МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Этнопсихология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки44.05.01. специальность Педагогика и психология девиантного поведения
СпециализацияПсихолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план44_05_01_ПиПДП-1-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 20
самостоятельная работа 25
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 10 10 10 10
Сам. работа 25 25 25 25
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
кандидат наук, доцент, Лужбина Наталья Анатольевна

Рецензент(ы):
кандидат наук, доцент, Волкова Татьяна Геннадьевна

Рабочая программа дисциплины
Этнопсихология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 44.05.01 ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ (приказ Минобрнауки России от 19.12.2016г. №1611)

составлена на основании учебного плана:
44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ральникова Ирина Александровна, д.психол.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой Ральникова Ирина Александровна, д.психол.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у студентов представления об этнопсихологии - междисциплинарной области знания, изучающей психологические особенности человека в единстве общечело¬веческого и культурно-специфического,
подготовка студентов к профессиональной деятельности в условиях постоянного межэтнического взаимодействия во всех сферах жизни российского общества;
развитие интереса к познанию и деятельности в области этнической и кросс-культурной психологии;
формирование компетенций для использования теоретических аспектов этнопсихологии в познавательной деятельности:обучение практическим методам кросс-культурного исследования и решения проблем в данной области;
формирование навыков первичного анализа этнокультурной специфики индивидуального и группового поведения людей.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-5 способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, культурные, конфессиональные и иные различия, предупреждать и конструктивно разрешать конфликтные ситуации в процессе профессиональной деятельности
ПК-8 способностью выявлять специфику психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической и другим социальным группам, диагностировать психологические свойства и состояния человека, характеристики психических процессов и проявлений в различных видах деятельности, проводить мониторинг личностного развития и социального поведения индивидов и групп, составлять психодиагностические заключения и рекомендации по их использованию
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- теории и методологию исследований по выявлению специфики психического функционирования человека с учётом особенностей его принадлежности к этнической группе.
- процедуру организации и проведения стандартного прикладного исследования в этнопсихологии.
3.2.Уметь:
3.2.1.- применять техники, приёмы, методики и методы по выявлению специфики психического функционирования человека с учётом особенностей его принадлежности к этнической группе.
- осуществлять отбор, применение методов и методик для проведения стандартного прикладного исследования в этнопсихологии.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- планирования и использования техник и методик по выявлению специфики психического функционирования человека с учётом особенностей его принадлежности к этнической группе.
- анализа и интерпретации результатов проведенного стандартного прикладного исследования в этнопсихологии.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в этническую психологию.
1.1. Происхождение этносов, истоки этногенеза; понятие этнического процесса; направление и формы этногенеза. Лекции 8 2 ОК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.2. История, предмет, объект этнопсихологии. Понятие об этносе. Структура и уровни этнической психологии (эгоцентрический, группоцентрический, универсально – гуманистический). Практические 8 1 ОК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.3. Структура и уровни этнической психологии. Этногенеза Л.Н. Гумилева. Этническая ситуация в России конца ХХ века. Практические 8 1 ОК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.4. Методы этнической психологии Практические 8 1 ОК-5, ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.5. Происхождение этносов, истоки этногенеза; понятие этнического процесса. Понятие о культуре. Цели и задачи кросс-культурной психологии. Связь культуры и поведения (биологический, культурно-антропологический и психологический подходы). Социальные последствия культуры. Сам. работа 8 5 ОК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Психология этноса
2.1. Этноцентризм и способы его уменьшения. Этнодифференцирующие признаки; культурный признак; языковой признак; хозяйственный признак; бытовой признак; семейный признак. Лекции 8 2 ОК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.2. Статические компоненты психологии этноса. Практические 8 1 ОК-5, ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.3. Этническая картина мира, сущность и структура этнической идентичности; уровни этнической идентичности (личностно – психологический, социально – психологический). Сам. работа 8 5 ОК-5, ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.4. Этнические стереотипы, их функции. Практические 8 2 ОК-5, ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.5. Типы этнической идентичности: нормальная идентичность, этноцентрическая идентичность, этнодоминирующая идентичность, этнический фанатизм, этническая индифферентность, этнонигилизм, амбивалентная этничность; примордиализм и конструктивизм. компоненты психологии этноса (этнический характер, этнический темперамент, этнические традиции и обычаи, этническое сознание, структура этнического самосознания народов, этнологическое самосознание, этнические чувства, этнический вкус); понятие инкультурации; формы инкультурации. Сам. работа 8 5 ОК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Межэтнические коммуникации
3.1. Понятие и сущность межэтнических коммуникаций Лекции 8 1 ОК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.2. Этнические конфликты : типология этнических конфликтов; стадии развития этнических конфликтов: латентный период, фаза проявления конфликта, период активного течения конфликта, последствия конфликта. Лекции 8 1 ОК-5, ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.3. Теории этнокультурного взаимодействия (концепция аккультурации, концепции мобилизации, концепции интегрированности, концепции внутреннего колониализма), настоящее и будущее этносов. Практические 8 1 ОК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.4. Формы и способы урегулирования этнических конфликтов; Практические 8 1 ОК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.5. Понятие «этнический контакт»; факторы межэтнических коммуникаций; формы межэтнических коммуникаций (прибавление, усложнение, убавление, объединение); естественная и насильственная ассимиляция; понятие титульной нации и национального этнического меньшинства; геноцид как форма межэтнических взаимоотношений; апартеид; сегрегация; дискриминация по этническим признакам. Этнические процессы в современном мире (Африка, Азия, США, Западная Европа, Россия); психология межэтнической напряженности. Сам. работа 8 5 ОК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 4. Основные черты этнической культуры
4.1. Культура этноса: стереотип и этнический образ культура и ее этнические функции (инструментальная, функция инкультурации, нормативная, сигнификативная, познавательная, коммуникативная). Лекции 8 2 ОК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.2. Основные черты этнической культуры традиционные и архаические культуры; специфика восприятия и мышления в традиционной (архаической) культуре; Лекции 8 2 ОК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.3. Защитные механизмы этнической культуры (специфические механизмы, неспецифические механизмы) Практические 8 1 ОК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.4. Основные черты традиционной культуры (синкретизм, традиционность); типы ритуалов (отрицательные, положительные, магические, религиозные, кризисные, календарные, ритуалы интенсификации, мужские, женские, смешанные, ритуалы избежания, презентации, ритуалы перехода). Практические 8 1 ОК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.5. факторы формирования этнической культуры (географический фактор, языковой, религиозный, этнонимический, психический); уровни этнической культуры (традиционно – бытовой, профессиональный); современная мировая культура и этнические культуры. Основные черты этнической культуры традиционные и архаические культуры; специфика восприятия и мышления в традиционной (архаической) культуре; Теория мышления Леви – Брюля; теория мышления Ж. Пиаже; современные теории мышления (Д. Сегалл, М. Херсковиц, С. Скрибнер, М. Коул); концепция традиционного мышления К. Леви – Строса; Сам. работа 8 5 ОК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.6. Экзамен 8 27 ОК-5, ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Мандель Б. Р. Этнопсихология: иллюстрированный учебник Издатель: Директ-Медиа, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=275613 (30.01.2018)
Л1.2 Л.Г. Почебут Кросс-культурная и этническая психология: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры Юрайт, 2018. — 335 с. — (Серия : , 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Крысько В. Г. Этническая психология: учеб. пособие для высш. проф. образования М.: Академия,, 2011.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 университетская библиотека on-line www.biblioclub.ru
Э2 электронно-библиотечная система издательства «Лань» e.lanbook.com
Э3 Курс в Moodle "Этнопсихология" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
1.Windows 7 Professional;
2.Office 2010 Professional
3.7-Zip
4.AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В ходе освоения дисциплины необходимо посетить 90% аудиторных занятий, активно участвовать в обсуждении вопросов практических занятий и ответить на вопросы зачета.

Методические рекомендации к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обеспечивает подготовку студента к текущим аудиторным занятиям и контрольным мероприятиям по дисциплине. Результаты этой подготовки проявляются в активности студента на занятиях и в качестве выполненных заданий, предложенных в рамках текущего контроля. Самостоятельная работа может осуществляться в следующих формах: изучение лекционного материала, предусматривающее проработку конспекта лекций и учебной литературы; поиск (подбор) и обзор литературы и электронных источников информации по изучаемой проблеме;
изучение материала, вынесенного на самостоятельное изучение; подготовка к практическим занятиям; подготовка к тестовому контролю; подготовка к зачету.

Подготовка к практическим занятиям.
В рамках практических занятий реализуется проверка усвоения теоретического и практического материала. Для подготовки к практическим занятиям по конкретной теме необходимо разобраться в вопросах, предложенных для подготовке к практическому занятию по данной теме, уметь раскрыть основное содержание вопросов,персоналии,уметь приводить примеры. Дя подготовки к практическому занятию необходимо использовать предложенные в РПД список литературы, информационные справочные системы, профессиональные базы данных.

Работа с научной литературой в рамках самостоятельной работы.
При работе с книгой необходимо научиться правильно ее читать, вести записи. Важно помнить, что рациональные навыки работы с книгой позволяют экономить время и повышают продуктивность. Правильный подбор учебников рекомендуется преподавателем, читающим лекционный курс. Необходимая литература указана в РПД по данному курсу.Самостоятельная работа с учебниками и книгами - это важнейшее условие формирования научного способа познания. Основные приемы можно свести к следующим: прочитанные книги, учебники следует конспектировать, но это не означает, что надо конспектировать «все подряд»: можно выписывать кратко основные идеи автора и иногда приводить наиболее яркие и показательные цитаты; следует выработать способность «воспринимать» сложные тексты; для этого лучший прием научиться «читать медленно», когда понятно каждое прочитанное слово (а если слово незнакомое, то либо с помощью словаря, либо с помощью преподавателя обязательно его узнать).

Подготовка к тестам контроля знаний
Подготовка к тестированию требует от обучающихся тщательного изучения материала лекционных и практических занятий, по тематике которых проводится тест. Для подготовки к тестированию необходимо использовать предложенные в РПД список литературы, информационные справочные системы, профессиональные базы данных.