МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социальная педагогика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕT (реорганизована) 72
Направление подготовки44.05.01. специальность Педагогика и психология девиантного поведения
СпециализацияПсихолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план44_05_01_ПиПДП-5-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 36
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 20
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 36 36 36 36
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
канд.пед.наук, доцент, Мясникова О.В.

Рецензент(ы):
канд.психол.наук, доцент, Любимова О.М.

Рабочая программа дисциплины
Социальная педагогика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 44.05.01 ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 19.12.2016г. №1611)

составлена на основании учебного плана:
44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕT (реорганизована) 72

Протокол от 23.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Морозова О.П., д-р пед. наук, профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НЕT (реорганизована) 72

Протокол от 23.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой Морозова О.П., д-р пед. наук, профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование у студентов гуманистических социальных установок по отношению к субъектам и
процессу социального воспитания, готовности к решению профессиональных задач в области социально-педагогической деятельности: создание условий для полноценного обучения, воспитания детей, взаимодействия и общения ребенка со сверстниками и взрослыми, социализации воспитанников; участие в междисциплинарных психолого-педагогических и социально-реабилитационных мероприятиях во взаимодействии со смежными специалистами.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 способностью использовать закономерности и методы педагогики и психологии в профессиональной деятельности
ПК-8 способностью выявлять специфику психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической и другим социальным группам, диагностировать психологические свойства и состояния человека, характеристики психических процессов и проявлений в различных видах деятельности, проводить мониторинг личностного развития и социального поведения индивидов и групп, составлять психодиагностические заключения и рекомендации по их использованию
ПК-9 способностью выделять лиц группы риска, осуществлять психолого-педагогическую диагностику несовершеннолетних с девиантным поведением, в том числе отбывающих наказание в пенитенциарных учреждениях или содержащихся в специальных учебно-воспитательных учреждениях для детей и подростков с девиантным поведением
ПК-11 способностью осуществлять психолого-педагогическое консультирование, разрабатывать модели психолого-педагогической диагностики проблем лиц, нуждающихся в коррекционных воздействиях, разрабатывать, выбирать, реализовывать и оценивать эффективность форм, методов коррекционных мероприятий, программ психолого-педагогической помощи и поддержки лиц, склонных к девиантному поведению, социально-психологической реабилитации несовершеннолетних с девиантным поведением, в том числе отбывающих наказание, их адаптации к среде пенитенциарного учреждения или специального учебно-воспитательного учреждения
ПК-12 способностью к комплексному воздействию на уровень развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сфер, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека, осуществлять психологическое и педагогическое вмешательство с целью оказания индивиду, группе психологической помощи
ПК-32 способностью осуществлять психолого-педагогическую экспертизу личностного и социального развития детей и подростков, социальной среды, профилактических и коррекционно-реабилитационных программ и мер
ПСК-4.1 способность применять методологию сопровождения детей и подростков группы риска
ПСК-4.2 способность проводить динамическую диагностику психосоциальных проблем и отклонений развития, признаков семейной дисфункции, жестокого обращения и насилия
ПСК-4.3 способность планировать и реализовывать программы системного пролонгированного сопровождения
ПСК-4.4 способность проводить психологическое просвещение специалистов смежных профилей, а так же других лиц, участвующих в процессе сопровождения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основные закономерности и методы педагогики и психологии в профессиональной деятельности
- специфику индивидуального и группового психологического обследования учащихся различного возраста
- методику социальной профилактики, диагностики, коррекции недостатков личностного развития детей
- концепции личности, психологическую структуру личности, индивидуально типологические особенности личности, методы изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики
- современные методы, позволяющие осуществлять психолого-педагогическую экспертизу личностного и социального развития детей и подростков, социальной среды, профилактических и коррекционно-реабилитационных программ и мер
- приемы и методы организации, планирования психопрофилактических мероприятий
- методы психологической диагностики отклоняющегося развития личности у детей и подростков, мониторинга социального поведения и личностного развития

3.2.Уметь:
3.2.1.- проводить динамическую диагностику психосоциальных проблем и отклонений развития, признаков семейной дисфункции, жестокого обращения и насилия; оценку рисков и ресурсов позитивного развития в социальной и образовательной среде
- выявлять психолого-педагогические проблемы, приводящие к отклонениям в поведении; использовать методы анализа процессе сопровождения социальной ситуации развития для выявления факторов риска девиантного поведения и ресурсов позитивного социального развития
- пользоваться приемами и методами организации, планирования психопрофилактических мероприятий, составления заключений о прогнозе поведения осужденного, групп осужденных
- осуществлять психолого-педагогическую экспертизу личностного и социального развития детей и подростков, социальной среды, профилактических и коррекционно-реабилитационных программ и мер
- ориентироваться в многообразии теоретических подходов к проблеме личности; анализировать социально-педагогические явления
- выделять лиц группы риска, осуществлять психолого-педагогическую диагностику несовершеннолетних с девиантным поведением, в том числе отбывающих наказание в пенитенциарных учреждениях или содержащихся в специальных учебно-воспитательных учреждениях для детей и подростков с девиантным поведением
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками использования методов анализа социальной ситуации развития ребенка для выявления факторов риска девиантного поведения и ресурсов позитивного социального развития
- способами создания благоприятной и психологически комфортной социальной среды с привлечением родителей и членов семьи, других детей и значимых взрослых
- базовыми методами и процедурами проведения мероприятий, направленных на прогноз поведения, анализ и интерпретацию полученных результатов
- приемами, позволяющими осуществлять психолого-педагогическую экспертизу личностного и социального развития детей и подростков, социальной среды, профилактических и коррекционно-реабилитационных программ и мер
- методами психологического изучения личности, коллектива
- приемами, позволяющими выделять лиц группы риска, осуществлять психолого-педагогическую диагностику несовершеннолетних с девиантным поведением, в том числе отбывающих наказание в пенитенциарных учреждениях или содержащихся в специальных учебно-воспитательных учреждениях для детей и подростков с девиантным поведением

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Социальная педагогика как отрасль знания
1.1. Социальная педагогика как отрасль научного знания и сфера практической деятельности Лекции 4 2 ОПК-1, ПК-32, ПСК-4.1 Л2.3, Л2.2, Л3.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1
1.2. Реализация принципа гуманизма в социальной педагогике Сам. работа 4 2 ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-11, ПК-12, ПК-32, ПСК-4.1, ПСК-4.2, ПСК-4.3 Л2.3, Л2.2, Л3.1, Л1.3, Л2.1, Л1.1
1.3. Категории социальной педагогики Лекции 4 2 ПК-32, ПСК-4.1 Л2.3, Л2.2, Л3.1, Л1.3, Л1.1
1.4. Наследственность и развитие ребенка Сам. работа 4 2 ПСК-4.1 Л2.3, Л2.2, Л3.1, Л1.3, Л1.1
1.5. Методология и методы социально-педагогического исследования Лекции 4 2 ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-11, ПК-12, ПК-32, ПСК-4.1, ПСК-4.2, ПСК-4.3 Л2.3, Л2.2, Л3.1, Л1.3, Л1.1
1.6. Среда и развитие ребенка Сам. работа 4 2 ОПК-1, ПК-32 Л2.3, Л2.2, Л3.1, Л1.3, Л2.1, Л1.1
1.7. Основные принципы социальной педагогики Лекции 4 2 ОПК-1, ПК-32 Л2.3, Л2.2, Л3.1, Л1.3, Л2.1, Л1.1
1.8. Человек и его характеристика с точки зрения процесса социализации Сам. работа 4 2 ОПК-1, ПК-32, ПСК-4.1 Л2.3, Л2.2, Л3.1, Л1.3, Л2.1, Л1.1
1.9. Социализация – ключевая проблема социальной педагогики Лекции 4 2 ОПК-1, ПК-32 Л2.3, Л2.2, Л3.1, Л1.3, Л1.1
1.10. Характеристика процесса социализации Сам. работа 4 2 ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-11, ПК-12, ПК-32, ПСК-4.1, ПСК-4.2, ПСК-4.3 Л2.3, Л2.2, Л3.1, Л1.3, Л1.1
1.11. Развитие ребенка в социуме Лекции 4 2 ОПК-1, ПК-32, ПСК-4.1 Л2.3, Л2.2, Л3.1, Л1.3, Л2.1, Л1.1
1.12. Школа как открытая система воспитательная система Сам. работа 4 2 ОПК-1, ПК-32 Л2.3, Л2.2, Л3.1, Л1.3, Л1.1
Раздел 2. Социализация как ключевая проблема социальной педагогики
2.1. Социализация как социально-педагогическое явление, ее сущность и механизмы Лекции 4 2 ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-11, ПК-12, ПК-32, ПСК-4.1, ПСК-4.2, ПСК-4.3 Л2.3, Л2.2, Л3.1, Л1.3, Л1.1
2.2. Социальная педагогика как область профессиональной практической деятельности Сам. работа 4 2 ОПК-1, ПК-32, ПСК-4.1 Л2.3, Л2.2, Л3.1, Л1.3, Л2.1, Л1.1
2.3. Человек в процессе социализации Практические 4 2 ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-11, ПК-12, ПК-32, ПСК-4.1, ПСК-4.2, ПСК-4.3 Л2.3, Л2.2, Л3.1, Л1.3, Л1.1
2.4. Методология и методы социально-педагогического исследования Сам. работа 4 2 ОПК-1, ПК-32 Л2.3, Л2.2, Л3.1, Л1.3, Л1.1
2.5. Мегафакторы социализации Практические 4 2 ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-11, ПК-12, ПК-32, ПСК-4.1, ПСК-4.2, ПСК-4.3 Л2.3, Л2.2, Л3.1, Л1.3, Л1.1
2.6. Характеристика методов социально-педагогического исследования Сам. работа 4 2 ОПК-1, ПК-32, ПСК-4.1 Л2.3, Л2.2, Л3.1, Л1.3, Л2.1, Л1.1
2.7. Макрофакторы социализации Практические 4 2 ОПК-1, ПК-32 Л2.3, Л2.2, Л3.1, Л1.3, Л1.1
2.8. Подростковые клубы и их роль в социализации детей и подростков Сам. работа 4 2 ОПК-1, ПК-32 Л2.3, Л2.2, Л3.1, Л1.3, Л1.1
2.9. Мезофакторы социализации Практические 4 2 ОПК-1, ПК-32 Л2.3, Л2.2, Л3.1, Л1.3, Л1.1
2.10. Неформальные подростковые и молодежные объединения Сам. работа 4 2 ОПК-1, ПК-32, ПСК-4.1 Л2.3, Л2.2, Л3.1, Л1.3, Л1.1
2.11. Микрофакторы социализации Практические 4 2 ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-11, ПК-12, ПК-32, ПСК-4.1, ПСК-4.2, ПСК-4.3 Л2.3, Л2.2, Л3.1, Л1.3, Л1.1
2.12. Принципы природосообразности и культуросообразности педагогики в трудах классиков педагогики Сам. работа 4 2 ОПК-1, ПК-32 Л2.3, Л2.2, Л3.1, Л1.3, Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Социальное воспитание как совокупность организации социального опыта, образования и индивидуальной помощи в воспитательных организациях
3.1. Создание условий для развития духовно-ценностной ориентации человека в воспитательных организациях Практические 4 2 ОПК-1, ПК-32, ПСК-4.1 Л2.3, Л2.2, Л3.1, Л1.3, Л1.1
3.2. Направления и формы работы с детьми-инвалидами Сам. работа 4 2 ОПК-1, ПК-32 Л2.3, Л2.2, Л3.1, Л1.3, Л2.1, Л1.1
3.3. Школа как педагогическая система и объект научного управления Практические 4 2 ОПК-1, ПК-32, ПСК-4.1 Л2.3, Л2.2, Л3.1, Л1.3, Л2.1, Л1.1
3.4. Охрана здоровья молодого поколения как социальная проблема Сам. работа 4 2 ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-11, ПК-12, ПК-32, ПСК-4.1, ПСК-4.2, ПСК-4.3 Л2.3, Л2.2, Л3.1, Л1.3, Л1.1
3.5. Семья как микрофактор и первичный институт социализации Практические 4 2 ОПК-1, ПК-32, ПСК-4.1 Л2.3, Л2.2, Л3.1, Л1.3, Л2.1, Л1.1
3.6. Условия и факторы семейного воспитания Сам. работа 4 2 ОПК-1, ПК-32 Л2.3, Л2.2, Л3.1, Л1.3, Л1.1
3.7. Брак и семья как фактор стабильности общества Практические 4 2 ОПК-1, ПК-32 Л2.3, Л2.2, Л3.1, Л1.3, Л1.1
3.8. Социально-педагогическая деятельность с семьей Сам. работа 4 2 ОПК-1, ПК-32, ПСК-4.1 Л2.3, Л2.2, Л3.1, Л1.3, Л1.1
3.9. Демографические аспекты состояния и развития семьи Практические 4 2 ОПК-1, ПК-32 Л2.3, Л2.2, Л3.1, Л1.3, Л2.1, Л1.1
3.10. Социально-педагогическая деятельность с детьми, оставшимися без попечения родителей Сам. работа 4 2 ОПК-1, ПК-32, ПСК-4.1 Л2.3, Л2.2, Л3.1, Л1.3, Л2.1, Л1.1
3.11. Социально-педагогическая виктимология Практические 4 2 ОПК-1, ПК-8, ПК-9, ПК-11, ПК-12, ПК-32, ПСК-4.1, ПСК-4.2, ПСК-4.3 Л2.3, Л2.2, Л3.1, Л1.3, Л1.1
3.12. Средства массовой информации и их роль в процессе социализации Сам. работа 4 2 ОПК-1, ПК-32, ПСК-4.1 Л2.3, Л2.2, Л3.1, Л1.3, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Контрольные вопросы и задания приведены в фос (см. приложение фос).
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы письменных работ приведены в фос (см. приложение фос).

5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения промежуточной аттестации и итогового контроля.
Фонд оценочных средств включает: письменные работы (синквейн, рефераты по педагогическим взглядам классиков педагогики и современных педагогов, конспекты учебных занятий: урока, родительского собрания, воспитательного мероприятия, этической беседы); устные ответы на контактных занятиях; выполнение практических заданий и ответы на вопросы к экзамену (см. Приложения).

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ромм, Татьяна Александровна Педагогика социального воспитания: учебное пособие Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru
Л1.2 Сластенин В.А. - Отв. ред., Каширин В.П. - Отв. ред. ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА В 2 Ч. ЧАСТЬ 1. ПСИХОЛОГИЯ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.3 Сластенин В.А. - Отв. ред., Каширин В.П. - Отв. ред. ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА В 2 Ч. ЧАСТЬ 2. ПЕДАГОГИКА. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Бермус А. Г. Введение в педагогическую деятельность: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Директ-Медиа, 2013 biblioclub.ru
Л2.2 сост.: Я. К. Смирнова, Л. Д. Демина Введение в профессию: учеб. пособие АлтГУ, 2017 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/3509
Л2.3 под ред. П. И. Пидкасистого Педагогика: учеб. пособие М.: Юрайт, 2011
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Ю.Г. Татур. Высшее образование: методология и опыт проектирования : учебно-методическое пособие : учебно-методическое пособие Москва : Логос, 2006. biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office, Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС «Университетская библиотека online»-http://www.biblioclub.ru
ЭБС Алтайского государственного университета-http://elibrary.asu.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При подготовке к лекции рекомендуется:
1) просмотреть записи предшествующей лекции и восстановить в памяти ранее изученный материал;
2) полезно просмотреть и предстоящий материал будущей лекции;
3) если задана самостоятельная проработка отдельных фрагментов темы прошлой лекции, то ее надо выполнить не откладывая;
4) психологически настроиться на лекцию.
Цель практических занятий, проводимых по дисциплине, - углубление и закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения материала, а также совершенствование практических навыков по дисциплине.
Необходимо ознакомиться с заданием к практическому занятию; определить примерный объем работы по подготовке к ним; выделить вопросы, упражнения и задачи, ответы на которые или выполнение и решение без предварительной подготовки не представляются возможными; ознакомиться с перечнем рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов.
При ответах на вопросы и выполнении заданий необходимо внимательно прочитать текст и попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой. Порядок ответов может быть различным: либо вначале делается вывод, а затем приводятся аргументы, либо дается развернутая аргументация принятого решения, на основании которой предлагается ответ. Возможны и несколько вариантов ответов.
При подготовке к занятиям обучаемые могут пользоваться техническими средствами обучения и дидактическими материалами (схемами и др.), которыми располагает учебное заведение. Эти же средства могут быть использованы и на занятиях для лучшего закрепления учебного материала или подтверждения правильности ответов на поставленные вопросы.
Занятия проводятся в форме свободной дискуссии при активном участии всех обучаемых. Поэтому магистранты имеют возможность дополнять выступающих, не соглашаться с ними, высказывать и отстаивать альтернативные точки зрения, поправлять выступающих, задавать им вопросы, предлагать для обсуждения новые проблемы, анализировать практику применения знаний по рассматриваемому вопросу. Дискуссия не исключает стихийного возникновения полемики. Вопросы могут быть заданы и преподавателю.
Разрешается использовать на занятиях записи с ответами на вопросы, упражнения и задачи, выполненные во время подготовки к ним, тексты нормативных актов, литературные источники.
обсуждение каждого вопроса, упражнения, задачи (ситуации) обычно заканчивается кратким заключением преподавателя. По окончании занятия преподаватель подводит итоги дискуссии и высказывает свою точку зрения, отмечает как положительные, так и отрицательные моменты, проявившиеся в ходе занятия. Одновременно преподаватель дает студентам задание к следующему практическому занятию.
При подготовке к промежуточной аттестации и выполнении письменных работ следует придерживаться методических указаний, представленных в УМК по дисциплине.