления рейтинга, возможностями повышения рейтинга.
При выполнении студентом индивидуальной работы предусмотрено посещение консультаций: 1) с целью снятия возможных затруднений; 2) с целью демонстрации максимального готового материала для возможной корректировки.
При подготовке к лекции рекомендуется:
1) просмотреть записи предшествующей лекции и восстановить в памяти ранее изученный материал;
2) полезно просмотреть и предстоящий материал будущей лекции;
3) если задана самостоятельная проработка отдельных фрагментов темы прошлой лекции, то ее надо выполнить не откладывая;
4) психологически настроиться на лекцию.
Цель практических занятий, проводимых по дисциплине, - углубление и закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения материала, а также совершенствование практических навыков по дисциплине.
Необходимо ознакомиться с заданием к практическому занятию; определить примерный объем работы по подготовке к ним; выделить вопросы, упражнения и задачи, ответы на которые или выполнение и решение без предварительной подготовки не представляются возможными; ознакомиться с перечнем рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов.
При ответах на вопросы и выполнении заданий необходимо внимательно прочитать текст и попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой. Порядок ответов может быть различным: либо вначале делается вывод, а затем приводятся аргументы, либо дается развернутая аргументация принятого решения, на основании которой предлагается ответ. Возможны и несколько вариантов ответов.
При подготовке к занятиям обучаемые могут пользоваться техническими средствами обучения и дидактическими материалами (схемами и др.), которыми располагает учебное заведение. Эти же средства могут быть использованы и на занятиях для лучшего закрепления учебного материала или подтверждения правильности ответов на поставленные вопросы.
Занятия проводятся в форме свободной дискуссии при активном участии всех обучаемых. Поэтому магистранты имеют возможность дополнять выступающих, не соглашаться с ними, высказывать и отстаивать альтернативные точки зрения, поправлять выступающих, задавать им вопросы, предлагать для обсуждения новые проблемы, анализировать практику применения знаний по рассматриваемому вопросу. Дискуссия не ис-ключает стихийного возникновения полемики. Вопросы могут быть заданы и преподавателю.
Разрешается использовать на занятиях записи с ответами на вопросы, упражнения и задачи, выполненные во время подготовки к ним, тексты нормативных актов, литературные источники. Обсуждение каждого вопроса, упражнения, задачи (ситуации) обычно заканчивается кратким заключением преподавателя. По окончании занятия преподаватель подводит итоги дискуссии и высказывает свою точку зрения, отмечает как положительные, так и отрицательные моменты, проявившиеся в ходе занятия. Одновременно преподаватель дает студентам задание к следующему практическому занятию.
В случае пропусков студентом лекционных или практических занятий ему необходимо восстановить учебный материал самостоятельно с использованием учебно-методических пособий по курсу и пройти собеседование по пропущенным темам для контроля усвоения материала.
Для получения итоговой аттестации (зачета) автоматически студент не должен иметь пропусков занятий без уважительных причин, успешно и в установленный срок проходить текущий контроль, выполнить контрольную работу, иметь семестровый рейтинг более 75 баллов. Если семестровый рейтинг студента менее 50 баллов, то к итоговой аттестации он не допускается.