Закреплена за кафедрой | Кафедра социальной психологии и педагогического образования |
---|---|
Направление подготовки | 44.05.01. специальность Педагогика и психология девиантного поведения |
Специализация | Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | z44_05_01_ПиПДП-3-2020 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 5 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Практические | 6 | 6 | 6 | 6 |
Сам. работа | 134 | 134 | 134 | 134 |
Часы на контроль | 4 | 4 | 4 | 4 |
Итого | 144 | 144 | 144 | 144 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования
Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой Ирина Александровна Ральникова, д.психол.н., профессор
1.1. | Освоение дефиниций понятия "супервизия"; развитие понимания цели, функций, форм и сфер применения, а также моделей супервизорских практик. Формирование представлений у обучающихся о формах и методах профессионального сопровождения деятельности психологов, профилактики синдромов эмоционального выгорания, хронической усталости и "вырождения" личности специалиста. Выработка навыков профессиональной рефлексии, мотивации к супервизии и аутосупервизии. Формирование аутентичного профессионального стиля. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ПК-11 | способностью осуществлять психолого-педагогическое консультирование, разрабатывать модели психолого-педагогической диагностики проблем лиц, нуждающихся в коррекционных воздействиях, разрабатывать, выбирать, реализовывать и оценивать эффективность форм, методов коррекционных мероприятий, программ психолого-педагогической помощи и поддержки лиц, склонных к девиантному поведению, социально-психологической реабилитации несовершеннолетних с девиантным поведением, в том числе отбывающих наказание, их адаптации к среде пенитенциарного учреждения или специального учебно-воспитательного учреждения |
ПСК-4.3 | способность планировать и реализовывать программы системного пролонгированного сопровождения |
ПСК-4.5 | способность оказывать индивидуальную и групповую психологическую помощь детям и подросткам с девиантным поведением |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | понятие, этику, принципы, этапы, функции психологической супервизии. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | применять знания о психологической супервизии в целях собственного профессионального развития применять знания о психологической супервизии в целях собственного профессионального развития в области психолого-педегогического консультирования клиентов по выявленным у них проблемам, в области разработки и осуществления программ системного пролонгированного сопровождения; умеет применять знания о психологической супервизии в целях собственного профессионального развития в области оказания индивидуальной и групповой психологической помощи детям и подросткам с девиантным поведением. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | опытом получения психологической супервизии в области психолого-педегогического консультирования, в области разработки и реализации программ системного пролонгированного сопровождения, в области оказания индивидуальной и групповой психологической помощи детям и подросткам с девиантным поведением. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Супервизия в психологической практике | ||||||
1.1. | История возникновения и становления супервизии. | Практические | 5 | 1 | ПК-11, ПСК-4.3, ПСК-4.5 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
1.2. | Цели, функции, формы и сферы применения супервизии | Практические | 5 | 1 | ПК-11, ПСК-4.3, ПСК-4.5 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
1.3. | Концепции и модели супервизии | Практические | 5 | 1 | ПК-11, ПСК-4.3, ПСК-4.5 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
1.4. | Основания клиссификации моделей супервизии | Практические | 5 | 1 | ПК-11, ПСК-4.3, ПСК-4.5 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
1.5. | Особенности подготовки супервизоров | Практические | 5 | 1 | ПК-11, ПСК-4.3, ПСК-4.5 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
1.6. | Требования к личностным и профессиональным качествам супервизора | Практические | 5 | 0 | ПК-11, ПСК-4.3, ПСК-4.5 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
1.7. | Супервизионный практикум | Практические | 5 | 0 | ПК-11, ПСК-4.3, ПСК-4.5 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
1.8. | Дефиниции понятия "супервизия": образование, менеджмент, психологическое консультирование, психотерапия | Сам. работа | 5 | 4 | ПК-11, ПСК-4.3, ПСК-4.5 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
1.9. | Дефиниции понятия "супервизия", метатеории: психоанализ, бихевиоризм, гуманизм | Сам. работа | 5 | 4 | ПК-11, ПСК-4.3, ПСК-4.5 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
1.10. | Функции супервизии: образовательная, административная, экспертная, консультативная, поддерживающая | Сам. работа | 5 | 4 | ПК-11, ПСК-4.3, ПСК-4.5 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
1.11. | Функции и роли супервизии. Проблема ожиданий | Сам. работа | 5 | 4 | ПК-11, ПСК-4.3, ПСК-4.5 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
1.12. | Формы супервизии: индивидуальная и групповая, гомогенная и гетерогенная, директивная | Сам. работа | 5 | 4 | ПК-11, ПСК-4.3, ПСК-4.5 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
1.13. | Супервизия как технология профилактики синдромов эмоционального выгорания, хронической усталости, burnout | Сам. работа | 5 | 6 | ПК-11, ПСК-4.3, ПСК-4.5 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
1.14. | Психоаналитическая супервизия. Балинтовские группы | Сам. работа | 5 | 8 | ПК-11, ПСК-4.3, ПСК-4.5 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
1.15. | Гештальт-супервизия | Сам. работа | 5 | 8 | ПК-11, ПСК-4.3, ПСК-4.5 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
1.16. | Супервизия в системной семейной терапии | Сам. работа | 5 | 8 | ПК-11, ПСК-4.3, ПСК-4.5 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
1.17. | Поведенчески ориентированная супервизия | Сам. работа | 5 | 8 | ПК-11, ПСК-4.3, ПСК-4.5 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
1.18. | Супервизия в современной бихевиорально-когнитивной терапии и консультировании | Сам. работа | 5 | 8 | ПК-11, ПСК-4.3, ПСК-4.5 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
1.19. | Правовые, этические и профессиональные нормы в супервизии | Сам. работа | 5 | 8 | ПК-11, ПСК-4.3, ПСК-4.5 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
1.20. | Интегративная модель супервизии Штольтенберга | Сам. работа | 5 | 12 | ПК-11, ПСК-4.3, ПСК-4.5 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
1.21. | Методология аутосупервизии (selfmanagement) в психологическом консультировании и психологической психотерапии(Кэнфер, Шмельцер) | Сам. работа | 5 | 12 | ПК-11, ПСК-4.3, ПСК-4.5 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
1.22. | Правила и принципы супервизии в контексте СБКТ | Сам. работа | 5 | 12 | ПК-11, ПСК-4.3, ПСК-4.5 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
1.23. | Профессиональные компетенции супервизора. Рефлексиные навыки (Рубинштейн, Брушлинский, Лепский) | Сам. работа | 5 | 12 | ПК-11, ПСК-4.3, ПСК-4.5 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
1.24. | Супервизия как пошаговый процесс: 7 шагов процесса супервизии | Сам. работа | 5 | 12 | ПК-11, ПСК-4.3, ПСК-4.5 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
1.25. | Супервизионный практикум | Практические | 5 | 1 | ПК-11, ПСК-4.3, ПСК-4.5 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
1.26. | Практические | 5 | 0 | ПК-11, ПСК-4.3, ПСК-4.5 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1. История возникновения супервизии в различных социальных практиках: промышленность, менеджмент, образование, социальная работа, психология, психотерапия 2. Мифы о супервизии и мифология супервизии 3. Функции супервизии 4. Эксплицитные версус имплицитные функции супервизии 5. Дескриптивный версус прескриптивный анализ функций супервизии 6. Деструктивные функции/последствия супервизии 7. Школьные модели супервизии 8. Формы и виды супервизии 9. Общее и различное между супервизией и родственными активностями 10. Личность и профессионаольно важные качества супервизора 11. Аутоменеджерская супервизия (selfmanagement) 12. Супервизор-супервизируемый отношения 13. Развитие профессиональной идентичности специалиста 14. Этапы/стадии/шаги процесса супервизии 15. Супервизия в контексте бихевиорально-когнитивной методологии |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. ФОС |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Соколова Е.Т. | ПСИХОТЕРАПИЯ 5-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для бакалавриата, специалитета и магистратуры: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.2 | Мальцева Т.В., Реуцкая И.Е. | Профессиональное психологическое консультирование: учебное пособие | М.: Юнити-Дана, 2015 // ЭБС "Университетская библиотека online",20 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Бурлачук Л.Ф., Кочарян А.С., Жидко М.Е. | Психотерапия. Психологические модели: [учеб. для вузов] | СПб.[и др.]: Питер, 2007 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | ЭБС университетская библиотека on-line. | www.biblioclub.ru | ||
Э2 | Электронно-библиотечная система издательства «Лань». | e.lanbook.com | ||
Э3 | ЭБС АлтГУ | elibrary.asu.ru | ||
Э4 | Курс в Moodle Супервизия в психологической практике | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Мicrosoft Office Excel, Microsoft Office Word, MS PowerPoint Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
312Л | учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95 |
В ходе освоения дисциплины необходимо посетить 90% аудиторных занятий, активно участвовать в обсуждении вопросов практических занятий и ответить на вопросы зачета или экзамена. Методические рекомендации к самостоятельной работе. Самостоятельная работа обеспечивает подготовку студента к текущим аудиторным занятиям и контрольным мероприятиям по дисциплине. Результаты этой подготовки проявляются в активности студента на занятиях и в качестве выполненных заданий, предложенных в рамках текущего контроля. Самостоятельная работа может осуществляться в следующих формах: изучение лекционного материала, предусматривающее проработку конспекта лекций и учебной литературы; поиск (подбор) и обзор литературы и электронных источников информации по изучаемой проблеме; изучение материала, вынесенного на самостоятельное изучение; подготовка к практическим занятиям; подготовка к тестовому контролю; подготовка к экзамену. Подготовка к практическим занятиям. В рамках практических занятий реализуется проверка усвоения теоретического и практического материала. Для подготовки к практическим занятиям по конкретной теме необходимо разобраться в вопросах, предложенных для подготовке к практическому занятию по данной теме, уметь раскрыть основное содержание вопросов,персоналии,уметь приводить примеры. Дя подготовки к практическому занятию необходимо использовать предложенные в РПД список литературы, информационные справочные системы, профессиональные базы данных. Работа с научной литературой в рамках самостоятельной работы. При работе с книгой необходимо научиться правильно ее читать, вести записи. Важно помнить, что рациональные навыки работы с книгой позволяют экономить время и повышают продуктивность. Правильный подбор учебников рекомендуется преподавателем, читающим лекционный курс. Необходимая литература указана в РПД по данному курсу.Самостоятельная работа с учебниками и книгами - это важнейшее условие формирования научного способа познания. Основные приемы можно свести к следующим: прочитанные книги, учебники следует конспектировать, но это не означает, что надо конспектировать «все подряд»: можно выписывать кратко основные идеи автора и иногда приводить наиболее яркие и показательные цитаты; следует выработать способность «воспринимать» сложные тексты; для этого лучший прием научиться «читать медленно», когда понятно каждое прочитанное слово (а если слово незнакомое, то либо с помощью словаря, либо с помощью преподавателя обязательно его узнать). Подготовка к тестам контроля знаний Подготовка к тестированию требует от обучающихся тщательного изучения материала лекционных и практических занятий, по тематике которых проводится тест. Для подготовки к тестированию необходимо использовать предложенные в РПД список литературы, информационные справочные системы, профессиональные базы данных. |