Закреплена за кафедрой | НЕT (реорганизована) 72 |
---|---|
Направление подготовки | 44.04.01. Педагогическое образование |
Профиль | Педагог школьного и дополнительного образования в сфере биологии и экологии |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | z44_04_01_ПО-ПШиДОвСБиЭ-3-2020 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 2 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 2 | 2 | 2 | 2 |
Практические | 8 | 8 | 8 | 8 |
Сам. работа | 58 | 58 | 58 | 58 |
Часы на контроль | 4 | 4 | 4 | 4 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
НЕT (реорганизована) 72
Протокол от 23.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой Морозова Ольга Петровна
1.1. | Формирование профессиональных компетенций, включающих способности к созданию в системе дополнительного эколого-биологического образования условий для развития профессионально-ориентированной, самостоятельной, активно развивающейся творческой личности, способной к профессиональной адаптации и самореализации в обществе. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.06 |
ОПК-1 | готовностью осуществлять профессиональную коммуникацию в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности |
ПК-4 | готовностью к разработке и реализации методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - особенности формального и неформального общения в процессе профессиональной коммуникации; - принципы конструктивного речевого общения; - методы установления отношений с различными субъектами, вовлеченными в процесс профессиональной ориентации учащихся в системе дополнительного эколого-биологического образования; - методики, технологии и приемы обучения в профориентационной работе школьников, методы анализа результатов процесса их использования в учреждениях дополнительного эколого-биологического образования. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - планировать и организовывать коммуникативный процесс в организации профориентационной работы со школьниками в системе дополнительного эколого-биологического образования; - определять типы, виды, формы и модели коммуникации в профориентационной работе со школьниками в системе дополнительного эколого-биологического образования; - анализировать результаты используемых методик, технологий и приемов обучения в процессе профориентации учащихся в дополнительном эколого-биологическом образовании. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - использования знаний о проблемах коммуникаций в организации профориентационной работы с учащимися в учреждении дополнительного эколого-биологического образования - речевого общения в профессиональной сфере учреждение дополнительного эколого-биологического образования; - взаимодействия с различными структурами, вовлеченными в процессе профессиональной ориентации учащихся в дополнительном эколого-биологическом образовании - применения методик, технологий и приемов обучения в профориентационной работе со школьниками, анализа результатов процесса их использования в учреждении дополнительного эколого-биологического образования |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Особености профессиональной ориентации учащихся в системе дополнительного эколого-биологического образования | ||||||
1.1. | Дополнительное эколого-биологическое образование как фактор профессионального самоопределения | Лекции | 2 | 2 | ОПК-1 | Л1.1, Л2.1 |
1.2. | Дополнительное эколого-биологическое образование как фактор профессионального самоопределения | Сам. работа | 2 | 2 | ОПК-1 | Л1.1, Л2.1 |
1.3. | Сущность и компоненты профессиональной ориентации школьников в системе дополнительного эколого-биологического образования | Сам. работа | 2 | 2 | ОПК-1, ПК-4 | Л1.1, Л2.1 |
1.4. | Цель, задачи и принципы процесса профессиональной ориентации учащихся в дополнительном эколого-биологическом образовании | Сам. работа | 2 | 2 | ОПК-1, ПК-4 | Л1.1, Л2.1 |
1.5. | Направления профессиональной ориентации школьников в учреждениях дополнительного эколого-биологического образования | Сам. работа | 2 | 4 | ОПК-1, ПК-4 | Л1.1, Л2.1 |
1.6. | Возможности объединений эколого-биологической направленности в подготовке школьников к осознанному выбору профессии | Практические | 2 | 2 | ОПК-1, ПК-4 | Л1.1, Л2.1 |
1.7. | Возможности объединений эколого-биологической направленности в подготовке школьников к осознанному выбору профессии | Сам. работа | 2 | 2 | ОПК-1, ПК-4 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 2. Организация системы профессиональной ориентации учащихся в учреждениях дополнительного эколого-биологического образования | ||||||
2.1. | Проектирование и реализация профессионально-ориентированных программ как личностно-развивающей системы в учреждении дополнительного эколого-биологического образования | Практические | 2 | 2 | ОПК-1, ПК-4 | Л1.1, Л2.1 |
2.2. | Проектирование и реализация профессионально-ориентированных программ как личностно-развивающей системы в учреждении дополнительного эколого-биологического образования | Сам. работа | 2 | 6 | ОПК-1, ПК-4 | Л1.1, Л2.1 |
2.3. | Содержание образовательной деятельности педагога дополнительного эколого-биологического образования в контексте профессиональной ориентации учащихся | Сам. работа | 2 | 4 | ОПК-1, ПК-4 | Л1.1, Л2.1 |
2.4. | Внедрение комплекса образовательных технологий в профессиональной ориентации учащихся дополнительного эколого-биологического образования | Практические | 2 | 2 | ОПК-1, ПК-4 | Л1.1, Л2.1 |
2.5. | Внедрение комплекса образовательных технологий в профессиональной ориентации учащихся дополнительного эколого-биологического образования | Сам. работа | 2 | 6 | ОПК-1, ПК-4 | Л1.1, Л2.1 |
2.6. | Технология организации профессиональных проб в системе дополнительного эколого-биологического образования | Сам. работа | 2 | 4 | ОПК-1, ПК-4 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 3. Условия успешной профессиональной ориентации школьников в системе дополнительного эколого-биологического образования | ||||||
3.1. | Реализация компетентностного подхода в условия профориентационной модели в системе дополнительного эколого-биологического образования | Сам. работа | 2 | 4 | ОПК-1, ПК-4 | Л1.1, Л2.1 |
3.2. | Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута школьника в системе профессиональной ориентации учреждения дополнительного эколого-биологического образования | Практические | 2 | 2 | ОПК-1, ПК-4 | Л1.1, Л2.1 |
3.3. | Личностно-ориентированный характер профессиональной ориентации учащихся в дополнительно эколого-биологическом образовании | Сам. работа | 2 | 4 | ОПК-1, ПК-4 | Л1.1, Л2.1 |
3.4. | Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута школьника в системе профессиональной ориентации учреждения дополнительного эколого-биологического образования | Сам. работа | 2 | 6 | ОПК-1, ПК-4 | Л1.1, Л2.1 |
3.5. | Инновационные формы сетевого взаимодействия учреждений основного и дополнительного эколого-биологического образования в профессиональной ориентации учащихся | Сам. работа | 2 | 4 | ОПК-1, ПК-4 | Л1.1, Л2.1 |
3.6. | Учет возрастных особенностей школьников в профориентационной работе педагога дополнительного эколого-биологического образования | Сам. работа | 2 | 6 | ОПК-1, ПК-4 | Л1.1, Л2.1 |
3.7. | Механизмы включения системы дополнительного эколого-биологического образования в профориентационную работу общеобразовательных школ | Сам. работа | 2 | 2 | ОПК-1, ПК-4 | Л1.1, Л2.1 |
3.8. | Зачет | Зачет | 2 | 4 | ОПК-1, ПК-4 | Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается). |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается). |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается). |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Е.Н. Измайлова, Э.Г. Касимова | Компетентностный подход в образовании : учебное пособие | Уфа : Уфимский государственный университет экономики и сервиса, 2015 | biblioclub.ru/index.php?page=book&id=445137 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | сост.: Я. К. Смирнова, Л. Д. Демина | Введение в профессию: учеб. пособие | АлтГУ, 2017 | http://elibrary.asu.ru/handle/asu/3509 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронно-библиотечная система издательства «Лань» | e.lanbook.com | ||
Э2 | Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» | biblioclub.ru | ||
Э3 | Электронно-библиотечная система "Юрайт" | www.biblio-online.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Windows 7 Professional, № 45900294 от 16.09.2009 (бессрочная); Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010 (бессрочная); Windows 7 Professional, № 49464762 от 14.12.2011 (бессрочная); Office 2010 Professional, № 60357319 от 05.05.2012 (бессрочная); SPSS Statistics 21 от 26.03.2013, письмо (бессрочная); FAR, http://www.farmanager.com/license.php?l=ru XnView, http://xnviewload.ru/ 7-Zip, http://www.7-zip.org/license.txt AcrobatReader, http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf DjVu reader, http://djvureader.org/ Putty, https://putty.org.ru/licence.html VLC, http://www.videolan.org/legal.html QTEPLOT, http://www.qtiplot.com/doc/manual-en/index.html NETBEANS, https://netbeans.org/about/legal/index.html GIMP, https://docs.gimp.org/2.8/ru/ | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru); Поисковая система «Google». Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Одна из главных задач в овладении курсом будущими педагогами состоит в осмыслении возможностей системы дополнительного эколого-биологического образования для профессиональной ориентации школьников. Поэтому прежде всего очень важно знать специфику учреждения дополнительного образования в подготовке детей и подростков к осмысленному выбору профессии, которая и определяет особенности организации профориентационной работы с учащимися в дополнительном эколого-биологическом образовании. С другой стороны, необходимо определить спектр возможных профессий эколого-биологической направленности, выбор которых могут осуществить школьники. Студентам потребуется актуализировать знания из курса педагогики о сущности профессиональной ориентации учащихся, её структуре, функциях педагога в развитии данного направления. Такого рода знания станут основой для конкретизации общих представлений о профессиональной ориентации школьников с учетом специфики дополнительного эколого-биологического образования. В этом случае также помогут уже имеющиеся у студентов знания из курса педагогики дополнительного образования детей. Ключевая задача заключается в том, чтобы овладеть способностью создавать условия для успешного выбора школьниками профессии. А для этого потребуется в первую очередь сформировать умения проектирования и реализации дополнительных программ, участвуя в которых школьники готовились бы к осознанному выбору профессии эколого-биологической направленности. Необходимо также будущему педагогу овладеть содержанием образовательной деятельности в контексте профессиональной ориентации учащихся; изучение потребностей и склонностей воспитанников; глубокое эмпатическое понимание и принятие личностных смыслов, создание условий для самореализации в контексте продуктивного учения, оказание необходимой помощи и поддержки в выборе будущей профессиональной деятельности воспитанниками. Предстоит овладеть так же технологиями, с помощью которых можно успешно осуществлять профессиональную ориентацию в учреждении дополнительного эколого-биологического образования. Особого внимания потребует овладение технологией организации профессиональных проб, которые в максимальной степени стимулируют субъектную позицию личности ребенка в выборе профессии. |