МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Тренинг профессионального общения

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки44.05.01. специальность Педагогика и психология девиантного поведения
СпециализацияПсихолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный планz44_05_01_ПиПДП-3-2020
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 20
самостоятельная работа 188
контроль 8
Виды контроля по курсам
зачеты: 1, 2

Распределение часов по курсам

Курс 1 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Практические 10 10 10 10 20 20
Сам. работа 94 94 94 94 188 188
Часы на контроль 4 4 4 4 8 8
Итого 108 108 108 108 216 216

Программу составил(и):
кандидат психологических наук, доцент, Гурова Ольга Сергеевна

Рецензент(ы):
кандидат психологических наук, доцент, Любимова Ольга Марковна

Рабочая программа дисциплины
Тренинг профессионального общения

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения(уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 19.12.2016г. №1611)

составлена на основании учебного плана:
44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 21.02.2020 г. № 6`
Срок действия программы: 2020-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ральникова Ирина Александровна, д.психол.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 21.02.2020 г. № 6`
Заведующий кафедрой Ральникова Ирина Александровна, д.психол.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения дисциплины «Тренинг профессионального общения» является психологическое сопровождение профессионального становления студентов-психологов на первом этапе обучения; установление психологического контакта между студентами и между преподавателем и студентами; помощь в преодолении разнообразных психологических барьеров, возникающих в процессе взаимодействия; формирование у студентов позиции сотрудничества во внутригрупповом взаимодействии; повышение компетентности в общении; обучение основным методам предупреждения и конструктивного разрешения межличностных конфликтов; содействие формированию и развитию толерантности во взаимодействии с окружающим миром.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-5 способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, культурные, конфессиональные и иные различия, предупреждать и конструктивно разрешать конфликтные ситуации в процессе профессиональной деятельности
ПК-12 способностью к комплексному воздействию на уровень развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сфер, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека, осуществлять психологическое и педагогическое вмешательство с целью оказания индивиду, группе психологической помощи
ПСК-4.6 готовность разрабатывать и реализовывать программы профилактической работы по предотвращению девиантного поведения молодежи
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.понятия обратной связи; правила подачи и восприятия обратной связи; специфику конфликта в межличностном общении и способы управления им; понятие толерантности и особенности толерантного поведения; особенности психологического воздействия в процессе психологического тренинга; специфику психологического тренинга как метода воздействия.
3.2.Уметь:
3.2.1.проявлять безоценочное восприятие Другого; активно выслушивать партнера по общению; сообщать информацию о себе по типу Я-высказывания; психологически грамотно анализировать причины возникновения межличностных конфликтов, применять способы их предупреждения и позитивного разрешения; преодолевать предубеждения и негативные стереотипы в отношении людей, отличающихся по каким-либо признакам от преобладающего типа, ставить цели тренинговой работы, анализировать стиль ведения тренинга.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.владения невербальными средствами для установления контакта в процессе общения; навыками взаимодействия в тренинговой группе, предупреждения и конструктивного разрешения межличностных конфликтов; способами формирования и развития толерантности во взаимодействии с окружающим миром, навыками самонаблюдения для оценки и осознания психологического воздействия в процессе тренинговой работы.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Ознакомление.
1.1. Знакомство с правилами работы в группе тренинга. Практические 1 0,5 ОК-5, ПК-12, ПСК-4.6 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
1.2. Определение общегрупповой цели. Практические 1 0,5 ОК-5, ПК-12, ПСК-4.6 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
1.3. Основные принципы, цели и задачи психологического тренинга Сам. работа 1 20 ОК-5, ПК-12, ПСК-4.6 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
1.4. Правила подачи и восприятия обратной связи. Практические 1 0,5 ОК-5, ПК-12, ПСК-4.6 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 2. Межличностное общение.
2.1. Вербальные и невербальные средства общения. Практические 1 1,5 ОК-5, ПК-12, ПСК-4.6 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.2. Эффективная самопрезентация. Практические 1 1 ОК-5, ПК-12, ПСК-4.6 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.3. Трудности выступления перед аудиторией. Практические 1 1 ОК-5, ПК-12, ПСК-4.6 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.4. Общение в процессе тренинговой работы Сам. работа 1 30 ОК-5, ПК-12, ПСК-4.6 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 3. Внутригрупповые процессы.
3.1. Осознание каждым участником собственного положения и функций в учебной группе. Практические 1 1 ОК-5, ПК-12, ПСК-4.6 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
3.2. Конфликтные ситуации в группе. Практические 1 1 ОК-5, ПК-12, ПСК-4.6 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
3.3. Командообразование. Практические 1 1 ОК-5, ПК-12, ПСК-4.6 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
3.4. Групповая сплоченность Сам. работа 1 32 ОК-5, ПК-12, ПСК-4.6 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 4. Развитие рефлексивности.
4.1. Осознание собственных ощущений, чувств, мыслей в различных ситуациях группового взаимодействия. Практические 1 1 ОК-5, ПК-12, ПСК-4.6 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
4.2. Анализ личностных и групповых изменений. Практические 1 0,5 ОК-5, ПК-12, ПСК-4.6 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
4.3. Соотнесение целей и результатов тренинга. Практические 1 0,5 ОК-5, ПК-12, ПСК-4.6 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
4.4. Тренинг как метод воздействия Сам. работа 1 12 ОК-5, ПК-12, ПСК-4.6 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
4.5. Зачет 1 4 ОК-5, ПК-12, ПСК-4.6 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 5. Профессиональное общение
5.1. Цели и задачи тренинга профессионального общения. Практические 2 1 ОК-5, ПК-12, ПСК-4.6 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
5.2. Основные принципы, цели и задачи тренинга профессионального общения. Сам. работа 2 2 ОК-5, ПК-12, ПСК-4.6 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
5.3. Цели, средства и формы профессионального общения. Практические 2 1 ОК-5, ПК-12, ПСК-4.6 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
5.4. Цели, средства и формы профессионального общения. Сам. работа 2 2 ОК-5, ПК-12, ПСК-4.6 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
5.5. Коммуникативные барьеры в профессиональном общении. Практические 2 1 ОК-5, ПК-12, ПСК-4.6 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
5.6. Коммуникативные барьеры в профессиональном общении. Сам. работа 2 2 ОК-5, ПК-12, ПСК-4.6 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
5.7. Слушание в профессиональном общении. Практические 2 1 ОК-5, ПК-12, ПСК-4.6 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
5.8. Слушание в профессиональном общении. Сам. работа 2 2 ОК-5, ПК-12, ПСК-4.6 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
5.9. Невербальные средства профессионального общения. Практические 2 1 ОК-5, ПК-12, ПСК-4.6 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
5.10. Невербальные средства профессионального общения. Сам. работа 2 4 ОК-5, ПК-12, ПСК-4.6 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
5.11. Формы профессионального общения. Практические 2 1 ОК-5, ПК-12, ПСК-4.6 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
5.12. Формы профессионального общения. Сам. работа 2 2 ОК-5, ПК-12, ПСК-4.6 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
5.13. Использование стратегий взаимодействия в профессиональном общении. Практические 2 1 ОК-5, ПК-12, ПСК-4.6 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
5.14. Использование стратегий взаимодействия в профессиональном общении. Сам. работа 2 24 ОК-5, ПК-12, ПСК-4.6 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
5.15. Самопрезентация в профессиональном общении. Практические 2 1 ОК-5, ПК-12, ПСК-4.6 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
5.16. Самопрезентация в профессиональном общении. Сам. работа 2 26 ОК-5, ПК-12, ПСК-4.6 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
5.17. Конструктивное разрешение конфликтов в профессиональном общении. Практические 2 2 ОК-5, ПК-12, ПСК-4.6 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
5.18. Конструктивное разрешение конфликтов в профессиональном общении. Сам. работа 2 30 ОК-5, ПК-12, ПСК-4.6 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
5.19. Зачет 2 4 ОК-5, ПК-12, ПСК-4.6 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Левкин В. Е. Тренинг эффективного общения: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Директ-Медиа, 2016 biblioclub.ru
Л1.2 Ефимова Наталия Сергеевна Психология общения. Практикум по психологии: Учебное пособие ФОРУМ, 2018 znanium.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Караяни А.Г., Цветков В.Л. Психология общения и переговоров в экстремальных условиях: учебное пособие М.: Юнити-Дана, 2015 // ЭБС "Университетская библиотека online",20 biblioclub.ru
Л2.2 Левкин В. Е. Тренинг конфликтонезависимости: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Директ-Медиа, 2016 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.biblioclub.ru – университетская библиотека on-line.
Э2 http://e.lanbook.com – электронно-библиотечная система издательства «Лань».
Э3 курс в MOODLe по дисциплине Тренинг профессионального общения portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Мicrosoft Office Excel, Microsoft Office Word, MS PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для полноценного успешного освоения материала студентам рекомендуется:
1. Обязательное посещение всех занятий, поскольку они будут проходить в форме тренинга. После второго занятия тренинговая группа считается закрытой и студенты не посещавшие занятия будут готовиться к сдаче зачета самостоятельно по предложенным вопросам.
2. При подготовке к практическим занятиям следует знакомиться с предложенной литературой, а также осуществлять наблюдение за своими психическими состояниями, способом взаимодействия в разных социальных ситуациях.
3. Активное участие в различных формах проведения практических занятий.
4. В процессе участия в практических занятиях необходимо вести дневник, в котором фиксируются основные изменения эмоционального состояния при выполнении и обсуждении различного рода упражнений.
5. Условиями допуска к зачету по дисциплине являются обязательное посещение практических занятий, подготовка по вопросам к зачету, а также ведение дневника самонаблюдений и написание эссе.