МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психология конфликта

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки44.05.01. специальность Педагогика и психология девиантного поведения
СпециализацияПсихолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план44_05_01_ПиПДП-4-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 36
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 36 36 36 36
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
кандидат психологических наук, доцент, Гурова Ольга Сергеевна

Рецензент(ы):
кандидат психологических наук, доцент, декан ФПП, Любимова Ольга Марковна

Рабочая программа дисциплины
Психология конфликта

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения(приказ Минобрнауки России от 19.12.2016г. №1611)

составлена на основании учебного плана:
44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ральникова И.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой Ральникова И.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование теоретических знаний в области психологии конфликта, а также формирование и развитие у обучаемых навыков и умений решения конкретных задач по разрешению конфликтов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-5 способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, культурные, конфессиональные и иные различия, предупреждать и конструктивно разрешать конфликтные ситуации в процессе профессиональной деятельности
ПК-10 способностью устанавливать причины отклоняющегося поведения личности, причины кризиса, в котором оказался ребенок (подросток), причины социального неблагополучия семьи, изучать личностные особенности и социально-бытовые условия жизни детей, семьи и социального окружения, выявлять позитивные и негативные влияния на ребенка (подростка), а также различного рода проблемы в развитии личности и межличностных взаимоотношениях
ПК-11 способностью осуществлять психолого-педагогическое консультирование, разрабатывать модели психолого-педагогической диагностики проблем лиц, нуждающихся в коррекционных воздействиях, разрабатывать, выбирать, реализовывать и оценивать эффективность форм, методов коррекционных мероприятий, программ психолого-педагогической помощи и поддержки лиц, склонных к девиантному поведению, социально-психологической реабилитации несовершеннолетних с девиантным поведением, в том числе отбывающих наказание, их адаптации к среде пенитенциарного учреждения или специального учебно-воспитательного учреждения
ПК-12 способностью к комплексному воздействию на уровень развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сфер, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека, осуществлять психологическое и педагогическое вмешательство с целью оказания индивиду, группе психологической помощи
ПСК-4.4 способность проводить психологическое просвещение специалистов смежных профилей, а так же других лиц, участвующих в процессе сопровождения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.понятие, структуру, виды конфликта в различных межличностных, личностно-групповых и межгрупповых отношениях; способы анализа конфликтной ситуации в различных типах межличностных и социальных отношениях; понятие конфликтного типа личности, конструктивную и деструктивную форму конфликтного взаимодействия.
3.2.Уметь:
3.2.1.диагностировать структурные компоненты конфликта с целью выбора способа его разрешения; выбирать и реализовывать способы разрешения конфликтов в различных типах межличностных и социальных отношениях.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.методами оценки, анализа и разрешения конфликтов межличностного, личностно-группового и межгруппового характера; методами приема и подачи обратной связи в конфликтных ситуациях; методами анализа эффективности переговорного процесса при решении конфликта.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Конфликт как предмет изучения в психологической науке
1.1. Теоретические подходы к изучению конфлмикта Лекции 4 2 ОК-5, ПК-10, ПК-11, ПК-12 Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л1.1, Л2.5, Л2.3
1.2. Теоретические подходы к изучению конфлмикта Практические 4 2 ОК-5, ПК-10, ПК-11, ПК-12 Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л1.1, Л2.5, Л2.3
1.3. Теоретические подходы к изучению конфлмикта Сам. работа 4 6 ОК-5, ПК-10, ПК-11, ПК-12 Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л1.1, Л2.5, Л2.3
1.4. Понятие, структура,функции, виды конфликта. Развитие конфликта. Практические 4 6 ОК-5, ПК-10, ПК-11, ПК-12 Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л1.1, Л2.5, Л2.3
1.5. Понятие, структура,функции, виды конфликта. Развитие конфликта. Лекции 4 2 ОК-5, ПК-10, ПК-11, ПК-12 Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л1.1, Л2.5, Л2.3
1.6. Пеоведенческие стратегии в конфликтных ситуациях. Практические 4 2 ОК-5, ПК-10, ПК-11, ПК-12 Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л1.1, Л2.5, Л2.3
1.7. Конфликтные типы личности. Практические 4 2 ОК-5, ПК-10, ПК-11, ПК-12 Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л1.1, Л2.5, Л2.3
1.8. Понятие, структура,функции, виды конфликта. Развитие конфликта. Сам. работа 4 10 ОК-5, ПК-10, ПК-11, ПК-12 Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л1.1, Л2.5, Л2.3
Раздел 2. Виды конфликтов.
2.1. Внутриличностные конфликты. Лекции 4 2 ПК-11, ПК-12 Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л1.1, Л2.5, Л2.3
2.2. Межличностные конфликты. Лекции 4 2 ОК-5, ПК-10 Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л1.1, Л2.5, Л2.3
2.3. Организационные конфликты. Лекции 4 2 ОК-5, ПК-10 Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л1.1, Л2.5, Л2.3
2.4. Особенности внутриличностных и межличностных конфликтов. Практические 4 2 ПК-10, ПК-11, ПК-12 Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л1.1, Л2.5, Л2.3
2.5. Организационные конфликты. Практические 4 2 ОК-5, ПК-10 Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л1.1, Л2.5, Л2.3
2.6. Конфликты в больших социальных группах. Лекции 4 2 ОК-5, ПК-10 Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л1.1, Л2.5, Л2.3
2.7. Конфликты в больших социальных группах. Практические 4 2 ОК-5, ПК-10 Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л1.1, Л2.5, Л2.3
2.8. Виды конфликтов. Сам. работа 4 10 ОК-5, ПК-10, ПК-11, ПК-12 Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л1.1, Л2.5, Л2.3
Раздел 3. Методы управления конфликтами.
3.1. Виды методов разрешения конфликтов. Практические 4 2 ОК-5, ПК-10, ПК-11, ПК-12 Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л1.1, Л2.5, Л2.3
3.2. Переговоры как эффективный метод разрешения конфликтов. Практические 4 2 ОК-5, ПК-10, ПК-11, ПК-12 Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л1.1, Л2.5, Л2.3
3.3. Методы управления и разрешения конфликтов. Лекции 4 2 ОК-5, ПК-10, ПК-11, ПК-12 Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л1.1, Л2.5, Л2.3
3.4. Методы разрешения и управления конфликтами. Сам. работа 4 10 ОК-5, ПК-10, ПК-11, ПК-12 Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л1.1, Л2.5, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кашапов М. М. ПСИХОЛОГИЯ КОНФЛИКТА 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Зеленков М.Ю. Конфликтология: учебник М.: Дашков и К°, 2015 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Хасан, Б. И. Конструктивная психология конфликта: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru
Л2.2 Кильмашкина Т.Н. Конфликтология. Социальные конфликты: учеб. для вузов М. : ЮНИТИ-[ДАНА] // ЭБС "Университетская библиотека online", 2015 biblioclub.ru
Л2.3 Конфликтология сфер социальной жизни: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Издательство КНИТУ, 2014 biblioclub.ru
Л2.4 В.Л. Цветков Психология конфликта: От теории к практике : учебное пособие М. : Юнити-Дана, 2015 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=118984
Л2.5 Каменская В.Г. ПСИХОЛОГИЯ КОНФЛИКТА. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА И МОТИВАЦИИ В СТРУКТУРЕ КОНФЛИКТА 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для бакалавриата, специалитета и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 университетская библиотека on-line. www.biblioclub.ru
Э2 электронно-библиотечная система издательства «Лань». e.lanbook.com
Э3 курс в Moodle "Психология конфликта_копия 1" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для полноценного успешного освоения материала студентам рекомендуется:
1. Обязательное посещение лекционных и практических занятий, поскольку на них будут озвучиваться основные принципы анализа материала для самостоятельной подготовки к семинарам, в сжатом виде рассматриваются ключевые содержательные моменты изучаемой темы.
2. При подготовке к практическим занятиям следует не только знакомиться с предложенной литературой, но и активно читать иную литературу по проблеме, а также художественные произведения и прессу, отражающую многообразие конфликтов и особенностей взаимоотношений людей в малых и больших группах, наблюдать за конфликтами в реальной жизни, использовать изученный материал в практической и исследовательской работе.
3. Активное участие в различных формах проведения практических занятий. Такого рода практические занятия наглядно демонстрируют студентам протекание разнообразных конфликтных ситуаций.
4. Выполнение практических заданий предполагает участие всех членов группы с целью полноценной диагностики и последующего анализа конфликтов.
5. Условиями допуска к зачету по дисциплине являются обязательное посещение лекционных и практических занятий, тестирование, подготовка доклада, выполнение практических заданий.