МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психология малых и больших социальных групп

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки37.05.02. специальность Психология служебной деятельности
СпециализацияПсихологическое обеспечение служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план37_05_02_ПСД-3-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 45
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 45 45 45 45
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
кандидат психологических наук, доцент, Гурова Ольга Сергеевна

Рецензент(ы):
кандидат психологических наук, доцент, декан ФПП, Любимова Ольга Марковна

Рабочая программа дисциплины
Психология малых и больших социальных групп

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 37.05.02 ПСИХОЛОГИЯ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (приказ Минобрнауки России от 19.12.2016г. №1613)

составлена на основании учебного плана:
37.05.02 Психология служебной деятельности
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ральникова И.А., к.псх.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой Ральникова И.А., к.псх.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса – углубление понимания закономерностей возникновения, развития, функционирования малых и больших социальных групп на основе знакомства студентов с различными положениями отечественных и зарубежных социально-психологических теорий, затрагивающих данную проблематику, и формированием у студентов навыков самостоятельного анализа и решеия групповых проблем.
Задачи курса:
- познакомить студентов с проблематикой социально-психологического подхода к изучению малых и больших социальных групп;
- определить специфику поведения и деятельности личности в условиях большой и малой группы;
- обеспечить овладение методами научного исследования малой и большой группы;
- способствовать формированию целостного представления об особенностях возникновения, развития и функционирования малых и больших групп;
- создать условия для развития у студентов позиции «активного исследователя» групповых процессов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 способностью применять закономерности и методы науки в решении профессиональных задач
ПК-10 способностью разрабатывать и использовать средства воздействия на межличностные и межгрупповые отношения и на отношения субъекта с реальным миром
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.определения малой и большой социальной группы, основные характеристики социальных групп;
специфику малых и больших социальных групп, через описание основных социально-психологических характеристик; понятийный аппарат социальной психологии групп, понимает отличия малых от больших социальных групп; психодиагностические методики по изучению различных малых и больших социальных групп;приемы воздействия на различные социально-психологические характеристики социальной группы с целью улучшения эффективности групповых отношений и группового взаимодействия. Возможности и ограничения в использовании данных приемов.
3.2.Уметь:
3.2.1.выделять и анализировать социально-психологических характеристики и процессы, происходящие в малых и больших социальных группах, составлять социально-психологическую характеристику малой группы; прогнозировать перспективные линии жизненного пути социальной группы; анализировать результаты диагностики социально-психологических характеристик, как малых, так и больших социальных групп;анализировать необходимость применения средств воздействия на межличностные отношения внутри различных социальных групп, а также применять их в определенных условиях.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеет анализом основных социально-психологических характеристик малых и больших социальных групп с учетом социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий; категориальным аппаратом психологии групп и технологией применения различных психодиагностических методик исследования социальных групп.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Психология малой группы
1.1. Психология малой группы в контексте социальной психологии Лекции 6 1 Л1.3, Л2.3, Л2.1, Л1.2
1.2. Психология малой группы в контексте социальной психологии Сам. работа 6 2 Л1.3, Л2.3, Л2.1, Л1.2
1.3. Теоретико-методологические подходы к изучению малой социальной группы. Лекции 6 1 Л1.3, Л2.3, Л2.1, Л1.2
1.4. Теоретико-методологические подходы к изучению малой социальной группы. Практические 6 2 Л1.3, Л2.1, Л1.2
1.5. Теоретико-методологические подходы к изучению малой социальной группы. Сам. работа 6 2 Л1.3, Л2.1, Л1.2
1.6. Социально-психологические характеристики малой группы Лекции 6 2 Л1.3, Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л1.2
1.7. Социально-психологические характеристики малой группы Практические 6 6 Л1.3, Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л1.2
1.8. Социально-психологические характеристики малой группы Сам. работа 6 4 Л1.3, Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л1.2
1.9. Динамические процессы в малой группе. Лекции 6 2 Л1.3, Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л1.2
1.10. Динамические процессы в малой группе. Практические 6 4 Л1.3, Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л1.2
1.11. Динамические процессы в малой группе. Сам. работа 6 5 Л1.3, Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л1.2
1.12. Развитие малой группы. Проблема изучения коллектива Лекции 6 2 Л1.3, Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л1.2
1.13. Развитие малой группы. Проблема изучения коллектива Практические 6 2 Л1.3, Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л1.2
1.14. Развитие малой группы. Проблема изучения коллектива Сам. работа 6 3 Л1.3, Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л1.2
1.15. Семья как малая группа. Лекции 6 1 Л1.3, Л2.1, Л1.2
1.16. Семья как малая группа. Практические 6 2 Л1.3, Л2.1, Л1.2
1.17. Семья как малая группа. Сам. работа 6 2 Л1.3, Л2.1, Л1.2
1.18. Психология трудового коллектива. Лекции 6 1 Л1.3, Л2.4, Л2.1, Л1.2
1.19. Психология трудового коллектива. Сам. работа 6 6 Л1.3, Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л1.2
1.20. Психология трудового коллектива. Практические 6 2 Л1.3, Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л1.2
Раздел 2. Основные проблемы психологии больших социальных групп
2.1. Психология больших социальных групп как область социально-психологического знания Лекции 6 0,5 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.4, Л2.2
2.2. Психология больших социальных групп как область социально-психологического знания Сам. работа 6 4 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.4, Л2.2
2.3. Специфика устойчивых больших групп (социальные классы, этнические группы и др.). Лекции 6 1,5 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.4
2.4. Специфика устойчивых больших групп (социальные классы, этнические группы и др.). Практические 6 2 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.4
2.5. Специфика устойчивых больших групп (социальные классы, этнические группы и др.). Сам. работа 6 4 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.4
2.6. Западноевропейская традиция изучения толпы Лекции 6 0,5 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.4, Л2.2
2.7. Западноевропейская традиция изучения толпы Сам. работа 6 4 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.4, Л2.2
2.8. Толпа и закономерности ее поведения. Лекции 6 0,5 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.9. Толпа и закономерности ее поведения. Практические 6 1 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.10. Толпа и закономерности ее поведения. Сам. работа 6 5 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.4, Л2.2
2.11. Использование СМИ различных механизмов управления и манипуляции большими социальными группами. Лекции 6 1 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.12. Использование СМИ различных механизмов управления и манипуляции большими социальными группами. Практические 6 1 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.13. Использование СМИ различных механизмов управления и манипуляции большими социальными группами. Сам. работа 6 4 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.14. Экзамен 6 27 Л1.3, Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.4, Л2.2, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Богомолова Н.Н. Социальная психология массовой коммуникации: учеб. пособие для вузов М.: Аспект Пресс, 2010
Л1.2 А. В. Сидоренков Социальная психология малых групп: учеб. пособие для вузов Феникс, 2012
Л1.3 Андреева Г.М. Социальная психология: учеб. для вузов М.: Аспект Пресс, 2007
Л1.4 Крысько В. Г. Этническая психология: учеб. пособие для высш. проф. образования М.: Академия,, 2011.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Столяренко А. М. Социальная психология: учеб. для вузов М.: ЮНИТИ-[ДАНА], 2009
Л2.2 А. П. Назаретян Психология стихийного массового поведения: толпа, слухи, политические и рекламные кампании: учеб. пособие для вузов Академия, 2005
Л2.3 Шуванов В. И. Социальная психология управления: учеб. для вузов М.: ЮНИТИ-[ДАНА], 2009
Л2.4 Шейн Э., Ковалева Т.Ю., Жильцов С. Организационная культура и лидерство: учебник СПб.[и др.]: Питер, 2008
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 – университетская библиотека on-line. www.biblioclub.ru
Э2 – электронно-библиотечная система издательства «Лань». e.lanbook.com
Э3 - курс в Moodle "Психология малых и больших социальных групп" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для полноценного успешного освоения материала студентам рекомендуется:
1. Обязательное посещение лекционных и практических занятий, поскольку на них будут озвучиваться основные принципы анализа материала для самостоятельной подготовки к семинарам, в сжатом виде рассматриваются ключевые содержательные моменты изучаемой темы.
2. При подготовке к практическим занятиям следует не только знакомиться с предложенной литературой, но и активно читать иную литературу по проблеме, а также художественные произведения и прессу, отражающую многообразие групповых процессов и особенностей взаимоотношений людей в малых и больших группах, наблюдать за групповыми процессами в реальной жизни, использовать изученный материал в практической и исследовательской работе.
3. Активное участие в различных формах проведения практических занятий.
4. Выполнение практических заданий предполагает участие всех членов группы с целью полноценной диагностики и последующего анализа социально-психологических особенностей группы.
5. Условиями допуска к экзамену по дисциплине являются обязательное посещение лекционных и практических занятий.