МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психологический тренинг

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки37.03.01. Психология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план37_03_01_ПС-3-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 80
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 20
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 80 76 80 76
Итого 108 104 108 104

Программу составил(и):
д.пс.н., проф., Ральникова И.А.

Рецензент(ы):
к.пс.н., доц., Любимова О.М.

Рабочая программа дисциплины
Психологический тренинг

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 37.03.01 ПСИХОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №946)

составлена на основании учебного плана:
37.03.01 Психология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ирина Александровна Ральникова, д.психол.н., профессор.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой Ирина Александровна Ральникова, д.психол.н., профессор.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель: обучение студентов основам разработки программы и проведения психологического тренинга как метода практической работы психолога.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.12

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 способностью к реализации стандартных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, профессиональных рисков в различных видах деятельности
ПК-3 способностью к осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий
ПК-14 способностью к реализации психологических технологий, ориентированных на личностный рост сотрудников организации и охрану здоровья индивидов и групп
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.понятие, цели, задачи, принципы организации и проведения психологического тренинга как метода психологического воздействия, в т.ч. психологических тренингов, ориентированных на личностный рост сотрудников организации и профилактику психологического здоровья.
3.2.Уметь:
3.2.1.разрабатывать и реализовывать программы психологического тренинга с целью предупреждения нарушений и отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, профессиональных рисков в профессиональной деятельности, создания условий для личностного роста сотрудников организации и профилактики психологического здоровья.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.опытом и креативными приемами, принципами, процедурами организации, проведения, анализа результатов осуществления программ психологических тренингов в условиях оказания психологической помощи

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические и методологические основы технологии психологического тренинга
1.1. Понятие психологического тренинга Лекции 4 2 ПК-1, ПК-3, ПК-14 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
1.2. Тренинг как метод психологического воздействия Практические 4 1 ПК-1, ПК-3, ПК-14 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
1.3. Теоретические и методологические основы психологического тренинга Сам. работа 4 6 ПК-1, ПК-3, ПК-14 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
1.4. Ведущие направления групповой работы, виды тренинговых групп Практические 4 1 ПК-1, ПК-3, ПК-14 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
1.5. Характеристика видов тренингвых групп Сам. работа 4 10 ПК-1, ПК-3, ПК-14 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
Раздел 2. Психологический тренинг как метод развития компетентности в общении
2.1. Основная характеристика фаз тренинга. Практические 4 1 ПК-3, ПК-14 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
2.2. Ведущие направления групповой работы, виды тренинговых групп. Лекции 4 2 ПК-3, ПК-14 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
2.3. Структура психологического тренинга Лекции 4 2 ПК-3, ПК-14 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
2.4. Принципы организации и проведения психологического тренинга Лекции 4 2 ПК-3, ПК-14 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
2.5. Правила взаимодействия участников в группе. Принципы обучения в тренинге. Практические 4 1 ПК-1, ПК-3, ПК-14 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
2.6. Эмоциональная сфера как аспект психологического воздействия. Роль ведущего в тренинге. Сам. работа 4 10 ПК-1, ПК-3, ПК-14 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
2.7. Модели тренинговой работы Лекции 4 1 ПК-3, ПК-14 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
2.8. Модели тренинговой работы. Характеристика и критерии различия моделей тренинга. Практические 4 1 ПК-1, ПК-3, ПК-14 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
Раздел 3. Разработка программы психологического тренинга
3.1. Основные принципы разработки программы психологического тренинга Лекции 4 1 ПК-3, ПК-14 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
3.2. Основные этапы составления программы психологического тренинга, их характеристика.Разработка целевой и инструментальной составляющей программы тренинговой работы. Практические 4 1 ПК-1, ПК-3, ПК-14 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
3.3. Разработка и экспертиза программы психологического тренинга. Сам. работа 4 34 ПК-3, ПК-14 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
Раздел 4. Социально-психологической тренинг эффективной коммуникации
4.1. Демонстрационный психологический тренинг Практические 4 4 ПК-1, ПК-3, ПК-14 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
4.2. Апрбация элементов тренинговой программы, разработанной студентами. Практические 4 8 ПК-1, ПК-3, ПК-14 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
4.3. Экспертная оценка программы. Сам. работа 4 16 ПК-1, ПК-3, ПК-14 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Т. А. Мардасова, П. Р. Юсупов Тренинг профессиональной идентичности [Электронный ресурс]: учеб. пособие АлтГУ, 2017 elibrary.asu.ru
Л1.2 Левкин В. Е. Социально-психологический тренинг для психолога: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Директ-Медиа, 2016 biblioclub.ru
Л1.3 Рамендик Д. М. ТРЕНИНГ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Н. Н. Васильев Тренинг профессиональных коммуникаций в психологической практике: [учеб. пособие] СПб.: Речь, 2007 www.studmed.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС университетская библиотека on-line. www.biblioclub.ru
Э2 Электронно-библиотечная система издательства «Лань». e.lanbook.com
Э3 ЭБС АлтГУ elibrary.ru
Э4 курс в Moodle "Психологический тренинг копия 1" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Мicrosoft Office Excel, Microsoft Office Word, MS PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
312Л учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В ходе освоения дисциплины необходимо посетить 90% аудиторных занятий, активно участвовать в обсуждении вопросов практических занятий и ответить на вопросы зачета.

Методические рекомендации к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обеспечивает подготовку студента к текущим аудиторным занятиям и контрольным мероприятиям по дисциплине. Результаты этой подготовки проявляются в активности студента на занятиях и в качестве выполненных заданий, предложенных в рамках текущего контроля. Самостоятельная работа может осуществляться в следующих формах: изучение лекционного материала, предусматривающее проработку конспекта лекций и учебной литературы; поиск (подбор) и обзор литературы и электронных источников информации по изучаемой проблеме;
изучение материала, вынесенного на самостоятельное изучение; подготовка к практическим занятиям; подготовка к тестовому контролю; подготовка к зачету.

Подготовка к практическим занятиям.
В рамках практических занятий реализуется проверка усвоения теоретического и практического материала. Для подготовки к практическим занятиям по конкретной теме необходимо разобраться в вопросах, предложенных для подготовке к практическому занятию по данной теме, уметь раскрыть основное содержание вопросов,персоналии,уметь приводить примеры. Дя подготовки к практическому занятию необходимо использовать предложенные в РПД список литературы, информационные справочные системы, профессиональные базы данных.

Работа с научной литературой в рамках самостоятельной работы.
При работе с книгой необходимо научиться правильно ее читать, вести записи. Важно помнить, что рациональные навыки работы с книгой позволяют экономить время и повышают продуктивность. Правильный подбор учебников рекомендуется преподавателем, читающим лекционный курс. Необходимая литература указана в РПД по данному курсу.Самостоятельная работа с учебниками и книгами - это важнейшее условие формирования научного способа познания. Основные приемы можно свести к следующим: прочитанные книги, учебники следует конспектировать, но это не означает, что надо конспектировать «все подряд»: можно выписывать кратко основные идеи автора и иногда приводить наиболее яркие и показательные цитаты; следует выработать способность «воспринимать» сложные тексты; для этого лучший прием научиться «читать медленно», когда понятно каждое прочитанное слово (а если слово незнакомое, то либо с помощью словаря, либо с помощью преподавателя обязательно его узнать).