МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социально-психологический тренинг

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки37.05.02. специальность Психология служебной деятельности
СпециализацияПсихологическое обеспечение служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план37_05_02_ПСД-4-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 30
самостоятельная работа 51
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 13
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 51 51 51 51
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.пс.н., проф., И.А. Ральникова

Рецензент(ы):
к.пс.н., доц., О.М. Любимова

Рабочая программа дисциплины
Социально-психологический тренинг

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 37.05.02 ПСИХОЛОГИЯ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 19.12.2016г. №1613)

составлена на основании учебного плана:
37.05.02 Психология служебной деятельности
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ирина Александровна Ральникова, д.психол.н., профессор.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой Ирина Александровна Ральникова, д.психол.н., профессор.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель: обучение студентов основам разработки программы и проведения социально-психологического тренинга как метода практической работы психолога, направленного на развитие коммуникативной компетентности личности.
Задачи: знакомство студентов с теорией и методологией тренинговой работы; правилами организации и проведения тренинга; психологическими механизмами, действующими в группе, в процессе ее функционирования и развития; динамикой тренинговой группы; эффектами и эффективностью тренинговой работы; основными областями применения социально-психологического тренинга; этапами тренинга, а также получение студентами практического опыта разработки программы тренингового занятия, участия в групповой работе в качестве участников и ведущих.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.11

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-10 способностью разрабатывать и использовать средства воздействия на межличностные и межгрупповые отношения и на отношения субъекта с реальным миром
ПК-11 способностью изучать психологический климат, анализировать формы организации взаимодействия в служебных коллективах, проводить работу с целью создания и поддержания психологического климата, способствующего оптимизации служебной деятельности
ПК-14 способностью разрабатывать и реализовывать программы, направленные на предупреждение нарушений и отклонений в социальном и личностном статусе, психическом развитии сотрудников, военнослужащих и иных лиц, рисков асоциального поведения, профессиональных рисков, профессиональной деформации
ПСК-5 психологическое сопровождение сотрудников правоохранительных органов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.понятие, цели, задачи, принципы организации и проведения социально-психологического тренинга как метода развития компетентности личности в общении, правила разработки программы СПТ, технические приемы и упражнения для решения различных задач СПТ в условиях оказания психологической помощи индивиду, различным группам и организациям.
3.2.Уметь:
3.2.1.разрабатывать и реализовывать программу социально-психологического тренинга, направленного на развитие коммуникативной компетентности личности в условиях группового взаимодейстаия в условиях разных групп и решения разных практикоориентированных задач, принципами, приемами, процедурами организации, проведения, анализа результатов осуществления программы социально-психологического тренинга по предупреждению отклонений в социальном и личностном статусе, профессиональных деформаций, принципами, приемами, процедурами организации, проведения, анализа результатов осуществления программы социально-психологического тренинга по вопросам интерперсональных отношений, планирования карьеры, профессинального и личностного развития, профилактики психологического здоровья.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.креативными приемами, принципами, процедурами организации, правилами разработки программы социально-психологического тренинга, направленного на развитие коммуникативной компетентности личности в условиях группового взаимодейстаия, техническими приемами реализации программы тренинга на практике с учетом специфики тренинговой группы и характера решаемой задачи, опытом разработки программы социально-психологического тренинга в области интерперсональных отношений, планирования карьеры, профессинального и личностного развития, профилактики психологического здоровья.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические и методологические основы технологии социально-психологического тренинга
1.1. Понятие социально-психологического тренинга Лекции 8 0 ПК-10, ПК-11, ПК-14, ПСК-5 Л2.1, Л1.1
1.2. Социально-психологический тренинг как метод психологического воздействия Практические 8 1 ПК-10, ПК-11, ПК-14, ПСК-5 Л2.1, Л1.1
1.3. Теоретические и методологические основы социально-психологического тренинга Сам. работа 8 14 ПК-10, ПК-11, ПК-14, ПСК-5 Л2.1, Л1.1
1.4. Ведущие направления групповой работы, виды тренинговых групп. Лекции 8 0 ПК-10, ПК-11, ПК-14, ПСК-5 Л2.1, Л1.1
1.5. Ведущие направления групповой работы, виды тренинговых групп Практические 8 1 ПК-10, ПК-11, ПК-14, ПСК-5 Л2.1, Л1.1
1.6. Характеристика видов тренингвых групп Сам. работа 8 17 ПК-10, ПК-11, ПК-14, ПСК-5 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Социально-психологический тренинг как метод развития компетентности в общении
2.1. Основная характеристика организационно-подготовительной, вводно-ознакомительной, диагностической и коррекционной фаз СПТ. Практические 8 1 ПК-10, ПК-11, ПК-14, ПСК-5 Л2.1, Л1.1
2.2. Структура социально-психологического тренинга Лекции 8 0 ПК-10, ПК-11, ПК-14, ПСК-5 Л2.1, Л1.1
2.3. Принципы организации и проведения социально-психологического тренинга Лекции 8 1 ПК-10, ПК-11, ПК-14, ПСК-5 Л2.1, Л1.1
2.4. Правила взаимодействия участников в группе. Принципы обучения в СПТ. Практические 8 1 ПК-10, ПК-11, ПК-14, ПСК-5 Л2.1, Л1.1
2.5. Эмоциональная сфера как аспект социально-психологического воздействия. Роль ведущего в тренинге. Сам. работа 8 8 ПК-10, ПК-11, ПК-14, ПСК-5 Л2.1, Л1.1
2.6. Модели тренинговой работы Лекции 8 3 ПК-10, ПК-11, ПК-14, ПСК-5 Л2.1, Л1.1
2.7. Модели тренинговой работы. Характеристика и критерии различия моделей тренинга. Практические 8 1 ПК-10, ПК-11, ПК-14, ПСК-5 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Разработка программы социально-психологического тренинга
3.1. Основные принципы разработки программы социально-психологического тренинга Лекции 8 4 ПК-10, ПК-11, ПК-14, ПСК-5 Л2.1, Л1.1
3.2. Основные этапы составления программы социально-психологического тренинга, их характеристика.Разработка целевой и инструментальной составляющей программы тренинговой работы. Практические 8 1 ПК-10, ПК-11, ПК-14, ПСК-5 Л2.1, Л1.1
3.3. Разработка и экспертиза программы социально-психологического тренинга. Лекции 8 2 ПК-10, ПК-11, ПК-14, ПСК-5 Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Социально-психологической тренинг эффективной коммуникации
4.1. Демонстрационный социально-психологический тренинг Практические 8 2 ПК-10, ПК-11, ПК-14, ПСК-5 Л2.1, Л1.1
4.2. Разработка программы социально-психологического тренинга. Сам. работа 8 12 ПК-10, ПК-11, ПК-14, ПСК-5 Л2.1, Л1.1
4.3. Апрбация элементов тренинговой программы, разработанной студентами. Практические 8 12 ПК-10, ПК-11, ПК-14, ПСК-5 Л2.1, Л1.1
4.4. Экзамен 8 27 ПК-10, ПК-11, ПК-14, ПСК-5 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. СПТ как метод групповой психологической работы.
2. Направления тренинговой работы.
3. Особенности психологического воздействия в поведенческом тренинге.
4. Специфика гуманистической модели проведения СПТ.
5. Базовые идеи функционирования Т-группы.
6. Т-группы, Е-группы, S-группы: критерии сходства и различия.
7. Способы взаимодействия ведущего и группы в СПТ.
8. Сущность субъект-субъектного и субъект-объектного общения.
9. Понятие и характеристики обратной связи.
10 Цели и задачи социально-психологического тренинга.
11. Стратегии ведения групповой работы.
12. Фазы социально-психологического тренинга, их содержание.
13. Предмет диагностики и психологические методы диагностики коммуникативной компетентности в рамках социально-психологического тренинга.
14. Организация и проведение групповой дискуссии.
15. Правила и нормы взаимодействия участников в группе.
16. Активные методы групповой работы в СПТ.
17. Динамические процессы в тренинговой группе.
18. Эффекты социально-психологического тренинга, их характеристика.
19. Эффективность тренинговой работы.
20. Основные этапы составления программы социально-психологического тренинга
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ральникова И.А. Социально-психологический тренинг: Изд-во Алт. гос. ун-та, 2016
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Н. Н. Васильев Тренинг профессиональных коммуникаций в психологической практике: [учеб. пособие] СПб.: Речь, 2007 www.studmed.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС университетская библиотека on-line. www.biblioclub.ru
Э2 Электронно-библиотечная система издательства «Лань». e.lanbook.com
Э3 Курс в Moodle Социально-психологический тренинг portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Мicrosoft Office Excel, Microsoft Office Word, MS PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
312Л учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В ходе освоения дисциплины необходимо посетить 90% аудиторных занятий, активно участвовать в обсуждении вопросов практических занятий и ответить на вопросы экзамена.

Методические рекомендации к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обеспечивает подготовку студента к текущим аудиторным занятиям и контрольным мероприятиям по дисциплине. Результаты этой подготовки проявляются в активности студента на занятиях и в качестве выполненных заданий, предложенных в рамках текущего контроля. Самостоятельная работа может осуществляться в следующих формах: изучение лекционного материала, предусматривающее проработку конспекта лекций и учебной литературы; поиск (подбор) и обзор литературы и электронных источников информации по изучаемой проблеме;
изучение материала, вынесенного на самостоятельное изучение; подготовка к практическим занятиям; подготовка к тестовому контролю; подготовка к зачету или экзамену.

Подготовка к практическим занятиям.
В рамках практических занятий реализуется проверка усвоения теоретического и практического материала. Для подготовки к практическим занятиям по конкретной теме необходимо разобраться в вопросах, предложенных для подготовке к практическому занятию по данной теме, уметь раскрыть основное содержание вопросов,персоналии,уметь приводить примеры. Дя подготовки к практическому занятию необходимо использовать предложенные в РПД список литературы, информационные справочные системы, профессиональные базы данных.

Работа с научной литературой в рамках самостоятельной работы.
При работе с книгой необходимо научиться правильно ее читать, вести записи. Важно помнить, что рациональные навыки работы с книгой позволяют экономить время и повышают продуктивность. Правильный подбор учебников рекомендуется преподавателем, читающим лекционный курс. Необходимая литература указана в РПД по данному курсу.Самостоятельная работа с учебниками и книгами - это важнейшее условие формирования научного способа познания. Основные приемы можно свести к следующим: прочитанные книги, учебники следует конспектировать, но это не означает, что надо конспектировать «все подряд»: можно выписывать кратко основные идеи автора и иногда приводить наиболее яркие и показательные цитаты; следует выработать способность «воспринимать» сложные тексты; для этого лучший прием научиться «читать медленно», когда понятно каждое прочитанное слово (а если слово незнакомое, то либо с помощью словаря, либо с помощью преподавателя обязательно его узнать).

Подготовка к тестам контроля знаний
Подготовка к тестированию требует от обучающихся тщательного изучения материала лекционных и практических занятий, по тематике которых проводится тест. Для подготовки к тестированию необходимо использовать предложенные в РПД список литературы, информационные справочные системы, профессиональные базы данных.