МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Физическая химия

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра физической и неорганической химии
Направление подготовки20.03.01. Техносферная безопасность
ПрофильБезопасность жизнедеятельности в техносфере
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план20_03_01-ТБ-3-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 56
самостоятельная работа 52
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Лабораторные 28 28 28 28
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 52 52 52 52
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ф.-м.н., доцент, Терентьева Юлия Владимировна;к.ф.-м.н., доцент, Маслова Ольга Андреевна

Рецензент(ы):
д.ф.-м.н., профессор, Плотников Владимир Александрович

Рабочая программа дисциплины
Физическая химия

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 21.03.2016г. №246)

составлена на основании учебного плана:
20.03.01 Техносферная безопасность
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра физической и неорганической химии

Протокол от 06.07.2018 г. № 12
Срок действия программы: 2018-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
Безносюк Сергей Александрович, доктор физико-математических наук, профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра физической и неорганической химии

Протокол от 06.07.2018 г. № 12
Заведующий кафедрой Безносюк Сергей Александрович, доктор физико-математических наук, профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.– сформировать понимание роли физической химии как теоретического фундамента современной химии;
– раскрыть смысл основных законов, научить студента видеть области применения этих законов, четко понимать их принципиальные возможности при решении конкретных задач.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.14

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-8 способностью работать самостоятельно
ОК-10 способностью к познавательной деятельности
ПК-22 способностью использовать законы и методы математики, естественных, гуманитарных и экономических наук при решении профессиональных задач
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.теоретические основы физической химии, законы химической термодинамики, основы формальной кинетики, катализа, теоретические основы электрохимии, взаимодействия в растворах электролитов в равновесных и неравновесных условиях;
методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования
Основные законы математики и физики
3.2.Уметь:
3.2.1.применять основные законы и закономерности физической химии при обсуждении результатов химического и физико-химического эксперимента; выявлять физико-химические закономерности в исследуемых системах.
решать типовые задачи по физической химии
применять теоретические знания математики и физики для решения практических задач.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками поиска необходимой физико-химической информации в учебной литературе.
Навыками проведения химического и физико-химического эксперимента и оформления его результатов
навыком получения новых теоретических знаний, необходимых для решения профессиональных задач в рамках дисциплины физическая химия

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Химическая термодинамика
1.1. Основные понятия термодинамики. Первое начало термодинамики. Закон Гесса. Закон Кирхгофа. Второе начало термодинамики. Статистическая интерпритация энтопии. Постулат Планка. Расчет абсолютной энтропии. Лекции 4 2 ОК-10 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л3.1
1.2. Подготовка к практическому занятию по теме "Основы термодинамики" Сам. работа 4 2 ОК-8 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.3. Основы термодинамики Практические 4 2 ОК-10, ПК-22 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.4. Подготовка к лабораторной работе "Калориметрическое определение теплоты растворения неорганических солей" Сам. работа 4 2 ОК-8 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.5. Калориметрическое определение теплоты растворения неорганических солей Лабораторные 4 4 ОК-8, ОК-10 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.6. Оформление отчета по лабораторной работе "Калориметрическое определение теплоты растворения неорганических солей" Сам. работа 4 2 ОК-8 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.7. Термодинамические потенциалы. Условия самопроизвольного протекания процессов в закрытых системах. Химический потенциал. Химическое равновесие. Константа равновесия. Влияние внешних условий на химическое равновесие. Принцип Ле Шателье-Брауна. Лекции 4 2 ОК-10 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.8. Термодинамические потенциалы. Условия самопроизвольного протекания процессов в закрытых системах. Химический потенциал. Химическое равновесие. Константа равновесия. Влияние внешних условий на химическое равновесие. Принцип Ле Шателье-Брауна. Сам. работа 4 2 ОК-8 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.9. Подготовка к практическому занятию по теме "Равновесия" Сам. работа 4 2 ОК-8 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.10. Равновесия Практические 4 2 ОК-10, ПК-22 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.11. Подготовка к лабораторной работе "Определение температур кипения жидкости при различных давлениях " Сам. работа 4 2 ОК-8 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.12. Определение температур кипения жидкости при различных давлениях Лабораторные 4 4 ОК-8, ОК-10 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.13. Оформление отчета по лабораторной работе "Определение температур кипения жидкости при различных давлениях " Сам. работа 4 2 ОК-8 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.14. Фазовые равновесия. Лекции 4 2 ОК-10 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.15. Термодинамика растворов. Способы выражения концентрации растворов. Растворимость. Закон Дальтона. Закон Генри. Закон Рауля. Понятие активности растворенного вещества. Лекции 4 2 ОК-10 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.16. Термодинамика растворов. Способы выражения концентрации растворов. Растворимость. Закон Дальтона. Закон Генри. Закон Рауля. Понятие активности растворенного вещества. Сам. работа 4 2 ОК-8 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.17. Теория электролитической диссоциации растворов. Электропроводность растворов. Гальванический элемент. ЭДС гальванического элемента. Электродный потенциал. Уравнение Нернста. Классификация электродов. Лекции 4 2 ОК-10 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.18. Теория электролитической диссоциации растворов. Электропроводность растворов. Гальванический элемент. ЭДС гальванического элемента. Электродный потенциал. Уравнение Нернста. Классификация электродов. Сам. работа 4 2 ОК-8 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.19. Подготовка к лабораторной работе "Измерение электропроводности растворов электролитов и расчет константы электролитической диссоциации слабого электролита." Сам. работа 4 2 ОК-8 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.20. Измерение электропроводности растворов электролитов и расчет константы электролитической диссоциации слабого электролита. Лабораторные 4 4 ОК-8, ОК-10 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.21. Оформление отчета по лабораторной работе "Измерение электропроводности растворов электролитов и расчет константы электролитической диссоциации слабого электролита." Сам. работа 4 2 ОК-8 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.22. Подготовка к лабораторной работе "Определение произведения растворимости труднорастворимой соли серебра по ЭДС концентрационного элемента." Сам. работа 4 2 ОК-8 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.23. Определение произведения растворимости труднорастворимой соли серебра по ЭДС концентрационного элемента. Лабораторные 4 4 ОК-8, ОК-10 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.24. Оформление отчета по лабораторной работе "Определение произведения растворимости труднорастворимой соли серебра по ЭДС концентрационного элемента." Сам. работа 4 2 ОК-8 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.25. Подготовка к лабораторной работе "Определение произведения растворимости труднорастворимой соли серебра по ЭДС концентрационного элемента." Сам. работа 4 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.26. Определение произведения растворимости труднорастворимой соли серебра по ЭДС концентрационного элемента. Лабораторные 4 4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.27. Оформление отчета по лабораторной работе "Определение произведения растворимости труднорастворимой соли серебра по ЭДС концентрационного элемента." Сам. работа 4 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 2. Химическая кинетика
2.1. Основные понатия химической кинетики. Скорость химических реакций. Кинетическое уравнение химической реакции. Порядок и молекулярность реакции. Методы определения порядка реакции. Лекции 4 2 ОК-10 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.2. Основные понатия химической кинетики. Скорость химических реакций. Кинетическое уравнение химической реакции. Порядок и молекулярность реакции. Методы определения порядка реакции. Сам. работа 4 2 ОК-8 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.3. Влияние температуры на константу скорости реакции. Правило Вант-Гоффа. Уравнение Аррениуса. Кинетика обратимых реакций. Кинетика гетерогенных реакций. Лекции 4 2 ОК-10 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.4. Влияние температуры на константу скорости реакции. Правило Вант-Гоффа. Уравнение Аррениуса. Кинетика обратимых реакций. Кинетика гетерогенных реакций. Сам. работа 4 2 ОК-8 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.5. Подготовка к лабораторной работе "Определение константы скорости и энергии активации реакции омыления ацетоуксусного эфира" Сам. работа 4 2 ОК-8 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.6. Определение константы скорости и энергии активации реакции омыления ацетоуксусного эфира Лабораторные 4 4 ОК-8, ОК-10 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.7. Оформление отчета по лабораторной работе "Определение константы скорости и энергии активации реакции омыления ацетоуксусного эфира" Сам. работа 4 2 ОК-8 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.8. Катализ. Основные определения. Гомогенный катализ. Автокатализ. Гетерогенный катализ. Ферментативный катализ. Лекции 4 2 ОК-10 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.9. Катализ. Основные определения. Гомогенный катализ. Автокатализ. Гетерогенный катализ. Ферментативный катализ. Сам. работа 4 2 ОК-8 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.10. Подготовка к практическому занятию по теме "Кинетика и катализ" Сам. работа 4 2 ОК-8 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.11. Кинетика и катализ Практические 4 2 ОК-10, ПК-22 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 3. Электрохимия
3.1. Электропроводность Лекции 4 2 ОК-10 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.2. Электропроводность Сам. работа 4 2 ОК-8 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.3. Электоды. Электродные реакции Лекции 4 2 ОК-10 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.4. Решение индивидуальных задач Сам. работа 4 2 ОК-8 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.5. Подготовка к практическому занятию по теме "Электропроводность" Сам. работа 4 2 ОК-8 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.6. Электропроводность Практические 4 2 ОК-10, ПК-22 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.7. Подготовка к лабораторной работе "Определение среднего коэффициента активности измерением ЭДС концентрационного элемента." Сам. работа 4 2 ОК-8 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.8. Определение среднего коэффициента активности измерением ЭДС концентрационного элемента. Лабораторные 4 4 ОК-8, ОК-10 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.9. Оформление отчета по лабораторной работе "Определение среднего коэффициента активности измерением ЭДС концентрационного элемента." Сам. работа 4 2 ОК-8 Л1.1, Л2.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
приведены в ФОС в приложении
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
приведен в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Свиридов В.В., Свиридов А.В. Физическая химия: Учебные пособия Издательство "Лань", 2016 e.lanbook.com
Л1.2 Винокуров А. И., Винокурова Р. И., Силкина О. В. Физическая химия: Учебная литература для ВУЗов ПГТУ, 2016 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Физическая химия: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Издательство Уральского университета, 2014 biblioclub.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 О. Н. Логинова, И. Е. Стась, И. А. Штоббе Физическая химия: дополнительные главы физической химии: АлтГУ, 2009
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=364840 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=364840
Э2 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=239716 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=239716
Э3 Курс в Moodle «Физическая химия» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная);
Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная);
7-Zip;
AcrobatReader.
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.lib.asu.ru электронные ресурсы научной библиотеки АлтГУ
http://www.rsl.ru РГБ Российская государственная библиотека
http://ben.irex.ru БЕН Библиотека естественных наук
http://www.gpntb.ru Государственная публичная научно-техническая библиотека
http://ban.pu.ru БАН Библиотека Академии наук
http://www.nlr.ru РНБ Российская национальная библиотека
http://www.elibrary.ru Научная электронная библиотека РФФИ
http://www.lib.msu.su Библиотека МГУ

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
108К лаборатория физической химии; лаборатория общей химической технологии - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Лабораторная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; весы ВЛР-200; весы НВ-600-М; кондуктометр «Анион 7020»; вытяжной шкаф (4 шт.); магнитная мешалка (2 шт.); мешалка верхнеприводная; электрическая плитка ОКА-4 (6 шт.); иономер ЭВ-74 (3 шт.); прибор М 2015 (6 шт.); электролизер; рефрактометр универсальный; прибор М 2020; водяная баня; муфельная печь; сушильный шкаф ПЭ-4610; насос Камовского; вольтметр Щ 4313; калориметр; микрокомпрессор. термостат жидкостный ТЖ-ТС-01,набор лабораторной посуды, реактивы, штативы для пробирок и пипеток, штативы с лапками для бюреток
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Как работать над конспектом после лекции
Какими бы замечательными качествами в области методики ни обладал лектор, какое бы большое значение на занятиях ни уделял лекции слушатель, глубокое понимание материала достигается только путем самостоятельной работы над ним.
Самостоятельную работу следует начинать с доработки конспекта, желательно в тот же день, пока полученная информация еще хранится в памяти. Как правило, через 10 ч после лекции в памяти остается не более 30-40 % материала.
С целью доработки необходимо, в первую очередь, прочитать записи, восстановить текст в памяти, а также исправить описки, расшифровать не понятные сокращения, заполнить пропущенные места, понять текст, вникнуть в его смысл. Далее прочитать материал по рекомендуемой литературе, разрешая в ходе чтения, возникшие ранее затруднения, вопросы, а также дополнения и исправляя свои записи.
Записи должны быть наглядными, для чего следует применять различные способы выделений. В ходе доработки конспекта углубляются, расширяются и закрепляются знания, а также дополняется, исправляется и совершенствуется конспект.
Подготовленный конспект и рекомендуемая литература используется при подготовке к практическому занятию. Подготовка сводится к внимательному прочтению учебного материала, к выводу с карандашом в руках всех утверждений и формул, к решению примеров, задач, к ответам на вопросы, предложенные в конце лекции преподавателем или помещенные в рекомендуемой литературе. Примеры, задачи, вопросы по теме являются средством самоконтроля.
Непременным условием глубокого усвоения учебного материала является знание основ, на которых строится изложение материала. Обычно преподаватель напоминает, какой ранее изученный материал и в какой степени требуется подготовить к очередному занятию. Эта рекомендация, как и требование систематической и серьезной работы над всем лекционным курсом, подлежит безусловному выполнению. Потери логической связи как внутри темы, так и между ними приводит к негативным последствиям: материал учебной дисциплины перестает основательно восприниматься, а творческий труд подменяется утомленным переписыванием. Обращение к ранее изученному материалу не только помогает восстановить в памяти известные положения, выводы, но и приводит разрозненные знания в систему, углубляет и расширяет их. Каждый возврат к старому материалу позволяет найти в нем что-то новое, переосмыслить его с иных позиций, определить для него наиболее подходящее место в уже имеющейся системе знаний. Неоднократное обращение к пройденному материалу является наиболее рациональной формой приобретения и закрепления знаний. Очень полезным в практике самостоятельной работы, является предварительное ознакомление с учебным материалом. Даже краткое, беглое знакомство с материалом очередной лекции дает многое. Студенты получают общее представление о ее содержании и структуре, о главных и второстепенных вопросах, о терминах и определениях. Все это облегчает работу на лекции и делает ее целеустремленной.


Подготовка к практическому занятию
Студент должен четко уяснить, что именно с лекции начинается его подготовка к практическому занятию. Вместе с тем, лекция лишь организует мыслительную деятельность, но не обеспечивает глубину усвоения программного материала.
При подготовке к семинару можно выделить 2 этапа:
1-й – организационный,
2-й – закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
– уяснение задания на самостоятельную работу;
– подбор рекомендованной литературы;
– составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (перечня основных пунктов) по изучаемому материалу (вопросу). Такой план позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к семинару рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
В начале семинара студенты под руководством преподавателя более глубоко осмысливают теоретические положения по теме занятия, раскрывают и объясняют основные явления и факты. В процессе творческого обсуждения и дискуссии вырабатываются умения и навыки использовать приобретенные знания для решения практических задач.

Подготовка к лабораторной работе
Теоретическая подготовка
Теоретическая подготовка необходима для проведения эксперимента, должна проводиться обучающимися в порядке самостоятельной работы. Ее следует начинать внимательным разбором руководства к данной лабораторной работе.
Особое внимание в ходе теоретической подготовки должно быть обращено на понимание сущности процесса. Для самоконтроля в каждой работе приведены контрольные вопросы, на которые обучающийся обязан дать четкие, правильные ответы. Теоретическая подготовка завершается предварительным составлением отчета со следующим порядком записей:
1. Название работы.
2. Цель работы.
3. Оборудование.
4. Ход работы (включает рисунки, схемы, таблицы, основные формулы для определения величин, а так же расчетные формулы для определения погрешностей измеряемых величин).
5. Расчеты – окончательная запись результатов работы.
6. Вывод.
Ознакомление с приборами, сборка схем
Приступая к лабораторным работам, необходимо:
1. получить у преподавателя или инженера приборы, посуду, реактивы требуемые для выполнения работы;
2. разобраться в назначении приборов, посуды и реактивов;
3. пользуясь схемой или рисунками, имеющимися в пособии, разместить приборы так, чтобы удобно было производить отсчеты, а затем собрать установку;
Проведение опыта и измерений
При выполнении лабораторных работ измерение физических величин необходимо проводить в строгой, заранее предусмотренной последовательности.
Особо следует обратить внимание на точность и своевременность отсчетов при измерении нужных физических величин. Например, точность измерения времени с помощью секундомера зависит не только от четкого определения положения стрелки, но и в значительной степени – от своевременности включения и выключения часового механизма.
Лабораторные работы выполняются по письменным инструкциям. Каждая инструкция содержит краткие теоретические сведения, относящиеся к данной работе, перечень необходимого оборудования, посуды, реактивов, порядок выполнения работы, контрольные вопросы.
Внимательное изучение методических указаний поможет выполнить работу.
Небрежное оформление отчета, исправление уже написанного недопустимо.
Методические указания к выполнению лабораторных работ для студентов

1. К выполнению лабораторных работ необходимо приготовиться до начала занятия в лаборатории. Кроме описания работы, используйте рекомендованную литературу и конспект лекций. К выполнению работы допускаются только подготовленные студенты.
2. При проведении эксперимента результаты измерений и расчетов записывайте четко и кратко в заранее подготовленные таблицы.
3. При обработке результатов измерений:
А) помните, что точность расчетов не может превышать точности прямых измерений;
Б) результаты измерений лучше записывать в виде доверительного интервала.
4. Отчеты по лабораторным работам должны включать в себя следующие пункты:
• название лабораторной работы и ее цель;
• используемое оборудование, лабораторная посуда, реактивы;
• порядок выполнения лабораторной работы;
• далее пишется «Ход работы» и выполняются этапы лабораторной работы, согласно выше приведенному порядку записываются требуемые теоретические положения, результаты измерений, обработка результатов измерений, заполнение требуемых таблиц и графиков, по завершении работы делается вывод.
5. При подготовке к сдаче лабораторной работы, необходимо ответить на предложенные контрольные вопросы.


Как работать с рекомендованной литературой
Успех в процессе самостоятельной работы, самостоятельного чтения литературы во многом зависит от умения правильно работать с книгой, работать над текстом.
Опыт показывает, что при работе с текстом целесообразно придерживаться такой последовательности. Сначала прочитать весь заданный текст в быстром темпе. Цель такого чтения заключается в том, чтобы создать общее представление об изучаемом (не запоминать, а понять общий смысл прочитанного) материале. Затем прочитать вторично, более медленно, чтобы в ходе чтения понять и запомнить смысл каждой фразы, каждого положения и вопроса в целом.
Чтение приносит пользу и становится продуктивным, когда сопровождается записями. Это может быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др.
Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним.
Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать.
План – это схема прочитанного материала, краткий (или подробный) перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность материала. Подробно составленный план вполне заменяет конспект.
Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов.
План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В процессе изучения материала источника, составления конспекта нужно обязательно применять различные выделения, подзаголовки, создавая блочную структуру конспекта. Это делает конспект легко воспринимаемым, удобным для работы.


Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов
Самостоятельная работа студентов (СРС) под руководством преподавателя является составной частью «самостоятельная работа студентов», принятого в высшей школе. СРС под руководством преподавателя представляет собой вид занятий, в ходе которых студент, руководствуясь методической и специальной литературой, а также указаниями преподавателя, самостоятельно выполняет учебное задание, приобретая и совершенствуя при этом знания, умения и навыки практической деятельности. При этом взаимодействие студента и преподавателя приобретает вид сотрудничества: студент получает непосредственные указания преподавателя об организации своей самостоятельной деятельности, а преподаватель выполняет функцию руководства через консультации и контроль.
Познавательная деятельность студентов при выполнении самостоятельных работ данного вида заключается в накоплении нового для них опыта деятельности на базе усвоенного ранее формализованного опыта (опыта действий по известному алгоритму) путем осуществления переноса знаний, умений и навыков. Суть заданий работ этого вида сводится к поиску, формулированию и реализации идей решения. Это выходит за пределы прошлого формализованного опыта и в реальном процессе мышления требует от обучаемых варьирования условий задания и усвоенной ранее учебной информации, рассмотрения ее под новым углом зрения. В связи с этим самостоятельная работа данного вида должна выдвигать требования анализа незнакомых студентом ситуаций и генерирования новой информации для выполнения задания.

Методические указания для подготовки к зачету
Подготовка к зачету способствует закреплению, углублению и обобщению знаний, получаемых, в процессе обучения, а также применению их к решению практических задач. Готовясь к зачету, студент ликвидирует имеющиеся пробелы в знаниях, углубляет, систематизирует и упорядочивает свои знания. На зачете студент демонстрирует то, что он приобрел в процессе обучения по конкретной учебной дисциплине.
Требования к организации подготовки к зачету те же, что и при занятиях в течение семестра, но соблюдаться они должны более строго. Вначале следует просмотреть весь материал по сдаваемой дисциплине, отметить для себя трудные вопросы. Обязательно в них разобраться. В заключение еще раз целесообразно повторить основные положения, используя при этом листы опорных сигналов.
В период подготовки к зачету студенты могут получить у преподавателя индивидуальные и групповые консультации.
Подготовка к зачету – это завершающий, наиболее активный этап самостоятельной работы студента над учебным курсом.