МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Профессиональная этика
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройНЕT (реорганизована) 72
Направление подготовки44.03.05. Педагогическое образование(с двумя профилями подготовки)
ПрофильАнглийский язык/Китайский язык
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план44_03_05_АиК-1-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 44
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 17,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 18 10 18
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 44 27 44 27
Итого 72 63 72 63

Программу составил(и):
к. пед. наук, доцент, Тырина М.П.

Рецензент(ы):
д.п.н., профессор , Морозова О.П.

Рабочая программа дисциплины
Профессиональная этика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018г. №125)

составлена на основании учебного плана:
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕT (реорганизована) 72

Протокол от 23.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Морозова О.П., д-р пед. наук, профессор

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НЕT (реорганизована) 72

Протокол от 23.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой Морозова О.П., д-р пед. наук, профессор

1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у студентов знаний о профессиональной этике в педагогической деятельности и умений применять эти знания на практике.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.4

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-3: Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
ОПК-1: Способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики
ОПК-7: Способен взаимодействовать с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.специфику природы человека как социального и духовного существа;
формы общественного сознания и виды общественных отношений;
нормы профессиональной этики.
3.2.Уметь:
3.2.1.применять систему нравственных правил и норм поведения в общественных и профессиональных группах.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.понятиями о морали, нравственности; нормах морали и ее роли в обществе.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в педагогическую деятельность
1.1. Предмет и задачи курса «Профессиональная этика» Лекции 7 2 УК-3, ОПК-1, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
1.2. Предмет и задачи курса «Профессиональная этика» Практические 7 4 УК-3, ОПК-1, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
1.3. Предмет и задачи курса «Профессиональная этика» Сам. работа 7 2 УК-3, ОПК-1, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
1.4. Этический кодекс учителя Лекции 7 2 УК-3, ОПК-1, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
1.5. Этический кодекс учителя Практические 7 2 УК-3, ОПК-1, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
1.6. Этический кодекс учителя Сам. работа 7 2 УК-3, ОПК-1, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
1.7. Методы исследования в профессиональной этике Лекции 7 2 УК-3, ОПК-1, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
1.8. Методы исследования в профессиональной этике Практические 7 2 УК-3, ОПК-1, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
1.9. Методы исследования в профессиональной этике Сам. работа 7 2 УК-3, ОПК-1, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
1.10. Профессиональный долг. Профессиональные честь и достоинство. Профессиональная совесть и авторитет. Лекции 7 4 УК-3, ОПК-1, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
1.11. Профессиональный долг. Профессиональные честь и достоинство. Профессиональная совесть и авторитет. Практические 7 2 УК-3, ОПК-1, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
1.12. Профессиональный долг. Профессиональные честь и достоинство. Профессиональная совесть и авторитет. Сам. работа 7 2 УК-3, ОПК-1, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
1.13. Категории профессиональной этики в психолого-педагогической деятельности Практические 7 2 УК-3, ОПК-1, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
1.14. Возникновение профессиональной этики. Профессионализм как нравственная черта личности. Практические 7 2 УК-3, ОПК-1, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
1.15. Категории профессиональной этики в психолого-педагогической деятельности Сам. работа 7 4 УК-3, ОПК-1, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
1.16. Роль и место учителя в образовательном пространстве Лекции 7 4 УК-3, ОПК-1, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
1.17. Роль и место учителя в образовательном пространстве Практические 7 2 УК-3, ОПК-1, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
1.18. Роль и место учителя в образовательном пространстве Сам. работа 7 2 УК-3, ОПК-1, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
1.19. Работа педагога-психолога с учителями Лекции 7 4 УК-3, ОПК-1, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
1.20. Работа педагога-психолога с учителями Практические 7 2 УК-3, ОПК-1, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
1.21. Работа педагога-психолога с учителями Сам. работа 7 6 УК-3, ОПК-1, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
1.22. Подготовка к зачету Сам. работа 7 7 УК-3, ОПК-1, ОПК-7 Л3.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Александрова, З.А., С.Б. Кондратьева Профессиональная этика : учебное пособие М. : МПГУ, 2016. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=469398
Л1.2 Колмогорова Н.В. Основы общей и профессиональной этики и этикет : учебное пособие Омск : Издательство СибГУФК, 2012. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=274600
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 А.А. Афашагова Афашагова А.А. Профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности : учебное пособие М. ; Берлин : Директ-Медиа , 2014. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=253720
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Т.Н. Козловская, Г.А. Епанчинцева, Л.В. Зубова Профессиональная этика : учебно-методическое пособие Оренбург : ОГУ, , 2015 URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=439222
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows 7 Professional, № 46192494 от 26.11.2009 (бессрочная);
Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010 (бессрочная);
SPSS Statistics 21 от 26.03.2013, письмо (бессрочная);
FAR, http://www.farmanager.com/license.php?l=ru;
XnView, http://xnviewload.ru/;
7-Zip, http://www.7-zip.org/license.txt;
AcrobatReader, http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf;
DjVu reader, http://djvureader.org/;
Putty, https://putty.org.ru/licence.html;
VLC, http://www.videolan.org/legal.html;
QTEPLOT, http://www.qtiplot.com/doc/manual-en/index.html;
NETBEANS, https://netbeans.org/about/legal/index.html
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru);
Поисковая система «Google»;
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Освоение данной дисциплины предполагает активную самостоятельную работу студентов, которая организована для оптимизации и закрепления теоретических знаний и практических умений студентов, формирования умений использовать нормативную, справочную документацию и специальную литературу, развития познавательных способностей и активности студентов. Самостоятельная работа студентов - это индивидуальная учебная деятельность студентов, осуществляемая под руководством, но без непосредственного участия преподавателя.
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций;
- работу с литературой для изучения тем, которые не разбираются на занятиях;
- выполнение самостоятельных работ, направленных на формирование практических навыков деловой коммуникации.
В начале семестра студенту необходимо ознакомиться с основным содержанием курса, перечнем литературы и учебно-методических материалов, графиком контроля, шкалой оценок и правилом вычисления рейтинга, возможностями повышения рейтинга.
При выполнении студентом индивидуальной работы предусмотрено посещение консультаций: 1) с целью снятия возможных затруднений; 2) с целью демонстрации максимального готового материала для возможной корректировки.
При подготовке к лекции рекомендуется:
1) просмотреть записи предшествующей лекции и восстановить в памяти ранее изученный материал;
2) полезно просмотреть и предстоящий материал будущей лекции;
3) если задана самостоятельная проработка отдельных фрагментов темы прошлой лекции, то ее надо выполнить не откладывая;
4) психологически настроиться на лекцию.
Цель практических занятий, проводимых по дисциплине, - углубление и закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения материала, а также совершенствование практических навыков по дисциплине.
Необходимо ознакомиться с заданием к практическому занятию; определить примерный объем работы по подготовке к ним; выделить вопросы, упражнения и задачи, ответы на которые или выполнение и решение без предварительной подготовки не представляются возможными; ознакомиться с перечнем рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов.
При ответах на вопросы и выполнении заданий необходимо внимательно прочитать текст и попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой. Порядок ответов может быть различным: либо вначале делается вывод, а затем приводятся аргументы, либо дается развернутая аргументация принятого решения, на основании которой предлагается ответ. Возможны и несколько вариантов ответов.
При подготовке к занятиям обучаемые могут пользоваться техническими средствами обучения и дидактическими материалами (схемами и др.), которыми располагает учебное заведение. Эти же средства могут быть использованы и на занятиях для лучшего закрепления учебного материала или подтверждения правильности ответов на поставленные вопросы.
Занятия проводятся в форме свободной дискуссии при активном участии всех обучаемых. Поэтому магистранты имеют возможность дополнять выступающих, не соглашаться с ними, высказывать и отстаивать альтернативные точки зрения, поправлять выступающих, задавать им вопросы, предлагать для обсуждения новые проблемы, анализировать практику применения знаний по рассматриваемому вопросу. Дискуссия не ис-ключает стихийного возникновения полемики. Вопросы могут быть заданы и преподавателю.
Разрешается использовать на занятиях записи с ответами на вопросы, упражнения и задачи, выполненные во время подготовки к ним, тексты нормативных актов, литературные источники. Обсуждение каждого вопроса, упражнения, задачи (ситуации) обычно заканчивается кратким заключением преподавателя. По окончании занятия преподаватель подводит итоги дискуссии и высказывает свою точку зрения, отмечает как положительные, так и отрицательные моменты, проявившиеся в ходе занятия. Одновременно преподаватель дает студентам задание к следующему практическому занятию.
В случае пропусков студентом лекционных или практических занятий ему необходимо восстановить учебный материал самостоятельно с использованием учебно-методических пособий по курсу и пройти собеседование по пропущенным темам для контроля усвоения материала.
Для получения итоговой аттестации автоматически студент не должен иметь пропусков занятий без уважительных причин, успешно и в установленный срок проходить текущий контроль, выполнить контрольную работу, иметь семестровый рейтинг более 75 баллов. Если семестровый рейтинг студента менее 50 баллов, то к итоговой аттестации он не допускается.