МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психологические основы профессиональной деятельности педагога школьного и дополнительного образования

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕT (реорганизована) 72
Направление подготовки44.04.01. Педагогическое образование
ПрофильПедагог школьного и дополнительного образования в сфере информатики и робототехники
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план44_04_01_ИиР-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 76
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 17,329999923706
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 76 76 76 76
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.п.н., доцент, Мясникова О.В.

Рецензент(ы):
д-р пед.наук, профессор, Морозова О.П.

Рабочая программа дисциплины
Психологические основы профессиональной деятельности педагога школьного и дополнительного образования

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018г. №126)

составлена на основании учебного плана:
44.04.01 Педагогическое образование
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕT (реорганизована) 72

Протокол от 23.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Морозова О.П., д.п.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НЕT (реорганизована) 72

Протокол от 23.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой Морозова О.П., д.п.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.- формирование готовности к решению нестандартных производственных задач, способности внести свой вклад в совершенствование той сферы деятельности, которую изберет в качестве профессии,
- формирование гражданской и научной позиции специалиста; жизненных ориентаций, способности участвовать в жизненных обстоятельствах в качестве активной действующей силы и оказывать на них позитивное влияние; способности управлять своей жизнью и тем самым вносить свой вклад в социокультурное развитие общества;
- развитие профессионально-зрелой личности специалиста.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1 Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
УК-4 Способен применять современные коммуникативные технологии, в том числе на иностранном(ых) языке(ах), для академического и профессионального взаимодействия
УК-6 Способен определять и реализовывать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки
ОПК-6 Способен проектировать и использовать эффективные психолого-педагогические, в том числе инклюзивные, технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания обучающихся с особыми образовательными потребностями
ОПК-7 Способен планировать и организовывать взаимодействия участников образовательных отношений
ОПК-8 Способен проектировать педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний и результатов исследований
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- соответствия своих личностных характеристик избранной профессии;
– основные положения самокоррекции, самовоспитания в соответствии с выявленными недостатками;
– положения о профессиональном стрессе и мерах защиты от него;
– технику бесконфликтного эффективного делового общения.
3.2.Уметь:
3.2.1.- обнаруживать и применять свои личностные характеристики к избранной профессии;
– применять методы самокоррекции, самовоспитания в соответствии с выявленными недостатками;
– бороться с профессиональным стрессом и защищаться от него;
– вести бесконфликтный эффективный деловой диалог.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.умениями:
- обнаруживать и применять свои личностные характеристики к избранной профессии;
– применять методы самокоррекции, самовоспитания в соответствии с выявленными недостатками;
– бороться с профессиональным стрессом и защищаться от него;
– вести бесконфликтный эффективный деловой диалог.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические основы психологии профессиональной деятельности.
1.1. Объект, предмет, функции и принципы психологии профессиональной деятельности. Лекции 3 2 УК-1, УК-4, УК-6, ОПК-6, ОПК-7, ОПК-8 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.2. Профессиональная пригодность. Критерии профессионального отбора. Практические 3 2 УК-1, УК-4, УК-6, ОПК-6, ОПК-7, ОПК-8 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.3. Профессиональная готовность. Виды профессиональной готовности. Сам. работа 3 21 УК-1, УК-4, УК-6, ОПК-6, ОПК-7, ОПК-8 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.4. Профессиональная деятельность. Фазы развития профессионализма. Лекции 3 2 УК-1, УК-4, УК-6, ОПК-6, ОПК-7, ОПК-8 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.5. Профессиональная направленность. Практические 3 2 УК-1, УК-4, УК-6, ОПК-6, ОПК-7, ОПК-8 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Личность в пространстве профессиональной деятельности.
2.1. Работоспособность и утомление. Рабочий динамический стереотип. Лекции 3 6 УК-1, УК-4, УК-6, ОПК-6, ОПК-7, ОПК-8 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.2. Профессиональные стрессы. Виды профессиональных стрессов. Практические 3 8 УК-1, УК-4, УК-6, ОПК-6, ОПК-7, ОПК-8 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.3. Профессиональные стрессы. Виды профессиональных стрессов. Сам. работа 3 21 УК-1, УК-4, УК-6, ОПК-6, ОПК-7, ОПК-8 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.4. Умения и способности, необходимые для успешной профессиональной деятельности. Сам. работа 3 34 УК-1, УК-4, УК-6, ОПК-6, ОПК-7, ОПК-8 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Управление профессиональным развитием и саморазвитием.
3.1. Психологические типы деятельности, общения, поведения и их роль в профессиональной деятельности. Лекции 3 4 УК-1, УК-4, УК-6, ОПК-6, ОПК-7, ОПК-8 Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.2. Профессиональный авторитет и самоутверждение специалиста. Практические 3 6 УК-1, УК-4, УК-6, ОПК-6, ОПК-7, ОПК-8 Л1.2, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложение "Фонд оценочных средств".
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение "Фонд оценочных средств".
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение "Фонд оценочных средств".

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 ред. В. А. Сластенин Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие для вузов М. : Академия, , 2007
Л1.2 В. И. Загвязинский Теория обучения: современная интерпретация: учеб. пособие для вузов М.: Академия, 2007
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 О.В. Зацепина, Г.В. Лаврентьев, Н.Б. Лаврентьева Технология организации самостоятельной работы будущих педагогов профессионального обучения: монография АлтГУ, 2008
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Дистанционный курс "Психологические основы профессиональной деятельности" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office, Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС «Университетская библиотека online»-http://www.biblioclub.ru
ЭБС Алтайского государственного университета-http://elibrary.asu.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При подготовке к лекции рекомендуется:
1) просмотреть записи предшествующей лекции и восстановить в памяти ранее изученный материал;
2) полезно просмотреть и предстоящий материал будущей лекции;
3) если задана самостоятельная проработка отдельных фрагментов темы прошлой лекции, то ее надо выполнить не откладывая;
4) психологически настроиться на лекцию.
Цель практических занятий, проводимых по дисциплине, - углубление и закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения материала, а также совершенствование практических навыков по дисциплине.
Необходимо ознакомиться с заданием к практическому занятию; определить примерный объем работы по подготовке к ним; выделить вопросы, упражнения и задачи, ответы на которые или выполнение и решение без предварительной подготовки не представляются возможными; ознакомиться с перечнем рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов.
При ответах на вопросы и выполнении заданий необходимо внимательно прочитать текст и попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой. Порядок ответов может быть различным: либо вначале делается вывод, а затем приводятся аргументы, либо дается развернутая аргументация принятого решения, на основании которой предлагается ответ. Возможны и несколько вариантов ответов.
При подготовке к занятиям обучаемые могут пользоваться техническими средствами обучения и дидактическими материалами (схемами и др.), которыми располагает учебное заведение. Эти же средства могут быть использованы и на занятиях для лучшего закрепления учебного материала или подтверждения правильности ответов на поставленные вопросы.
Занятия проводятся в форме свободной дискуссии при активном участии всех обучаемых. Поэтому магистранты имеют возможность дополнять выступающих, не соглашаться с ними, высказывать и отстаивать альтернативные точки зрения, поправлять выступающих, задавать им вопросы, предлагать для обсуждения новые проблемы, анализировать практику применения знаний по рассматриваемому вопросу. Дискуссия не исключает стихийного возникновения полемики. Вопросы могут быть заданы и преподавателю.
Разрешается использовать на занятиях записи с ответами на вопросы, упражнения и задачи, выполненные во время подготовки к ним, тексты нормативных актов, литературные источники.
обсуждение каждого вопроса, упражнения, задачи (ситуации) обычно заканчивается кратким заключением преподавателя. По окончании занятия преподаватель подводит итоги дискуссии и высказывает свою точку зрения, отмечает как положительные, так и отрицательные моменты, проявившиеся в ходе занятия. Одновременно преподаватель дает студентам задание к следующему практическому занятию.
При подготовке к промежуточной аттестации и выполнении письменных работ следует придерживаться методических указаний, представленных в УМК по дисциплине.