МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Тренинг профессионального общения

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки44.05.01. специальность Педагогика и психология девиантного поведения
СпециализацияПсихолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный планz44_05_01_ПиПДП-4-2020
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 20
самостоятельная работа 188
контроль 8
Виды контроля по курсам
зачеты: 1, 2

Распределение часов по курсам

Курс 1 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Практические 10 10 10 10 20 20
Сам. работа 94 94 94 94 188 188
Часы на контроль 4 4 4 4 8 8
Итого 108 108 108 108 216 216

Программу составил(и):
кандидат психологических наук, доцент, Гурова Ольга Сергеевна

Рецензент(ы):
кандидат психологических наук, доцент, Любимова Ольга Марковна

Рабочая программа дисциплины
Тренинг профессионального общения

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения(уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 19.12.2016г. №1611)

составлена на основании учебного плана:
44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 21.02.2020 г. № 6`
Срок действия программы: 2020-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ральникова Ирина Александровна, д.психол.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 21.02.2020 г. № 6`
Заведующий кафедрой Ральникова Ирина Александровна, д.психол.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения дисциплины «Тренинг профессионального общения» является психологическое сопровождение профессионального становления студентов-психологов на первом этапе обучения; установление психологического контакта между студентами и между преподавателем и студентами; помощь в преодолении разнообразных психологических барьеров, возникающих в процессе взаимодействия; формирование у студентов позиции сотрудничества во внутригрупповом взаимодействии; повышение компетентности в общении; обучение основным методам предупреждения и конструктивного разрешения межличностных конфликтов; содействие формированию и развитию толерантности во взаимодействии с окружающим миром.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-5 способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, культурные, конфессиональные и иные различия, предупреждать и конструктивно разрешать конфликтные ситуации в процессе профессиональной деятельности
ПК-12 способностью к комплексному воздействию на уровень развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сфер, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека, осуществлять психологическое и педагогическое вмешательство с целью оказания индивиду, группе психологической помощи
ПСК-4.6 готовность разрабатывать и реализовывать программы профилактической работы по предотвращению девиантного поведения молодежи
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.понятия обратной связи; правила подачи и восприятия обратной связи; специфику конфликта в межличностном общении и способы управления им; понятие толерантности и особенности толерантного поведения; особенности психологического воздействия в процессе психологического тренинга; специфику психологического тренинга как метода воздействия.
3.2.Уметь:
3.2.1.проявлять безоценочное восприятие Другого; активно выслушивать партнера по общению; сообщать информацию о себе по типу Я-высказывания; психологически грамотно анализировать причины возникновения межличностных конфликтов, применять способы их предупреждения и позитивного разрешения; преодолевать предубеждения и негативные стереотипы в отношении людей, отличающихся по каким-либо признакам от преобладающего типа, ставить цели тренинговой работы, анализировать стиль ведения тренинга.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.владения невербальными средствами для установления контакта в процессе общения; навыками взаимодействия в тренинговой группе, предупреждения и конструктивного разрешения межличностных конфликтов; способами формирования и развития толерантности во взаимодействии с окружающим миром, навыками самонаблюдения для оценки и осознания психологического воздействия в процессе тренинговой работы.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Ознакомление.
1.1. Знакомство с правилами работы в группе тренинга. Практические 1 0,5 ОК-5, ПК-12, ПСК-4.6 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
1.2. Определение общегрупповой цели. Практические 1 0,5 ОК-5, ПК-12, ПСК-4.6 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
1.3. Основные принципы, цели и задачи психологического тренинга Сам. работа 1 20 ОК-5, ПК-12, ПСК-4.6 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
1.4. Правила подачи и восприятия обратной связи. Практические 1 0,5 ОК-5, ПК-12, ПСК-4.6 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 2. Межличностное общение.
2.1. Вербальные и невербальные средства общения. Практические 1 1,5 ОК-5, ПК-12, ПСК-4.6 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.2. Эффективная самопрезентация. Практические 1 1 ОК-5, ПК-12, ПСК-4.6 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.3. Трудности выступления перед аудиторией. Практические 1 1 ОК-5, ПК-12, ПСК-4.6 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.4. Общение в процессе тренинговой работы Сам. работа 1 30 ОК-5, ПК-12, ПСК-4.6 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 3. Внутригрупповые процессы.
3.1. Осознание каждым участником собственного положения и функций в учебной группе. Практические 1 1 ОК-5, ПК-12, ПСК-4.6 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
3.2. Конфликтные ситуации в группе. Практические 1 1 ОК-5, ПК-12, ПСК-4.6 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
3.3. Командообразование. Практические 1 1 ОК-5, ПК-12, ПСК-4.6 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
3.4. Групповая сплоченность Сам. работа 1 32 ОК-5, ПК-12, ПСК-4.6 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 4. Развитие рефлексивности.
4.1. Осознание собственных ощущений, чувств, мыслей в различных ситуациях группового взаимодействия. Практические 1 1 ОК-5, ПК-12, ПСК-4.6 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
4.2. Анализ личностных и групповых изменений. Практические 1 0,5 ОК-5, ПК-12, ПСК-4.6 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
4.3. Соотнесение целей и результатов тренинга. Практические 1 0,5 ОК-5, ПК-12, ПСК-4.6 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
4.4. Тренинг как метод воздействия Сам. работа 1 12 ОК-5, ПК-12, ПСК-4.6 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
4.5. Зачет 1 4 ОК-5, ПК-12, ПСК-4.6 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 5. Профессиональное общение
5.1. Цели и задачи тренинга профессионального общения. Практические 2 1 ОК-5, ПК-12, ПСК-4.6 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
5.2. Основные принципы, цели и задачи тренинга профессионального общения. Сам. работа 2 2 ОК-5, ПК-12, ПСК-4.6 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
5.3. Цели, средства и формы профессионального общения. Практические 2 1 ОК-5, ПК-12, ПСК-4.6 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
5.4. Цели, средства и формы профессионального общения. Сам. работа 2 2 ОК-5, ПК-12, ПСК-4.6 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
5.5. Коммуникативные барьеры в профессиональном общении. Практические 2 1 ОК-5, ПК-12, ПСК-4.6 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
5.6. Коммуникативные барьеры в профессиональном общении. Сам. работа 2 2 ОК-5, ПК-12, ПСК-4.6 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
5.7. Слушание в профессиональном общении. Практические 2 1 ОК-5, ПК-12, ПСК-4.6 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
5.8. Слушание в профессиональном общении. Сам. работа 2 2 ОК-5, ПК-12, ПСК-4.6 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
5.9. Невербальные средства профессионального общения. Практические 2 1 ОК-5, ПК-12, ПСК-4.6 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
5.10. Невербальные средства профессионального общения. Сам. работа 2 4 ОК-5, ПК-12, ПСК-4.6 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
5.11. Формы профессионального общения. Практические 2 1 ОК-5, ПК-12, ПСК-4.6 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
5.12. Формы профессионального общения. Сам. работа 2 2 ОК-5, ПК-12, ПСК-4.6 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
5.13. Использование стратегий взаимодействия в профессиональном общении. Практические 2 1 ОК-5, ПК-12, ПСК-4.6 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
5.14. Использование стратегий взаимодействия в профессиональном общении. Сам. работа 2 24 ОК-5, ПК-12, ПСК-4.6 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
5.15. Самопрезентация в профессиональном общении. Практические 2 1 ОК-5, ПК-12, ПСК-4.6 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
5.16. Самопрезентация в профессиональном общении. Сам. работа 2 26 ОК-5, ПК-12, ПСК-4.6 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
5.17. Конструктивное разрешение конфликтов в профессиональном общении. Практические 2 2 ОК-5, ПК-12, ПСК-4.6 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
5.18. Конструктивное разрешение конфликтов в профессиональном общении. Сам. работа 2 30 ОК-5, ПК-12, ПСК-4.6 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
5.19. Зачет 2 4 ОК-5, ПК-12, ПСК-4.6 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Левкин В. Е. Тренинг эффективного общения: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Директ-Медиа, 2016 biblioclub.ru
Л1.2 Ефимова Наталия Сергеевна Психология общения. Практикум по психологии: Учебное пособие ФОРУМ, 2018 znanium.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Караяни А.Г., Цветков В.Л. Психология общения и переговоров в экстремальных условиях: учебное пособие М.: Юнити-Дана, 2015 // ЭБС "Университетская библиотека online",20 biblioclub.ru
Л2.2 Левкин В. Е. Тренинг конфликтонезависимости: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Директ-Медиа, 2016 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.biblioclub.ru – университетская библиотека on-line.
Э2 http://e.lanbook.com – электронно-библиотечная система издательства «Лань».
Э3 курс в MOODLe по дисциплине Тренинг профессионального общения portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Мicrosoft Office Excel, Microsoft Office Word, MS PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для полноценного успешного освоения материала студентам рекомендуется:
1. Обязательное посещение всех занятий, поскольку они будут проходить в форме тренинга. После второго занятия тренинговая группа считается закрытой и студенты не посещавшие занятия будут готовиться к сдаче зачета самостоятельно по предложенным вопросам.
2. При подготовке к практическим занятиям следует знакомиться с предложенной литературой, а также осуществлять наблюдение за своими психическими состояниями, способом взаимодействия в разных социальных ситуациях.
3. Активное участие в различных формах проведения практических занятий.
4. В процессе участия в практических занятиях необходимо вести дневник, в котором фиксируются основные изменения эмоционального состояния при выполнении и обсуждении различного рода упражнений.
5. Условиями допуска к зачету по дисциплине являются обязательное посещение практических занятий, подготовка по вопросам к зачету, а также ведение дневника самонаблюдений и написание эссе.