МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Проектирование школьных образовательных программ
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройНЕT (реорганизована) 72
Направление подготовки44.03.05. Педагогическое образование(с двумя профилями подготовки)
ПрофильБиология/Химия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план44_03_05_БиХ-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 72 68 72 68
Итого 108 104 108 104

Программу составил(и):
к.п.н., доцент, Тырина М.П.

Рецензент(ы):
д.п.н., профессор, Морозова О.П.

Рабочая программа дисциплины
Проектирование школьных образовательных программ

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018г. №125)

составлена на основании учебного плана:
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕT (реорганизована) 72

Протокол от 23.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Морозова Ольга Петровна, к.п.н., доцент

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НЕT (реорганизована) 72

Протокол от 23.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой Морозова Ольга Петровна, к.п.н., доцент

1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у обучающихся системы научных знаний в области педагогического проектирования;
формирование опыта проектной деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-2: Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
ОПК-2: Способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий)
ОПК-7: Способен взаимодействовать с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ
ПК-3: Способен осуществлять развивающую деятельность в образовательном процессе
ПК-4: Способен организовывать педагогическую деятельность по проектированию программ основного и среднего общего образования в области биологии и химии
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.содержание понятий "рабочая прогрмма", "образовательная программа";
типы школьных программ;
структуру школьных программ;
функции школьных программ;
принципы проектирования школьных программ;
способы проектирования школьных программ
3.2.Уметь:
3.2.1.выявлять структуру, типы, функции школьных программ;
применять принципы и способы проектирования школьных программ на практике
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.технологией проектирования школьных программ.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические основы проектирования школьных образовательных программ
1.1. Историко-культурные источники развития педагогического проектирования Лекции 5 2 УК-2, ОПК-2, ОПК-7, ПК-3, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2
1.2. Педагогическое проектирование как механизм реализации инноваций в профессиональном образовании Лекции 5 2 УК-2, ОПК-2, ОПК-7, ПК-3, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2
1.3. Основные понятия педагогического проектирования Лекции 5 2 УК-2, ОПК-2, ОПК-7, ПК-3, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
1.4. Функции проектной деятельности Лекции 5 4 УК-2, ОПК-2, ОПК-7, ПК-3, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2
1.5. Уровни педагогического проектирования Лекции 5 2 УК-2, ОПК-2, ОПК-7, ПК-3, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2
1.6. Принципы проектной деятельности Лекции 5 2 УК-2, ОПК-2, ОПК-7, ПК-3, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2
1.7. Субъекты проектной деятельности Лекции 5 2 УК-2, ОПК-2, ОПК-7, ПК-3, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2
1.8. Объекты проектной деятельности Практические 5 2 УК-2, ОПК-2, ОПК-7, ПК-3, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2
1.9. Логика организации проектной деятельности Практические 5 2 УК-2, ОПК-2, ОПК-7, ПК-3, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
Раздел 2. Педагогическое проектирование в системе школьного и дополнительного эколого-биологического образования
2.1. Учебные проекты Практические 5 2 УК-2, ОПК-2, ОПК-7, ПК-3, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2
2.2. Разработка учебных проектов Практические 5 2 УК-2, ОПК-2, ОПК-7, ПК-3, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2
2.3. Досуговые проекты Практические 5 2 УК-2, ОПК-2, ОПК-7, ПК-3, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2
2.4. Подготовка досуговых проектов Практические 5 2 УК-2, ОПК-2, ОПК-7, ПК-3, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2
2.5. Социально-педагогические проекты Практические 5 2 УК-2, ОПК-2, ОПК-7, ПК-3, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2
2.6. Проекты личностного становления Практические 5 2 УК-2, ОПК-2, ОПК-7, ПК-3, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2
2.7. Сетевые проекты Практические 5 2 УК-2, ОПК-2, ОПК-7, ПК-3, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2
2.8. Проектирование содержания образования Практические 5 2 УК-2, ОПК-2, ОПК-7, ПК-3, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
2.9. Логика проектирования образовательных систем Сам. работа 5 4 УК-2, ОПК-2, ОПК-7, ПК-3, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
2.10. Проектирование педагогических технологий Сам. работа 5 4 УК-2, ОПК-2, ОПК-7, ПК-3, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2
2.11. Результаты и оценка проектной деятельности Сам. работа 5 6 УК-2, ОПК-2, ОПК-7, ПК-3, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2
2.12. Требования к участникам педагогического проектирования Сам. работа 5 6 УК-2, ОПК-2, ОПК-7, ПК-3, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2
Раздел 3. Педагогическое прогнозирование
3.1. Прогнозирование – необходимый элемент деятельности педагога Сам. работа 5 6 УК-2, ОПК-2, ОПК-7, ПК-3, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2
3.2. Основные направления педагогического прогнозирования Сам. работа 5 6 УК-2, ОПК-2, ОПК-7, ПК-3, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2
3.3. Прогнозирование, планирование и проектирование Сам. работа 5 6 УК-2, ОПК-2, ОПК-7, ПК-3, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2
3.4. Разработка прогностической модели одной из образовательных систем Сам. работа 5 6 УК-2, ОПК-2, ОПК-7, ПК-3, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2
3.5. Эссе "Прогнозирование в образовании – реальность или утопия?" Сам. работа 5 6 УК-2, ОПК-2, ОПК-7, ПК-3, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2
3.6. Подготовка к зачету Сам. работа 5 18 УК-2, ОПК-2, ОПК-7, ПК-3, ПК-4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Бермус, А.Г. Введение в педагогическую деятельность: учебник Директ-Медиа, 2013 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=209242
Л1.2 Ю.Г. Татур. Высшее образование: методология и опыт проектирования : учебно-методическое пособие : учебно-методическое пособие Москва : Логос, 2006. http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=84742
Л1.3 И.А. Колесникова; М. П. Горчакова-Сибирская Педагогическое проектирование : учеб. пособие для вузов М. : Академия, 2007
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Л. В. Байбородова, И. Г. Харисова, М. И. Рожков, А. П. Чернявская ; отв. ред. Л. В. Байбородова. Теория обучения и воспитания, педагогические технологии : учебник и практикум для академического бакалавриата : учебник и практикум для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/C77D12F3-14D7-483E-8C87-886ECDB61980
Л2.2 К.Р. Овчинникова Дидактическое проектирование электронного учебника в высшей школе: теория и практика : Учебное пособие М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/D00B3285-B780-435A-9CCF-2B4B24AFB9F4.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронно-библиотечная система издательства «Лань» http://e.lanbook.com/
Э2 Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» http://biblioclub.ru/
Э3 Электронно-библиотечная система "Юрайт" https://www.biblio-online.ru/
Э4 Курс в Мудл https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3860
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows 7 Professional, № 46192494 от 26.11.2009 (бессрочная);
Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010 (бессрочная);
SPSS Statistics 21 от 26.03.2013, письмо (бессрочная);
FAR, http://www.farmanager.com/license.php?l=ru
XnView, http://xnviewload.ru/
7-Zip, http://www.7-zip.org/license.txt
AcrobatReader, http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf
DjVu reader, http://djvureader.org/
Putty, https://putty.org.ru/licence.html
VLC, http://www.videolan.org/legal.html
QTEPLOT, http://www.qtiplot.com/doc/manual-en/index.html
NETBEANS, https://netbeans.org/about/legal/index.html
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru);
Поисковая система «Google».
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Освоение дисциплины предполагает активную самостоятельную работу студентов, которая организована для оптимизации и закрепления теоретических знаний и практических умений студентов, формирования умений использовать нормативную, справочную документацию и специальную литературу, развития познавательных способностей и активности студентов. Самостоятельная работа студентов - это индивидуальная учебная деятельность студентов, осуществляемая под руководством, но без непосредственного участия преподавателя.
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций;
- работу с литературой для изучения тем, которые не разбираются на занятиях;
- выполнение самостоятельных работ, направленных на формирование практических навыков деловой коммуникации.
В начале семестра студенту необходимо ознакомиться с основным содержанием курса, перечнем литературы и учебно-методических материалов, графиком контроля, шкалой оценок и правилом вычисления рейтинга, возможностями повышения рейтинга.
При выполнении студентом индивидуальной работы предусмотрено посещение консультаций: 1) с целью снятия возможных затруднений; 2) с целью демонстрации максимального готового материала для возможной корректировки.
При подготовке к лекции рекомендуется:
1) просмотреть записи предшествующей лекции и восстановить в памяти ранее изученный материал;
2) полезно просмотреть и предстоящий материал будущей лекции;
3) если задана самостоятельная проработка отдельных фрагментов темы прошлой лекции, то ее надо выполнить не откладывая;
4) психологически настроиться на лекцию.
Цель практических занятий, проводимых по дисциплине, - углубление и закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения материала, а также совершенствование практических навыков по дисциплине.
Необходимо ознакомиться с заданием к практическому занятию; определить примерный объем работы по подготовке к ним; выделить вопросы, упражнения и задачи, ответы на которые или выполнение и решение без предварительной подготовки не представляются возможными; ознакомиться с перечнем рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов.
При ответах на вопросы и выполнении заданий необходимо внимательно прочитать текст и попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой. Порядок ответов может быть различным: либо вначале делается вывод, а затем приводятся аргументы, либо дается развернутая аргументация принятого решения, на основании которой предлагается ответ. Возможны и несколько вариантов ответов.
При подготовке к занятиям обучаемые могут пользоваться техническими средствами обучения и дидактическими материалами (схемами и др.), которыми располагает учебное заведение. Эти же средства могут быть использованы и на занятиях для лучшего закрепления учебного материала или подтверждения правильности ответов на поставленные вопросы.
Занятия проводятся в форме свободной дискуссии при активном участии всех обучаемых. Поэтому магистранты имеют возможность дополнять выступающих, не соглашаться с ними, высказывать и отстаивать альтернативные точки зрения, поправлять выступающих, задавать им вопросы, предлагать для обсуждения новые проблемы, анализировать практику применения знаний по рассматриваемому вопросу. Дискуссия не ис-ключает стихийного возникновения полемики. Вопросы могут быть заданы и преподавателю.
Разрешается использовать на занятиях записи с ответами на вопросы, упражнения и задачи, выполненные во время подготовки к ним, тексты нормативных актов, литературные источники. Обсуждение каждого вопроса, упражнения, задачи (ситуации) обычно заканчивается кратким заключением преподавателя. По окончании занятия преподаватель подводит итоги дискуссии и высказывает свою точку зрения, отмечает как положительные, так и отрицательные моменты, проявившиеся в ходе занятия. Одновременно преподаватель дает студентам задание к следующему практическому занятию.
В случае пропусков студентом лекционных или практических занятий ему необходимо восстановить учебный материал самостоятельно с использованием учебно-методических пособий по курсу и пройти собеседование по пропущенным темам для контроля усвоения материала.
Для получения итоговой аттестации (зачета) автоматически студент не должен иметь пропусков занятий без уважительных причин, успешно и в установленный срок проходить текущий контроль, выполнить контрольную работу, иметь семестровый рейтинг более 75 баллов. Если семестровый рейтинг студента менее 50 баллов, то к итоговой аттестации он не допускается.