МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Биологические коллекции

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экологии, биохимии и биотехнологии
Направление подготовки44.04.01. Педагогическое образование
ПрофильПедагог школьного и дополнительного образования в сфере биологии и экологии
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz44_04_01_ПО-ПШиДОвСБиЭ-3-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 58
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 58 58 58 58
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
д.б.н., профессор, Яковлев Р.В.

Рецензент(ы):
д.б.н., зав. кафедрой, Соколова Г.Г.

Рабочая программа дисциплины
Биологические коллекции

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 21.11.2014г. №1505)

составлена на основании учебного плана:
44.04.01 Педагогическое образование
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Соколова Г.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой Соколова Г.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Сформировать у будущих педагогов профессиональные компетенции для разработки и реализации методик, технологий и приемов обучения с использованием биологических (ботанических и зоологических) коллекций.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-2 готовностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения
ПК-11 готовностью к разработке и реализации методических моделей, методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.методы сбора и консервации биологического материала;
методики оформления биологических коллекция для образовательных и научных целей;
технологии использования коллекций для научных целей;
методики безопасного определения биологических объектов
правила техники безопасности при сборе полевого материала и принципы биологической этики
правила техники безопасности при хранении биологических коллекций
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать различные способы сбора биологических материалов;
оформлять биологические коллекции, правильно этикетировать и каталогизировать собранные биологические материалы;
обрабатывать коллекции для различных целей, использовать методы каталогизации, обработки массива данных;
использовать биологические коллекции для выполнения научно-исследовательских задач
использовать инструментарий для определения биологических объектов
хранить биологические коллекции с соблюдением правил техники безопасности
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.фиксации биологического материала для оформления биологических коллекций;
правильного оформления фаунистических списков при использовании биологических коллекций;
картирования ареалов на основании использования коллекций;
безопасного использования инструментария для определения биологических объектов
безопасного использования инструментария для фиксации биологических объектов
безопасного хранения биологических коллекций

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение. История, цели и задачи создания биологических коллекций
1.1. История изучения биологических объектов. Принципы сохранения коллекций животных и растений Лекции 2 1 ОК-2, ПК-11 Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Методы сбора биологического материала в полевых условиях
2.1. Методы сбора растений, лишайников, грибов и животных Лекции 2 1 ОК-2, ПК-11 Л2.1
2.2. Принципы сбора и фиксации биологического материала Практические 2 2 ОК-2, ПК-11 Л2.1
2.3. Биологические коллекции: за и против Практические 2 2 ОК-2, ПК-11 Л2.3, Л1.5
2.4. Разнообразие биологических коллекций и их значение. Сам. работа 2 6 ОК-2, ПК-11 Л1.4, Л2.1
2.5. Ботанические коллекции (гербарии, коллекции живых растений). Сам. работа 2 8 ОК-2, ПК-11 Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.6. Зоологические коллекции. Сухие коллекции, спиртовые коллекции. Сам. работа 2 8 ОК-2, ПК-11 Л1.3, Л2.2, Л2.1
2.7. Принципы ухода за биологическими коллекциями. Сам. работа 2 8 ОК-2, ПК-11 Л1.3, Л2.2, Л2.1
Раздел 3. Микробиологические и генетические коллекции
3.1. Принципы создания и сохранения микробиологических коллекций Практические 2 2 ОК-2, ПК-11 Л1.3
3.2. Генетические коллекции и генетические банки Практические 2 2 ОК-2, ПК-11 Л1.3
3.3. Информационные ресурсы по биологическим коллекциям. Сам. работа 2 8 ОК-2, ПК-11 Л2.2, Л1.1
3.4. Принципы этикетажа в биологических коллекциях. Сам. работа 2 8 ОК-2, ПК-11 Л2.2, Л1.1
3.5. Создание базы данных по биологическом коллекциям. Сам. работа 2 8 ОК-2, ПК-11 Л2.2, Л1.5
3.6. Создание электронного каталога биологическх коллекций Сам. работа 2 4 ОК-2, ПК-11 Л1.4
3.7. Зачет Зачет 2 4 ОК-2, ПК-11 Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.4, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Шапкин В. А.., Тюмасева З. И. , . Машкова И. В, Гуськова Е. В. Практикум по зоологии беспозвоночных:: учеб. пособие для вузов М. : ACADEMIA,, 2003.
Л1.2 Языкова И.М. Практикум по зоологии беспозвоночных: учебное пособие ЮФУ, 2010 www.studentlibrary.ru
Л1.3 под ред. В. М. Константинова Лабораторный практикум по зоологии позвоночных: учеб. пособие для вузов М.: Академия, 2004 29
Л1.4 Росс Г., Росс Ч., Росс Д. Энтомология: М.:Мир, 1985 49
Л1.5 Бей-Биенко Г.Я. Общая энтомология: Учебник для ун-тов и сельхозвузов М.:Высшая школа, 1980 49
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Бондаренко Н.В., Глущенко А.Ф. Практикум по общей энтомологии: Учеб.пособие Л.: Агропромиздат, 1985 11
Л2.2 И. Х. Шарова Зоология беспозвоночных: учеб. для вузов М.: ВЛАДОС, 1999
Л2.3 Красная книга Алтайского края (животные): Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2006 http://old.ssbg.asu.ru/trudi/red_book_alt.kr_animals.pdf
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная база данных «Scopus» www.scopus.com
Э2 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э3 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.ru
Э4 Электронная база данных www.consultant.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MicrosoftWord
PowerPoind
Adobe Reader
стандартные браузеры
Microsoft Windows
7-Zip
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
Электронная база данных http://www.consultant.ru/
Электронная база данных https://link.springer.com/
Электронная библиотечаня система http://cyberleninka.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
403-402Л лаборатория «Музей природы» – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 8 посадочных мест, рабочее место преподавателя – 1, оборудование для демонстрации экспозиции и хранения (научная и учебная коллекция) экспонатов музея: стационарные витрины с млекопитающими и птицами – 23 шт., витрины-тумбы яйца птиц – 1 шт., гнезда птиц -2 шт., рыбы – 1 шт., насекомые – 3 шт., фрагменты скелетов – 1 шт., коллекция растительных объектов – 2 шт., витрины для раковин моллюсков – 5 шт. Шкафы для хранения научной и учебной коллекций: 3 шт. (11 секций); шкафы-тумбы (нижние части тумб с гнездами и яйцами птиц, 3 секции). Коллекция единиц хранения животного мира: млекопитающие (чучела и тушки – 128 шт., черепа и фрагменты скелета – 357 шт., из них учебная коллекция – 372 шт.), птицы: чучела и тушки – 796, из них учебная коллекция 143; фрагменты тела – учебная коллекция –73 шт.; яйца птиц – 419 шт.; гнезда – 63; рептилии – 1 шт., рыбы – 13 шт.; беспозвоночные (иглокожие, ракообразные, моллюски– 450 шт., насекомые (бабочки – 2094 шт., жуки – 1625, клопы, стрекозы и др. – 206 шт.), коллекция объектов растительного мира (шишки, плоды и ботанические раритеты) – 165 шт.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

БПриступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины «Биологические коллекции».
Согласно учебному плану дисциплина «Биологические коллекции» включает в себя блок практических занятий и самостоятельную работу студентов.
Во время лекций студент получает систематизированные научные знания о предмете «Биологические коллекции». Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников.
Практические занятия представляют собой детализацию теоретического материала, проводятся в целях закрепления курса и охватывают все основные разделы.
Основной формой проведения практических занятий является обсуждение наиболее проблемных и сложных вопросов по отдельным темам, разбор примеров и ситуаций в аудиторных условиях. По отдельным темам практикуется проведение тренинга, анализ видеоматериалов, демонстрация экспериментов для изучения рассудочной деятельности животных с элементами имитации. В обязанности преподавателя входят: оказание методической помощи и консультирование студентов по соответствующим темам курса.
Активность на практических занятиях оценивается по следующим критериям:
• Выполнение контрольных работ;
• ответы на вопросы, предлагаемые преподавателем;
• участие в дискуссиях;
• участие в тренинге;
• выступление с докладом.
Оценивание заданий, выполненных на практическом занятии, входит в накопленную оценку.
Самостоятельная работа студента
Для успешного усвоения курса необходимо вести активную самостоятельную работу. При самостоятельной проработке курса обучающиеся должны:
• просматривать основные определения и факты;
• повторить законспектированный на лекционном занятии материал и дополнить его с учетом рекомендованной по данной теме литературы;
• изучить рекомендованную основную и дополнительную литературу, составлять тезисы, аннотации и конспекты наиболее важных моментов;
• готовиться к тестированию и контрольным работам, проводимым на практических занятиях;
• самостоятельно подготовить доклады и анализ тренинга (работа обязательная для всех).
• Практические задания выполняются по одной из тем (по выбору обучающегося). Отчет по составляется в свободной форме с указанием цели и задач, описания применяемых методов, достигнутых результатов и их обсуждения.
Оценивание самостоятельной работы входит в накопленную оценку.
Для подготовки к практическим занятиям студенты должны проработать рекомендуемый материал.
Целью самостоятельной работы является усвоение фундаментальных знаний, развитие ответственности и организованности, умений осмысленно и самостоятельно работать сначала с учебным материалом, затем с научной информацией. По дисциплине «Биологические коллекции» основной формой самостоятельной работы является проработка рекомендуемого материала, работа с терминами, дополнение конспекта материалами из рекомендованной литературы, подготовка доклада на выбранной теме и выполнение контрольной работы.
Перед изучением дисциплины обучающиеся получают рабочую программу, календарный план и содержание заданий на самостоятельную работу, индивидуальную контрольную работу.
Самостоятельная работа оценивается на практических занятиях путем беседы и опроса по пройденному материалу, при проверке контрольной работы. Контрольные работы принимаются в электронном виде в системе Moodle. После проверки обучающиеся должны внести исправления в электронные документы и сдать их перед зачетом в электронном виде.
Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу.
Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем.
В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на каждом лабораторном занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС.
Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме зачета.
Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины или по итогам учета показателей балльно-рейтинговой системы.