МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психология малых и больших социальных групп

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки44.05.01. специальность Педагогика и психология девиантного поведения
СпециализацияПсихолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz44_05_01_ПиПДП-4-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 8
самостоятельная работа 96
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 96 96 96 96
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
кандидат психологических наук, доцент, Гурова Ольга Сергеевна

Рецензент(ы):
кандидат психологических наук, доцент, декан ФПП, Любимова Ольга Марковна

Рабочая программа дисциплины
Психология малых и больших социальных групп

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения(уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 19.12.2016г. №1611)

составлена на основании учебного плана:
44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ральникова И.А., д.психол.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой Ральникова И.А., д.психол.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса – углубление понимания закономерностей возникновения, развития, функционирования малых и больших социальных групп на основе знакомства студентов с различными положениями отечественных и зарубежных социально-психологических теорий, затрагивающих данную проблематику, и формированием у студентов навыков самостоятельного анализа групповых проблем.
Задачи курса:
- познакомить студентов с проблематикой социально-психологического подхода к изучению малых и больших социальных групп;
- определить специфику поведения и деятельности личности в условиях большой и малой группы;
- обеспечить овладение методами научного исследования малой и большой группы;
- способствовать формированию целостного представления об особенностях возникновения, развития и функционирования малых и больших групп;
- создать условия для развития у студентов позиции «активного исследователя» групповых процессов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-8 способностью выявлять специфику психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической и другим социальным группам, диагностировать психологические свойства и состояния человека, характеристики психических процессов и проявлений в различных видах деятельности, проводить мониторинг личностного развития и социального поведения индивидов и групп, составлять психодиагностические заключения и рекомендации по их использованию
ПК-10 способностью устанавливать причины отклоняющегося поведения личности, причины кризиса, в котором оказался ребенок (подросток), причины социального неблагополучия семьи, изучать личностные особенности и социально-бытовые условия жизни детей, семьи и социального окружения, выявлять позитивные и негативные влияния на ребенка (подростка), а также различного рода проблемы в развитии личности и межличностных взаимоотношениях
ПСК-4.3 способность планировать и реализовывать программы системного пролонгированного сопровождения
ПСК-4.4 способность проводить психологическое просвещение специалистов смежных профилей, а так же других лиц, участвующих в процессе сопровождения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.определения малой и большой социальной группы, основные характеристики социальных групп; специфику групп девиантной направленности, основные отечественные и зарубежные подходы к изучению психологии малых и больших социальных групп для возможности и преодоления трудностей в оказании как индивидуальной, так и групповой помощи детям и подросткам с высоким риском девиантного поведения; особенности групповой динамики, внутригрупповых и межгрупповых отношений с точки зрения влияния их на формирование, социализацию ребенка; способы воздействия на малые и большие социальные группы с целью реализации психологического просвещения специалистов и участников процесса сопровождения.
3.2.Уметь:
3.2.1.диагностировать и давать общую оценку различным социально-психологическим характеристикам социальных групп и процессам, происходящим в них; выделять, диагностировать и анализировать социально-психологических характеристики и процессы, происходящие в малых и больших социальных группах, составлять социально-психологическую характеристику малой группы с целью выявления, коррекции и профилактики риска воспроизводства девиантного поведения.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеет категориальным аппаратом психологии групп и технологией применения различных психодиагностических методик исследования социальных групп; методами планирования и проведения полноценного научно-психологического исследования малых и больших групп, способами реализации программ психологического просвещения и профилактики девиантного поведения.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Психология малой группы
1.1. Теоретико-методологические подходы к изучению малой социальной группы. Сам. работа 4 8 ПК-8, ПК-10, ПСК-4.4 Л1.3, Л2.1, Л1.2
1.2. Социально-психологические характеристики малой группы Лекции 4 1 ПК-8, ПК-10, ПСК-4.4 Л1.3, Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л1.2
1.3. Социально-психологические характеристики малой группы Практические 4 1 ПК-8, ПК-10, ПСК-4.4 Л1.3, Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л1.2
1.4. Социально-психологические характеристики малой группы Сам. работа 4 8 ПК-8, ПК-10, ПСК-4.4 Л1.3, Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л1.2
1.5. Динамические процессы в малой группе. Лекции 4 1 ПК-8, ПК-10, ПСК-4.4 Л1.3, Л2.3, Л2.1, Л1.2
1.6. Динамические процессы в малой группе. Практические 4 1 ПК-8, ПК-10, ПСК-4.4 Л1.3, Л2.3, Л2.1, Л1.2
1.7. Динамические процессы в малой группе. Сам. работа 4 6 ПК-8, ПК-10, ПСК-4.4 Л1.3, Л2.3, Л2.1, Л1.2
1.8. Развитие малой группы. Проблема изучения коллектива Сам. работа 4 6 ПК-8, ПК-10, ПСК-4.4 Л1.3, Л2.3, Л2.1, Л1.2
1.9. Семья как малая группа. Сам. работа 4 6 ПК-8, ПК-10, ПСК-4.4 Л1.3, Л2.1, Л1.2
1.10. Психология трудового коллектива. Сам. работа 4 8 ПК-8, ПК-10, ПСК-4.4 Л1.3, Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л1.2
Раздел 2. Основные проблемы психологии больших социальных групп
2.1. Психология больших социальных групп как область социально-психологического знания Сам. работа 4 8 ПК-8, ПК-10, ПСК-4.4 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.4
2.2. Специфика устойчивых больших групп (социальные классы, этнические группы и др.). Лекции 4 1 ПК-8, ПК-10, ПСК-4.4 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.4
2.3. Специфика устойчивых больших групп (социальные классы, этнические группы и др.). Практические 4 1 ПК-8, ПК-10, ПСК-4.4 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.4
2.4. Специфика устойчивых больших групп (социальные классы, этнические группы и др.). Сам. работа 4 12 ПК-8, ПК-10, ПСК-4.4 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.4
2.5. Западноевропейская традиция изучения толпы Сам. работа 4 10 ПК-8, ПК-10, ПСК-4.4 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.6. Толпа и закономерности ее поведения. Лекции 4 1 ПК-8, ПК-10, ПСК-4.4 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.7. Толпа и закономерности ее поведения. Практические 4 1 ПК-8, ПК-10, ПСК-4.4 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.8. Толпа и закономерности ее поведения. Сам. работа 4 12 ПК-8, ПК-10, ПСК-4.4 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.9. Использование СМИ различных механизмов управления и манипуляции большими социальными группами. Сам. работа 4 12 ПК-8, ПК-10, ПСК-4.4 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.4, Л2.2
2.10. Зачет 4 4 ПК-8, ПК-10, ПСК-4.4 Л1.3, Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.4, Л2.2, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Богомолова Н.Н. Социальная психология массовой коммуникации: учеб. пособие для вузов М.: Аспект Пресс, 2010
Л1.2 А. В. Сидоренков Социальная психология малых групп: учеб. пособие для вузов Феникс, 2012
Л1.3 Андреева Г.М. Социальная психология: учеб. для вузов М.: Аспект Пресс, 2007
Л1.4 Крысько В. Г. Этническая психология: учеб. пособие для высш. проф. образования М.: Академия,, 2011.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Столяренко А. М. Социальная психология: учеб. для вузов М.: ЮНИТИ-[ДАНА], 2009
Л2.2 А. П. Назаретян Психология стихийного массового поведения: толпа, слухи, политические и рекламные кампании: учеб. пособие для вузов Академия, 2005
Л2.3 Шуванов В. И. Социальная психология управления: учеб. для вузов М.: ЮНИТИ-[ДАНА], 2009
Л2.4 Шейн Э., Ковалева Т.Ю., Жильцов С. Организационная культура и лидерство: учебник СПб.[и др.]: Питер, 2008
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 – университетская библиотека on-line. www.biblioclub.ru
Э2 – электронно-библиотечная система издательства «Лань». e.lanbook.com
Э3 - курс в Moodle "Психология малых и больших социальных групп" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для полноценного успешного освоения материала студентам рекомендуется:
1. Обязательное посещение лекционных и практических занятий, поскольку на них будут озвучиваться основные принципы анализа материала для самостоятельной подготовки к семинарам, в сжатом виде рассматриваются ключевые содержательные моменты изучаемой темы.
2. При подготовке к практическим занятиям следует не только знакомиться с предложенной литературой, но и активно читать иную литературу по проблеме, а также художественные произведения и прессу, отражающую многообразие групповых процессов и особенностей взаимоотношений людей в малых и больших группах, наблюдать за групповыми процессами в реальной жизни, использовать изученный материал в практической и исследовательской работе.
3. Активное участие в различных формах проведения практических занятий.
4. Выполнение практических заданий предполагает участие всех членов группы с целью полноценной диагностики и последующего анализа социально-психологических особенностей группы.
5. Условиями допуска к зачету по дисциплине являются обязательное посещение лекционных и практических занятий.