МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социальная психология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки44.05.01. специальность Педагогика и психология девиантного поведения
СпециализацияПсихолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz44_05_01_ПиПДП-4-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 14
самостоятельная работа 85
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 85 85 85 85
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.пс.н., проф., И.А. Ральникова

Рецензент(ы):
к.пс.н., доц., О.С. Гурова

Рабочая программа дисциплины
Социальная психология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 44.05.01 ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 19.12.2016г. №1611)

составлена на основании учебного плана:
44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ральникова Ирина Александровна, д.психол.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой Ральникова Ирина Александровна, д.психол.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель: развитие социально–психологического мышления студентов на основе изучения закономерностей поведения и деятельности людей, включенных в социальные группы, а также психологических характеристик групп.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 способностью использовать закономерности и методы педагогики и психологии в профессиональной деятельности
ПК-8 способностью выявлять специфику психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической и другим социальным группам, диагностировать психологические свойства и состояния человека, характеристики психических процессов и проявлений в различных видах деятельности, проводить мониторинг личностного развития и социального поведения индивидов и групп, составлять психодиагностические заключения и рекомендации по их использованию
ПК-10 способностью устанавливать причины отклоняющегося поведения личности, причины кризиса, в котором оказался ребенок (подросток), причины социального неблагополучия семьи, изучать личностные особенности и социально-бытовые условия жизни детей, семьи и социального окружения, выявлять позитивные и негативные влияния на ребенка (подростка), а также различного рода проблемы в развитии личности и межличностных взаимоотношениях
ПК-35 способностью обрабатывать, анализировать и систематизировать научную информацию, отечественный и зарубежный опыт по теме научного исследования
ПСК-4.4 способность проводить психологическое просвещение специалистов смежных профилей, а так же других лиц, участвующих в процессе сопровождения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.предмет социальной психологии; историю развития социально-психологических идей в отечественной и зарубежной традиции; особенности социально-психологического подхода к пониманию и изучению общения; психологические характеристики больших и малых социальных групп; место социальной психологии в системе научных дисциплин; методологию и методы социально-психологического исследования; особенности социально-психологического подхода к исследованию личности, социализации, социальной установки; о методологии, этике, методах, методиках направленных на выявление специфики психического функционирования человека в контексте особенностей социальных условий, его принадлежности к гендерной, этнической и другим социальным группам; методических инструментах мониторинга социального поведения индивидов и групп; о причинах социально-психологического характера, сопутствующих формированию отклоняющегося поведения личности;
основные принципы обработки, анализа и систематизации научной информации в контексте социальной психологии, отечественный и зарубежный опыт изучения социально-психологической проблематики в контексте темы научного исследования
3.2.Уметь:
3.2.1.определять принадлежность научного явления к сфере социально-психологического знания, применять знания о системе социально-психологических категорий и методов для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики, определять проблемное поле научного исследования в рамках социальной психологии; анализировать и систематизировать научную информацию, отечественный и зарубежный опыт по теме научного исследования, организовывать и проводить стандартные прикладные исследования в области решения задач социальной психологии; диагностировать особенности психического функционирования человека с учетом условий его социализации и принадлежности к гендерной, этнической и другим социальным группам, проводить мониторинг социального поведения индивидов и групп; диагностировать социально-психологические причины отклоняющегося поведения личности, выявлять социально-психологические факторы позитивного и негативного влияния на ребенка (подростка), а также различного рода социально-психологические проблемы в развитии личности и межличностных взаимоотношениях; применять знания социальной психологии в целях психологического просвещения специалистов смежных профилей, а также других лиц, участвующих в процессе сопровождения
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.принципами и методами научного исследования, анализа и описания социально-психологических явлений, навыками подбора и реализации методов и методик направленных на выявление специфики психического функционирования человека в контексте условий его социализации, принадлежности к гендерной, этнической и другим социальным группам; навыками установления социально-психологических причин отклоняющегося поведения личности, выявления факторов позитивного и негативного влияния на ребенка (подростка), а также различного рода проблем в развитии личности и межличностных взаимоотношениях; методическими инструментами социально-психологического исследования социального поведения индивидов и групп; навыками применения знаний социальной психологии в целях психологического просвещения специалистов смежных профилей

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Социальная психология как научная дисциплина
1.1. Предмет социальной психологии Лекции 3 2 ОПК-1, ПК-8, ПК-10, ПСК-4.4 Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.2. Первые исторические формы социально-психологического знания Практические 3 1 ОПК-1, ПК-8, ПК-10, ПК-35, ПСК-4.4 Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.3. Методология социально-психологического исследования Практические 3 1 ОПК-1, ПК-8, ПК-10, ПК-35, ПСК-4.4 Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.4. Предмет социальной психологии Сам. работа 3 6 ОПК-1, ПК-8, ПК-10, ПК-35, ПСК-4.4 Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.5. Первые исторические формы социально-психологического знания Сам. работа 3 6 ОПК-1, ПК-8, ПК-10, ПК-35, ПСК-4.4 Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.6. Методология социально-психологического исследования Сам. работа 3 6 ОПК-1, ПК-8, ПК-10, ПК-35, ПСК-4.4 Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 2. Социально-психологическое исследование общения
2.1. Общение как социально-психологический феномен Лекции 3 2 ОПК-1, ПК-8, ПК-10, ПК-35, ПСК-4.4 Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.2. Общение как обмен информацией Практические 3 2 ОПК-1, ПК-8, ПК-10, ПК-35, ПСК-4.4 Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.3. Общение как взаимодействие Практические 3 2 ОПК-1, ПК-8, ПК-10, ПК-35, ПСК-4.4 Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.4. Общение как межличностная перцепция Практические 3 1 ОПК-1, ПК-8, ПК-10, ПК-35, ПСК-4.4 Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.5. Общение как обмен информацией Сам. работа 3 6 ОПК-1, ПК-8, ПК-10, ПК-35, ПСК-4.4 Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.6. Общение как взаимодействие Сам. работа 3 6 ОПК-1, ПК-8, ПК-10, ПК-35, ПСК-4.4 Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.7. Общение как межличностная перцепция Сам. работа 3 6 ОПК-1, ПК-8, ПК-10, ПК-35, ПСК-4.4 Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 3. Социальная психология групп и межгрупповых отношений
3.1. Проблема исследования групп в социальной психологии Лекции 3 1 ОПК-1, ПК-8, ПК-10, ПК-35, ПСК-4.4 Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.2. Малые социальные группы Практические 3 1 ОПК-1, ПК-8, ПК-10, ПК-35, ПСК-4.4 Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.3. Межгрупповые отношения Практические 3 0 ОПК-1, ПК-8, ПК-10, ПК-35, ПСК-4.4 Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.4. Большие социальные группы Сам. работа 3 6 ОПК-1, ПК-8, ПК-10, ПК-35, ПСК-4.4 Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.5. Малые социальные группы Сам. работа 3 7 ОПК-1, ПК-8, ПК-10, ПК-35, ПСК-4.4 Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.6. Межгрупповые отношения Сам. работа 3 12 ОПК-1, ПК-8, ПК-10, ПК-35, ПСК-4.4 Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 4. Проблемы исследования личности в социальной психологии
4.1. Специфика социально-психологической проблематики исследования личности Лекции 3 1 ОПК-1, ПК-8, ПК-10, ПК-35, ПСК-4.4 Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
4.2. Социальная установка Практические 3 0 ОПК-1, ПК-8, ПК-10, ПК-35, ПСК-4.4 Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
4.3. Специфика социально-психологической проблематики исследования личности Сам. работа 3 12 ОПК-1, ПК-8, ПК-10, ПК-35, ПСК-4.4 Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
4.4. Социальная установка Сам. работа 3 12 ОПК-1, ПК-8, ПК-10, ПК-35, ПСК-4.4 Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
4.5. Экзамен 3 9 ОПК-1, ПК-8, ПК-10, ПК-35, ПСК-4.4 Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. Приложение



5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Г. М. Андреева Социальная психология: учеб. для вузов Аспект Пресс, 2014
Л1.2 А.Н. Сухов, М.Г. Гераськина, А.М. Лафуткин, А.В. Чечкова Социальная психология: М.: Юнити-Дана, 2015 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Караяни А.Г., Цветков В.Л. Психология общения и переговоров в экстремальных условиях: учебное пособие М.: Юнити-Дана, 2015 // ЭБС "Университетская библиотека online",20 biblioclub.ru
Л2.2 Бендас Т. В., Якиманская И. С., Молокостова А. М., Трифонова Е. А. Социальная психология: учебник : Иэд-во: Оренбургский государственный университет , 2015 Электронный ресурс Университетская библиотека Online http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=364892&sr=1
Л2.3 Богомолова Н.Н. Социальная психология массовой коммуникации: учеб. пособие для вузов М.: Аспект Пресс, 2010
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э2 Курс в Moodle Социальная психология portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Мicrosoft Office Excel, Microsoft Office Word, MS PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В ходе освоения дисциплины необходимо посетить 90% аудиторных занятий, активно участвовать в обсуждении вопросов практических занятий и ответить на вопросы экзамена.

Методические рекомендации к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обеспечивает подготовку студента к текущим аудиторным занятиям и контрольным мероприятиям по дисциплине. Результаты этой подготовки проявляются в активности студента на занятиях и в качестве выполненных заданий, предложенных в рамках текущего контроля. Самостоятельная работа может осуществляться в следующих формах: изучение лекционного материала, предусматривающее проработку конспекта лекций и учебной литературы; поиск (подбор) и обзор литературы и электронных источников информации по изучаемой проблеме;
изучение материала, вынесенного на самостоятельное изучение; подготовка к практическим занятиям; подготовка к тестовому контролю; подготовка к экзамену.

Подготовка к практическим занятиям.
В рамках практических занятий реализуется проверка усвоения теоретического и практического материала. Для подготовки к практическим занятиям по конкретной теме необходимо разобраться в вопросах, предложенных для подготовке к практическому занятию по данной теме, уметь раскрыть основное содержание вопросов,персоналии,уметь приводить примеры. Дя подготовки к практическому занятию необходимо использовать предложенные в РПД список литературы, информационные справочные системы, профессиональные базы данных.

Работа с научной литературой в рамках самостоятельной работы.
При работе с книгой необходимо научиться правильно ее читать, вести записи. Важно помнить, что рациональные навыки работы с книгой позволяют экономить время и повышают продуктивность. Правильный подбор учебников рекомендуется преподавателем, читающим лекционный курс. Необходимая литература указана в РПД по данному курсу.Самостоятельная работа с учебниками и книгами - это важнейшее условие формирования научного способа познания. Основные приемы можно свести к следующим: прочитанные книги, учебники следует конспектировать, но это не означает, что надо конспектировать «все подряд»: можно выписывать кратко основные идеи автора и иногда приводить наиболее яркие и показательные цитаты; следует выработать способность «воспринимать» сложные тексты; для этого лучший прием научиться «читать медленно», когда понятно каждое прочитанное слово (а если слово незнакомое, то либо с помощью словаря, либо с помощью преподавателя обязательно его узнать).

Подготовка к тестам контроля знаний
Подготовка к тестированию требует от обучающихся тщательного изучения материала лекционных и практических занятий, по тематике которых проводится тест. Для подготовки к тестированию необходимо использовать предложенные в РПД список литературы, информационные справочные системы, профессиональные базы данных.