МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Спектроскопические методы исследования наносистем материалов

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра физической и неорганической химии
Направление подготовки04.04.01. Химия
ПрофильРазработка биофармацевтических препаратов на основе рекомбинантных технологий
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план04_04_01_Химия-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 76
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 20
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Лабораторные 10 10 10 10
Практические 10 10 10 10
Сам. работа 76 76 76 76
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
кандидат кандидат химических наук, доцент, Лебеденко Сергей Евгеньевич

Рецензент(ы):
доктор физико-математических наук, профессор, Плотников Владимир Александрович

Рабочая программа дисциплины
Спектроскопические методы исследования наносистем материалов

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 04.04.01 Химия (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 13.07.2017г. №655)

составлена на основании учебного плана:
04.04.01 Химия
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра физической и неорганической химии

Протокол от 05.07.2018 г. № 13
Срок действия программы: 2018-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
Безносюк Сергей Александрович, доктор физико-математических наук, профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра физической и неорганической химии

Протокол от 05.07.2018 г. № 13
Заведующий кафедрой Безносюк Сергей Александрович, доктор физико-математических наук, профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Дать обобщающие сведения и конкретные знания о принципиальных основах, практических возможностях и ограничениях спектроскопических методах исследования функциональных материалов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 Способен выполнять комплексные экспериментальные и расчетно-теоретические исследования в избранной области химии или смежных наук с использованием современных приборов, программного обеспечения и баз данных профессионального назначения
ОПК-2 Способен анализировать, интерпретировать и обобщать результаты экспериментальных и расчетно-теоретических работ в избранной области химии или смежных наук
ПК-1 Способен проводить работы по обработке и анализу научно-технической информации и результатов исследований
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основы спектроскопических методов исследования твердых тел; сущность методов ЯМР, ЭПР, ИК- и КР- спектроскопии, основы гамма-резонансной и молекулярной оптической спектроскопии; возможности применения спектральных методов анализа для исследования наноматериалов
теоретические основы спектроскопических методов исследования веществ и материалов, базовые схемы и принципы работы наиболее распространенных видов спектрометров.
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать полученные знания для анализа широкого круга материалов, включая объекты, полученные самостоятельно в рамках НИР, для интерпретации, моделирования и прогноза их физико-химических свойств; представлять итоги выполненной работы в виде отчетов, докладов, научных публикаций с использованием современных возможностей информационных технологий
анализировать и обобщать данные, полученные методами спектроскопии, с целью получения информации о структуре и свойствах исследуемых объектов.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками выбора оптимального метода исследования материала в зависимости от объекта и целей исследования для решения поставленных задач на основании анализа и сопоставления всей совокупности имеющихся данных.
навыками интерпретации спектральных данных, способен выбирать метод исследования объекта в зависимости от его свойств.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Спектроскопия
1.1. Сведения из истории развития спектроскопии. Основные квантовые законы взаимодействия электромагнитного излучения с веществом. Невырожденные и вырожденные уровни энергии. Населенность энергетических уровней. Вероятности поглощения и излучения. Классическая и квантовая теории поглощения и излучения. Излучение диполя. Магнитное дипольное излучение и квадрупольное излучение. Длительность возбужденного состояния. Естественная ширина уровней энергии и спектральных линий. Лекции 3 1 ОПК-1 Л1.1, Л2.1
1.2. Применение оптической спектроскопии для анализа состава и структуры вещества в различных спектральных областях Сам. работа 3 14 ОПК-1 Л1.1
1.3. Основные характеристики энергетических уровней и молекулярных систем Сам. работа 3 16 ОПК-1 Л1.1
1.4. Виды движения в молекулах, соотношения между энергиями колебательного вращательного и электронного движений. Типы молекулярных спектров, их взаимное расположение на шкале частот. Вращательные спектры двухатомных молекул. Нарушение принципа Борна-Оппенгеймера (взаимодействие колебаний и вращений). Модели жёсткого и нежёсткого ротатора Лекции 3 2 ОПК-1 Л1.1
1.5. Колебательные спектры молекул. Модели гармонического и ангармонического осциллятора. Колебательные уровни энергии, правила отбора для колебательных переходов. Колебательно-вращательные спектры 2-х и многоатомных молекул. Правила отбора для колебательно-вращательных переходов. Вращательные спектры комбинированного рассеяния. Колебательные спектры комбинационного рассеяния. Поляризация и комбинационное рассеяние света. Лекции 3 1 ОПК-1 Л1.1
1.6. Колебательно-вращательные спектры молекул. Техника эксперимента в ИК области. Типы ИК спектрометров Сам. работа 3 16 ОПК-1 Л1.1
1.7. Вращательные спектры комбинированного рассеяния. Колебательные спектры комбинационного рассеяния. Поляризация и комбинационное рассеяние света Лекции 3 1 ОПК-1 Л1.1
1.8. Определение структуры молекул по данным КР- и ИК-спектроскопии. ИК-спектроскопия. Расшифровка спектров Практические 3 2 ОПК-1 Л1.1
1.9. Ядерный магнитный резонанс. Характеристика ядер. Спиновый и магнитный моменты ядер. Гиромагнитное отношение, ядерный g-фактор. Зеемановское расщепление. Условие резонанса. Прецессия магнитного момента. Блок-схема ЯМР-спектрометра, его характеристики. Заселенность уровней. Спин-решеточная релаксация. Понятие насыщения. Спин-спиновая релаксация. Химический сдвиг. Константа экранирования ядра. Стандартные вещества. Спин-спиновое взаимодействие, его природа. Константа спин-спинового взаимодействия. Анализ систем первого порядка. мультиплетность, соотношение интенсивностей в мультиплете. Внутреннее вращение в молекулах. Область и границы применения ЯМР высокого разрешения Лекции 3 2 ОПК-1 Л1.1
1.10. Определение строения молекул по данным спектроскопии ЯМР. Практические 3 2 ОПК-1 Л1.1
1.11. Электронный парамагнитный резонанс. Условие резонанса. Типы спектрометров. g-фактор электрона. Сверхтонкое взаимодействие, его природа. Константа сверхтонкого взаимодействия. Правила отбора. Мультиплетность спектров. Атом водорода. Атом дейтерия. Анализ спектров ЭПР жидкофазных систем Практические 3 2 ОПК-1 Л1.1
1.12. Квадрупольные моменты ядра. Градиент электрического поля. Квадрупольные уровни при аксиальной симметрии поля. Параметр асимметрии. Правила отбора. Приложения метода, особенности эксперимента, достоинства и недостатки метода. Электронные спектры поглощения многоатомных молекул. Лекции 3 1 ОПК-1 Л1.1
1.13. Метод ядерного гамма-резонанса. Ядерная флуоресценция. Энергия отдачи. Линии испускания и поглощения, их ширина. Эффект Мессбауэра. Источник и поглотитель. Относительное движение их с постоянной скоростью. Изомерные химические сдвиги. Особенности ЯГР, его ограничения. Лекции 3 1 ОПК-1 Л1.1
1.14. УФ-спектроскопия. Электронно-колебательные спектры поглощения многоатомных молекул и их характеристики. Энергия электронных переходов. Области поглощения. Концепция хромофоров и ауксохромов. Классификация электронных переходов. Интенсивность полос и правила отбора. Лекции 3 2 ОПК-1 Л1.1
1.15. УФ-спектроскопия. Аппаратура и подготовка образцов. Растворители. Применение электронных спектров поглощения в качественном, структурном и количественном анализах. Основные хромофоры. Влияние сопряжения. Неорганические и комплексные соединения. Сам. работа 3 10 ОПК-1 Л1.1
1.16. УФ-спектроскопия. Количественное определение индивидуальных соединений. Количественный анализ смесей. Лабораторные 3 4 ОПК-1 Л1.1
1.17. Масс-спектроскопия. Принцип действия масс-спектрометра и его устройство. Классификация масс-спектрометров, их разрешающая способность. Методы ионизации. Эффективность ионизации. Реакции, происходящие при электронной ионизации. Классификация ионов: молекулярные, осколочные, перегруппировочные, метастабильные, многозарядные, отрицательные. Влияние изотопного состава на масс-спектр. Сам. работа 3 20 ОПК-1 Л1.1
1.18. Масс-спектроскопия. Определение структуры молекул по данным масс-спектроскопии низкого разрешения с электронной ионизацией. Практические 3 2 ОПК-1 Л1.1
1.19. Атомно-эмиссионный анализ. Сущность метода и его аналитические характеристики. Пламя как источник возбуждения. Дуговой и искровой разряды как источники атомизации и возбуждения. Температура образующейся плазмы. Способы введения анализируемых проб, находящихся в различных агрегатных состояниях. Применение индуктивно-связанной плазмы. Факторы, влияющие на степень атомизации и интенсивность излучения атомов. Связь между интенсивностью излучения и концентрацией элементов в растворе. Атомно-абсорбционный анализ. Источники излучения: лампы с полым катодом, источники сплошного спектра. Способы получения поглощающего слоя атомов: пламена, непламенные атомизаторы. Аппаратура и техника атомно-абсорбционных измерений Лекции 3 1 ОПК-1 Л1.1
1.20. Атомно-эмиссионный анализ. Количественное определение индивидуальных соединений. Количественный анализ сплавов. Лабораторные 3 4 ОПК-1 Л1.1
1.21. Атомно-абсорбционный анализ. Количественное определение содержания различных элементов. Лабораторные 3 2 ОПК-1 Л1.1
1.22. Применение спектральных методов анализа для исследования наноматериалов. Выбор метода исследования в зависимости от объекта. Практические 3 2 ОПК-1 Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
приведены в ФОС в приложении
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
приведен в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Елисеев А. А. , Лукашин А. В. Функциональные наноматериалы: Физматлит, 2010 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Бёккер Ю. Спектроскопия [Электронный ресурс]: монография М. Техносфера, 2009 www.studentlibrary.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 курс в moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения

Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. http://www.chem.asu.ru/
2. http://www.chem.port.ru/
3. http://www.ars.org/portalchemistry/
4. http://www.pstlib.nsc.ru/
5. http://www.e.lanbook.com/
6. http://www.lib.asu.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
517К учебно-исследовательская лаборатория физико-химии и электрохимии материалов - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; столы ученический - 4 шт.; стол преподавателя - 2 шт.; шкаф книжный - 1 шт.; стол лабораторный - 6 шт.; вытяжной шкаф - 1 шт.; стол весовой - 1 шт.; экран рулонный; дистиллятор; ДмЭ-1\БрН-метр 150; весы ВЛКТ-500; мешалка магнитная ММ-5; генератор Г4-102А; ампервольтметр Ц4311; микроскоп Метавал; микроскоп МИИ-4

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Как работать над конспектом после лекции
Какими бы замечательными качествами в области методики ни обладал лектор, какое бы большое значение на занятиях ни уделял лекции слушатель, глубокое понимание материала достигается только путем самостоятельной работы над ним.
Самостоятельную работу следует начинать с доработки конспекта, желательно в тот же день, пока полученная информация еще хранится в памяти. Как правило, через 10 ч после лекции в памяти остается не более 30-40 % материала.
С целью доработки необходимо, в первую очередь, прочитать записи, восстановить текст в памяти, а также исправить описки, расшифровать не понятные сокращения, заполнить пропущенные места, понять текст, вникнуть в его смысл. Далее прочитать материал по рекомендуемой литературе, разрешая в ходе чтения, возникшие ранее затруднения, вопросы, а также дополнения и исправляя свои записи.
Записи должны быть наглядными, для чего следует применять различные способы выделений. В ходе доработки конспекта углубляются, расширяются и закрепляются знания, а также дополняется, исправляется и совершенствуется конспект.
Подготовленный конспект и рекомендуемая литература используется при подготовке к практическому занятию. Подготовка сводится к внимательному прочтению учебного материала, к выводу с карандашом в руках всех утверждений и формул, к решению примеров, задач, к ответам на вопросы, предложенные в конце лекции преподавателем или помещенные в рекомендуемой литературе. Примеры, задачи, вопросы по теме являются средством самоконтроля.
Непременным условием глубокого усвоения учебного материала является знание основ, на которых строится изложение материала. Обычно преподаватель напоминает, какой ранее изученный материал и в какой степени требуется подготовить к очередному занятию. Эта рекомендация, как и требование систематической и серьезной работы над всем лекционным курсом, подлежит безусловному выполнению. Потери логической связи как внутри темы, так и между ними приводит к негативным последствиям: материал учебной дисциплины перестает основательно восприниматься, а творческий труд подменяется утомленным переписыванием. Обращение к ранее изученному материалу не только помогает восстановить в памяти известные положения, выводы, но и приводит разрозненные знания в систему, углубляет и расширяет их. Каждый возврат к старому материалу позволяет найти в нем что-то новое, переосмыслить его с иных позиций, определить для него наиболее подходящее место в уже имеющейся системе знаний. Неоднократное обращение к пройденному материалу является наиболее рациональной формой приобретения и закрепления знаний. Очень полезным в практике самостоятельной работы, является предварительное ознакомление с учебным материалом. Даже краткое, беглое знакомство с материалом очередной лекции дает многое. Студенты получают общее представление о ее содержании и структуре, о главных и второстепенных вопросах, о терминах и определениях. Все это облегчает работу на лекции и делает ее целеустремленной.


Подготовка к практическому занятию
Студент должен четко уяснить, что именно с лекции начинается его подготовка к практическому занятию. Вместе с тем, лекция лишь организует мыслительную деятельность, но не обеспечивает глубину усвоения программного материала.
При подготовке к семинару можно выделить 2 этапа:
1-й – организационный,
2-й – закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
– уяснение задания на самостоятельную работу;
– подбор рекомендованной литературы;
– составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (перечня основных пунктов) по изучаемому материалу (вопросу). Такой план позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к семинару рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
В начале семинара студенты под руководством преподавателя более глубоко осмысливают теоретические положения по теме занятия, раскрывают и объясняют основные явления и факты. В процессе творческого обсуждения и дискуссии вырабатываются умения и навыки использовать приобретенные знания для решения практических задач.


Подготовка к лабораторной работе
Теоретическая подготовка
Теоретическая подготовка необходима для проведения компьютерного эксперимента, должна проводиться обучающимися в порядке самостоятельной работы. Ее следует начинать внимательным разбором руководства к данной лабораторной работе.
Особое внимание в ходе теоретической подготовки должно быть обращено на понимание сущности процесса. Для самоконтроля в каждой работе приведены контрольные вопросы, на которые обучающийся обязан дать четкие, правильные ответы. Теоретическая подготовка завершается предварительным составлением отчета со следующим порядком записей:
1. Название работы.
2. Цель работы.
3. Теоретическое введение.
4. Ход работы (включает рисунки, схемы, таблицы, основные формулы для определения величин).
5. Расчеты – окончательная запись результатов работы.
6. Вывод.


При выполнении лабораторных работ измерение физических величин необходимо проводить в строгой, заранее предусмотренной последовательности.
Особо следует обратить внимание на точность и своевременность отсчетов при измерении нужных физических величин. Например, точность измерения времени с помощью секундомера зависит не только от четкого определения положения стрелки, но и в значительной степени – от своевременности включения и выключения часового механизма.
Лабораторные работы выполняются по письменным инструкциям. Каждая инструкция содержит краткие теоретические сведения, относящиеся к данной работе, перечень необходимого оборудования, посуды, реактивов, порядок выполнения работы, контрольные вопросы.
Внимательное изучение методических указаний поможет выполнить работу.
Небрежное оформление отчета, исправление уже написанного недопустимо.
Методические указания к выполнению лабораторных работ для студентов

1. К выполнению лабораторных работ необходимо приготовиться до начала занятия в лаборатории. Кроме описания работы, используйте рекомендованную литературу и конспект лекций. К выполнению работы допускаются только подготовленные студенты.
2. При проведении эксперимента результаты измерений и расчетов записывайте четко и кратко в заранее подготовленные таблицы.
3. При обработке результатов измерений:
А) помните, что точность расчетов не может превышать точности прямых измерений;
Б) результаты измерений лучше записывать в виде доверительного интервала.
4. Отчеты по лабораторным работам должны включать в себя следующие пункты:
• название лабораторной работы и ее цель;
• краткое теоретическое обоснование;
• порядок выполнения лабораторной работы;
• далее пишется «Ход работы» и выполняются этапы лабораторной работы, согласно выше приведенному порядку записываются требуемые теоретические положения, результаты измерений, обработка результатов измерений, заполнение требуемых таблиц и графиков, по завершении работы делается вывод.
5. При подготовке к сдаче лабораторной работы, необходимо ответить на предложенные контрольные вопросы.


Как работать с рекомендованной литературой
Успех в процессе самостоятельной работы, самостоятельного чтения литературы во многом зависит от умения правильно работать с книгой, работать над текстом.
Опыт показывает, что при работе с текстом целесообразно придерживаться такой последовательности. Сначала прочитать весь заданный текст в быстром темпе. Цель такого чтения заключается в том, чтобы создать общее представление об изучаемом (не запоминать, а понять общий смысл прочитанного) материале. Затем прочитать вторично, более медленно, чтобы в ходе чтения понять и запомнить смысл каждой фразы, каждого положения и вопроса в целом.
Чтение приносит пользу и становится продуктивным, когда сопровождается записями. Это может быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др.
Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним.
Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать.
План – это схема прочитанного материала, краткий (или подробный) перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность материала. Подробно составленный план вполне заменяет конспект.
Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов.
План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В процессе изучения материала источника, составления конспекта нужно обязательно применять различные выделения, подзаголовки, создавая блочную структуру конспекта. Это делает конспект легко воспринимаемым, удобным для работы.


Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов
Самостоятельная работа студентов (СРС) под руководством преподавателя является составной частью «самостоятельная работа студентов», принятого в высшей школе. СРС под руководством преподавателя представляет собой вид занятий, в ходе которых студент, руководствуясь методической и специальной литературой, а также указаниями преподавателя, самостоятельно выполняет учебное задание, приобретая и совершенствуя при этом знания, умения и навыки практической деятельности. При этом взаимодействие студента и преподавателя приобретает вид сотрудничества: студент получает непосредственные указания преподавателя об организации своей самостоятельной деятельности, а преподаватель выполняет функцию руководства через консультации и контроль.
Познавательная деятельность студентов при выполнении самостоятельных работ данного вида заключается в накоплении нового для них опыта деятельности на базе усвоенного ранее формализованного опыта (опыта действий по известному алгоритму) путем осуществления переноса знаний, умений и навыков. Суть заданий работ этого вида сводится к поиску, формулированию и реализации идей решения. Это выходит за пределы прошлого формализованного опыта и в реальном процессе мышления требует от обучаемых варьирования условий задания и усвоенной ранее учебной информации, рассмотрения ее под новым углом зрения. В связи с этим самостоятельная работа данного вида должна выдвигать требования анализа незнакомых студентом ситуаций и генерирования новой информации для выполнения задания. В практике обучения в качестве самостоятельной работы чаще всего используются домашние задание, отдельные этапы лабораторных и семинарско-практических занятий, написание рефератов, курсовых и дипломных работ, а также дипломное проектирование.


Методические указания для подготовки к экзамену
Подготовка к экзамену способствует закреплению, углублению и обобщению знаний, получаемых, в процессе обучения, а также применению их к решению практических задач. Готовясь к экзамену, студент ликвидирует имеющиеся пробелы в знаниях, углубляет, систематизирует и упорядочивает свои знания. На экзамене студент демонстрирует то, что он приобрел в процессе обучения по конкретной учебной дисциплине.
Требования к организации подготовки к экзаменам те же, что и при занятиях в течение семестра, но соблюдаться они должны более строго. Вначале следует просмотреть весь материал по сдаваемой дисциплине, отметить для себя трудные вопросы. Обязательно в них разобраться. В заключение еще раз целесообразно повторить основные положения, используя при этом листы опорных сигналов.
Систематическая подготовка к занятиям в течение семестра позволит использовать время экзаменационной сессии для систематизации знаний.
В период подготовки к экзамену студенты могут получить у экзаменатора - преподавателя, проводивший лекционный курс индивидуальные и групповые консультации.
Подготовка к экзамену – это завершающий, наиболее активный этап самостоятельной работы студента над учебным курсом.