Закреплена за кафедрой | Кафедра физической и неорганической химии |
---|---|
Направление подготовки | 33.05.01. специальность Фармация |
Специализация | Фармация биофармпрепаратов |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 6 ЗЕТ |
Учебный план | 33_05_01_Фарм-3-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 16 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 |
Лабораторные | 36 | 36 | 36 | 36 |
Практические | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 111 | 111 | 111 | 111 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 216 | 216 | 216 | 216 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра физической и неорганической химии
Протокол от г. №
Заведующий кафедрой д.ф.-м.н., профессор Безносюк С.А.
1.1. | получение студентами основ теоретических знаний по ключевым разделам общей и неорганической химии и приобретение навыков выполнения лабораторных работ |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОПК-7 | готовностью к использованию основных физико-химических, математических и иных естественнонаучных понятий и методов при решении профессиональных задач |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - основные положения теории строения атома, формулировку периодического закона; - положения теории химической связи, виды и механизмы ее образования; - способы выражения состава растворов; - положения теории электролитической диссоциации электролитов и гидролиза солей; - основные положения теории окислительно-восстановительных реакций; - классификацию и общие свойства основных классов неорганических соединений; - электронное строение, физические и химические свойства металлов и неметаллов. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - описывать строение атомов элементов и объяснять периодичность изменения их свойств на основе строения их атомов; - определять виды связей и объяснять пространственное строение веществ; - вычислять состав и количества индивидуальных веществ в растворах; - составлять молекулярно-ионные уравнения диссоциации и гидролиза и определять реакцию среды; - составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций, расставлять коэффициенты, определять окислитель и восстановитель; - составлять химические уравнения, описывающие свойства оксидов, кислот, оснований, солей; - составлять уравнения реакций, отражающие свойства металлов и неметаллов. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками применения базовых знаний при решении химических задач |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Общие закономерности протекания химических процессов | ||||||
1.1. | Химическая термодинамика. Скорость химических реакций. Химическое равновесие | Лекции | 1 | 2 | ОПК-7 | Л1.1, Л2.2 |
1.2. | Основы атомно-молекулярного учения. Основные законы химии | Практические | 1 | 2 | ОПК-7 | Л1.1, Л2.2 |
1.3. | Химическая термодинамика | Практические | 1 | 4 | ОПК-7 | Л1.1, Л2.2 |
1.4. | Знакомство с химической лабораторией. Правила работы в лаборатории. Мытье химической посуды | Лабораторные | 1 | 4 | ОПК-7 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.5. | Скорость химических реакций. Химическое равновесие | Лабораторные | 1 | 4 | ОПК-7 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.6. | Работа с конспектом лекций. Чтение и изучение учебной литературы – учебников, справочников. Работа с интернет ресурсами. Подготовка к лабораторным и практическим занятиям | Сам. работа | 1 | 20 | ОПК-7 | Л1.1, Л2.2 |
Раздел 2. Растворы | ||||||
2.1. | Растворы. Коллигативные свойства растворов. Способы выражения содержания вещества в растворе | Лекции | 1 | 2 | ОПК-7 | Л1.1, Л2.2 |
2.2. | Теория электролитической диссоциации. рН растворов | Лекции | 1 | 2 | ОПК-7 | Л1.1, Л2.2 |
2.3. | Гидролиз солей | Лекции | 1 | 2 | ОПК-7 | Л1.1, Л2.2 |
2.4. | Окислительно-восстановительные реакции | Лекции | 1 | 2 | ОПК-7 | Л1.1, Л2.2 |
2.5. | Коллигативные свойства разбавленных растворов | Практические | 1 | 2 | ОПК-7 | Л1.1, Л2.2 |
2.6. | Приготовление растворов с заданной концентрацией | Лабораторные | 1 | 4 | ОПК-7 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
2.7. | Электролитическая диссоциация. рН растворов | Лабораторные | 1 | 4 | ОПК-7 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
2.8. | Гидролиз солей | Лабораторные | 1 | 4 | ОПК-7 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
2.9. | Окислительно-восстановительные реакции | Лабораторные | 1 | 4 | ОПК-7 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
2.10. | Работа с конспектом лекций. Чтение и изучение учебной литературы – учебников, справочников. Работа с интернет ресурсами. Подготовка к лабораторным и практическим занятиям | Сам. работа | 1 | 31 | ОПК-7 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 3. Химическая связь и строение вещества | ||||||
3.1. | Строение атома | Лекции | 1 | 2 | ОПК-7 | Л1.1, Л2.2 |
3.2. | Периодическая система элементов | Лекции | 1 | 2 | ОПК-7 | Л1.1, Л2.2 |
3.3. | Химическая связь | Лекции | 1 | 0 | ОПК-7 | Л1.1, Л2.2 |
3.4. | Строение атома и периодическая система химических элементов | Практические | 1 | 2 | ОПК-7 | Л1.1, Л2.2 |
3.5. | Химическая связь и строение вещества | Практические | 1 | 4 | ОПК-7 | Л1.1, Л2.2 |
3.6. | Работа с конспектом лекций. Чтение и изучение учебной литературы – учебников, справочников. Работа с интернет ресурсами. Подготовка к практическим занятиям | Сам. работа | 1 | 20 | ОПК-7 | Л1.1, Л2.2 |
Раздел 4. Химия элементов | ||||||
4.1. | Химия элементов | Лекции | 1 | 4 | ОПК-7 | Л1.1, Л2.2 |
4.2. | Классы неорганических соединений | Практические | 1 | 2 | ОПК-7 | Л1.1, Л2.2 |
4.3. | Металлы s-семейства. Строение, свойства, применение | Практические | 1 | 2 | ОПК-7 | Л1.1, Л2.2 |
4.4. | Металлы р-семейства. Строение, свойства, применение | Практические | 1 | 2 | ОПК-7 | Л1.1, Л2.2 |
4.5. | Металлы d-семейства. Строение, свойства, применение | Практические | 1 | 2 | ОПК-7 | Л1.1, Л2.2 |
4.6. | Комплексные соединения | Практические | 1 | 2 | ОПК-7 | Л1.1, Л2.2 |
4.7. | Щелочные и щелочно-земельные металлы | Лабораторные | 1 | 4 | ОПК-7 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
4.8. | р-элементы | Лабораторные | 1 | 4 | ОПК-7 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
4.9. | d-элементы | Лабораторные | 1 | 4 | ОПК-7 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
4.10. | Работа с конспектом лекций. Чтение и изучение учебной литературы – учебников, справочников. Работа с интернет ресурсами. Подготовка к лабораторным и практическим занятиям | Сам. работа | 1 | 40 | ОПК-7 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Методические рекомендации для обучающихся размещены в приложении |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств размещен в приложении |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | В.В. Денисов, В.М. Таланов, И.А. Денисова, Т.И. Дрововозова | Общая и неорганическая химия : учебное пособие | Ростов-н/Д : Феникс, 2013 | //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=271598 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | сост.: В. А. Новоженов | Лабораторный практикум по неорганической химии : учеб. пособие | Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2012 | elibrary.asu.ru |
Л2.2 | Э. Т. Оганесян, В. А. Попков, Л. И. Щербакова, А. К. Брель ; под ред. Э. Т. Оганесяна | Общая и неорганическая химия : учебник для вузов | М. : Издательство Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/23B227C4-E87E-4CA6-BCF5-A5279E2D91D7. |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Не используются | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Windows 7 Professional, № 46192494 от 26.11.2009 (бессрочная); Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010 (бессрочная); Open Office, http://www.openoffice.org/license.html 3D Canvas, http://amabilis.com/products/ Blender, https://www.blender.org/about/license/ Visual Studio, https://code.visualstudio.com/license Python c расширениями PIL, Py OpenGL, https://docs.python.org/3/license.html FAR, http://www.farmanager.com/license.php?l=ru XnView, http://xnviewload.ru/ 7-Zip, http://www.7-zip.org/license.txt AcrobatReader, http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf GIMP, https://docs.gimp.org/2.8/ru/ Inkscape, https://inkscape.org/en/about/license/ Chrome; http://www.chromium.org/chromium-os/licenses Eclipse (PHP,C++, Phortran), http://www.eclipse.org/legal/eplfaq.php Компас график LT 5.9; http://download.ascon.ru/public/Kompas-3D_LT_V12/License_LT_ru_2012.pdf DjVu reader, http://djvureader.org/ Lazarus, http://wiki.lazarus.freepascal.org/Lazarus_Faq#Licensing Smart Notebook, http://www.whiteboardblog.co.uk/2010/12/smart-notebook-licence-and-activation/ Putty, https://putty.org.ru/licence.html VLC, http://www.videolan.org/legal.html QTEPLOT, http://www.qtiplot.com/doc/manual-en/index.html NETBEANS, https://netbeans.org/about/legal/index.html R STUDIO (open source), http://www.rstudio.com/ MingGW, http://mingw.org/license Scilab, http://www.scilab.org/en/scilab/license Audacity, https://www.audacityteam.org/about/license | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
http://www.lib.asu.ru электронные ресурсы научной библиотеки АлтГУ http://www.rsl.ru РГБ Российская государственная библиотека http://ben.irex.ru БЕН Библиотека естественных наук http://www.gpntb.ru Государственная публичная научно-техническая библиотека http://ban.pu.ru БАН Библиотека Академии наук http://www.nlr.ru РНБ Российская национальная библиотека http://www.elibrary.ru Научная электронная библиотека РФФИ http://www.lib.msu.su Библиотека МГУ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
101К | лаборатория неорганической химии - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Лабораторные мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доски меловые 1шт.; шкаф для хранения посуды и реактивов (3 шт.); сейф для хранения реактивов; весы ВЛТЭ 500; весы ВЛР-200; весы ВЛКТ-500; вытяжной шкаф; сушильный шкаф; микроскоп МБС-10; сушилка лабораторная; электрическая плитка; таблица Д.И. Менделеева. дистиллятор, штативы для пробирок, набор лабораторной посуды, набор реактивов, спиртовки, держатели для пробирок |
106аК | учебная аудитория кафедры физической и неорганической химии - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; шкаф с учебно-наглядными пособиями - 2 шт.; доска маркерная - 1 шт.; проектор: марка Optoma - 1 единица; стационарный экран; модели кристаллических структур; набор моделей атомов со стержнями для составления моделей молекул, деревянные модели кристаллов; дифрактограммы веществ; таблицы Гиллера; числовые ключи Ханаваля; алфавитный указатель; рентгеновская картотека JCPDS. |
Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины. Дисциплина включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, лабораторные, самостоятельная работа. Во время лекций студент получает систематизированные знания. Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников. Цель практических занятий, проводимых по дисциплине - углубление и закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения материала, а также совершенствование практических навыков по дисциплине. Необходимо ознакомиться с заданием к практическому занятию; определить примерный объем работы по подготовке к ним; выделить вопросы, упражнения и задачи, ответы на которые или выполнение и решение без предварительной подготовки не представляются возможными. В процессе подготовки к практическим занятиям, необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебно – методической, а также научной литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной и популярной литературой, материалами периодически х изданий и Интернета, статистическими данными является наиболее эффективным методом получения знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у студентов свое отношение к конкретной проблеме. Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по теме практического занятия, что позволяет студентам проявить свою индивидуальность в рамках выступления на данных занятиях, выявить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме. При ответах на вопросы и выполнении заданий необходимо внимательно прочитать текст и попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой. Порядок ответов может быть различным: либо вначале делается вывод, а затем приводятся аргументы, либо дается развернутая аргументация принятого решения, на основании которой предлагается ответ. Возможны и несколько вариантов ответов. При подготовке к занятиям обучаемые могут пользоваться техническими средствами обучения и дидактическими материалами (схемами и др.), которыми располагает учебное заведение. Эти же средства могут быть использованы и на занятиях для лучшего закрепления учебного материала или подтверждения правильности ответов на поставленные вопросы. Лабораторные занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, через формирование практических навыков. В ходе занятий предусматривается проверка освоенности материала курса и компетенции в виде защиты лабораторной работы. Для лабораторных занятий необходимо иметь: белый халат, рабочую тетрадь, ручку. Начинается лабораторная работа с указания даты, номера и темы занятия. Далее идет систематическая часть, которая постепенно заполняется в процессе занятия. При подготовке к лабораторному занятию студенту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, проработать соответствующие разделы практикума (печатные или электронные) продумать ответы на контрольные вопросы. Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем. Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме зачета экзамена. Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины. |