МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Биохимия
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра экологии, биохимии и биотехнологии
Направление подготовки44.03.05. Педагогическое образование(с двумя профилями подготовки)
ПрофильБиология/Химия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план44_03_05_БиХ-1-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 50
самостоятельная работа 67
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 24 24 24 24
Практические 26 26 26 26
Сам. работа 67 67 67 67
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
;к.б.н., доцент, Шарлаева Е.А.

Рецензент(ы):
к.с.-х.н., уч.сек.ФГБУН ФАНЦА, Никитина Е.Д.

Рабочая программа дисциплины
Биохимия

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018г. №125)

составлена на основании учебного плана:
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Соколова Г.Г.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Соколова Г.Г.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель освоения дисциплины - формирование у студентов теоретических знаний и навыков практической работы в области биохимии, позволяющих ему свободно решать профессиональные задачи

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.07

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- биохимические основы жизни: химический состав биологических объектов;
- строение и биологическую роль основных компонентов биологических систем; основные метаболические процессы и принципы регуляции обмена веществ и энергии;
- биохмические основы и молекулярные механизмы жизнедеятельности организма;
- современные методы исследований в области биохимии;
- методы биохимических исследований, а также современную аппаратуру и оборудование, используемые для исследований в области биохимии
3.2.Уметь:
3.2.1.- применять знания биохимических основ для понимания процессов жизнедеятельности организма;
- использовать знания в области биохимии для решения профессиональных задач;
- эксплуатировать современное оборудование для выполнения исследований в области биохимии;
- работать с биологическими объектами в лабораторных условиях на современном оборудовании.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- владения научной терминологией курса и знаниями о биохимических основах жизни;
- применять знания принципов клеточной организации биологических объектов, биохимических основ и молекулярных механизмов жизнедеятельности для решения профессиональных;
- работы с лабораторным оборудованием;
- работы с лабораторным оборудованием и приемами грамотного представления результатов собственных исследований.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ В БИОХИМИЮ
1.1. Биохимия как наука. Предмет и методы биохимии. Химический состав биологических систем. Лекции 5 1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3
1.2. Биохимия, как наука. Исторический очерк. Химический элементарный и молекулярный состав живых организмов.Cубклеточные компоненты, их биохимические характеристики. Сам. работа 5 4 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3
Раздел 2. ХИМИЯ БЕЛКОВ. НУКЛЕИНОВЫЕ КИСЛОТЫ
2.1. Аминокислоты как структурные компоненты белков. Структура, свойства и функции белков. Лекции 5 2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3
2.2. Химия простых белков.Цветные реакции на белки и аминокислоты. Физико-химические свойства белков. Практические 5 4 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3
2.3. Физико-химические свойства и структурная организация белков.Методы выделения и очистки белков из раствора. Структурная организация нуклеиновых кислот. Сам. работа 5 8 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3
Раздел 3. ФЕРМЕНТЫ
3.1. Химическая природа и биологическая роль ферментов. Свойства и классификация ферментов Лекции 5 2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3
3.2. Основные свойства ферментов. Практические 5 4 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3
3.3. История развития учения о ферментах. Свойства ферментов. Классификация и номенклатура ферментов. Методы выделения и очистки ферментов. Приемы изучения ферментативной активности. Практическое применение ферментов и ферментных препаратов. Сам. работа 5 6 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3
Раздел 4. ВИТАМИНЫ. ГОРМОНЫ.
4.1. Общая характеристика и классификация витаминов. Сам. работа 5 8 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3
4.2. Общие представления о гормонах (свойства, классификация, механизм действия). Сам. работа 5 6 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3
Раздел 5. ВВЕДЕНИЕ В ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ В ОРГАНИЗМЕ
5.1. Введение в обмен веществ и энергии. Анаболизм и катаболизм как составные части обмена веществ. Лекции 5 1 Л2.1, Л2.2, Л2.3
5.2. Биологическое окисление и его основные этапы Лекции 5 1 Л2.1, Л2.2, Л2.3
5.3. Введение в обмен веществ. Дыхательная цепь транспорта электронов. АТФ и другие макроэргические соединения. Принципы регуляции метаболизма. Сам. работа 5 5 Л2.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 6. ХИМИЯ И ОБИЕН УГЛЕВОДОВ
6.1. Биологическая роль, структура, свойства и классификации углеводов. Лекции 5 1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3
6.2. Химия углеводов. Качественные реакции на сахара Практические 5 4 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3
6.3. Обмен углеводов: переваривание и всасывание углеводов, синтез и распад гликогена, гликолиз, брожение, пентозофосфатный цикл окисления углеводов, глюконеогенез Лекции 5 2 Л2.1, Л2.2, Л2.3
6.4. Аэробное окисление углеводов. Цикл трикарбоновых кислот. Лекции 5 2 Л2.1, Л2.2, Л2.3
6.5. Химия углеводов: биологическая роль, классификация и свойства углеводов. Регуляция метаболизма углеводов. Нарушения углеводного обмена Сам. работа 5 4 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3
Раздел 7. ХИМИЯ И ОБМЕН ЛИПИДОВ
7.1. Липиды. Строение и функции. Лекции 5 1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3
7.2. Химия липидов. Физико-химические свойства жиров и липидов. Практические 5 4 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3
7.3. Обмен липидов: переваривание и всасывание липидов, окисление жирных кислот. Лекции 5 2 Л2.1, Л2.2, Л2.3
7.4. Химия липидов: свойства, биологическая роль и классификация липидов.Структура и функции биомембран. Сам. работа 5 4 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3
7.5. Регуляция липидного обмена. Нарушения липидного обмена. Сам. работа 5 4 Л2.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 8. ОБМЕН БЕЛКОВ
8.1. Обмен простых белков: переваривание белков и всасывание продуктов их распада.Промежуточный обмен аминокислот в тканях. Лекции 5 2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3
8.2. Энергетический обмен. Общие пути катаболизма Практические 5 2 Л2.1, Л2.2, Л2.3
8.3. Метаболизм азота. Орнитиновый цикл. Специфические пути обмена некоторых аминокислот. Патология азотистого обмена. Сам. работа 5 4 Л2.1, Л2.2, Л2.3
8.4. Взаимосвязи обмена белков, жиров и углеводов в организме Сам. работа 5 4 Л2.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 9. НУКЛЕИНОВЫЕ КИСЛОТЫ
9.1. Общая характеристика нуклеиновых кислот: строение, свойства и функции Лекции 5 2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3
9.2. Исследование химической природы нуклеиновых кислот. Качественные реакции на компоненты нуклеиновых кислот Практические 5 4 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3
9.3. Репликация ДНК Лекции 5 1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3
9.4. Репарация, метилирование ДНК Сам. работа 5 5 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3
Раздел 10. БИОСИНТЕЗ БЕЛКА
10.1. Общая схема биосинтеза белка. Генетический код, его свойства. Лекции 5 1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3
10.2. Транскрипция. Посттранскрипционные изменения РНК Лекции 5 1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3
10.3. Трансляция, рибосомы, их локализация в клетке Лекции 5 2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3
10.4. Биосинтез белка: транскрипция, трансляция. Практические 5 4 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3
10.5. Основные этапы биосинтеза белка. Сам. работа 5 5
Раздел 11. Экзамен
11.1. Экзамен 5 27 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
См. приложение
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение
5.3. Фонд оценочных средств
См. приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Е. А. Шарлаева, В. П. Вистовская Биохимия. Малый практикум: учеб. пособие Барнаул : [ИП Колмогоров И. А.], 2015 http://elibrary.asu.ru/xmlui/handle/asu/2414
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Комов В.П. Шведова В.Н. Биохимия: учебник для вузов Дрофа, 2004 51
Л2.2 Комов В.П., Шведова В.Н. Биохимия: учеб. для вузов. Юрайт, 2015 34
Л2.3 Плакунов В. К. , Николаев Ю. А. Основы динамической биохимии: учебное пособие М.: Логос, 2010, http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=84985&sr=1
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.biblioclub.ru/114131_Biokhimiya_Uchebnoe_posobie.html
Э2 http://elibrary.ru/
Э3 http://protein.bio.msu.ru/biokhimiya/ (Журнал «Биохимия»)
Э4 www.medsite.net.ru (Электронные книги. Биохимия)
Э5 www.medbook.net.ru (Медицинская литература. Биохимия)
Э6 www.inbi.ras.ru/ubkh/ubkh.html (Ежегодник «Успехи биологической химии»)
Э7 www.humbio.ru
Э8 www.sci-lib.com/molekular-biology
Э9 www.dis.academic.ru
Э10 www.nkj.ru
Э11 www.cancerquest.org
Э12 www.news-medikal.net
Э13 www.MolBiol.ru
Э14 Курс в Moodle "Биохимия" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1968
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.consultant.ru/
http://elibrary.asu.ru
http://elibrary.ru
http://www.scopus.com
https://link.springer.com/
http://www.biolib.de/
https://biomolecula.ru/
https://openlibrary.org/
http://cyberleninka.ru/
https://bioumo.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
314Л лаборатория биохимии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; лабораторные столы - 10 шт.; вытяжной шкаф автономный АД С-4В1; мойка – 2 шт.; цифровой фотоэлектроколориметр АР-101; мешалка магнитная MSN300 с подогревом BioSan; рН метр лабораторный Эксперт рН; термостат жидкостный GFL-1002 с микропроцессором; анализатор влажности ADMS-70; анализатор мочи DocUReader 2 Pro 77 Elektronika; автоматические дозаторы Black Thermo - 10 шт.; набор химической посуды для биохимии и молекулярной биологии, шкаф для хранения документов – 1 шт., шкаф лабораторный - 2 шт.; хроматограф для ВЭЖХ LC -20 Prominense Shimadzu; спектрофотометр сканирующий UV - 1800 Shimadzu; весы Невские; весы аналитические Vibra AF – R220CE; набор реактивов и химической посуды для биохимии и молекулярной биологии

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В рамках курса «Биохимия» предусмотрены следующие формы работы: лекции, практические занятия, самостоятельная работа студентов.
Во время лекций студент получает систематизированные научные знания о предмете «Биохимия». Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников.
Практические занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, через формирование практических навыков работы с лабораторным оборудованием, предметами и материалами, с живыми объектами и фиксированными препаратами. Выполнение практических заданий является обязательным условием успешного освоения курса. При подготовке к практическому занятию студенту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, проработать соответствующие разделы практикума; продумать ответы на контрольные вопросы.
Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу. Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем.
В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль знаний студентов по дисциплине осуществляется на практических занятиях в форме письменных контрольных работ, тестов, практических заданий. Самостоятельная работа контролируется либо на лабораторных занятиях, либо в часы индивидуальных консультаций преподавателя.
Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме экзамена.