МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психология конфликта

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки44.05.01. специальность Педагогика и психология девиантного поведения
СпециализацияПсихолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz44_05_01_ПиПДП-4-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 58
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 58 58 58 58
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
кандидат психологических наук, доцент, Гурова Ольга Сергеевна

Рецензент(ы):
кандидат психологических наук, доцент, декан ФПП, Любимова Ольга Марковна

Рабочая программа дисциплины
Психология конфликта

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 44.05.01 Педагогика и психология девиантого поведения(приказ Минобрнауки России от 19.12.2016г. №1611)

составлена на основании учебного плана:
44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ральникова И.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой Ральникова И.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование теоретических знаний в области психологии конфликта, а также формирование и развитие у обучаемых навыков и умений решения конкретных задач по разрешению конфликтов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-5 способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, культурные, конфессиональные и иные различия, предупреждать и конструктивно разрешать конфликтные ситуации в процессе профессиональной деятельности
ПК-10 способностью устанавливать причины отклоняющегося поведения личности, причины кризиса, в котором оказался ребенок (подросток), причины социального неблагополучия семьи, изучать личностные особенности и социально-бытовые условия жизни детей, семьи и социального окружения, выявлять позитивные и негативные влияния на ребенка (подростка), а также различного рода проблемы в развитии личности и межличностных взаимоотношениях
ПК-11 способностью осуществлять психолого-педагогическое консультирование, разрабатывать модели психолого-педагогической диагностики проблем лиц, нуждающихся в коррекционных воздействиях, разрабатывать, выбирать, реализовывать и оценивать эффективность форм, методов коррекционных мероприятий, программ психолого-педагогической помощи и поддержки лиц, склонных к девиантному поведению, социально-психологической реабилитации несовершеннолетних с девиантным поведением, в том числе отбывающих наказание, их адаптации к среде пенитенциарного учреждения или специального учебно-воспитательного учреждения
ПК-12 способностью к комплексному воздействию на уровень развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сфер, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека, осуществлять психологическое и педагогическое вмешательство с целью оказания индивиду, группе психологической помощи
ПСК-4.4 способность проводить психологическое просвещение специалистов смежных профилей, а так же других лиц, участвующих в процессе сопровождения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.понятие, структуру, виды конфликта в различных межличностных, личностно-групповых и межгрупповых отношениях; способы анализа конфликтной ситуации в различных типах межличностных и социальных отношениях; понятие конфликтного типа личности, конструктивную и деструктивную форму конфликтного взаимодействия.
3.2.Уметь:
3.2.1.диагностировать структурные компоненты конфликта с целью выбора способа его разрешения; выбирать и реализовывать способы разрешения конфликтов в различных типах межличностных и социальных отношениях.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеет методами оценки, анализа и разрешения конфликтов межличностного, личностно-группового и межгруппового характера; методами приема и подачи обратной связи в конфликтных ситуациях; методами анализа эффективности переговорного процесса при решении конфликта.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Конфликт как предмет изучения в психологической науке
1.1. Теоретические подходы к изучению конфлмикта Сам. работа 3 10 ОК-5, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.4 Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л1.1, Л2.5, Л2.3
1.2. Понятие, структура,функции, виды конфликта. Развитие конфликта. Практические 3 2 ОК-5, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.4 Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л1.1, Л2.5, Л2.3
1.3. Понятие, структура,функции, виды конфликта. Развитие конфликта. Лекции 3 2 ОК-5, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.4 Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л1.1, Л2.5, Л2.3
1.4. Поведенческие стратегии в конфликтных ситуациях. Сам. работа 3 2 ОК-5, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.4 Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л1.1, Л2.5, Л2.3
1.5. Конфликтные типы личности. Сам. работа 3 2 ОК-5, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.4 Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л1.1, Л2.5, Л2.3
1.6. Понятие, структура,функции, виды конфликта. Развитие конфликта. Сам. работа 3 4 ОК-5, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.4 Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л1.1, Л2.5, Л2.3
Раздел 2. Виды конфликтов.
2.1. Внутриличностные конфликты. Сам. работа 3 4 ОК-5, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.4 Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л1.1, Л2.5, Л2.3
2.2. Межличностные конфликты. Сам. работа 3 4 ОК-5, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.4 Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л1.1, Л2.5, Л2.3
2.3. Организационные конфликты. Сам. работа 3 6 ОК-5, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.4 Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л1.1, Л2.5, Л2.3
2.4. Конфликты в больших социальных группах. Сам. работа 3 8 ОК-5, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.4 Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л1.1, Л2.5, Л2.3
Раздел 3. Методы управления конфликтами.
3.1. Переговоры как эффективный метод разрешения конфликтов. Практические 3 4 ОК-5, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.4 Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л1.1, Л2.5, Л2.3
3.2. Методы управления и разрешения конфликтов. Лекции 3 2 ОК-5, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.4 Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л1.1, Л2.5, Л2.3
3.3. Методы разрешения и управления конфликтами. Сам. работа 3 18 ОК-5, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.4 Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л1.1, Л2.5, Л2.3
3.4. Зачет 3 4 ОК-5, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.4 Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л1.1, Л2.5, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кашапов М. М. ПСИХОЛОГИЯ КОНФЛИКТА 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Зеленков М.Ю. Конфликтология: учебник М.: Дашков и К°, 2015 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Хасан, Б. И. Конструктивная психология конфликта: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru
Л2.2 Кильмашкина Т.Н. Конфликтология. Социальные конфликты: учеб. для вузов М. : ЮНИТИ-[ДАНА] // ЭБС "Университетская библиотека online", 2015 biblioclub.ru
Л2.3 Конфликтология сфер социальной жизни: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Издательство КНИТУ, 2014 biblioclub.ru
Л2.4 В.Л. Цветков Психология конфликта: От теории к практике : учебное пособие М. : Юнити-Дана, 2015 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=118984
Л2.5 Каменская В.Г. ПСИХОЛОГИЯ КОНФЛИКТА. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА И МОТИВАЦИИ В СТРУКТУРЕ КОНФЛИКТА 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для бакалавриата, специалитета и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 университетская библиотека on-line. www.biblioclub.ru
Э2 электронно-библиотечная система издательства «Лань». e.lanbook.com
Э3 курс в Moodle "Психология конфликта_копия 1" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для полноценного успешного освоения материала студентам рекомендуется:
1. Обязательное посещение лекционных и практических занятий, поскольку на них будут озвучиваться основные принципы анализа материала для самостоятельной подготовки к семинарам, в сжатом виде рассматриваются ключевые содержательные моменты изучаемой темы.
2. При подготовке к практическим занятиям следует не только знакомиться с предложенной литературой, но и активно читать иную литературу по проблеме, а также художественные произведения и прессу, отражающую многообразие конфликтов и особенностей взаимоотношений людей в малых и больших группах, наблюдать за конфликтами в реальной жизни, использовать изученный материал в практической и исследовательской работе.
3. Активное участие в различных формах проведения практических занятий. Такого рода практические занятия наглядно демонстрируют студентам протекание разнообразных конфликтных ситуаций.
4. Выполнение практических заданий предполагает участие всех членов группы с целью полноценной диагностики и последующего анализа конфликтов.
5. Условиями допуска к зачету по дисциплине являются обязательное посещение лекционных и практических занятий, тестирование, подготовка доклада, выполнение практических заданий.