МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Системно-деятельностный подход в школьном и дополнительном эколого-биологическом образовании

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕT (реорганизована) 72
Направление подготовки44.04.01. Педагогическое образование
ПрофильПедагог школьного и дополнительного образования в сфере биологии и экологии
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz44_04_01_ПО-ПШиДОвСБиЭ-3-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 94
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 94 94 94 94
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.п.н., профессор, Морозова О.П.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Системно-деятельностный подход в школьном и дополнительном эколого-биологическом образовании

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 21.11.2014г. №1505)

составлена на основании учебного плана:
44.04.01 Педагогическое образование
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕT (реорганизована) 72

Протокол от 23.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Морозова О.П., д.п.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НЕT (реорганизована) 72

Протокол от 23.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой Морозова О.П., д.п.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование теоретических знаний о специфике системно-деятельностного подхода, его значении в реализации ФГОС;
формирование знаний о современных педагогических технологиях, используемых для реализации системно-деятельностного подхода в обучении;
формирование теоретических знаний, практических умений и навыков проведения эколого-биологических занятий в рамках системно-деятельностного подхода;
формирование способности организовывать процесс обучения, исходя из конкретных условий как основа практического моделирования в педагогической деятельности

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3 готовностью взаимодействовать с участниками образовательного процесса и социальными партнерами, руководить коллективом, толерантно воспринимая социальные, этноконфессиональные и культурные различия
ПК-11 готовностью к разработке и реализации методических моделей, методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основы взаимодействия с различными участниками образовательного процесса и социальными партнерами в условиях реализации системно-деятельностного подхода в школьном и дополнительном эколого-биологическом образовании;
принципы и методы руководства коллективом, сущность толерантного восприятия социальных, этноконфессиональных и культурных различий.
3.2.Уметь:
3.2.1.создавать эколого-биологические си-туации для учащихся;
создавать условия, способствующие эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и формированию экологического мышления; вовлекать в природоохранную деятельность участников образова-тельного процесса;
создавать условия для толерантного взаимодействия учащихся при проведении совместных эколого-биологических мероприятий;
структурировать учебный материал в соответствии с целями обучения;
конструктивно взаимодействовать с участниками образовательного процесса;
разрабатывать урок и внеурочное занятие по критериям и показателям системно-деятельностного подхода;
проводить анализ урока и внеурочного занятия по критериям и показателям системно-еятельностного подхода.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.владения технологией системно-деятельностного подхода;
индивидуального подхода к обучающимся при планировании эколого-биологической деятельности в рамках системно-деятельностного подхода;
владеия педагогическими основами обучения в эколого-биологическом направлении;
владения принципами гуманитарного стиля педагогического мышления;
владения основами природоохранной деятельности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Особенности реализации системно-деятельностного подхода при организации эколого-биологической деятельности со школьниками
1.1. Сущность системно-деятельностно-го подхода в обучении в условиях современной школы Лекции 1 2 ОПК-3, ПК-11 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.2. Изучение понятия системно-деятельностно-го подхода и его цели Сам. работа 1 6 ОПК-3, ПК-11 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.3. Основные принципы системно-деятельностно-го подхода Сам. работа 1 6 ОПК-3, ПК-11 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.4. Технология системно-деятельностного подхода Практические 1 2 ОПК-3, ПК-11 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.5. Основные технологии системно-деятельностно-го подхода в эколого-биологическом образовании Сам. работа 1 12 ОПК-3, ПК-11 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Реализация эколого-биологического образования в системе деятельностного подхода
2.1. Уроки биологии и экологии в рамках системно-деятельностно-го подхода Практические 1 2 ОПК-3, ПК-11 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.2. Этапы урока в рамках системно-деятельностно-го подхода Сам. работа 1 10 ОПК-3, ПК-11 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.3. Разработка урока биологии и урока экологии в рамках деятельностно-го подхода Сам. работа 1 16 ОПК-3, ПК-11 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.4. Анализ урока и внеурочного занятия по критериям и показателям системно-деятельностно-го подхода Практические 1 2 ОПК-3, ПК-11 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.5. Организация внеурочной работы учащихся по биологии и экологии в школе Сам. работа 1 14 ОПК-3, ПК-11 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.6. Разработка внеурочного занятия эколого-биологической направленностив рамках системно-деятельностно-го подхода Сам. работа 1 16 ОПК-3, ПК-11 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.7. Особенности реализации деятельностно-го подхода через систему дополнительно-го образования Практические 1 2 ОПК-3, ПК-11 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.8. Организация природоохран-ной деятельности школьников в учреждениях дополнительно-го образования Сам. работа 1 4 ОПК-3, ПК-11 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Эффективность использования деятельностного подхода в эколого-биологическом образовании
3.1. Результаты использования системно-деятельностно-го подхода в эколого-биологическом образовании Сам. работа 1 2 ОПК-3, ПК-11 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.2. Значение системно-деятельностно-го подхода в эколого-биологическом образовании Сам. работа 1 2 ОПК-3, ПК-11 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.3. Значение уроков биологии в формировании экологического мышления Сам. работа 1 4 ОПК-3, ПК-11 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.4. Роль учреждений дополнительно-го образования в формировании экологической культуры школьников Сам. работа 1 2 ОПК-3, ПК-11 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 4. Подведение итогов изучения курса
4.1. Зачет Зачет 1 4 ОПК-3, ПК-11 Л2.1, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Арбузова Е.Н. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Под общ. ред. Блинова В. И. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА В 2 Ч. ЧАСТЬ 1. Учебное пособие для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Дудина М.Н. Дидактика высшей школы: от традиций к инновациям : учебное пособие для вузов М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/89C5A71F-385E-4033-9790-8997377D7528.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Системно-деятельностный подход в школьном и дополнительном эколого-биологическом образовании" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows 7 Professional, № 45900294 от 16.09.2009 (бессрочная);
Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010 (бессрочная);
Windows 7 Professional, № 49464762 от 14.12.2011 (бессрочная);
Office 2010 Professional, № 60357319 от 05.05.2012 (бессрочная);
SPSS Statistics 21 от 26.03.2013, письмо (бессрочная);
FAR, http://www.farmanager.com/license.php?l=ru
XnView, http://xnviewload.ru/
7-Zip, http://www.7-zip.org/license.txt
AcrobatReader, http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf
DjVu reader, http://djvureader.org/
Putty, https://putty.org.ru/licence.html
VLC, http://www.videolan.org/legal.html
QTEPLOT, http://www.qtiplot.com/doc/manual-en/index.html
NETBEANS, https://netbeans.org/about/legal/index.html
GIMP, https://docs.gimp.org/2.8/ru/


6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru);
Поисковая система «Google»;
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Освоение дисциплины "Системно-деятельностный подход в школьном и дополнительном эколого-биологическом образовании " предполагает активную самостоятельную работу студентов, которая организована для оптимизации и закрепления теоретических знаний и практических умений студентов, формирования умений использовать нормативную, справочную документацию и специальную литературу, развития познавательных способностей и активности студентов. Самостоятельная работа студентов - это индивидуальная учебная деятельность студентов, осуществляемая под руководством, но без непосредственного участия преподавателя.
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций;
- работу с литературой для изучения тем, которые не разбираются на занятиях;
- выполнение самостоятельных работ, направленных на формирование практических навыков деловой коммуникации.
В начале семестра студенту необходимо ознакомиться с основным содержанием курса, перечнем литературы и учебно-методических материалов, графиком контроля, шкалой оценок и правилом вычисления рейтинга, возможностями повышения рейтинга.
При выполнении студентом индивидуальной работы предусмотрено посещение консультаций: 1) с целью снятия возможных затруднений; 2) с целью демонстрации максимального готового материала для возможной корректировки.
При подготовке к лекции рекомендуется:
1) просмотреть записи предшествующей лекции и восстановить в памяти ранее изученный материал;
2) полезно просмотреть и предстоящий материал будущей лекции;
3) если задана самостоятельная проработка отдельных фрагментов темы прошлой лекции, то ее надо выполнить не откладывая;
4) психологически настроиться на лекцию.
Цель практических занятий, проводимых по дисциплине, - углубление и закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения материала, а также совершенствование практических навыков по дисциплине.
Необходимо ознакомиться с заданием к практическому занятию; определить примерный объем работы по подготовке к ним; выделить вопросы, упражнения и задачи, ответы на которые или выполнение и решение без предварительной подготовки не представляются возможными; ознакомиться с перечнем рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов.
При ответах на вопросы и выполнении заданий необходимо внимательно прочитать текст и попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой. Порядок ответов может быть различным: либо вначале делается вывод, а затем приводятся аргументы, либо дается развернутая аргументация принятого решения, на основании которой предлагается ответ. Возможны и несколько вариантов ответов.
При подготовке к занятиям обучаемые могут пользоваться техническими средствами обучения и дидактическими материалами (схемами и др.), которыми располагает учебное заведение. Эти же средства могут быть использованы и на занятиях для лучшего закрепления учебного материала или подтверждения правильности ответов на поставленные вопросы.
Занятия проводятся в форме свободной дискуссии при активном участии всех обучаемых. Поэтому магистранты имеют возможность дополнять выступающих, не соглашаться с ними, высказывать и отстаивать альтернативные точки зрения, поправлять выступающих, задавать им вопросы, предлагать для обсуждения новые проблемы, анализировать практику применения знаний по рассматриваемому вопросу. Дискуссия не ис-ключает стихийного возникновения полемики. Вопросы могут быть заданы и преподавателю.
Разрешается использовать на занятиях записи с ответами на вопросы, упражнения и задачи, выполненные во время подготовки к ним, тексты нормативных актов, литературные источники. Обсуждение каждого вопроса, упражнения, задачи (ситуации) обычно заканчивается кратким заключением преподавателя. По окончании занятия преподаватель подводит итоги дискуссии и высказывает свою точку зрения, отмечает как положительные, так и отрицательные моменты, проявившиеся в ходе занятия. Одновременно преподаватель дает студентам задание к следующему практическому занятию.
В случае пропусков студентом лекционных или практических занятий ему необходимо восстановить учебный материал самостоятельно с использованием учебно-методических пособий по курсу и пройти собеседование по пропущенным темам для контроля усвоения материала.
Для получения итоговой аттестации (зачета) автоматически студент не должен иметь пропусков занятий без уважительных причин, успешно и в установленный срок проходить текущий контроль, выполнить контрольную работу, иметь семестровый рейтинг более 75 баллов. Если семестровый рейтинг студента менее 50 баллов, то к итоговой аттестации он не допускается.