Закреплена за кафедрой | Кафедра социальной психологии и педагогического образования |
---|---|
Направление подготовки | 44.05.01. специальность Педагогика и психология девиантного поведения |
Специализация | Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | z44_05_01_ПиПДП-2-2020 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 4 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 4 | 4 | 4 | 4 |
Практические | 4 | 4 | 4 | 4 |
Сам. работа | 132 | 132 | 132 | 132 |
Часы на контроль | 4 | 4 | 4 | 4 |
Итого | 144 | 144 | 144 | 144 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования
Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой Ральникова И.А., д.психол.н., профессор
1.1. | Цель курса – углубление понимания закономерностей возникновения, развития, функционирования малых и больших социальных групп на основе знакомства студентов с различными положениями отечественных и зарубежных социально-психологических теорий, затрагивающих данную проблематику, и формированием у студентов навыков самостоятельного анализа групповых проблем. Задачи курса: - познакомить студентов с проблематикой социально-психологического подхода к изучению малых и больших социальных групп; - определить специфику поведения и деятельности личности в условиях большой и малой группы; - обеспечить овладение методами научного исследования малой и большой группы; - способствовать формированию целостного представления об особенностях возникновения, развития и функционирования малых и больших групп; - создать условия для развития у студентов позиции «активного исследователя» групповых процессов. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ПК-8 | способностью выявлять специфику психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической и другим социальным группам, диагностировать психологические свойства и состояния человека, характеристики психических процессов и проявлений в различных видах деятельности, проводить мониторинг личностного развития и социального поведения индивидов и групп, составлять психодиагностические заключения и рекомендации по их использованию |
ПК-10 | способностью устанавливать причины отклоняющегося поведения личности, причины кризиса, в котором оказался ребенок (подросток), причины социального неблагополучия семьи, изучать личностные особенности и социально-бытовые условия жизни детей, семьи и социального окружения, выявлять позитивные и негативные влияния на ребенка (подростка), а также различного рода проблемы в развитии личности и межличностных взаимоотношениях |
ПСК-4.3 | способность планировать и реализовывать программы системного пролонгированного сопровождения |
ПСК-4.4 | способность проводить психологическое просвещение специалистов смежных профилей, а так же других лиц, участвующих в процессе сопровождения |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | определения малой и большой социальной группы, основные характеристики социальных групп; специфику групп девиантной направленности, основные отечественные и зарубежные подходы к изучению психологии малых и больших социальных групп для возможности и преодоления трудностей в оказании как индивидуальной, так и групповой помощи детям и подросткам с высоким риском девиантного поведения; особенности групповой динамики, внутригрупповых и межгрупповых отношений с точки зрения влияния их на формирование, социализацию ребенка; способы воздействия на малые и большие социальные группы с целью реализации психологического просвещения специалистов и участников процесса сопровождения. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | диагностировать и давать общую оценку различным социально-психологическим характеристикам социальных групп и процессам, происходящим в них; выделять, диагностировать и анализировать социально-психологических характеристики и процессы, происходящие в малых и больших социальных группах, составлять социально-психологическую характеристику малой группы с целью выявления, коррекции и профилактики риска воспроизводства девиантного поведения. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Владеет категориальным аппаратом психологии групп и технологией применения различных психодиагностических методик исследования социальных групп; методами планирования и проведения полноценного научно-психологического исследования малых и больших групп, способами реализации программ психологического просвещения и профилактики девиантного поведения. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Психология малой группы | ||||||
1.1. | Теоретико-методологические подходы к изучению малой социальной группы. | Сам. работа | 4 | 12 | ПК-8, ПК-10, ПСК-4.4 | Л1.3, Л2.1, Л1.2 |
1.2. | Социально-психологические характеристики малой группы | Лекции | 4 | 1 | ПК-8, ПК-10, ПСК-4.4 | Л1.3, Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л1.2 |
1.3. | Социально-психологические характеристики малой группы | Практические | 4 | 1 | ПК-8, ПК-10, ПСК-4.4 | Л1.3, Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л1.2 |
1.4. | Социально-психологические характеристики малой группы | Сам. работа | 4 | 16 | ПК-8, ПК-10, ПСК-4.4 | Л1.3, Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л1.2 |
1.5. | Динамические процессы в малой группе. | Лекции | 4 | 1 | ПК-8, ПК-10, ПСК-4.4 | Л1.3, Л2.3, Л2.1, Л1.2 |
1.6. | Динамические процессы в малой группе. | Практические | 4 | 1 | ПК-8, ПК-10, ПСК-4.4 | Л1.3, Л2.3, Л2.1, Л1.2 |
1.7. | Динамические процессы в малой группе. | Сам. работа | 4 | 12 | ПК-8, ПК-10, ПСК-4.4 | Л1.3, Л2.3, Л2.1, Л1.2 |
1.8. | Развитие малой группы. Проблема изучения коллектива | Сам. работа | 4 | 12 | ПК-8, ПК-10, ПСК-4.4 | Л1.3, Л2.3, Л2.1, Л1.2 |
1.9. | Семья как малая группа. | Сам. работа | 4 | 10 | ПК-8, ПК-10, ПСК-4.4 | Л1.3, Л2.1, Л1.2 |
1.10. | Психология трудового коллектива. | Сам. работа | 4 | 12 | ПК-8, ПК-10, ПСК-4.4 | Л1.3, Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л1.2 |
Раздел 2. Основные проблемы психологии больших социальных групп | ||||||
2.1. | Психология больших социальных групп как область социально-психологического знания | Сам. работа | 4 | 12 | ПК-8, ПК-10, ПСК-4.4 | Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.4 |
2.2. | Специфика устойчивых больших групп (социальные классы, этнические группы и др.). | Лекции | 4 | 1 | ПК-8, ПК-10, ПСК-4.4 | Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.4 |
2.3. | Специфика устойчивых больших групп (социальные классы, этнические группы и др.). | Практические | 4 | 1 | ПК-8, ПК-10, ПСК-4.4 | Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.4 |
2.4. | Специфика устойчивых больших групп (социальные классы, этнические группы и др.). | Сам. работа | 4 | 12 | ПК-8, ПК-10, ПСК-4.4 | Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.4 |
2.5. | Западноевропейская традиция изучения толпы | Сам. работа | 4 | 10 | ПК-8, ПК-10, ПСК-4.4 | Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
2.6. | Толпа и закономерности ее поведения. | Лекции | 4 | 1 | ПК-8, ПК-10, ПСК-4.4 | Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
2.7. | Толпа и закономерности ее поведения. | Практические | 4 | 1 | ПК-8, ПК-10, ПСК-4.4 | Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
2.8. | Толпа и закономерности ее поведения. | Сам. работа | 4 | 12 | ПК-8, ПК-10, ПСК-4.4 | Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
2.9. | Использование СМИ различных механизмов управления и манипуляции большими социальными группами. | Сам. работа | 4 | 12 | ПК-8, ПК-10, ПСК-4.4 | Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.4, Л2.2 |
2.10. | Зачет | 4 | 4 | ПК-8, ПК-10, ПСК-4.4 | Л1.3, Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.4, Л2.2, Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. Приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см. Приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. Приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Богомолова Н.Н. | Социальная психология массовой коммуникации: учеб. пособие для вузов | М.: Аспект Пресс, 2010 | |
Л1.2 | А. В. Сидоренков | Социальная психология малых групп: учеб. пособие для вузов | Феникс, 2012 | |
Л1.3 | Андреева Г.М. | Социальная психология: учеб. для вузов | М.: Аспект Пресс, 2007 | |
Л1.4 | Крысько В. Г. | Этническая психология: учеб. пособие для высш. проф. образования | М.: Академия,, 2011. | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Столяренко А. М. | Социальная психология: учеб. для вузов | М.: ЮНИТИ-[ДАНА], 2009 | |
Л2.2 | А. П. Назаретян | Психология стихийного массового поведения: толпа, слухи, политические и рекламные кампании: учеб. пособие для вузов | Академия, 2005 | |
Л2.3 | Шуванов В. И. | Социальная психология управления: учеб. для вузов | М.: ЮНИТИ-[ДАНА], 2009 | |
Л2.4 | Шейн Э., Ковалева Т.Ю., Жильцов С. | Организационная культура и лидерство: учебник | СПб.[и др.]: Питер, 2008 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | – университетская библиотека on-line. | www.biblioclub.ru | ||
Э2 | – электронно-библиотечная система издательства «Лань». | e.lanbook.com | ||
Э3 | - курс в Moodle "Психология малых и больших социальных групп" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Microsoft Windows 7-zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Для полноценного успешного освоения материала студентам рекомендуется: 1. Обязательное посещение лекционных и практических занятий, поскольку на них будут озвучиваться основные принципы анализа материала для самостоятельной подготовки к семинарам, в сжатом виде рассматриваются ключевые содержательные моменты изучаемой темы. 2. При подготовке к практическим занятиям следует не только знакомиться с предложенной литературой, но и активно читать иную литературу по проблеме, а также художественные произведения и прессу, отражающую многообразие групповых процессов и особенностей взаимоотношений людей в малых и больших группах, наблюдать за групповыми процессами в реальной жизни, использовать изученный материал в практической и исследовательской работе. 3. Активное участие в различных формах проведения практических занятий. 4. Выполнение практических заданий предполагает участие всех членов группы с целью полноценной диагностики и последующего анализа социально-психологических особенностей группы. 5. Условиями допуска к зачету по дисциплине являются обязательное посещение лекционных и практических занятий. |