МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социально-психологический тренинг

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки44.05.01. специальность Педагогика и психология девиантного поведения
СпециализацияПсихолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план44_05_01_ПиПДП-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 26
самостоятельная работа 82
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 17
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 82 82 82 82
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.пс.н., проф., И.А. Ральникова

Рецензент(ы):
к.пс.н., доц., О.М. Любимова

Рабочая программа дисциплины
Социально-психологический тренинг

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 44.05.01 ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 19.12.2016г. №1611)

составлена на основании учебного плана:
44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ирина Александровна Ральникова, д.психол.н., профессор.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой Ирина Александровна Ральникова, д.психол.н., профессор.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель: обучение студентов основам разработки программы и проведения социально-психологического тренинга как метода практической работы психолога, направленного на развитие коммуникативной компетентности личности.
Задачи: знакомство студентов с теорией и методологией тренинговой работы; правилами организации и проведения тренинга; психологическими механизмами, действующими в группе, в процессе ее функционирования и развития; динамикой тренинговой группы; эффектами и эффективностью тренинговой работы; основными областями применения социально-психологического тренинга; этапами тренинга, а также получение студентами практического опыта разработки программы тренингового занятия, участия в групповой работе в качестве участников и ведущих.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-5 способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, культурные, конфессиональные и иные различия, предупреждать и конструктивно разрешать конфликтные ситуации в процессе профессиональной деятельности
ПК-12 способностью к комплексному воздействию на уровень развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сфер, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека, осуществлять психологическое и педагогическое вмешательство с целью оказания индивиду, группе психологической помощи
ПСК-4.1 способность применять методологию сопровождения детей и подростков группы риска
ПСК-4.3 способность планировать и реализовывать программы
ПСК-4.5 способность оказывать индивидуальную и групповую психологическую помощь детям и подросткам с девиантным поведением
ПСК-4.6 готовность разрабатывать и реализовывать программы профилактической работы по предотвращению девиантного поведения молодежи
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.понятие, цели, задачи, принципы организации и проведения социально-психологического тренинга как метода развития компетентности личности в общении, правила разработки программы СПТ, технические приемы и упражнения для решения различных задач СПТ в условиях оказания психологической помощи индивиду, различным группам в том числе с девиантным поведением.
3.2.Уметь:
3.2.1.разрабатывать и реализовывать программы социально-психологического тренинга для подростков с девиантным поведением с целью развития коммуникативной компетентности в разных социальных ситуациях и с разными людьми, а также в целях предупреждения отклонений в социальном и личностном статусе и развитии личности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.владеть опытом и креативными приемами, принципами, процедурами организации, проведения, анализа результатов осуществления программы социально-психологического тренинга в условиях оказания психологической помощи индивиду, различным группам по предупреждению отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, в том числе для подростков с девиантным поведением с целью развития коммуникативной компетентности в разных социальных ситуациях и с разными людьми.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические и методологические основы технологии социально-психологического тренинга
1.1. Понятие социально-психологического тренинга Лекции 6 1 ПК-12, ПСК-4.5 Л2.1, Л1.1
1.2. Социально-психологический тренинг как метод психологического воздействия Практические 6 2 ПК-12, ПСК-4.5 Л2.1, Л1.1
1.3. Теоретические и методологические основы социально-психологического тренинга Лекции 6 1 ПК-12, ПСК-4.5 Л2.1, Л1.1
1.4. Ведущие направления групповой работы, виды тренинговых групп Практические 6 2 ПК-12, ПСК-4.5 Л2.1, Л1.1
1.5. Характеристика видов тренингвых групп Сам. работа 6 20 ПК-12, ПСК-4.5 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Социально-психологический тренинг как метод развития компетентности в общении
2.1. Основная характеристика организационно-подготовительной, вводно-ознакомительной, диагностической и коррекционной фаз СПТ. Практические 6 2 ПК-12 Л2.1, Л1.1
2.2. Структура социально-психологического тренинга Лекции 6 1 ПК-12, ПСК-4.5 Л2.1, Л1.1
2.3. Принципы организации и проведения социально-психологического тренинга Лекции 6 4 ПК-12, ПСК-4.5 Л2.1, Л1.1
2.4. Правила взаимодействия участников в группе. Принципы обучения в СПТ. Практические 6 2 ОК-5, ПК-12, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.5, ПСК-4.6 Л2.1, Л1.1
2.5. Эмоциональная сфера как аспект социально-психологического воздействия. Роль ведущего в тренинге. Сам. работа 6 20 ОК-5, ПК-12, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.5, ПСК-4.6 Л2.1, Л1.1
2.6. Модели тренинговой работы Лекции 6 1 ОК-5, ПК-12, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.5, ПСК-4.6 Л2.1, Л1.1
2.7. Модели тренинговой работы. Характеристика и критерии различия моделей тренинга. Практические 6 2 ОК-5, ПК-12, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.5, ПСК-4.6 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Разработка программы социально-психологического тренинга
3.1. Основные принципы разработки программы социально-психологического тренинга Лекции 6 2 ОК-5, ПК-12, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.5, ПСК-4.6 Л2.1, Л1.1
3.2. Основные этапы составления программы социально-психологического тренинга, их характеристика.Разработка целевой и инструментальной составляющей программы тренинговой работы. Практические 6 2 ОК-5, ПК-12, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.5, ПСК-4.6 Л2.1, Л1.1
3.3. Разработка и экспертиза программы социально-психологического тренинга. Сам. работа 6 30 ОК-5, ПК-12, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.5, ПСК-4.6 Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Социально-психологической тренинг эффективной коммуникации
4.1. Демонстрационный социально-психологический тренинг Практические 6 2 ОК-5, ПК-12, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.5, ПСК-4.6 Л2.1, Л1.1
4.2. Апрбация элементов тренинговой программы, разработанной студентами. Практические 6 2 ОК-5, ПК-12, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.5, ПСК-4.6 Л2.1, Л1.1
4.3. Экспертная оценка программы. Сам. работа 6 12 ОК-5, ПК-12, ПСК-4.1, ПСК-4.3, ПСК-4.5, ПСК-4.6 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. СПТ как метод групповой психологической работы.
2. Направления тренинговой работы.
3. Особенности психологического воздействия в поведенческом тренинге.
4. Специфика гуманистической модели проведения СПТ.
5. Базовые идеи функционирования Т-группы.
6. Т-группы, Е-группы, S-группы: критерии сходства и различия.
7. Способы взаимодействия ведущего и группы в СПТ.
8. Сущность субъект-субъектного и субъект-объектного общения.
9. Понятие и характеристики обратной связи.
10 Цели и задачи социально-психологического тренинга.
11. Стратегии ведения групповой работы.
12. Фазы социально-психологического тренинга, их содержание.
13. Предмет диагностики и психологические методы диагностики коммуникативной компетентности в рамках социально-психологического тренинга.
14. Организация и проведение групповой дискуссии.
15. Правила и нормы взаимодействия участников в группе.
16. Активные методы групповой работы в СПТ.
17. Динамические процессы в тренинговой группе.
18. Эффекты социально-психологического тренинга, их характеристика.
19. Эффективность тренинговой работы.
20. Основные этапы составления программы социально-психологического тренинга
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ральникова И.А. Социально-психологический тренинг: Изд-во Алт. гос. ун-та, 2016
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Н. Н. Васильев Тренинг профессиональных коммуникаций в психологической практике: [учеб. пособие] СПб.: Речь, 2007 www.studmed.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС университетская библиотека on-line. www.biblioclub.ru
Э2 – электронно-библиотечная система издательства «Лань». e.lanbook.com
Э3 ЭБС АлтГУ elibrary.asu.ru
Э4 Курс в Moodle Социально-психологический тренинг portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Мicrosoft Office Excel, Microsoft Office Word, MS PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
312Л учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В ходе освоения дисциплины необходимо посетить 90% аудиторных занятий, активно участвовать в обсуждении вопросов практических занятий и ответить на вопросы экзамена.

Методические рекомендации к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обеспечивает подготовку студента к текущим аудиторным занятиям и контрольным мероприятиям по дисциплине. Результаты этой подготовки проявляются в активности студента на занятиях и в качестве выполненных заданий, предложенных в рамках текущего контроля. Самостоятельная работа может осуществляться в следующих формах: изучение лекционного материала, предусматривающее проработку конспекта лекций и учебной литературы; поиск (подбор) и обзор литературы и электронных источников информации по изучаемой проблеме;
изучение материала, вынесенного на самостоятельное изучение; подготовка к практическим занятиям; подготовка к тестовому контролю; подготовка к зачету или экзамену.

Подготовка к практическим занятиям.
В рамках практических занятий реализуется проверка усвоения теоретического и практического материала. Для подготовки к практическим занятиям по конкретной теме необходимо разобраться в вопросах, предложенных для подготовке к практическому занятию по данной теме, уметь раскрыть основное содержание вопросов,персоналии,уметь приводить примеры. Дя подготовки к практическому занятию необходимо использовать предложенные в РПД список литературы, информационные справочные системы, профессиональные базы данных.

Работа с научной литературой в рамках самостоятельной работы.
При работе с книгой необходимо научиться правильно ее читать, вести записи. Важно помнить, что рациональные навыки работы с книгой позволяют экономить время и повышают продуктивность. Правильный подбор учебников рекомендуется преподавателем, читающим лекционный курс. Необходимая литература указана в РПД по данному курсу.Самостоятельная работа с учебниками и книгами - это важнейшее условие формирования научного способа познания. Основные приемы можно свести к следующим: прочитанные книги, учебники следует конспектировать, но это не означает, что надо конспектировать «все подряд»: можно выписывать кратко основные идеи автора и иногда приводить наиболее яркие и показательные цитаты; следует выработать способность «воспринимать» сложные тексты; для этого лучший прием научиться «читать медленно», когда понятно каждое прочитанное слово (а если слово незнакомое, то либо с помощью словаря, либо с помощью преподавателя обязательно его узнать).

Подготовка к тестам контроля знаний
Подготовка к тестированию требует от обучающихся тщательного изучения материала лекционных и практических занятий, по тематике которых проводится тест. Для подготовки к тестированию необходимо использовать предложенные в РПД список литературы, информационные справочные системы, профессиональные базы данных.