МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социальная психология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки44.05.01. специальность Педагогика и психология девиантного поведения
СпециализацияПсихолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план44_05_01_ПиПДП-1-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 48
самостоятельная работа 69
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 34 34 34 34
Сам. работа 69 69 69 69
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
д.пс.н., проф., И.А. Ральникова

Рецензент(ы):
к.пс.н., доц., О.С. Гурова

Рабочая программа дисциплины
Социальная психология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 44.05.01 ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 19.12.2016г. №1611)

составлена на основании учебного плана:
44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ральникова Ирина Александровна, д.психол.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой Ральникова Ирина Александровна, д.психол.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель: развитие социально–психологического мышления студентов на основе изучения закономерностей поведения и деятельности людей, включенных в социальные группы, а также психологических характеристик групп.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 способностью использовать закономерности и методы педагогики и психологии в профессиональной деятельности
ПК-8 способностью выявлять специфику психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической и другим социальным группам, диагностировать психологические свойства и состояния человека, характеристики психических процессов и проявлений в различных видах деятельности, проводить мониторинг личностного развития и социального поведения индивидов и групп, составлять психодиагностические заключения и рекомендации по их использованию
ПК-10 способностью устанавливать причины отклоняющегося поведения личности, причины кризиса, в котором оказался ребенок (подросток), причины социального неблагополучия семьи, изучать личностные особенности и социально-бытовые условия жизни детей, семьи и социального окружения, выявлять позитивные и негативные влияния на ребенка (подростка), а также различного рода проблемы в развитии личности и межличностных взаимоотношениях
ПК-35 способностью обрабатывать, анализировать и систематизировать научную информацию, отечественный и зарубежный опыт по теме научного исследования
ПСК-4.4 способность проводить психологическое просвещение специалистов смежных профилей, а так же других лиц, участвующих в процессе сопровождения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.предмет социальной психологии; историю развития социально-психологических идей в отечественной и зарубежной традиции; особенности социально-психологического подхода к пониманию и изучению общения; психологические характеристики больших и малых социальных групп; место социальной психологии в системе научных дисциплин; методологию и методы социально-психологического исследования; особенности социально-психологического подхода к исследованию личности, социализации, социальной установки; о методологии, этике, методах, методиках направленных на выявление специфики психического функционирования человека в контексте особенностей социальных условий, его принадлежности к гендерной, этнической и другим социальным группам; методических инструментах мониторинга социального поведения индивидов и групп; о причинах социально-психологического характера, сопутствующих формированию отклоняющегося поведения личности;
основные принципы обработки, анализа и систематизации научной информации в контексте социальной психологии, отечественный и зарубежный опыт изучения социально-психологической проблематики в контексте темы научного исследования
3.2.Уметь:
3.2.1.определять принадлежность научного явления к сфере социально-психологического знания, применять знания о системе социально-психологических категорий и методов для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики, определять проблемное поле научного исследования в рамках социальной психологии; анализировать и систематизировать научную информацию, отечественный и зарубежный опыт по теме научного исследования, организовывать и проводить стандартные прикладные исследования в области решения задач социальной психологии; диагностировать особенности психического функционирования человека с учетом условий его социализации и принадлежности к гендерной, этнической и другим социальным группам, проводить мониторинг социального поведения индивидов и групп; диагностировать социально-психологические причины отклоняющегося поведения личности, выявлять социально-психологические факторы позитивного и негативного влияния на ребенка (подростка), а также различного рода социально-психологические проблемы в развитии личности и межличностных взаимоотношениях; применять знания социальной психологии в целях психологического просвещения специалистов смежных профилей, а также других лиц, участвующих в процессе сопровождения
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.принципами и методами научного исследования, анализа и описания социально-психологических явлений, навыками подбора и реализации методов и методик направленных на выявление специфики психического функционирования человека в контексте условий его социализации, принадлежности к гендерной, этнической и другим социальным группам; навыками установления социально-психологических причин отклоняющегося поведения личности, выявления факторов позитивного и негативного влияния на ребенка (подростка), а также различного рода проблем в развитии личности и межличностных взаимоотношениях; методическими инструментами социально-психологического исследования социального поведения индивидов и групп; навыками применения знаний социальной психологии в целях психологического просвещения специалистов смежных профилей

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Социальная психология как научная дисциплина
1.1. Предмет социальной психологии Лекции 5 1 ОПК-1, ПСК-4.4 Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.2. Первые исторические формы социально-психологического знания Лекции 5 1 ОПК-1, ПК-35, ПСК-4.4 Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.3. Методология социально-психологического исследования Лекции 5 1 ОПК-1, ПК-35, ПСК-4.4 Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.4. Предмет социальной психологии Практические 5 2 ОПК-1, ПК-35, ПСК-4.4 Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.5. Первые исторические формы социально-психологического знания Практические 5 2 ОПК-1, ПК-35, ПСК-4.4 Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.6. Методология социально-психологического исследования Практические 5 2 ОПК-1, ПК-35, ПСК-4.4 Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.7. Предмет социальной психологии Сам. работа 5 4 ОПК-1, ПК-35, ПСК-4.4 Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.8. Первые исторические формы социально-психологического знания Сам. работа 5 6 ОПК-1, ПК-35, ПСК-4.4 Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.9. Методология социально-психологического исследования Сам. работа 5 6 ОПК-1, ПК-35, ПСК-4.4 Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 2. Социально-психологическое исследование общения
2.1. Общение как обмен информацией Лекции 5 1 ОПК-1, ПК-8, ПК-10, ПК-35, ПСК-4.4 Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.2. Общение как взаимодействие Лекции 5 1 ОПК-1, ПК-8, ПК-10, ПК-35, ПСК-4.4 Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.3. Общение как межличностная перцепция Лекции 5 1 ОПК-1, ПК-8, ПК-10, ПК-35, ПСК-4.4 Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.4. Общение как обмен информацией Практические 5 4 ОПК-1, ПК-8, ПК-10, ПК-35, ПСК-4.4 Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.5. Общение как взаимодействие Практические 5 4 ОПК-1, ПК-8, ПК-10, ПК-35, ПСК-4.4 Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.6. Общение как межличностная перцепция Практические 5 4 ОПК-1, ПК-8, ПК-10, ПК-35, ПСК-4.4 Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.7. Общение как обмен информацией Сам. работа 5 6 ОПК-1, ПК-8, ПК-10, ПК-35, ПСК-4.4 Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.8. Общение как взаимодействие Сам. работа 5 6 ОПК-1, ПК-8, ПК-10, ПК-35, ПСК-4.4 Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.9. Общение как межличностная перцепция Сам. работа 5 6 ОПК-1, ПК-8, ПК-10, ПК-35, ПСК-4.4 Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 3. Социальная психология групп и межгрупповых отношений
3.1. Проблема исследования групп в социальной психологии Лекции 5 1 ОПК-1, ПК-8, ПК-10, ПК-35, ПСК-4.4 Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.2. Большие социальные группы Лекции 5 1 ОПК-1, ПК-8, ПК-10, ПК-35, ПСК-4.4 Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.3. Малые социальные группы Лекции 5 2 ОПК-1, ПК-8, ПК-10, ПК-35, ПСК-4.4 Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.4. Большие социальные группы Практические 5 4 ОПК-1, ПК-8, ПК-10, ПК-35, ПСК-4.4 Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.5. Малые социальные группы Практические 5 4 ОПК-1, ПК-8, ПК-10, ПК-35, ПСК-4.4 Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.6. Межгрупповые отношения Практические 5 2 ОПК-1, ПК-8, ПК-10, ПК-35, ПСК-4.4 Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.7. Большие социальные группы Сам. работа 5 8 ОПК-1, ПК-8, ПК-10, ПК-35, ПСК-4.4 Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.8. Малые социальные группы Сам. работа 5 8 ОПК-1, ПК-8, ПК-10, ПК-35, ПСК-4.4 Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.9. Межгрупповые отношения Сам. работа 5 8 ОПК-1, ПК-8, ПК-10, ПК-35, ПСК-4.4 Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 4. Проблемы исследования личности в социальной психологии
4.1. Специфика социально-психологической проблематики исследования личности Лекции 5 2 ОПК-1, ПК-8, ПК-10, ПК-35, ПСК-4.4 Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
4.2. Социальная установка Лекции 5 2 ОПК-1, ПК-8, ПК-10, ПК-35, ПСК-4.4 Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
4.3. Специфика социально-психологической проблематики исследования личности Практические 5 4 ОПК-1, ПК-8, ПК-10, ПК-35, ПСК-4.4 Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
4.4. Социальная установка Практические 5 2 ОПК-1, ПК-8, ПК-10, ПК-35, ПСК-4.4 Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
4.5. Специфика социально-психологической проблематики исследования личности Сам. работа 5 6 ОПК-1, ПК-8, ПК-10, ПК-35, ПСК-4.4 Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
4.6. Социальная установка Сам. работа 5 5 ОПК-1, ПК-8, ПК-10, ПК-35, ПСК-4.4 Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
4.7. Экзамен 5 27 ОПК-1, ПК-8, ПК-10, ПК-35, ПСК-4.4 Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. Приложение



5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Г. М. Андреева Социальная психология: учеб. для вузов Аспект Пресс, 2014
Л1.2 А.Н. Сухов, М.Г. Гераськина, А.М. Лафуткин, А.В. Чечкова Социальная психология: М.: Юнити-Дана, 2015 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Караяни А.Г., Цветков В.Л. Психология общения и переговоров в экстремальных условиях: учебное пособие М.: Юнити-Дана, 2015 // ЭБС "Университетская библиотека online",20 biblioclub.ru
Л2.2 Бендас Т. В., Якиманская И. С., Молокостова А. М., Трифонова Е. А. Социальная психология: учебник : Иэд-во: Оренбургский государственный университет , 2015 Электронный ресурс Университетская библиотека Online http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=364892&sr=1
Л2.3 Богомолова Н.Н. Социальная психология массовой коммуникации: учеб. пособие для вузов М.: Аспект Пресс, 2010
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э2 ЭБС издательства «Лань» e.lanbook.com
Э3 Курс в Moodle Социальная психология portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Мicrosoft Office Excel, Microsoft Office Word, MS PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В ходе освоения дисциплины необходимо посетить 90% аудиторных занятий, активно участвовать в обсуждении вопросов практических занятий и ответить на вопросы экзамена.

Методические рекомендации к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обеспечивает подготовку студента к текущим аудиторным занятиям и контрольным мероприятиям по дисциплине. Результаты этой подготовки проявляются в активности студента на занятиях и в качестве выполненных заданий, предложенных в рамках текущего контроля. Самостоятельная работа может осуществляться в следующих формах: изучение лекционного материала, предусматривающее проработку конспекта лекций и учебной литературы; поиск (подбор) и обзор литературы и электронных источников информации по изучаемой проблеме;
изучение материала, вынесенного на самостоятельное изучение; подготовка к практическим занятиям; подготовка к тестовому контролю; подготовка к экзамену.

Подготовка к практическим занятиям.
В рамках практических занятий реализуется проверка усвоения теоретического и практического материала. Для подготовки к практическим занятиям по конкретной теме необходимо разобраться в вопросах, предложенных для подготовке к практическому занятию по данной теме, уметь раскрыть основное содержание вопросов,персоналии,уметь приводить примеры. Дя подготовки к практическому занятию необходимо использовать предложенные в РПД список литературы, информационные справочные системы, профессиональные базы данных.

Работа с научной литературой в рамках самостоятельной работы.
При работе с книгой необходимо научиться правильно ее читать, вести записи. Важно помнить, что рациональные навыки работы с книгой позволяют экономить время и повышают продуктивность. Правильный подбор учебников рекомендуется преподавателем, читающим лекционный курс. Необходимая литература указана в РПД по данному курсу.Самостоятельная работа с учебниками и книгами - это важнейшее условие формирования научного способа познания. Основные приемы можно свести к следующим: прочитанные книги, учебники следует конспектировать, но это не означает, что надо конспектировать «все подряд»: можно выписывать кратко основные идеи автора и иногда приводить наиболее яркие и показательные цитаты; следует выработать способность «воспринимать» сложные тексты; для этого лучший прием научиться «читать медленно», когда понятно каждое прочитанное слово (а если слово незнакомое, то либо с помощью словаря, либо с помощью преподавателя обязательно его узнать).

Подготовка к тестам контроля знаний
Подготовка к тестированию требует от обучающихся тщательного изучения материала лекционных и практических занятий, по тематике которых проводится тест. Для подготовки к тестированию необходимо использовать предложенные в РПД список литературы, информационные справочные системы, профессиональные базы данных.