Закреплена за кафедрой | Кафедра социальной психологии и педагогического образования |
---|---|
Направление подготовки | 44.05.01. специальность Педагогика и психология девиантного поведения |
Специализация | Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 6 ЗЕТ |
Учебный план | z44_05_01_ПиПДП-4-2020 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 1 | 2 | Итого | |||
---|---|---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД |
Практические | 10 | 10 | 10 | 10 | 20 | 20 |
Сам. работа | 94 | 94 | 94 | 94 | 188 | 188 |
Часы на контроль | 4 | 4 | 4 | 4 | 8 | 8 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 | 216 | 216 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования
Протокол от 21.02.2020 г. № 6`
Заведующий кафедрой Ральникова Ирина Александровна, д.психол.н., профессор
1.1. | Целями освоения дисциплины «Тренинг профессионального общения» является психологическое сопровождение профессионального становления студентов-психологов на первом этапе обучения; установление психологического контакта между студентами и между преподавателем и студентами; помощь в преодолении разнообразных психологических барьеров, возникающих в процессе взаимодействия; формирование у студентов позиции сотрудничества во внутригрупповом взаимодействии; повышение компетентности в общении; обучение основным методам предупреждения и конструктивного разрешения межличностных конфликтов; содействие формированию и развитию толерантности во взаимодействии с окружающим миром. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОК-5 | способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, культурные, конфессиональные и иные различия, предупреждать и конструктивно разрешать конфликтные ситуации в процессе профессиональной деятельности |
ПК-12 | способностью к комплексному воздействию на уровень развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сфер, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека, осуществлять психологическое и педагогическое вмешательство с целью оказания индивиду, группе психологической помощи |
ПСК-4.6 | готовность разрабатывать и реализовывать программы профилактической работы по предотвращению девиантного поведения молодежи |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | понятия обратной связи; правила подачи и восприятия обратной связи; специфику конфликта в межличностном общении и способы управления им; понятие толерантности и особенности толерантного поведения; особенности психологического воздействия в процессе психологического тренинга; специфику психологического тренинга как метода воздействия. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | проявлять безоценочное восприятие Другого; активно выслушивать партнера по общению; сообщать информацию о себе по типу Я-высказывания; психологически грамотно анализировать причины возникновения межличностных конфликтов, применять способы их предупреждения и позитивного разрешения; преодолевать предубеждения и негативные стереотипы в отношении людей, отличающихся по каким-либо признакам от преобладающего типа, ставить цели тренинговой работы, анализировать стиль ведения тренинга. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | владения невербальными средствами для установления контакта в процессе общения; навыками взаимодействия в тренинговой группе, предупреждения и конструктивного разрешения межличностных конфликтов; способами формирования и развития толерантности во взаимодействии с окружающим миром, навыками самонаблюдения для оценки и осознания психологического воздействия в процессе тренинговой работы. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Ознакомление. | ||||||
1.1. | Знакомство с правилами работы в группе тренинга. | Практические | 1 | 0,5 | ОК-5, ПК-12, ПСК-4.6 | Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2 |
1.2. | Определение общегрупповой цели. | Практические | 1 | 0,5 | ОК-5, ПК-12, ПСК-4.6 | Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2 |
1.3. | Основные принципы, цели и задачи психологического тренинга | Сам. работа | 1 | 20 | ОК-5, ПК-12, ПСК-4.6 | Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2 |
1.4. | Правила подачи и восприятия обратной связи. | Практические | 1 | 0,5 | ОК-5, ПК-12, ПСК-4.6 | Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2 |
Раздел 2. Межличностное общение. | ||||||
2.1. | Вербальные и невербальные средства общения. | Практические | 1 | 1,5 | ОК-5, ПК-12, ПСК-4.6 | Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2 |
2.2. | Эффективная самопрезентация. | Практические | 1 | 1 | ОК-5, ПК-12, ПСК-4.6 | Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2 |
2.3. | Трудности выступления перед аудиторией. | Практические | 1 | 1 | ОК-5, ПК-12, ПСК-4.6 | Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2 |
2.4. | Общение в процессе тренинговой работы | Сам. работа | 1 | 30 | ОК-5, ПК-12, ПСК-4.6 | Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2 |
Раздел 3. Внутригрупповые процессы. | ||||||
3.1. | Осознание каждым участником собственного положения и функций в учебной группе. | Практические | 1 | 1 | ОК-5, ПК-12, ПСК-4.6 | Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2 |
3.2. | Конфликтные ситуации в группе. | Практические | 1 | 1 | ОК-5, ПК-12, ПСК-4.6 | Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2 |
3.3. | Командообразование. | Практические | 1 | 1 | ОК-5, ПК-12, ПСК-4.6 | Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2 |
3.4. | Групповая сплоченность | Сам. работа | 1 | 32 | ОК-5, ПК-12, ПСК-4.6 | Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2 |
Раздел 4. Развитие рефлексивности. | ||||||
4.1. | Осознание собственных ощущений, чувств, мыслей в различных ситуациях группового взаимодействия. | Практические | 1 | 1 | ОК-5, ПК-12, ПСК-4.6 | Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2 |
4.2. | Анализ личностных и групповых изменений. | Практические | 1 | 0,5 | ОК-5, ПК-12, ПСК-4.6 | Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2 |
4.3. | Соотнесение целей и результатов тренинга. | Практические | 1 | 0,5 | ОК-5, ПК-12, ПСК-4.6 | Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2 |
4.4. | Тренинг как метод воздействия | Сам. работа | 1 | 12 | ОК-5, ПК-12, ПСК-4.6 | Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2 |
4.5. | Зачет | 1 | 4 | ОК-5, ПК-12, ПСК-4.6 | Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2 | |
Раздел 5. Профессиональное общение | ||||||
5.1. | Цели и задачи тренинга профессионального общения. | Практические | 2 | 1 | ОК-5, ПК-12, ПСК-4.6 | Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2 |
5.2. | Основные принципы, цели и задачи тренинга профессионального общения. | Сам. работа | 2 | 2 | ОК-5, ПК-12, ПСК-4.6 | Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2 |
5.3. | Цели, средства и формы профессионального общения. | Практические | 2 | 1 | ОК-5, ПК-12, ПСК-4.6 | Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2 |
5.4. | Цели, средства и формы профессионального общения. | Сам. работа | 2 | 2 | ОК-5, ПК-12, ПСК-4.6 | Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2 |
5.5. | Коммуникативные барьеры в профессиональном общении. | Практические | 2 | 1 | ОК-5, ПК-12, ПСК-4.6 | Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2 |
5.6. | Коммуникативные барьеры в профессиональном общении. | Сам. работа | 2 | 2 | ОК-5, ПК-12, ПСК-4.6 | Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2 |
5.7. | Слушание в профессиональном общении. | Практические | 2 | 1 | ОК-5, ПК-12, ПСК-4.6 | Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2 |
5.8. | Слушание в профессиональном общении. | Сам. работа | 2 | 2 | ОК-5, ПК-12, ПСК-4.6 | Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2 |
5.9. | Невербальные средства профессионального общения. | Практические | 2 | 1 | ОК-5, ПК-12, ПСК-4.6 | Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2 |
5.10. | Невербальные средства профессионального общения. | Сам. работа | 2 | 4 | ОК-5, ПК-12, ПСК-4.6 | Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2 |
5.11. | Формы профессионального общения. | Практические | 2 | 1 | ОК-5, ПК-12, ПСК-4.6 | Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2 |
5.12. | Формы профессионального общения. | Сам. работа | 2 | 2 | ОК-5, ПК-12, ПСК-4.6 | Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2 |
5.13. | Использование стратегий взаимодействия в профессиональном общении. | Практические | 2 | 1 | ОК-5, ПК-12, ПСК-4.6 | Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2 |
5.14. | Использование стратегий взаимодействия в профессиональном общении. | Сам. работа | 2 | 24 | ОК-5, ПК-12, ПСК-4.6 | Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2 |
5.15. | Самопрезентация в профессиональном общении. | Практические | 2 | 1 | ОК-5, ПК-12, ПСК-4.6 | Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2 |
5.16. | Самопрезентация в профессиональном общении. | Сам. работа | 2 | 26 | ОК-5, ПК-12, ПСК-4.6 | Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2 |
5.17. | Конструктивное разрешение конфликтов в профессиональном общении. | Практические | 2 | 2 | ОК-5, ПК-12, ПСК-4.6 | Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2 |
5.18. | Конструктивное разрешение конфликтов в профессиональном общении. | Сам. работа | 2 | 30 | ОК-5, ПК-12, ПСК-4.6 | Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2 |
5.19. | Зачет | 2 | 4 | ОК-5, ПК-12, ПСК-4.6 | Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. Приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см. Приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Левкин В. Е. | Тренинг эффективного общения: Учебники и учебные пособия для ВУЗов | Директ-Медиа, 2016 | biblioclub.ru |
Л1.2 | Ефимова Наталия Сергеевна | Психология общения. Практикум по психологии: Учебное пособие | ФОРУМ, 2018 | znanium.com |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Караяни А.Г., Цветков В.Л. | Психология общения и переговоров в экстремальных условиях: учебное пособие | М.: Юнити-Дана, 2015 // ЭБС "Университетская библиотека online",20 | biblioclub.ru |
Л2.2 | Левкин В. Е. | Тренинг конфликтонезависимости: Учебники и учебные пособия для ВУЗов | Директ-Медиа, 2016 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | http://www.biblioclub.ru – университетская библиотека on-line. | |||
Э2 | http://e.lanbook.com – электронно-библиотечная система издательства «Лань». | |||
Э3 | курс в MOODLe по дисциплине Тренинг профессионального общения | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Мicrosoft Office Excel, Microsoft Office Word, MS PowerPoint Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Для полноценного успешного освоения материала студентам рекомендуется: 1. Обязательное посещение всех занятий, поскольку они будут проходить в форме тренинга. После второго занятия тренинговая группа считается закрытой и студенты не посещавшие занятия будут готовиться к сдаче зачета самостоятельно по предложенным вопросам. 2. При подготовке к практическим занятиям следует знакомиться с предложенной литературой, а также осуществлять наблюдение за своими психическими состояниями, способом взаимодействия в разных социальных ситуациях. 3. Активное участие в различных формах проведения практических занятий. 4. В процессе участия в практических занятиях необходимо вести дневник, в котором фиксируются основные изменения эмоционального состояния при выполнении и обсуждении различного рода упражнений. 5. Условиями допуска к зачету по дисциплине являются обязательное посещение практических занятий, подготовка по вопросам к зачету, а также ведение дневника самонаблюдений и написание эссе. |