МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психология малых и больших социальных групп

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки44.05.01. специальность Педагогика и психология девиантного поведения
СпециализацияПсихолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планz44_05_01_ПиПДП-2-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 8
самостоятельная работа 132
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 132 132 132 132
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
кандидат психологических наук, доцент, Гурова Ольга Сергеевна

Рецензент(ы):
кандидат психологических наук, доцент, декан ФПП, Любимова Ольга Марковна

Рабочая программа дисциплины
Психология малых и больших социальных групп

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения(уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 19.12.2016г. №1611)

составлена на основании учебного плана:
44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ральникова И.А., д.психол.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой Ральникова И.А., д.психол.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса – углубление понимания закономерностей возникновения, развития, функционирования малых и больших социальных групп на основе знакомства студентов с различными положениями отечественных и зарубежных социально-психологических теорий, затрагивающих данную проблематику, и формированием у студентов навыков самостоятельного анализа групповых проблем.
Задачи курса:
- познакомить студентов с проблематикой социально-психологического подхода к изучению малых и больших социальных групп;
- определить специфику поведения и деятельности личности в условиях большой и малой группы;
- обеспечить овладение методами научного исследования малой и большой группы;
- способствовать формированию целостного представления об особенностях возникновения, развития и функционирования малых и больших групп;
- создать условия для развития у студентов позиции «активного исследователя» групповых процессов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-8 способностью выявлять специфику психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической и другим социальным группам, диагностировать психологические свойства и состояния человека, характеристики психических процессов и проявлений в различных видах деятельности, проводить мониторинг личностного развития и социального поведения индивидов и групп, составлять психодиагностические заключения и рекомендации по их использованию
ПК-10 способностью устанавливать причины отклоняющегося поведения личности, причины кризиса, в котором оказался ребенок (подросток), причины социального неблагополучия семьи, изучать личностные особенности и социально-бытовые условия жизни детей, семьи и социального окружения, выявлять позитивные и негативные влияния на ребенка (подростка), а также различного рода проблемы в развитии личности и межличностных взаимоотношениях
ПСК-4.3 способность планировать и реализовывать программы системного пролонгированного сопровождения
ПСК-4.4 способность проводить психологическое просвещение специалистов смежных профилей, а так же других лиц, участвующих в процессе сопровождения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.определения малой и большой социальной группы, основные характеристики социальных групп; специфику групп девиантной направленности, основные отечественные и зарубежные подходы к изучению психологии малых и больших социальных групп для возможности и преодоления трудностей в оказании как индивидуальной, так и групповой помощи детям и подросткам с высоким риском девиантного поведения; особенности групповой динамики, внутригрупповых и межгрупповых отношений с точки зрения влияния их на формирование, социализацию ребенка; способы воздействия на малые и большие социальные группы с целью реализации психологического просвещения специалистов и участников процесса сопровождения.
3.2.Уметь:
3.2.1.диагностировать и давать общую оценку различным социально-психологическим характеристикам социальных групп и процессам, происходящим в них; выделять, диагностировать и анализировать социально-психологических характеристики и процессы, происходящие в малых и больших социальных группах, составлять социально-психологическую характеристику малой группы с целью выявления, коррекции и профилактики риска воспроизводства девиантного поведения.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеет категориальным аппаратом психологии групп и технологией применения различных психодиагностических методик исследования социальных групп; методами планирования и проведения полноценного научно-психологического исследования малых и больших групп, способами реализации программ психологического просвещения и профилактики девиантного поведения.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Психология малой группы
1.1. Теоретико-методологические подходы к изучению малой социальной группы. Сам. работа 4 12 ПК-8, ПК-10, ПСК-4.4 Л1.3, Л2.1, Л1.2
1.2. Социально-психологические характеристики малой группы Лекции 4 1 ПК-8, ПК-10, ПСК-4.4 Л1.3, Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л1.2
1.3. Социально-психологические характеристики малой группы Практические 4 1 ПК-8, ПК-10, ПСК-4.4 Л1.3, Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л1.2
1.4. Социально-психологические характеристики малой группы Сам. работа 4 16 ПК-8, ПК-10, ПСК-4.4 Л1.3, Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л1.2
1.5. Динамические процессы в малой группе. Лекции 4 1 ПК-8, ПК-10, ПСК-4.4 Л1.3, Л2.3, Л2.1, Л1.2
1.6. Динамические процессы в малой группе. Практические 4 1 ПК-8, ПК-10, ПСК-4.4 Л1.3, Л2.3, Л2.1, Л1.2
1.7. Динамические процессы в малой группе. Сам. работа 4 12 ПК-8, ПК-10, ПСК-4.4 Л1.3, Л2.3, Л2.1, Л1.2
1.8. Развитие малой группы. Проблема изучения коллектива Сам. работа 4 12 ПК-8, ПК-10, ПСК-4.4 Л1.3, Л2.3, Л2.1, Л1.2
1.9. Семья как малая группа. Сам. работа 4 10 ПК-8, ПК-10, ПСК-4.4 Л1.3, Л2.1, Л1.2
1.10. Психология трудового коллектива. Сам. работа 4 12 ПК-8, ПК-10, ПСК-4.4 Л1.3, Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л1.2
Раздел 2. Основные проблемы психологии больших социальных групп
2.1. Психология больших социальных групп как область социально-психологического знания Сам. работа 4 12 ПК-8, ПК-10, ПСК-4.4 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.4
2.2. Специфика устойчивых больших групп (социальные классы, этнические группы и др.). Лекции 4 1 ПК-8, ПК-10, ПСК-4.4 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.4
2.3. Специфика устойчивых больших групп (социальные классы, этнические группы и др.). Практические 4 1 ПК-8, ПК-10, ПСК-4.4 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.4
2.4. Специфика устойчивых больших групп (социальные классы, этнические группы и др.). Сам. работа 4 12 ПК-8, ПК-10, ПСК-4.4 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.4
2.5. Западноевропейская традиция изучения толпы Сам. работа 4 10 ПК-8, ПК-10, ПСК-4.4 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.6. Толпа и закономерности ее поведения. Лекции 4 1 ПК-8, ПК-10, ПСК-4.4 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.7. Толпа и закономерности ее поведения. Практические 4 1 ПК-8, ПК-10, ПСК-4.4 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.8. Толпа и закономерности ее поведения. Сам. работа 4 12 ПК-8, ПК-10, ПСК-4.4 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.9. Использование СМИ различных механизмов управления и манипуляции большими социальными группами. Сам. работа 4 12 ПК-8, ПК-10, ПСК-4.4 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.4, Л2.2
2.10. Зачет 4 4 ПК-8, ПК-10, ПСК-4.4 Л1.3, Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.4, Л2.2, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Богомолова Н.Н. Социальная психология массовой коммуникации: учеб. пособие для вузов М.: Аспект Пресс, 2010
Л1.2 А. В. Сидоренков Социальная психология малых групп: учеб. пособие для вузов Феникс, 2012
Л1.3 Андреева Г.М. Социальная психология: учеб. для вузов М.: Аспект Пресс, 2007
Л1.4 Крысько В. Г. Этническая психология: учеб. пособие для высш. проф. образования М.: Академия,, 2011.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Столяренко А. М. Социальная психология: учеб. для вузов М.: ЮНИТИ-[ДАНА], 2009
Л2.2 А. П. Назаретян Психология стихийного массового поведения: толпа, слухи, политические и рекламные кампании: учеб. пособие для вузов Академия, 2005
Л2.3 Шуванов В. И. Социальная психология управления: учеб. для вузов М.: ЮНИТИ-[ДАНА], 2009
Л2.4 Шейн Э., Ковалева Т.Ю., Жильцов С. Организационная культура и лидерство: учебник СПб.[и др.]: Питер, 2008
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 – университетская библиотека on-line. www.biblioclub.ru
Э2 – электронно-библиотечная система издательства «Лань». e.lanbook.com
Э3 - курс в Moodle "Психология малых и больших социальных групп" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для полноценного успешного освоения материала студентам рекомендуется:
1. Обязательное посещение лекционных и практических занятий, поскольку на них будут озвучиваться основные принципы анализа материала для самостоятельной подготовки к семинарам, в сжатом виде рассматриваются ключевые содержательные моменты изучаемой темы.
2. При подготовке к практическим занятиям следует не только знакомиться с предложенной литературой, но и активно читать иную литературу по проблеме, а также художественные произведения и прессу, отражающую многообразие групповых процессов и особенностей взаимоотношений людей в малых и больших группах, наблюдать за групповыми процессами в реальной жизни, использовать изученный материал в практической и исследовательской работе.
3. Активное участие в различных формах проведения практических занятий.
4. Выполнение практических заданий предполагает участие всех членов группы с целью полноценной диагностики и последующего анализа социально-психологических особенностей группы.
5. Условиями допуска к зачету по дисциплине являются обязательное посещение лекционных и практических занятий.