МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Неорганическая химия

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра физической и неорганической химии
Направление подготовки20.03.01. Техносферная безопасность
ПрофильБезопасность жизнедеятельности в техносфере
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план20_03_01-ТБ-4-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 64
самостоятельная работа 44
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 22 22 22 22
Лабораторные 26 26 26 26
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 44 44 44 44
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.х.н., доцент, Харнутова Е.П.

Рецензент(ы):
д.х.н., доцент, Смагин В.П.;к.х.н., доцент, Микушина И.В.

Рабочая программа дисциплины
Неорганическая химия

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 20.03.01 ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 21.03.2016г. №246)

составлена на основании учебного плана:
20.03.01 Техносферная безопасность
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра физической и неорганической химии

Протокол от г. №
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.-м.н., профессор Безносюк С.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра физической и неорганической химии

Протокол от г. №
Заведующий кафедрой д.ф.-м.н., профессор Безносюк С.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.получение студентами основ теоретических знаний по ключевым разделам общей и неорганической химии и приобретение навыков выполнения лабораторных работ

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.14

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-8 способностью работать самостоятельно
ОК-10 способностью к познавательной деятельности
ПК-22 способностью использовать законы и методы математики, естественных, гуманитарных и экономических наук при решении профессиональных задач
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основные характеристики веществ и материалов; основные теории строения атома, химической связи, основы термодинамики; современные теории строения атома, химической связи, законы термодинамики;
- основные свойства химических элементов, их соединений; основные приемы и методы применения химических веществ и материалов; специфические приемы и методы применения химических веществ и материалов.
3.2.Уметь:
3.2.1.- описать основные характеристики атома, химической связи, тепловых процессов в химии и окружающем мире; использовать данные по строению атома, химической связи и термодинамики для описания свойств материалов; использовать знания о строении атомов, молекул, знания термодинамики химических процессов для понимания свойств материалов и механизмов химических процессов;
- сприменять основные приемы и методы применения химических веществ и материалов; применять химические вещества и материалы для решения задач профессиональной деятельности; применять химические вещества и материалы для работы в специфических условиях.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- первоначальными знаниями о строении вещества и химической связи; знаниями теорий строения атома, химической связи и термодинамики для описания химических процессов; знаниями современных теорий строения атома и химической связи, законов термодинамики для описания химических веществ и химических процессов;
- знаниями основ свойств химических веществ и материалов; знаниями свойств химических веществ и материалов для производственной деятельности; знаниями свойств химических веществ и материалов для работы в специфических условиях.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение. Основные понятия и законы неорганической химии
1.1. Введение. Основные понятия и законы химии Лекции 1 2 ОК-8, ОК-10, ПК-22 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.2. Классификация и номенклатура неорганических соединений Лекции 1 2 ОК-8, ОК-10, ПК-22 Л1.1, Л1.2
1.3. Основные законы химии Практические 1 2 ОК-8, ОК-10, ПК-22 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.4. Свойства основных классов неорганических соединений Лабораторные 1 4 ОК-8, ОК-10, ПК-22 Л1.2, Л2.1
1.5. Работа с конспектом лекций. Чтение и изучение учебной литературы – учебников, справочников. Работа с интернет ресурсами. Подготовка к лабораторной работе Сам. работа 1 6 ОК-8, ОК-10, ПК-22 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Строение атома и периодическая система
2.1. Строение атома. Строение электронных оболочек атомов химических элементов Лекции 1 2 Л1.1, Л1.2
2.2. Строение атома. Строение электронных оболочек химических элементов Практические 1 2 Л1.1, Л1.2
2.3. Работа с конспектом лекций. Чтение и изучение учебной литературы – учебников, справочников. Работа с интернет ресурсами. Подготовка к устному опросу Сам. работа 1 6 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 3. Химическая связь и строение вещества
3.1. Химическая связь и строение молекул Лекции 1 2 ОК-8, ОК-10, ПК-22 Л1.1, Л1.2
3.2. Химическая связь и строение молекул Практические 1 2 ОК-8, ОК-10, ПК-22 Л1.1, Л1.2
3.3. Работа с конспектом лекций. Чтение и изучение учебной литературы – учебников, справочников. Работа с интернет ресурсами. Подготовка к устному опросу Сам. работа 1 6 ОК-8, ОК-10, ПК-22 Л1.1, Л1.2
Раздел 4. Общие закономерности протекания химических процессов
4.1. Основы химической термодинамики Лекции 1 2 ОК-8, ОК-10, ПК-22 Л1.1, Л1.2
4.2. Химическая кинетика в гомогенных и гетерогенных системах Лекции 1 1 ОК-8, ОК-10, ПК-22 Л1.1, Л1.2
4.3. Химическое равновесие в гомогенных и гетерогенных процессах Лекции 1 1 ОК-8, ОК-10, ПК-22 Л1.1, Л1.2
4.4. Химическая термодинамика. Скорость химических реакций. Химическое равновесие Практические 1 2 ОК-8, ОК-10, ПК-22 Л1.1, Л1.2
4.5. Химическая термодинамика. Скорость химических реакций Лабораторные 1 4 ОК-8, ОК-10, ПК-22 Л1.1, Л1.2
4.6. Химическое равновесие Лабораторные 1 4 ОК-8, ОК-10, ПК-22 Л1.1, Л1.2
4.7. Работа с конспектом лекций. Чтение и изучение учебной литературы – учебников, справочников. Работа с интернет ресурсами. Подготовка к лабораторным работам Сам. работа 1 8 ОК-8, ОК-10, ПК-22 Л1.1, Л1.2
Раздел 5. Растворы
5.1. Растворы. Коллигативные свойства растворов Лекции 1 2 ОК-8, ОК-10, ПК-22 Л1.1, Л1.2
5.2. Электролитическая диссиоциация Лекции 1 2 ОК-8, ОК-10, ПК-22 Л1.1, Л1.2
5.3. Свойства растворов. Электролитическая диссоциация Практические 1 2 ОК-8, ОК-10, ПК-22 Л1.1, Л1.2
5.4. Растворы электролитов. рН растворов Лабораторные 1 4 ОК-8, ОК-10, ПК-22 Л1.1, Л1.2
5.5. Гидролиз солей Лекции 1 2 ОК-8, ОК-10, ПК-22 Л1.1, Л1.2
5.6. Гидролиз солей Лабораторные 1 4 ОК-8, ОК-10, ПК-22 Л1.1, Л1.2
5.7. Окислительно-восстановительные реакции Лекции 1 2 ОК-8, ОК-10, ПК-22 Л1.1, Л1.2
5.8. Окислительно-восстановительные реакции Лабораторные 1 6 ОК-8, ОК-10, ПК-22 Л1.1, Л1.2
5.9. Работа с конспектом лекций. Чтение и изучение учебной литературы – учебников, справочников. Работа с интернет ресурсами. Подготовка к лабораторным работам Сам. работа 1 8 ОК-8, ОК-10, ПК-22 Л1.1, Л1.2
Раздел 6. Химия элементов
6.1. Химия металлов Лекции 1 2 ОК-8, ОК-10, ПК-22 Л1.2
6.2. Металлы s-семейства Практические 1 2 ОК-8, ОК-10, ПК-22 Л1.2
6.3. Металлы р-семейств Практические 1 2 ОК-8, ОК-10, ПК-22 Л1.2
6.4. Металлы d-семейств Практические 1 2 ОК-8, ОК-10, ПК-22 Л1.2
6.5. Работа с конспектом лекций. Чтение и изучение учебной литературы – учебников, справочников. Работа с интернет ресурсами. Подготовка к устному опросу Сам. работа 1 10 ОК-8, ОК-10, ПК-22 Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Контрольные вопросы и задания приведены в фонде оценочных средств
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств размещен в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 В.В. Денисов, В.М. Таланов, И.А. Денисова, Т.И. Дрововозова Общая и неорганическая химия : учебное пособие Ростов-н/Д : Феникс, 2013 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=271598
Л1.2 Павлов, Н.Н. Общая и неорганическая химия: СПб. : Лань, 2011 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Э. Т. Оганесян, В. А. Попков, Л. И. Щербакова, А. К. Брель ; под ред. Э. Т. Оганесяна Общая и неорганическая химия : учебник для вузов М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/23B227C4-E87E-4CA6-BCF5-A5279E2D91D7.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Не используются
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7
Microsoft Office 2010
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.lib.asu.ru электронные ресурсы научной библиотеки АлтГУ
http://www.rsl.ru РГБ Российская государственная библиотека
http://ben.irex.ru БЕН Библиотека естественных наук
http://www.gpntb.ru Государственная публичная научно-техническая библиотека
http://ban.pu.ru БАН Библиотека Академии наук
http://www.nlr.ru РНБ Российская национальная библиотека
http://www.elibrary.ru Научная электронная библиотека РФФИ
http://www.lib.msu.su Библиотека МГУ

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
109К лаборатория неорганической химии - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Лабораторная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; весы ВЛКТ-500; вытяжной шкаф; сушильный шкаф; микроскоп МБС-10; весы НВ-600 М; электроплитка; таблица Д.И. Менделеева; сушильный шкаф СНОЛ; штативы для пробирок, набор лабораторной посуды, набор реактивов, спиртовки, держатели для пробирок
106аК учебная аудитория кафедры физической и неорганической химии - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; шкаф с учебно-наглядными пособиями - 2 шт.; доска маркерная - 1 шт.; проектор: марка Optoma - 1 единица; стационарный экран; модели кристаллических структур; набор моделей атомов со стержнями для составления моделей молекул, деревянные модели кристаллов; дифрактограммы веществ; таблицы Гиллера; числовые ключи Ханаваля; алфавитный указатель; рентгеновская картотека JCPDS.
101К лаборатория неорганической химии - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Лабораторные мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доски меловые 1шт.; шкаф для хранения посуды и реактивов (3 шт.); сейф для хранения реактивов; весы ВЛТЭ 500; весы ВЛР-200; весы ВЛКТ-500; вытяжной шкаф; сушильный шкаф; микроскоп МБС-10; сушилка лабораторная; электрическая плитка; таблица Д.И. Менделеева. дистиллятор, штативы для пробирок, набор лабораторной посуды, набор реактивов, спиртовки, держатели для пробирок

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины. Дисциплина включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, лабораторные, самостоятельная работа.
Во время лекций студент получает систематизированные знания. Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников.
Цель практических занятий, проводимых по дисциплине - углубление и закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения материала, а также совершенствование практических навыков по дисциплине.
Необходимо ознакомиться с заданием к практическому занятию; определить примерный объем работы по подготовке к ним; выделить вопросы, упражнения и задачи, ответы на которые или выполнение и решение без предварительной подготовки не представляются возможными.
В процессе подготовки к практическим занятиям, необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебно – методической, а также научной литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной и популярной литературой, материалами периодически х изданий и Интернета, статистическими данными является наиболее эффективным методом получения знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у студентов свое отношение к конкретной проблеме. Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по теме практического занятия, что позволяет студентам проявить свою индивидуальность в рамках выступления на данных занятиях, выявить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме.
При ответах на вопросы и выполнении заданий необходимо внимательно прочитать текст и попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой. Порядок ответов может быть различным: либо вначале делается вывод, а затем приводятся аргументы, либо дается развернутая аргументация принятого решения, на основании которой предлагается ответ. Возможны и несколько вариантов ответов.
При подготовке к занятиям обучаемые могут пользоваться техническими средствами обучения и дидактическими материалами (схемами и др.), которыми располагает учебное заведение. Эти же средства могут быть использованы и на занятиях для лучшего закрепления учебного материала или подтверждения правильности ответов на поставленные вопросы.
Лабораторные занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, через формирование практических навыков. В ходе занятий предусматривается проверка освоенности материала курса и компетенции в виде защиты лабораторной работы.
Для лабораторных занятий необходимо иметь: белый халат, рабочую тетрадь, ручку. Начинается лабораторная работа с указания даты, номера и темы занятия. Далее идет систематическая часть, которая постепенно заполняется в процессе занятия.
При подготовке к лабораторному занятию студенту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, проработать соответствующие разделы практикума (печатные или электронные) продумать ответы на контрольные вопросы.
Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем.
Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме зачета.
Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины.