МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Профессиональная ориентация учащихся в системе дополнительного эколого-биологического образования

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕT (реорганизована) 72
Направление подготовки44.04.01. Педагогическое образование
ПрофильПедагог школьного и дополнительного образования в сфере биологии и экологии
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz44_04_01_ПО-ПШиДОвСБиЭ-3-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 58
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 58 58 58 58
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
канд. биол. наук, доцент, Шапетько Елена Васильевна

Рецензент(ы):
канд. пед. наук, начальник управления рекрутинга абитуриентов, Гончарова Елена Николаевна

Рабочая программа дисциплины
Профессиональная ориентация учащихся в системе дополнительного эколого-биологического образования

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 21.11.2014г. №1505)

составлена на основании учебного плана:
44.04.01 Педагогическое образование
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕT (реорганизована) 72

Протокол от 23.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Морозова Ольга Петровна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НЕT (реорганизована) 72

Протокол от 23.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой Морозова Ольга Петровна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование профессиональных компетенций, включающих способности к созданию в системе дополнительного эколого-биологического образования условий для развития профессионально-ориентированной, самостоятельной, активно развивающейся творческой личности, способной к профессиональной адаптации и самореализации в обществе.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.06

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 готовностью осуществлять профессиональную коммуникацию в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности
ПК-4 готовностью к разработке и реализации методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- особенности формального и неформального общения в процессе профессиональной коммуникации;
- принципы конструктивного речевого общения;
- методы установления отношений с различными субъектами, вовлеченными в процесс профессиональной ориентации учащихся в системе дополнительного эколого-биологического образования;
- методики, технологии и приемы обучения в профориентационной работе школьников, методы анализа результатов процесса их использования в учреждениях дополнительного эколого-биологического образования.
3.2.Уметь:
3.2.1.- планировать и организовывать коммуникативный процесс в организации профориентационной работы со школьниками в системе дополнительного эколого-биологического образования;
- определять типы, виды, формы и модели коммуникации в профориентационной работе со школьниками в системе дополнительного эколого-биологического образования;
- анализировать результаты используемых методик, технологий и приемов обучения в процессе профориентации учащихся в дополнительном эколого-биологическом образовании.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- использования знаний о проблемах коммуникаций в организации профориентационной работы с учащимися в учреждении дополнительного эколого-биологического образования
- речевого общения в профессиональной сфере учреждение дополнительного эколого-биологического образования;
- взаимодействия с различными структурами, вовлеченными в процессе профессиональной ориентации учащихся в дополнительном эколого-биологическом образовании
- применения методик, технологий и приемов обучения в профориентационной работе со школьниками, анализа результатов процесса их использования в учреждении дополнительного эколого-биологического образования

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Особености профессиональной ориентации учащихся в системе дополнительного эколого-биологического образования
1.1. Дополнительное эколого-биологическое образование как фактор профессионального самоопределения Лекции 2 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.1
1.2. Дополнительное эколого-биологическое образование как фактор профессионального самоопределения Сам. работа 2 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.1
1.3. Сущность и компоненты профессиональной ориентации школьников в системе дополнительного эколого-биологического образования Сам. работа 2 2 ОПК-1, ПК-4 Л1.1, Л2.1
1.4. Цель, задачи и принципы процесса профессиональной ориентации учащихся в дополнительном эколого-биологическом образовании Сам. работа 2 2 ОПК-1, ПК-4 Л1.1, Л2.1
1.5. Направления профессиональной ориентации школьников в учреждениях дополнительного эколого-биологического образования Сам. работа 2 4 ОПК-1, ПК-4 Л1.1, Л2.1
1.6. Возможности объединений эколого-биологической направленности в подготовке школьников к осознанному выбору профессии Практические 2 2 ОПК-1, ПК-4 Л1.1, Л2.1
1.7. Возможности объединений эколого-биологической направленности в подготовке школьников к осознанному выбору профессии Сам. работа 2 2 ОПК-1, ПК-4 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Организация системы профессиональной ориентации учащихся в учреждениях дополнительного эколого-биологического образования
2.1. Проектирование и реализация профессионально-ориентированных программ как личностно-развивающей системы в учреждении дополнительного эколого-биологического образования Практические 2 2 ОПК-1, ПК-4 Л1.1, Л2.1
2.2. Проектирование и реализация профессионально-ориентированных программ как личностно-развивающей системы в учреждении дополнительного эколого-биологического образования Сам. работа 2 6 ОПК-1, ПК-4 Л1.1, Л2.1
2.3. Содержание образовательной деятельности педагога дополнительного эколого-биологического образования в контексте профессиональной ориентации учащихся Сам. работа 2 4 ОПК-1, ПК-4 Л1.1, Л2.1
2.4. Внедрение комплекса образовательных технологий в профессиональной ориентации учащихся дополнительного эколого-биологического образования Практические 2 2 ОПК-1, ПК-4 Л1.1, Л2.1
2.5. Внедрение комплекса образовательных технологий в профессиональной ориентации учащихся дополнительного эколого-биологического образования Сам. работа 2 6 ОПК-1, ПК-4 Л1.1, Л2.1
2.6. Технология организации профессиональных проб в системе дополнительного эколого-биологического образования Сам. работа 2 4 ОПК-1, ПК-4 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Условия успешной профессиональной ориентации школьников в системе дополнительного эколого-биологического образования
3.1. Реализация компетентностного подхода в условия профориентационной модели в системе дополнительного эколого-биологического образования Сам. работа 2 4 ОПК-1, ПК-4 Л1.1, Л2.1
3.2. Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута школьника в системе профессиональной ориентации учреждения дополнительного эколого-биологического образования Практические 2 2 ОПК-1, ПК-4 Л1.1, Л2.1
3.3. Личностно-ориентированный характер профессиональной ориентации учащихся в дополнительно эколого-биологическом образовании Сам. работа 2 4 ОПК-1, ПК-4 Л1.1, Л2.1
3.4. Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута школьника в системе профессиональной ориентации учреждения дополнительного эколого-биологического образования Сам. работа 2 6 ОПК-1, ПК-4 Л1.1, Л2.1
3.5. Инновационные формы сетевого взаимодействия учреждений основного и дополнительного эколого-биологического образования в профессиональной ориентации учащихся Сам. работа 2 4 ОПК-1, ПК-4 Л1.1, Л2.1
3.6. Учет возрастных особенностей школьников в профориентационной работе педагога дополнительного эколого-биологического образования Сам. работа 2 6 ОПК-1, ПК-4 Л1.1, Л2.1
3.7. Механизмы включения системы дополнительного эколого-биологического образования в профориентационную работу общеобразовательных школ Сам. работа 2 2 ОПК-1, ПК-4 Л1.1, Л2.1
3.8. Зачет Зачет 2 4 ОПК-1, ПК-4 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Е.Н. Измайлова, Э.Г. Касимова Компетентностный подход в образовании : учебное пособие Уфа : Уфимский государственный университет экономики и сервиса, 2015 biblioclub.ru/index.php?page=book&id=445137
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 сост.: Я. К. Смирнова, Л. Д. Демина Введение в профессию: учеб. пособие АлтГУ, 2017 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/3509
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронно-библиотечная система издательства «Лань» e.lanbook.com
Э2 Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Э3 Электронно-библиотечная система "Юрайт" www.biblio-online.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows 7 Professional, № 45900294 от 16.09.2009 (бессрочная);
Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010 (бессрочная);
Windows 7 Professional, № 49464762 от 14.12.2011 (бессрочная);
Office 2010 Professional, № 60357319 от 05.05.2012 (бессрочная);
SPSS Statistics 21 от 26.03.2013, письмо (бессрочная);
FAR, http://www.farmanager.com/license.php?l=ru
XnView, http://xnviewload.ru/
7-Zip, http://www.7-zip.org/license.txt
AcrobatReader, http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf
DjVu reader, http://djvureader.org/
Putty, https://putty.org.ru/licence.html
VLC, http://www.videolan.org/legal.html
QTEPLOT, http://www.qtiplot.com/doc/manual-en/index.html
NETBEANS, https://netbeans.org/about/legal/index.html
GIMP, https://docs.gimp.org/2.8/ru/


6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru);
Поисковая система «Google».
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Одна из главных задач в овладении курсом будущими педагогами состоит в осмыслении возможностей системы дополнительного эколого-биологического образования для профессиональной ориентации школьников. Поэтому прежде всего очень важно знать специфику учреждения дополнительного образования в подготовке детей и подростков к осмысленному выбору профессии, которая и определяет особенности организации профориентационной работы с учащимися в дополнительном эколого-биологическом образовании. С другой стороны, необходимо определить спектр возможных профессий эколого-биологической направленности, выбор которых могут осуществить школьники.
Студентам потребуется актуализировать знания из курса педагогики о сущности профессиональной ориентации учащихся, её структуре, функциях педагога в развитии данного направления. Такого рода знания станут основой для конкретизации общих представлений о профессиональной ориентации школьников с учетом специфики дополнительного эколого-биологического образования. В этом случае также помогут уже имеющиеся у студентов знания из курса педагогики дополнительного образования детей.
Ключевая задача заключается в том, чтобы овладеть способностью создавать условия для успешного выбора школьниками профессии. А для этого потребуется в первую очередь сформировать умения проектирования и реализации дополнительных программ, участвуя в которых школьники готовились бы к осознанному выбору профессии эколого-биологической направленности. Необходимо также будущему педагогу овладеть содержанием образовательной деятельности в контексте профессиональной ориентации учащихся; изучение потребностей и склонностей воспитанников; глубокое эмпатическое понимание и принятие личностных смыслов, создание условий для самореализации в контексте продуктивного учения,
оказание необходимой помощи и поддержки в выборе будущей профессиональной деятельности воспитанниками. Предстоит овладеть так же технологиями, с помощью которых можно успешно осуществлять профессиональную ориентацию в учреждении дополнительного эколого-биологического образования. Особого внимания потребует овладение технологией организации профессиональных проб, которые в максимальной степени стимулируют субъектную позицию личности ребенка в выборе профессии.