МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Охрана труда

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра физической и неорганической химии
Направление подготовки04.05.01. специальность Фундаментальная и прикладная химия
СпециализацияОрганическая химия; Физическая химия твердых тел, коллоидных систем и наноматериалов
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план04_05_01_ФиПХ-2-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 36
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 36 36 36 36
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
кандидат хим. наук, доцент Стась Ирина Евгеньевна

Рецензент(ы):
кандидат хим. наук, доцент Егорова Людмила Сергеевна

Рабочая программа дисциплины
Охрана труда

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 04.05.01 Фундаментальная и прикладная химия (приказ Минобрнауки России от 13.07.2017г. №652)

составлена на основании учебного плана:
04.05.01 Фундаментальная и прикладная химия
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра физической и неорганической химии

Протокол от г. №
Срок действия программы: уч. г.

Заведующий кафедрой
Безносюк С.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра физической и неорганической химии

Протокол от г. №
Заведующий кафедрой Безносюк С.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Ознакомление с правовыми и организационными основами охраны труда; принципами, методами и устройствами, применяемыми для обеспечения безопасности труда, сохранения здоровья и работоспособности человека в процессе труда

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: ФТД.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1 Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
УК-4 Способен применять современные коммуникативные технологии, в том числе на иностранном(ых) языке(ах), для академического и профессионального взаимодействия
УК-8 Способен создавать и поддерживать безопасные условия жизнедеятельности, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.законодательные и нормативно-технические акты, регулирующие производственную безопасность; методы управления безопасностью труда и нормирование воздействия различных вредных и опасных производственных факторов; принципы, методы и средства обеспечения безопасности жизнедеятельности в условиях производства; специфику и механизм токсичного действия вредных веществ.
3.2.Уметь:
3.2.1.пользоваться правовой и нормативно-технической документацией по вопросам безопасности труда; анализировать и оценивать опасные и вредные факторы производственного процесса и оборудования; применять средства индивидуальной и коллективной защиты работников; принимать необходимые меры по предотвращению и локализации аварийных ситуаций
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.обладать способностью использовать основные закономерности химической науки и фундаментальные химические понятия при решении конкретных производственных задач;приемами безопасной работы при проведении химического эксперимента

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Правовые основы охраны труда
1.1. Предмет и задачи курса. Основные понятия: трудовая деятельность, производственная зона, рабочее место, несчастный случай, травма, профессиональное заболевание. Негативные производственные факторы. Виды рисков: индивидуальный, коллективный, приемлемый, мотивированный и немотивированный. Охрана труда и ее задачи. Идентификация опасностей. Производственная гигиена и санитария Лекции 6 4 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л2.3
1.2. Подготовка к семинару №1 «Основные понятия охраны труда» Сам. работа 6 2 Л1.1, Л2.3
1.3. Семинар №1 «Основные понятия безопасности труда» Практические 6 2 Л1.1, Л2.3
1.4. Структура законодательства РФ. Законодательный акт, нормативный правовой акт. Виды нормативных правовых актов. Основные законодательные акты РФ по охране труда. Вопросы охраны труда в Конституции РФ. Вопросы охраны труда в Трудовом кодексе РФ. Основные направления государственной политики в области ОТ. Права и обязанности работодателя и работника. Особенности охраны труда женщин и молодежи. Федеральный Закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Сам. работа 6 2 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л2.3
1.5. Подготовка к семинару №2 «Правовые и нормативные основы безопасности и охраны труда» Сам. работа 6 2 Л1.2, Л1.1, Л2.4
1.6. Семинар №2 «Правовые и нормативные основы безопасности и охраны труда» Практические 6 2 Л1.2, Л1.1, Л2.4
Раздел 2. Организационные основы охраны труда
2.1. Органы управления безопасностью труда, надзора и контроля за охраной труда. Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства РФ об охране труда В РФ. Федеральная инспекция труда. Ведомственный и общественный контроль за соблюдением законных прав и интересов работников в области ОТ. Ответственность за нарушение законодательства по ОТ. Ответственность работодателей, должностных лиц и работников Лекции 6 2 Л1.2, Л1.1, Л2.4, Л2.3
2.2. Органы управления безопасностью труда, надзора и контроля за охраной труда. Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства РФ об охране труда В РФ. Федеральная инспекция труда. Ведомственный и общественный контроль за соблюдением законных прав и интересов работников в области ОТ. Ответственность за нарушение законодательства по ОТ. Ответственность работодателей, должностных лиц и работников Сам. работа 6 2 Л1.2, Л1.1, Л2.4
2.3. Система управления ОТ на предприятии. Цели, задачи и функции управления охраной труда. Функциональные обязанности по ОТ руководителей служб, руководителей работ, специалистов. Обучение и проверка знаний по ОТ у работников предприятий. Виды и задачи инструктажей по безопасности труда: вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый, целевой. Содержание инструктажей, сроки их проведения и ответственные лица за проведение. Оформление проведенного инструктажа Лекции 6 4 Л1.2, Л1.1, Л2.2
2.4. Система управления ОТ на предприятии. Цели, задачи и функции управления охраной труда. Функциональные обязанности по ОТ руководителей служб, руководителей работ, специалистов. Обучение и проверка знаний по ОТ у работников предприятий. Виды и задачи инструктажей по безопасности труда: вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый, целевой. Содержание инструктажей, сроки их проведения и ответственные лица за проведение. Оформление проведенного инструктажа Сам. работа 6 2 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2
2.5. Подготовка к семинару №3 «Организационные основы безопасности труда» Сам. работа 6 2 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.3
2.6. Семинар №3 «Организационные основы безопасности труда» Практические 6 2 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.3
2.7. Понятие физического и интеллектуального труда. Энергетические затраты на труд. Условия труда. Тяжесть и напряженность труда. Классификация условий труда по степени тяжести и напряженности трудового процесса. Работоспособность человека и ее динамика. Фазы работоспособности. Утомление и переутомление. Режим труда и отдыха Лекции 6 4 Л1.1, Л2.1
2.8. Понятие физического и интеллектуального труда. Энергетические затраты на труд. Условия труда. Тяжесть и напряженность труда. Классификация условий труда по степени тяжести и напряженности трудового процесса. Работоспособность человека и ее динамика. Фазы работоспособности. Утомление и переутомление. Режим труда и отдыха Сам. работа 6 2 Л1.2, Л1.1, Л2.3
2.9. Подготовка к семинару №4 «Виды и условия трудовой деятельности человека» Сам. работа 6 2 Л1.1, Л1.3, Л2.2
2.10. Семинар №4 «Виды и условия трудовой деятельности человека» Практические 6 2 Л1.1, Л1.3, Л2.4
2.11. Эргономические основы безопасности труда. Антропометрические, сенсомоторные и энергетические характеристики человека. Общие характеристики анализаторов. Организация рабочего места оператора Лекции 6 2 Л1.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1
2.12. Эргономические основы безопасности труда. Антропометрические, сенсомоторные и энергетические характеристики человека. Общие характеристики анализаторов. Организация рабочего места оператора Сам. работа 6 2 Л1.3, Л2.2
Раздел 3. Формирование опасностей в производственной среде. Химические вредные производственные факторы
3.1. Идентификация опасных и вредных производственных факторов, ее стадии и уровни. Классификация негативных факторов. Общие методы защиты человека от ОВПФ. Классификация химических веществ в зависимости от их применения. Классы опасности химических веществ. Пути поступления токсичных веществ в организм человека. Токсичность промышленных аэрозолей. Комбинированное, сочетанное и комплексное воздействие химических веществ СИЗ от химических негативных факторов Лекции 6 4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.2. Идентификация опасных и вредных производственных факторов, ее стадии и уровни. Классификация негативных факторов. Общие методы защиты человека от ОВПФ. Классификация химических веществ в зависимости от их применения. Классы опасности химических веществ. Пути поступления токсичных веществ в организм человека. Токсичность промышленных аэрозолей. Комбинированное, сочетанное и комплексное воздействие химических веществ СИЗ от химических негативных факторов Сам. работа 6 2 Л1.2, Л1.1, Л2.3
3.3. Подготовка к семинару №5 «Воздействие на человека химических негативных факторов» Сам. работа 6 2 Л1.2, Л1.1, Л2.3
3.4. Семинар №5 «Воздействие на человека химических негативных факторов» Практические 6 2 Л1.2, Л1.1, Л2.4
3.5. Техника безопасности работ в химических лабораториях. Общие требования к химическим лабораториям. Требования к помещениям и оборудованию лабораторий. Общие правила работы в химических лабораториях. Техника безопасности при работе с химическими веществами. Техника безопасности при работе с баллонами и электроприборами. Сам. работа 6 4 Л1.2, Л2.4
3.6. Подготовка к семинару №6 «Техника безопасности работ в химических лабораториях» Сам. работа 6 2 Л1.2, Л2.4
3.7. Семинар №6 «Техника безопасности работ в химических лабораториях» Практические 6 4 Л1.2, Л2.4
3.8. Оказание первой помощи при механических и электрических травмах, химических отравлениях и ожогах Сам. работа 6 2 Л1.2, Л2.3
3.9. Подготовка к семинару № 7 «Оказание первой помощи при механических и электрических травмах, химических отравлениях и ожогах» Сам. работа 6 2 Л1.2, Л2.2
3.10. Семинар № 7 «Оказание первой помощи при механических и электрических травмах, химических отравлениях и ожогах» Практические 6 2 Л1.2, Л2.4
3.11. Подготовка к зачету Сам. работа 6 4 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Предмет и задачи курса. Понятия безопасности труда и охраны труда.
2. Государственные правовые акты по охране труда.
3. Гарантии и права работников на ОТ. Обязанности работодателей по обеспечению охраны труда на предприятии. Обязанности работников по соблюдению требований ОТ.
4. Особенности охраны труда женщин и молодежи. Льготы и компенсации за тяжелые работы и работы с вредными и опасными условиями труда, порядок их представления.
5. Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда. Общественный контроль за соблюдением законных прав работников в области ОТ. Административная, дисциплинарная или уголовная ответственность работодателей и должностных лиц, виновных в нарушении законодательных или иных нормативных актов по ОТ.
6. Основные функции и задачи службы охраны труда на предприятии. Обеспечение безопасности труда на предприятиях. Определение необходимой численности службы ОТ и условия формирования организационной структуры службы.
7. Система управления ОТ на предприятии. Цели, задачи и функции управления охраной труда. Функциональные обязанности по ОТ руководителей служб, руководителей работ, специалистов. Обучение и проверка знаний по ОТ у работников предприятий.
8. Виды и задачи инструктажей по безопасности труда: вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый, целевой. Содержание инструктажей, сроки их проведения и ответственные лица за проведение. Оформление проведенного инструктажа.
9. Понятия: травма, повреждение, несчастный случай и др. Причины травматизма: технические, организационные, личностные, средовые.
10. Понятие физического и интеллектуального труда. Энергетические затраты на труд. Условия труда. Тяжесть и напряженность труда.
11. Работоспособность человека и ее динамика. Фазы работоспособности.
12. Антропометрические характеристики человека. Общие характеристики анализаторов.
13. Понятия: опасный производственный фактор, вредный производственный фактор. Классификация опасных и вредных производственных факторов. Общие способы защиты от ОПФ и ВПФ.
14. Химические вредные производственные факторы. Классификация токсикантов. Воздействие токсичных веществ на человека. Производственная пыль. Защита от действия токсичных веществ.
15. Общие требования к химическим лабораториям. Требования к помещениям и оборудованию лабораторий.
16. Общие правила работы в химических лабораториях.
17. Техника безопасности при работе с химическими веществами.
18. Техника безопасности при работе с баллонами и электроприборами
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ФОС находится в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Фролов А. В., Бакаева Т. Н. Безопасность жизнедеятельности. Охрана труда: учеб. пособие для вузов Ростов н/Д: Феникс, 2008
Л1.2 под ред. Л. К. Марининой Безопасность труда в химической промышленности: учеб. пособие для вузов М.: Академия, 2007
Л1.3 Т. В. Лукьянова, Т. В. Сувалова, С. И. Ярцева Психофизиология профессиональной деятельности и безопасность труда персонала: учеб.-практ. пособие М.: Проспект, 2012
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Батенков В.А. Охрана труда: Алт-ГУ, 2001
Л2.2 Васильев П.П. Безопасность жизнедеятельности. Экология и охрана труда. Количественная оценка и примеры: М.: «ЮНИТИ-ДАНА», 2003
Л2.3 под. ред. И.Г. Гетия Безопасность жизнедеятельности. Практические занятия: М.: «Колос», 2002
Л2.4 П. П. Васильев Практикум по безопасности жизнедеятельности человека, экологии и охране труда: М. : Финансы и статистика, 2004
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
6.http://fuji.viniti.msk.su/ - Всероссийский институт научной и технической информации (ВИНИТИ)
7.http://www.nlr.ru:8101/ - Российская национальная библиотека
12.http://www.gpntb.ru/win/search/ Государственная публичная научно-техническая библиотека России (ГПНТБ России)
13.http://uwh.lib.msu.su/ - Научная библиотека МГУ им. М.В. Ломоносова
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.lib.asu.ru электронные ресурсы научной библиотеке АлтГУ
http://www.rsl.ru РГБ Российская государственная библиотека
http://ben.irex.ru БЕН Библиотека естественных наук
http://www.gpntb.ru ГПНТБ Государственная публичная научно-техническая библиотека
http://ban.pu.ru БАН Библиотека Академии наук
http://www.nlr.ru РНБ Российская национальная библиотека
http://www.elibrary.ru Научная электронная библиотека РФФИ
http://www.chem.msu.su Электронная библиотека на сервере химфака МГУ
http://www.lib.msu.su Библиотека МГУ

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При изучении курса работа студента делится на три больших блока:
1. Лекционное изучение предмета;
2. Семинарские занятия
3. Самостоятельная работа.
Лекционный курс состоит из 12 часов. Преподаватель дает на лекциях основной, базовый материал курса, являющийся главным по значению для студента и, возможно, представляющий наибольшую трудность для самостоятельного изучения. Безусловно, посещение студентом лекций по курсу является одной из основных задач студента, исходя из вклада лекционного курса в общий курс. Но наиболее важной считается работа студента на семинарских занятиях, решение расчетных задач, написания трех контрольных работ, из которых и складывается итоговая оценка.
Для плодотворной работы на семинарских занятиях и получения хороших результатов студенту необходимо провести самостоятельную подготовку. Самостоятельная работа студента должна занимать главное по важности место в изучении курса. Продуктивное изучение рассматриваемых на семинарских занятиях вопросов должно быть обеспечено всеми необходимыми средствами, предоставляемыми студенту преподавателем. В эти необходимые к подготовке средства входит: часть лекционного курса по данному вопросу, список основной и дополнительной литературы, список методических указаний к курсу, список электронных ресурсов, а также указание направлений предыдущего изучения различных курсов, которое могло бы быть полезно для наиболее полной подготовки к семинару.
Для допуска к экзамену необходимо не менее 3 раз выступить на семинаре, а также решить 3 расчетные задачи, представленных в ЭУМК «Безопасность труда» в соответствии с вариантом, указанным преподавателем. При подготовке к семинарским занятиям необходимо воспользоваться материалами учебной литературы, конспектами лекций, а также ЭУМК «Безопасность труда», включающим теоретический материал и видеолекции. В ЭУМК приведены темы и вопросы семинарский занятий. Вопросы по подготовке к семинарскому занятию, решению задач могут быть заданы на форуме указанного ЭУМК.
Студент также должен выполнить тестовые задания по всем темам курса. Тестовые задания размещены в ЭУМК. Необходимо набрать не менее 70% баллов.
Итоговая оценка складывается из баллов, полученных на семинарах, решения тестовых заданий и индивидуальных расчетных задач.