МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социальная психология личности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки37.04.01. Психология
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz37_04_01_ПС-2- 2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 58
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 58 58 58 58
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
канд. психол. н., доцент, Ипполитова Е.А.

Рецензент(ы):
канд. психол. н., доцент, Любимова О.М.

Рабочая программа дисциплины
Социальная психология личности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направление 37.04.01. «Психология» степень (квалификация) – магистр психологии, утвержден приказом Министерства образования Российской Федерации от 23 сентября 2015 г. № 104

составлена на основании учебного плана:
37.04.01 Психология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
профессор, д.психол.н., Ральникова И.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой профессор, д.психол.н., Ральникова И.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения дисциплины социальная психология личности являются понимание закономерностей процессов усвоения человеком социального опыта и его активного воспроизводства через формирование систем установок и ценностей, развитие социальной и личностной идентичности, продуктивной самореализации в социуме; представление об особенностях организации и проведения исследований ценностных ориентаций, социальных установок, идентификационных структур и самореализации личности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3 способностью к самостоятельному поиску, критическому анализу, систематизации и обобщению научной информации, к постановке целей исследования и выбору оптимальных методов и технологий их достижения
ПК-5 готовностью к диагностике, экспертизе и коррекции психологических свойств и состояний, психических процессов, различных видов деятельности человека в норме и патологии с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития, факторов риска, принадлежности к тендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам
СПК -1 Готовность проводить индивидуальное и групповое консультирования клиентов по выявленным у них психологическим проблемам, психологические тренинги с целью формирования и развития качеств, необходимых для самостоятельной жизни, социализации, адаптации к условиям проживания, нивелирования влияния неблагоприятной среды.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные социально-психологические теории, уровни и механизмы самореализации и самореализации личности; специфику организации и проведения диагностических исследований и социально-психологических технологий регуляции ценностных ориентаций, социальных установок, идентификационных структур и совладающего личности.
3.2.Уметь:
3.2.1.сопоставлять содержание различных направлений, теорий и подходов к феноменам социализации и личности с целью структурирования знаний в области современной социальной психологии личности; планировать и проводить диагностические исследования и воздействовать на систему установок и ценностей, социальной идентичности, совладающего поведения личности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.системой оценки соответствия теорий социализации современной социальной ситуации; основными методами диагностического исследования и воздействия на ценностные ориентации, социальные установки, идентификационные структуры и совладающее поведение личности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Личность в системе социально-психологического знания
1.1. Специфика социально-психологического подхода к пониманию личности. Лекции 1 2 ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.2. Специфика социально-психологического подхода к пониманию личности. Сам. работа 1 4 ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.3. Социализация личности как социально-психологическая проблема. Сам. работа 1 4 ОПК-3, СПК -1 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.4. Основные теоретические подходы к анализу социализации. Практические 1 2 ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.5. Основные теоретические подходы к анализу социализации Сам. работа 1 4 ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 2. Регуляция социального поведения.
2.1. Культура как агент социального влияния. Лекции 1 2 ОПК-3, ПК-5 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.2. Культура как агент социального влияния. Сам. работа 1 4 ОПК-3, ПК-5 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.3. Институциональный уровень социального влияния. Сам. работа 1 4 ОПК-3, ПК-5 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.4. Групповой уровень социального влияния и влияние в межличностном взаимодействии. Практические 1 2 ОПК-3, ПК-5 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.5. Групповой уровень социального влияния и влияние в межличностном взаимодействии. Сам. работа 1 4 ОПК-3, ПК-5 Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 3. Идентификационные структуры личности.
3.1. Я-концепция как результат социального развития личности. Сам. работа 1 4 ПК-5, СПК -1 Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.2. Проблема исследования социальной идентичности в современных социокультурных условиях. Практические 1 2 ОПК-3, ПК-5, СПК -1 Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.3. Проблема исследования социальной идентичности в современных социокультурных условиях. Сам. работа 1 4 ОПК-3, ПК-5, СПК -1 Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 4. Личность в условиях социальных изменений
4.1. Психологическая характеристика "человека изменяющегося мира". Сам. работа 1 16 ПК-5, СПК -1 Л1.1, Л2.2, Л2.1
4.2. Совладание человека с ситуацией неопределенности. Сам. работа 1 10 ПК-5, СПК -1 Л1.1, Л2.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. Приложения
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. Приложения
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая Социальная психология личности: [учеб. пособие] Академия, 2009
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Столяренко Л.Д. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ 4-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Сарычев С.В., Чернышова О.В. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 – университетская библиотека on-line. www.biblioclub.ru
Э2 – электронно-библиотечная система издательства «Лань». e.lanbook.com
Э3 курс в мудле Социальная психология portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows 7 Professional;
Office 2010 Professional
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для полноценного успешного освоения материала студентам рекомендуется:
1. Обязательное посещение лекционных и практических занятий, поскольку на них будут озвучиваться основные принципы анализа материала для самостоятельной подготовки к семинарам, в сжатом виде рассматриваются ключевые содержательные моменты изучаемой темы.
2. При подготовке к практическим занятиям следует не только знакомиться с предложенной литературой, но и активно читать иную литературу по проблеме, а также художественные произведения и прессу, отражающую многообразие картин мира, наблюдать за взаимоотношениями людей в реальной жизни, использовать изученный материал в практической и исследовательской работе.
3. Активное участие в различных формах проведения практических занятий с последующим их анализом. Такого рода практические занятия наглядно демонстрируют студентам протекание процессов восприятия и познания социального мира личностью.
4. Выполнение практических заданий предполагает участие всех членов группы с целью полноценной диагностики и последующего анализа социально-психологических особенностей личности.
5. Условиями допуска к аттестации по дисциплине являются обязательное посещение лекционных и практических занятий.