МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Этнопсихология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки37.03.01. Психология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план37_03_01_ПС-3-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 44
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 44 44 44 44
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
кандидат наук, доцент, Лужбина Наталья Анатольевна

Рецензент(ы):
кандидат наук, доцент, Волкова Татьяна Геннадьевна

Рабочая программа дисциплины
Этнопсихология

разработана в соответствии с ФГОС:
федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 37.03.01 Психология (уровень бакалавриата). Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 августа 2014г. N 946

составлена на основании учебного плана:
37.03.01 Психология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ральникова Ирина Александровна, д.психол.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой Ральникова Ирина Александровна, д.психол.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у студентов представления об этнопсихологии - междисциплинарной области знания, изучающей психологические особенности человека в единстве общечело¬веческого и культурно-специфического,
подготовка студентов к профессиональной деятельности в условиях постоянного межэтнического взаимодействия во всех сферах жизни российского общества;
развитие интереса к познанию и деятельности в области этнической и кросс-культурной психологии;
формирование компетенций для использования теоретических аспектов этнопсихологии в познавательной деятельности:обучение практическим методам кросс-культурного исследования и решения проблем в данной области;
формирование навыков первичного анализа этнокультурной специфики индивидуального и группового поведения людей.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-4 способностью к выявлению специфики психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам
ПК-8 способностью к проведению стандартного прикладного исследования в определенной области психологии
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- теории и методологию исследований по выявлению специфики психического функционирования человека с учётом особенностей его принадлежности к этнической группе.
- процедуру организации и проведения стандартного прикладного исследования в этнопсихологии.
3.2.Уметь:
3.2.1.- применять техники, приёмы, методики и методы по выявлению специфики психического функционирования человека с учётом особенностей его принадлежности к этнической группе.
- осуществлять отбор, применение методов и методик для проведения стандартного прикладного исследования в этнопсихологии.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- планирования и использования техник и методик по выявлению специфики психического функционирования человека с учётом особенностей его принадлежности к этнической группе.
- анализа и интерпретации результатов проведенного стандартного прикладного исследования в этнопсихологии.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в этническую психологию.
1.1. Происхождение этносов, истоки этногенеза; понятие этнического процесса; направление и формы этногенеза. Лекции 6 2 ПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.2. История, предмет, объект этнопсихологии. Понятие об этносе. Структура и уровни этнической психологии (эгоцентрический, группоцентрический, универсально – гуманистический). Практические 6 2 ПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.3. Структура и уровни этнической психологии. Этногенеза Л.Н. Гумилева. Этническая ситуация в России конца ХХ века. Практические 6 2 ПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.4. Методы этнической психологии Практические 6 2 ПК-4, ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.5. Происхождение этносов, истоки этногенеза; понятие этнического процесса. Понятие о культуре. Цели и задачи кросс-культурной психологии. Связь культуры и поведения (биологический, культурно-антропологический и психологический подходы). Социальные последствия культуры. Сам. работа 6 9 ПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Психология этноса
2.1. Этноцентризм и способы его уменьшения. Этнодифференцирующие признаки; культурный признак; языковой признак; хозяйственный признак; бытовой признак; семейный признак. Лекции 6 2 ПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.2. Этническая картина мира, сущность и структура этнической идентичности; уровни этнической идентичности (личностно – психологический, социально – психологический). Сам. работа 6 8 ПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.3. Статические компоненты психологии этноса. Практические 6 2 ПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.4. Этнические стереотипы, их функции. Практические 6 2 ПК-4, ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.5. Типы этнической идентичности: нормальная идентичность, этноцентрическая идентичность, этнодоминирующая идентичность, этнический фанатизм, этническая индифферентность, этнонигилизм, амбивалентная этничность; примордиализм и конструктивизм. компоненты психологии этноса (этнический характер, этнический темперамент, этнические традиции и обычаи, этническое сознание, структура этнического самосознания народов, этнологическое самосознание, этнические чувства, этнический вкус); понятие инкультурации; формы инкультурации. Сам. работа 6 9 ПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Межэтнические коммуникации
3.1. Понятие и сущность межэтнических коммуникаций Лекции 6 1 ПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.2. Этнические конфликты : типология этнических конфликтов; стадии развития этнических конфликтов: латентный период, фаза проявления конфликта, период активного течения конфликта, последствия конфликта. Лекции 6 1 ПК-4, ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.3. Теории этнокультурного взаимодействия (концепция аккультурации, концепции мобилизации, концепции интегрированности, концепции внутреннего колониализма), настоящее и будущее этносов. Практические 6 2 ПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.4. Формы и способы урегулирования этнических конфликтов; Практические 6 2 ПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.5. Понятие «этнический контакт»; факторы межэтнических коммуникаций; формы межэтнических коммуникаций (прибавление, усложнение, убавление, объединение); естественная и насильственная ассимиляция; понятие титульной нации и национального этнического меньшинства; геноцид как форма межэтнических взаимоотношений; апартеид; сегрегация; дискриминация по этническим признакам. Этнические процессы в современном мире (Африка, Азия, США, Западная Европа, Россия); психология межэтнической напряженности. Сам. работа 6 9 ПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 4. Основные черты этнической культуры
4.1. Культура этноса: стереотип и этнический образ культура и ее этнические функции (инструментальная, функция инкультурации, нормативная, сигнификативная, познавательная, коммуникативная). Лекции 6 2 ПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.2. Основные черты этнической культуры традиционные и архаические культуры; специфика восприятия и мышления в традиционной (архаической) культуре; Лекции 6 2 ПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.3. Защитные механизмы этнической культуры (специфические механизмы, неспецифические механизмы) Практические 6 2 ПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.4. Основные черты традиционной культуры (синкретизм, традиционность); типы ритуалов (отрицательные, положительные, магические, религиозные, кризисные, календарные, ритуалы интенсификации, мужские, женские, смешанные, ритуалы избежания, презентации, ритуалы перехода). Практические 6 2 ПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.5. факторы формирования этнической культуры (географический фактор, языковой, религиозный, этнонимический, психический); уровни этнической культуры (традиционно – бытовой, профессиональный); современная мировая культура и этнические культуры. Основные черты этнической культуры традиционные и архаические культуры; специфика восприятия и мышления в традиционной (архаической) культуре; Теория мышления Леви – Брюля; теория мышления Ж. Пиаже; современные теории мышления (Д. Сегалл, М. Херсковиц, С. Скрибнер, М. Коул); концепция традиционного мышления К. Леви – Строса; Сам. работа 6 9 ПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Мандель Б. Р. Этнопсихология: иллюстрированный учебник Издатель: Директ-Медиа, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=275613 (30.01.2018)
Л1.2 Л.Г. Почебут Кросс-культурная и этническая психология: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры Юрайт, 2018. — 335 с. — (Серия : , 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Крысько В. Г. Этническая психология: учеб. пособие для высш. проф. образования М.: Академия,, 2011.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 университетская библиотека on-line www.biblioclub.ru
Э2 электронно-библиотечная система издательства «Лань» e.lanbook.com
Э3 Курс в Moodle "Этнопсихология" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
1.Windows 7 Professional;
2.Office 2010 Professional
3.7-Zip
4.AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В ходе освоения дисциплины необходимо посетить 90% аудиторных занятий, активно участвовать в обсуждении вопросов практических занятий и ответить на вопросы зачета.

Методические рекомендации к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обеспечивает подготовку студента к текущим аудиторным занятиям и контрольным мероприятиям по дисциплине. Результаты этой подготовки проявляются в активности студента на занятиях и в качестве выполненных заданий, предложенных в рамках текущего контроля. Самостоятельная работа может осуществляться в следующих формах: изучение лекционного материала, предусматривающее проработку конспекта лекций и учебной литературы; поиск (подбор) и обзор литературы и электронных источников информации по изучаемой проблеме;
изучение материала, вынесенного на самостоятельное изучение; подготовка к практическим занятиям; подготовка к тестовому контролю; подготовка к зачету.

Подготовка к практическим занятиям.
В рамках практических занятий реализуется проверка усвоения теоретического и практического материала. Для подготовки к практическим занятиям по конкретной теме необходимо разобраться в вопросах, предложенных для подготовке к практическому занятию по данной теме, уметь раскрыть основное содержание вопросов,персоналии,уметь приводить примеры. Дя подготовки к практическому занятию необходимо использовать предложенные в РПД список литературы, информационные справочные системы, профессиональные базы данных.

Работа с научной литературой в рамках самостоятельной работы.
При работе с книгой необходимо научиться правильно ее читать, вести записи. Важно помнить, что рациональные навыки работы с книгой позволяют экономить время и повышают продуктивность. Правильный подбор учебников рекомендуется преподавателем, читающим лекционный курс. Необходимая литература указана в РПД по данному курсу.Самостоятельная работа с учебниками и книгами - это важнейшее условие формирования научного способа познания. Основные приемы можно свести к следующим: прочитанные книги, учебники следует конспектировать, но это не означает, что надо конспектировать «все подряд»: можно выписывать кратко основные идеи автора и иногда приводить наиболее яркие и показательные цитаты; следует выработать способность «воспринимать» сложные тексты; для этого лучший прием научиться «читать медленно», когда понятно каждое прочитанное слово (а если слово незнакомое, то либо с помощью словаря, либо с помощью преподавателя обязательно его узнать).

Подготовка к тестам контроля знаний
Подготовка к тестированию требует от обучающихся тщательного изучения материала лекционных и практических занятий, по тематике которых проводится тест. Для подготовки к тестированию необходимо использовать предложенные в РПД список литературы, информационные справочные системы, профессиональные базы данных.