МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Стиль педагогического мышления
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройНЕT (реорганизована) 72
Направление подготовки44.06.01. Образование и педагогические науки
НаправленностьТеория и методика профессионального образования
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz44_06_01_ТМПО-4-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 18
самостоятельная работа 50
контроль 4
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 10 10 10 10
Сам. работа 50 50 50 50
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
д-р пед. наук, профессор, Морозова О.П.

Рецензент(ы):
д-р пед. наук, профессор, Лопаткин В.М.

Рабочая программа дисциплины
Стиль педагогического мышления

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.06.01 ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 30.07.2014г. №902)

составлена на основании учебного плана:
44.06.01 Образование и педагогические науки
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕT (реорганизована) 72

Протокол от 23.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д-р пед. наук, профессор Морозова О.П.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НЕT (реорганизована) 72

Протокол от 23.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой д-р пед. наук, профессор Морозова О.П.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.введение обучающихся в методологическую культуру педагогической деятельности;
формирование у аспирантов современного стиля педагогического мышления.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1: владением методологией и методами педагогического исследования
ПК-1: способность демонстрировать системное понимание в области изучения профессионального образования, мастерство в части умений и методов исследования, используемых в области образования и педагогических науках
УК-6: способностью планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.проявления методологической культуры преподавателя в его педагогической деятельности;
понятие стиля педагогического мышления как ядра методологической культуры педагога;
сущность стиля современного педагогического мышления как способа видения педагогической действительности, способа построения и решения задач собственной педагогической деятельности;
особенности гуманитарного стиля педагогического мышления как системы принципов, которой руководствуется педагог в своей профессиональной деятельности, в том числе и в области изучения профессионального образования, использования умений и методов исследования, применяемых в области образования и педагогических науках.
3.2.Уметь:
3.2.1.концептуально осмысливать, проектировать и выстраивать собственную образовательную деятельность как деятельность гуманитарную;
планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития на основе гуманитарного стиля педагогического мышления;
демонстрировать гуманитарный стиль педагогического мышления как систему принципов, который руководствуется педагог в своей профессиональной деятельности, в том числе и в области изучения профессионального образования, использования умений и методов исследования, применяемых в области образования и педагогических науках.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.владения методологической культурой как способ проявления гуманитарного стиля педагогического мышления;
способом построения и решения задач собственного профессионального и личностного развития;
демонстрации гуманитарного стиля педагогического мышления как системы принципов, которыми руководствуется педагог в своем подходе к проектированию, осуществлению педагогического процесса и анализу его результатов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Новое мышление в современном образовании
1.1. Методологическая культура преподавателя Лекции 5 2 ОПК-1, ПК-1, УК-6 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.2. Методологическая культура преподавателя Сам. работа 5 2 ОПК-1, ПК-1, УК-6 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.3. Гуманитарное определение стиля нового педагогического мышления Сам. работа 5 2 ОПК-1, ПК-1, УК-6 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.4. Принципы гуманитарного стиля мышления педагогов в текстах художественной литературы Сам. работа 5 2 ОПК-1, ПК-1, УК-6 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.5. Принципы гуманитарного стиля мышления педагогов в текстах художественной литературы Сам. работа 5 4 ОПК-1, ПК-1, УК-6 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.6. Стиль мышления педагогов разных парадигм образования Лекции 5 2 ОПК-1, ПК-1, УК-6 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.7. Стиль мышления педагогов разных парадигм образования Практические 5 2 ПК-1, УК-6 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.8. Стиль мышления педагогов разных парадигм образования Сам. работа 5 2 ПК-1, УК-6 Л2.1, Л1.2
1.9. Стиль педагогического мышления Я.А. Коменского Сам. работа 5 2 ПК-1, УК-6 Л2.1, Л1.2
1.10. Стиль педагогического мышления К.Д.Ушинского Сам. работа 5 2 ПК-1, УК-6 Л2.1, Л1.2
1.11. Стиль педагогического мышления современных педагогов-новаторов Лекции 5 2 ПК-1, УК-6 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.12. Стиль педагогического мышления современных педагогов-новаторов Сам. работа 5 4 ПК-1, УК-6 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.13. Отношение к технократическому стилю мышления в текстах педагогов-классиков Сам. работа 5 2 ПК-1, УК-6 Л2.1, Л1.2
1.14. Отношение к гуманитарному стилю мышления в текстах педагогов-классиков Сам. работа 5 2 ПК-1, УК-6 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.15. Особенности стиля педагогического мышления преподавателя вуза(на основе анализа посещеногог учебного занятия) Сам. работа 5 4 ПК-1, УК-6 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.16. Определение стиля педагогического мышления преподавателя вуза (анализ посещенного учебного занятия) Практические 5 2 ПК-1, УК-6 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Образовательные коллизии: история и современность
2.1. Стиль педагогического мышления в художественных текстах. Сам. работа 5 2 ПК-1, УК-6 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.2. Анализ стиля педагогического мышления в художественных текстах Сам. работа 5 2 ОПК-1, ПК-1, УК-6 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.3. Стиль педагогического мышления в афоризмах Сам. работа 5 2 ПК-1, УК-6 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.4. Выявление стиля педагогического мышления на основе афоризмов Сам. работа 5 6 ПК-1, УК-6 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.5. Как понимают образование философы Лекции 5 2 ПК-1, УК-6 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.6. Как понимают образование философы Сам. работа 5 2 ПК-1, УК-6 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.7. Анализ стиля педагогического мышления в философских текстах Сам. работа 5 2 ОПК-1, ПК-1, УК-6 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.8. Стиль педагогического мышления в психолого-педагогической литературе Практические 5 2 ПК-1, УК-6 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.9. Анализ стиля педагогического мышления в психолого-педагогических текстах Практические 5 2 ОПК-1, ПК-1, УК-6 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.10. Перекличка голосов: Художник слова, Философ, Ученый Сам. работа 5 2 ПК-1, УК-6 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.11. Проектирование учебного занятия по преподаваемой дисциплине на основе реализации принципов стиля нового педагогического мышления Сам. работа 5 4 ПК-1, УК-6 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.12. Проектирование учебного занятия по преподаваемой дисциплине на основе реализации принципов стиля нового педагогического мышления Практические 5 2 ПК-1, УК-6 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.13. Зачёт Зачет 5 4 ОПК-1, ПК-1, УК-6 Л2.1, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Б.Р. Мандель Инновационные процессы в образовании и педагогическая инноватика: учебное пособие для обучающихся в магистратуре Берлин : Директ-Медиа, 2017 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=455509
Л1.2 Ю. В. Сенько Вопросы стиля педагогического мышления: учеб. пособие Изд-во АлтГУ, 2013 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/185
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Фроловская М.Н. Гуманитарное основание профессиональной культуры педагога: монография Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2011 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/652
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows 7 Professional, № 46192494 от 26.11.2009 (бессрочная);
Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010 (бессрочная);
SPSS Statistics 21 от 26.03.2013, письмо (бессрочная);
FAR, http://www.farmanager.com/license.php?l=ru
XnView, http://xnviewload.ru/
7-Zip, http://www.7-zip.org/license.txt
AcrobatReader, http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf
DjVu reader, http://djvureader.org/
Putty, https://putty.org.ru/licence.html
VLC, http://www.videolan.org/legal.html
QTEPLOT, http://www.qtiplot.com/doc/manual-en/index.html
NETBEANS, https://netbeans.org/about/legal/index.html
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru);
Поисковая система «Google».

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для оптимальной организации магистрантами изучения данной дисциплины рекомендуется посещение контактных занятий и активное участие в их работе.
При подготовке к лекции рекомендуется:
1) просмотреть записи предшествующей лекции и восстановить в памяти ранее изученный материал;
2) полезно просмотреть и предстоящий материал будущей лекции;
3) если задана самостоятельная проработка отдельных фрагментов темы прошлой лекции, то ее надо выполнить не откладывая;
4) психологически настроиться на лекцию.
Цель практических занятий, проводимых по дисциплине, - углубление и закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения материала, а также совершенствование практических навыков по дисциплине.
Необходимо ознакомиться с заданием к практическому занятию; определить примерный объем работы по подготовке к ним; выделить вопросы, упражнения и задачи, ответы на которые или выполнение и решение без предварительной подготовки не представляются возможными; ознакомиться с перечнем рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов.
При ответах на вопросы и выполнении заданий необходимо внимательно прочитать текст и попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой. Порядок ответов может быть различным: либо вначале делается вывод, а затем приводятся аргументы, либо дается развернутая аргументация принятого решения, на основании которой предлагается ответ. Возможны и несколько вариантов ответов.
При подготовке к занятиям обучаемые могут пользоваться техническими средствами обучения и дидактическими материалами (схемами и др.), которыми располагает учебное заведение. Эти же средства могут быть использованы и на занятиях для лучшего закрепления учебного материала или подтверждения правильности ответов на поставленные вопросы.
Занятия проводятся в форме свободной дискуссии при активном участии всех обучаемых. Поэтому магистранты имеют возможность дополнять выступающих, не соглашаться с ними, высказывать и отстаивать альтернативные точки зрения, поправлять выступающих, задавать им вопросы, предлагать для обсуждения новые проблемы, анализировать практику применения знаний по рассматриваемому вопросу. Дискуссия не ис-ключает стихийного возникновения полемики. Вопросы могут быть заданы и преподавателю.
Разрешается использовать на занятиях записи с ответами на вопросы, упражнения и задачи, выполненные во время подготовки к ним, тексты нормативных актов, литературные источники.
Обсуждение каждого вопроса, упражнения, задачи (ситуации) обычно заканчивается кратким заключением преподавателя. По окончании занятия преподаватель подводит итоги дискуссии и высказывает свою точку зрения, отмечает как положительные, так и отрицательные моменты, проявившиеся в ходе занятия. Одновременно преподаватель дает студентам задание к следующему практическому занятию.
При подготовке к промежуточной аттестации и выполнении письменных работ следует придерживаться методических указаний, представленных в УМК по дисциплине.