Закреплена за кафедрой | Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии |
---|---|
Направление подготовки | 44.04.01. Педагогическое образование |
Профиль | Педагог школьного и дополнительного образования в сфере биологии и экологии |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | z44_04_01_ПО-ПШиДОвСБиЭ-3-2020 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 2 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 2 | 2 | 2 | 2 |
Практические | 8 | 8 | 8 | 8 |
Сам. работа | 58 | 58 | 58 | 58 |
Часы на контроль | 4 | 4 | 4 | 4 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии
Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой Соколова Г.Г.
1.1. | Сформировать у будущих педагогов профессиональные компетенции для разработки и реализации методик, технологий и приемов обучения с использованием биологических (ботанических и зоологических) коллекций. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02 |
ОК-2 | готовностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения |
ПК-11 | готовностью к разработке и реализации методических моделей, методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | методы сбора и консервации биологического материала; методики оформления биологических коллекция для образовательных и научных целей; технологии использования коллекций для научных целей; методики безопасного определения биологических объектов правила техники безопасности при сборе полевого материала и принципы биологической этики правила техники безопасности при хранении биологических коллекций |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | использовать различные способы сбора биологических материалов; оформлять биологические коллекции, правильно этикетировать и каталогизировать собранные биологические материалы; обрабатывать коллекции для различных целей, использовать методы каталогизации, обработки массива данных; использовать биологические коллекции для выполнения научно-исследовательских задач использовать инструментарий для определения биологических объектов хранить биологические коллекции с соблюдением правил техники безопасности |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | фиксации биологического материала для оформления биологических коллекций; правильного оформления фаунистических списков при использовании биологических коллекций; картирования ареалов на основании использования коллекций; безопасного использования инструментария для определения биологических объектов безопасного использования инструментария для фиксации биологических объектов безопасного хранения биологических коллекций |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение. История, цели и задачи создания биологических коллекций | ||||||
1.1. | История изучения биологических объектов. Принципы сохранения коллекций животных и растений | Лекции | 2 | 1 | ОК-2, ПК-11 | Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
Раздел 2. Методы сбора биологического материала в полевых условиях | ||||||
2.1. | Методы сбора растений, лишайников, грибов и животных | Лекции | 2 | 1 | ОК-2, ПК-11 | Л2.1 |
2.2. | Принципы сбора и фиксации биологического материала | Практические | 2 | 2 | ОК-2, ПК-11 | Л2.1 |
2.3. | Биологические коллекции: за и против | Практические | 2 | 2 | ОК-2, ПК-11 | Л2.3, Л1.5 |
2.4. | Разнообразие биологических коллекций и их значение. | Сам. работа | 2 | 6 | ОК-2, ПК-11 | Л1.4, Л2.1 |
2.5. | Ботанические коллекции (гербарии, коллекции живых растений). | Сам. работа | 2 | 8 | ОК-2, ПК-11 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
2.6. | Зоологические коллекции. Сухие коллекции, спиртовые коллекции. | Сам. работа | 2 | 8 | ОК-2, ПК-11 | Л1.3, Л2.2, Л2.1 |
2.7. | Принципы ухода за биологическими коллекциями. | Сам. работа | 2 | 8 | ОК-2, ПК-11 | Л1.3, Л2.2, Л2.1 |
Раздел 3. Микробиологические и генетические коллекции | ||||||
3.1. | Принципы создания и сохранения микробиологических коллекций | Практические | 2 | 2 | ОК-2, ПК-11 | Л1.3 |
3.2. | Генетические коллекции и генетические банки | Практические | 2 | 2 | ОК-2, ПК-11 | Л1.3 |
3.3. | Информационные ресурсы по биологическим коллекциям. | Сам. работа | 2 | 8 | ОК-2, ПК-11 | Л2.2, Л1.1 |
3.4. | Принципы этикетажа в биологических коллекциях. | Сам. работа | 2 | 8 | ОК-2, ПК-11 | Л2.2, Л1.1 |
3.5. | Создание базы данных по биологическом коллекциям. | Сам. работа | 2 | 8 | ОК-2, ПК-11 | Л2.2, Л1.5 |
3.6. | Создание электронного каталога биологическх коллекций | Сам. работа | 2 | 4 | ОК-2, ПК-11 | Л1.4 |
3.7. | Зачет | Зачет | 2 | 4 | ОК-2, ПК-11 | Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.4, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См. приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Шапкин В. А.., Тюмасева З. И. , . Машкова И. В, Гуськова Е. В. | Практикум по зоологии беспозвоночных:: учеб. пособие для вузов | М. : ACADEMIA,, 2003. | |
Л1.2 | Языкова И.М. | Практикум по зоологии беспозвоночных: учебное пособие | ЮФУ, 2010 | www.studentlibrary.ru |
Л1.3 | под ред. В. М. Константинова | Лабораторный практикум по зоологии позвоночных: учеб. пособие для вузов | М.: Академия, 2004 | 29 |
Л1.4 | Росс Г., Росс Ч., Росс Д. | Энтомология: | М.:Мир, 1985 | 49 |
Л1.5 | Бей-Биенко Г.Я. | Общая энтомология: Учебник для ун-тов и сельхозвузов | М.:Высшая школа, 1980 | 49 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Бондаренко Н.В., Глущенко А.Ф. | Практикум по общей энтомологии: Учеб.пособие | Л.: Агропромиздат, 1985 | 11 |
Л2.2 | И. Х. Шарова | Зоология беспозвоночных: учеб. для вузов | М.: ВЛАДОС, 1999 | |
Л2.3 | Красная книга Алтайского края (животные): | Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2006 | http://old.ssbg.asu.ru/trudi/red_book_alt.kr_animals.pdf | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронная база данных «Scopus» | www.scopus.com | ||
Э2 | Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета | elibrary.asu.ru | ||
Э3 | Научная электронная библиотека elibrary | elibrary.ru | ||
Э4 | Электронная база данных | www.consultant.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
MicrosoftWord PowerPoind Adobe Reader стандартные браузеры Microsoft Windows 7-Zip | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) Электронная база данных http://www.consultant.ru/ Электронная база данных https://link.springer.com/ Электронная библиотечаня система http://cyberleninka.ru/ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
403-402Л | лаборатория «Музей природы» – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 8 посадочных мест, рабочее место преподавателя – 1, оборудование для демонстрации экспозиции и хранения (научная и учебная коллекция) экспонатов музея: стационарные витрины с млекопитающими и птицами – 23 шт., витрины-тумбы яйца птиц – 1 шт., гнезда птиц -2 шт., рыбы – 1 шт., насекомые – 3 шт., фрагменты скелетов – 1 шт., коллекция растительных объектов – 2 шт., витрины для раковин моллюсков – 5 шт. Шкафы для хранения научной и учебной коллекций: 3 шт. (11 секций); шкафы-тумбы (нижние части тумб с гнездами и яйцами птиц, 3 секции). Коллекция единиц хранения животного мира: млекопитающие (чучела и тушки – 128 шт., черепа и фрагменты скелета – 357 шт., из них учебная коллекция – 372 шт.), птицы: чучела и тушки – 796, из них учебная коллекция 143; фрагменты тела – учебная коллекция –73 шт.; яйца птиц – 419 шт.; гнезда – 63; рептилии – 1 шт., рыбы – 13 шт.; беспозвоночные (иглокожие, ракообразные, моллюски– 450 шт., насекомые (бабочки – 2094 шт., жуки – 1625, клопы, стрекозы и др. – 206 шт.), коллекция объектов растительного мира (шишки, плоды и ботанические раритеты) – 165 шт. |
БПриступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины «Биологические коллекции». Согласно учебному плану дисциплина «Биологические коллекции» включает в себя блок практических занятий и самостоятельную работу студентов. Во время лекций студент получает систематизированные научные знания о предмете «Биологические коллекции». Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников. Практические занятия представляют собой детализацию теоретического материала, проводятся в целях закрепления курса и охватывают все основные разделы. Основной формой проведения практических занятий является обсуждение наиболее проблемных и сложных вопросов по отдельным темам, разбор примеров и ситуаций в аудиторных условиях. По отдельным темам практикуется проведение тренинга, анализ видеоматериалов, демонстрация экспериментов для изучения рассудочной деятельности животных с элементами имитации. В обязанности преподавателя входят: оказание методической помощи и консультирование студентов по соответствующим темам курса. Активность на практических занятиях оценивается по следующим критериям: • Выполнение контрольных работ; • ответы на вопросы, предлагаемые преподавателем; • участие в дискуссиях; • участие в тренинге; • выступление с докладом. Оценивание заданий, выполненных на практическом занятии, входит в накопленную оценку. Самостоятельная работа студента Для успешного усвоения курса необходимо вести активную самостоятельную работу. При самостоятельной проработке курса обучающиеся должны: • просматривать основные определения и факты; • повторить законспектированный на лекционном занятии материал и дополнить его с учетом рекомендованной по данной теме литературы; • изучить рекомендованную основную и дополнительную литературу, составлять тезисы, аннотации и конспекты наиболее важных моментов; • готовиться к тестированию и контрольным работам, проводимым на практических занятиях; • самостоятельно подготовить доклады и анализ тренинга (работа обязательная для всех). • Практические задания выполняются по одной из тем (по выбору обучающегося). Отчет по составляется в свободной форме с указанием цели и задач, описания применяемых методов, достигнутых результатов и их обсуждения. Оценивание самостоятельной работы входит в накопленную оценку. Для подготовки к практическим занятиям студенты должны проработать рекомендуемый материал. Целью самостоятельной работы является усвоение фундаментальных знаний, развитие ответственности и организованности, умений осмысленно и самостоятельно работать сначала с учебным материалом, затем с научной информацией. По дисциплине «Биологические коллекции» основной формой самостоятельной работы является проработка рекомендуемого материала, работа с терминами, дополнение конспекта материалами из рекомендованной литературы, подготовка доклада на выбранной теме и выполнение контрольной работы. Перед изучением дисциплины обучающиеся получают рабочую программу, календарный план и содержание заданий на самостоятельную работу, индивидуальную контрольную работу. Самостоятельная работа оценивается на практических занятиях путем беседы и опроса по пройденному материалу, при проверке контрольной работы. Контрольные работы принимаются в электронном виде в системе Moodle. После проверки обучающиеся должны внести исправления в электронные документы и сдать их перед зачетом в электронном виде. Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу. Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем. В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на каждом лабораторном занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС. Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме зачета. Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины или по итогам учета показателей балльно-рейтинговой системы. |