Закреплена за кафедрой | Кафедра социальной психологии и педагогического образования |
---|---|
Направление подготовки | 37.03.01. Психология |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | z37_03_01_Пс-3-2020 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 3 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 4 | 4 | 4 | 4 |
Практические | 10 | 10 | 10 | 10 |
Сам. работа | 85 | 85 | 85 | 85 |
Часы на контроль | 9 | 9 | 9 | 9 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования
Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой Ральникова Ирина Александровна, д.психол.н., профессор
1.1. | Цель: развитие социально–психологического мышления студентов на основе изучения закономерностей поведения и деятельности людей, включенных в социальные группы, а также психологических характеристик групп. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.23 |
ОК-6 | способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия |
ПК-1 | способностью к реализации стандартных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, профессиональных рисков в различных видах деятельности |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | предмет социальной психологии; историю развития социально-психологических идей в отечественной и зарубежной традиции; особенности социально-психологического подхода к пониманию и изучению общения; психологические характеристики больших и малых социальных групп, психологию классов и этносов; место социальной психологии в системе научных дисциплин; методологию и методы социально-психологического исследования; особенности социально-психологического подхода к исследованию личности, социализации, социальной установки, этническим стереотипам. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | определять принадлежность научного явления к сфере социально-психологического знания, применять знания о системе социально-психологических категорий и методов для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики, организовывать и проводить стандартные прикладные исследования в области решения задач социальной психологии, реализовывать социально-психологический подход к анализу форм взаимодействия в трудовых коллективах, применять знания о системе социально-психологических категорий и методов к постановке проблемы исследования, применять знания социальной психологии к организации собственной профессиональной деятельности в коллективе, толерантному отношению к социальным, этническим, конфессиональным и культурным различиям; анализировать характер взаимодействия в трудовых коллективах, консультировать членов коллектива по проблемам межличностных отношений, лидерства, руководства, развития коллектива, писхологического климата, конфликта, культурных, этнических, социальных различий; диагностировать психологический климат коллектива, разрабатывать социально-психологически ориентированные программы, направленные на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе, профессиональных рисков, способствующие оптимизации профессиональной деятельности. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | в реализации социально-психологического подхода к решению задач в областях профессиональной практики, связанных с применением методов, приемов, процедур создания и поддержания психологического климата, способствующего оптимизации профессионадьной деятельности, развитию толерантности в отношении социальных, культурных, этнических, конфессиональных различий, разработке социально-психологически ориентированные программы, направленные на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе, профессиональных рисков. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Социальная психология как научная дисциплина | ||||||
1.1. | Предмет социальной психологии | Лекции | 3 | 0,5 | ОК-6, ПК-1 | Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
1.2. | Особенности развития социально-психологического знания в России | Сам. работа | 3 | 8 | ОК-6, ПК-1 | Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
1.3. | Бихевиоризм, психоанализ, когнитивизм, интеракционизм как направления экспериментальной ориентации в социальной психологии в начале ХХ века | Сам. работа | 3 | 8 | ОК-6, ПК-1 | Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
1.4. | Понятие методологии социально-психологического исследования. Уровни методологии.Общая характеристика методов социально-психологического исследования. | Сам. работа | 3 | 8 | ОК-6, ПК-1 | Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 2. Социально-психологическое исследование общения | ||||||
2.1. | Общение в системе межличностных и общественных отношений | Сам. работа | 3 | 4 | ОК-6, ПК-1 | Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
2.2. | Общение как обмен информацией | Лекции | 3 | 0,5 | ОК-6, ПК-1 | Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
2.3. | Вербальная и невербальная коммуникация. Кросскультурные различия. | Практические | 3 | 1 | ОК-6, ПК-1 | Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
2.4. | Характеристика составляющих процесса коммуникации в контексте убеждающего воздействия | Сам. работа | 3 | 8 | ОК-6, ПК-1 | Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
2.5. | Общение как взаимодействие | Лекции | 3 | 0,5 | ОК-6, ПК-1 | Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
2.6. | Понятие интеракции.Содержание, стили, позиции, типы, уровни, сценарии, механизмы, динамика. | Практические | 3 | 1 | ОК-6, ПК-1 | Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
2.7. | Конфликтное взаимодействие. Социально-психологический анализ конфликта | Практические | 3 | 1 | ОК-6, ПК-1 | Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
2.8. | Общение как межличностная перцепция | Лекции | 3 | 0,5 | ОК-6, ПК-1 | Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
2.9. | Межличностная аттракция. Методы измерения аттракции. | Сам. работа | 3 | 8 | ОК-6, ПК-1 | Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
2.10. | Структура межличностной перцепции. Механизмы и содержание межличностного восприятия. | Практические | 3 | 1 | ОК-6, ПК-1 | Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 3. Социальная психология групп и межгрупповых отношений | ||||||
3.1. | Проблема исследования групп в социальной психологии | Лекции | 3 | 0,5 | ОК-6, ПК-1 | Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
3.2. | Понятие социальной группы.Основные психологические характеристики групп. Классификация социальных групп. | Практические | 3 | 2 | ОК-6, ПК-1 | Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
3.3. | Большие социальные группы | Лекции | 3 | 0,5 | ОК-6, ПК-1 | Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
3.4. | Особенности социально-психологического исследования стихийных групп, классов и этносов. | Сам. работа | 3 | 8 | ОК-6, ПК-1 | Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
3.5. | Малые социальные группы | Лекции | 3 | 0,5 | ОК-6, ПК-1 | Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
3.6. | Современное понимание малой социальной группы. Отечественные и зарубежные подходы к исследованию малой группы.Динамические процессы в малой группе. | Практические | 3 | 2 | ОК-6, ПК-1 | Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
3.7. | Экспериментальные исследования динамических процессов. | Сам. работа | 3 | 3 | ОК-6, ПК-1 | Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
3.8. | Психология межгрупповых отношений | Практические | 3 | 0,5 | ОК-6, ПК-1 | Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
3.9. | Подходы к исследованию межгрупповых отношений в социальной психологии. Примеры экспериментов. | Сам. работа | 3 | 6 | ОК-6, ПК-1 | Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 4. Проблемы исследования личности в социальной психологии | ||||||
4.1. | Специфика социально-психологической проблематики исследования личности | Лекции | 3 | 0,5 | ОК-6, ПК-1 | Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
4.2. | Концепция личности в социальной психологии. Социально-психологические характеристики личности. | Сам. работа | 3 | 6 | ОК-6, ПК-1 | Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
4.3. | Проблема социализации в социальной психологии | Сам. работа | 3 | 4 | ОК-6, ПК-1 | Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
4.4. | Понятие социализации личности. Содержание процесса социализации. Сферы, этапы, институты социализации. | Практические | 3 | 0,5 | ОК-6, ПК-1 | Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
4.5. | Социальная идентичность как функция групповой принадлежности. | Сам. работа | 3 | 6 | ОК-6, ПК-1 | Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
4.6. | Социальная установка. Определение, структура и функции аттитюда. Экспериментальные исследования. | Практические | 3 | 0,5 | ОК-6, ПК-1 | Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
4.7. | Иерархическая структура личностных диспозиций | Сам. работа | 3 | 4 | ОК-6, ПК-1 | Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
4.8. | Личность в группе | Практические | 3 | 0,5 | ОК-6, ПК-1 | Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
4.9. | Эффективность деятельности личности.Социально-психологический тренинг как способ развития социально-психологических характеристик личности. | Сам. работа | 3 | 4 | ОК-6, ПК-1 | Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
4.10. | Экзамен | 3 | 9 | ОК-6, ПК-1 | Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. Приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см. Приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. Приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Г. М. Андреева | Социальная психология: учеб. для вузов | Аспект Пресс, 2014 | |
Л1.2 | А.Н. Сухов, М.Г. Гераськина, А.М. Лафуткин, А.В. Чечкова | Социальная психология: | М.: Юнити-Дана, 2015 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Бендас Т. В., Якиманская И. С., Молокостова А. М., Трифонова Е. А. | Социальная психология: учебник : | Иэд-во: Оренбургский государственный университет , 2015 | Электронный ресурс Университетская библиотека Online http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=364892&sr=1 |
Л2.2 | Богомолова Н.Н. | Социальная психология массовой коммуникации: учеб. пособие для вузов | М.: Аспект Пресс, 2010 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета | elibrary.asu.ru | ||
Э2 | Курс в Moodle Социальная психология | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Windows 7 Professional; Office 2010 Professional Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
В ходе освоения дисциплины необходимо посетить 90% аудиторных занятий, активно участвовать в обсуждении вопросов практических занятий и ответить на вопросы экзамена. Методические рекомендации к самостоятельной работе. Самостоятельная работа обеспечивает подготовку студента к текущим аудиторным занятиям и контрольным мероприятиям по дисциплине. Результаты этой подготовки проявляются в активности студента на занятиях и в качестве выполненных заданий, предложенных в рамках текущего контроля. Самостоятельная работа может осуществляться в следующих формах: изучение лекционного материала, предусматривающее проработку конспекта лекций и учебной литературы; поиск (подбор) и обзор литературы и электронных источников информации по изучаемой проблеме; изучение материала, вынесенного на самостоятельное изучение; подготовка к практическим занятиям; подготовка к тестовому контролю; подготовка к экзамену. Подготовка к практическим занятиям. В рамках практических занятий реализуется проверка усвоения теоретического и практического материала. Для подготовки к практическим занятиям по конкретной теме необходимо разобраться в вопросах, предложенных для подготовке к практическому занятию по данной теме, уметь раскрыть основное содержание вопросов,персоналии,уметь приводить примеры. Дя подготовки к практическому занятию необходимо использовать предложенные в РПД список литературы, информационные справочные системы, профессиональные базы данных. Работа с научной литературой в рамках самостоятельной работы. При работе с книгой необходимо научиться правильно ее читать, вести записи. Важно помнить, что рациональные навыки работы с книгой позволяют экономить время и повышают продуктивность. Правильный подбор учебников рекомендуется преподавателем, читающим лекционный курс. Необходимая литература указана в РПД по данному курсу.Самостоятельная работа с учебниками и книгами - это важнейшее условие формирования научного способа познания. Основные приемы можно свести к следующим: прочитанные книги, учебники следует конспектировать, но это не означает, что надо конспектировать «все подряд»: можно выписывать кратко основные идеи автора и иногда приводить наиболее яркие и показательные цитаты; следует выработать способность «воспринимать» сложные тексты; для этого лучший прием научиться «читать медленно», когда понятно каждое прочитанное слово (а если слово незнакомое, то либо с помощью словаря, либо с помощью преподавателя обязательно его узнать). Подготовка к тестам контроля знаний Подготовка к тестированию требует от обучающихся тщательного изучения материала лекционных и практических занятий, по тематике которых проводится тест. Для подготовки к тестированию необходимо использовать предложенные в РПД список литературы, информационные справочные системы, профессиональные базы данных. |