МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Экзистенциально-гуманистический подход в психологическом консультировании

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки37.04.01. Психология
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz37_04_01_ПС-2- 2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 6
самостоятельная работа 62
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 62 62 62 62
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
кандидат психологических наук, доцент, Гурова Ольга Сергеевна

Рецензент(ы):
кандидат психологических наук, доцент, Любимова Ольга Марковна

Рабочая программа дисциплины
Экзистенциально-гуманистический подход в психологическом консультировании

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 37.04.01 ПСИХОЛОГИЯ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 23.09.2015г. №1043)

составлена на основании учебного плана:
37.04.01 Психология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ирина Александровна Ральникова


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой Ирина Александровна Ральникова


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Углубление представлений об экзистенциально-гуманистическом подходе в практике психологического консультирования.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-6 способностью создавать программы, направленные на предупреждение профессиональных рисков в различных видах деятельности, отклонений в социальном и личностном статусе и развитии человека с применением современного психологического инструментария
СПК - 2 Способность осуществлять психологическую помощь работникам органов и организаций социальной сферы (клиентам) средствами психологического консультирования и психологического тренинга.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ведущие понятия, используемые в экзистенциально-гуманистическом подходе в целях исследования и работы с психологической проблемой клиента: целостность, процесс, осознавание, потребность, поле, феноменология, диалог, контакт, сопротивление
3.2.Уметь:
3.2.1.выявлять, обозначать, систематизировать феномены бытия клиента, строить диалог, исследовать субъективные процессы и состояния в целостности с окружающей средой
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.приемами анализа базовых механизмов субъективных процессов и состояний клиента с учетом системного взаимодействия различных составляющий его функционирования (телесной, психической, психологической, социальной и др.)

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Специфика экзистенциально-гуманистическогот подхода в психологическом консультировании
1.1. Положение экзистенциально-гуманистического подхода в ряду других подходов в психологическом консультировании. Практические 3 1 ПК-6, СПК - 2 Л2.5, Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.4, Л1.2
1.2. Положение экзистенциально-гуманистического подхода в ряду других подходов в психологическом консультировании. Сам. работа 3 10 ПК-6, СПК - 2 Л2.5, Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.4, Л2.6, Л1.2
Раздел 2. Гештальт-консультирование как как одно из направлений экзистенциально-гуманистического подхода в психологическом консультировании.
2.1. Основные киты гештальт-подхода в психологическом консультировании: Поле-Феноменология-Диалог. Практические 3 2 ПК-6, СПК - 2 Л2.5, Л2.4, Л2.2, Л1.3, Л1.2
2.2. Значение настоящего момента – «здесь и теперь», осознавание и саморегуляция.Основные стратегии работы гештальт-терапевта. Основные типы терапевтических интервенций Сам. работа 3 6 ПК-6, СПК - 2 Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л2.3
2.3. Цикл контакта, его фазы и телесный процесс. Практические 3 2 ПК-6, СПК - 2 Л1.1, Л2.3
2.4. Понятие контакта в терапии. Контактная граница, ее модальности и творческое приспособление. Сам. работа 3 8 ПК-6, СПК - 2 Л1.3, Л1.2, Л2.3
2.5. Сущность диалогической позиции терапевта. Практические 3 1 ПК-6, СПК - 2 Л2.4, Л2.1, Л1.2
2.6. Качественные характеристики диалогических отношений: присутствие, включенность, подлинное и откровенное общение, признание-поддержка. Сам. работа 3 8 ПК-6, СПК - 2 Л2.4, Л1.4, Л2.6, Л1.2
2.7. Взгляды на изменения в гештальт-терапии: парадоксальная теория изменений. Сам. работа 3 6 ПК-6, СПК - 2 Л2.1, Л2.6, Л1.2
2.8. Полярности.Баланс поддержки и фрустрации. Сам. работа 3 6 ПК-6, СПК - 2 Л2.2, Л1.2
2.9. Основной инструментарий консультанта в гештальт-подходе. Сам. работа 3 10 ПК-6, СПК - 2 Л2.4, Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.10. Телесный процесс и терапевтические стратегии работы с сопротивлением в гештальт-терапии. Сам. работа 3 8 ПК-6, СПК - 2 Л2.5, Л2.4, Л2.2, Л1.3, Л1.4, Л1.2, Л2.3
2.11. Зачет 3 4 ПК-6, СПК - 2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. Приложение



5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложение


6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Е. Т. Соколова Психотерапия: теория и практика: учеб. пособие для вузов М.: Академия, 2010
Л1.2 Погодин И.А. Психотерапия, фокусированная на диалоге: : Уч. пособие М., , 2010
Л1.3 Линде Н.Д. Психологическое консультирование: теория и практика: учеб. пособие для вузов М.: Аспект Пресс, 2011
Л1.4 Кочюнас Р. Психологическое консультирование. Групповая психотерапия: учеб. пособие для вузов М.: Фонд Мир, 2010
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Гулевский В.Я. Индивидуальная психотерапия: практикум М.: Аспект Пресс, 2008
Л2.2 Павлов И. С. Психотерапия в практике: [монография] М.: ПЕР СЭ, 2006
Л2.3 Пезешкиан, Носсрат Психосоматика и позитивная психотерапия. Межкультурные и междисциплинарные аспекты на примере 40 историй болезней: Москва, 2006
Л2.4 Психотерапия личной истории. Психотехнологии изменения прошлого и создания будущего: , 2008
Л2.5 Бурлачук Л.Ф., Кочарян А.С., Жидко М.Е. Психотерапия. Психологические модели: [учеб. для вузов] СПб.[и др.]: Питер, 2007
Л2.6 Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Психотерапия зависимостей. Метод сказкотерапии: Речь, 2004
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 – университетская библиотека on-line. www.biblioclub.ru
Э2 – электронно-библиотечная система издательства «Лань». e.lanbook.com
Э3 курс в мудле Экзистенциально-гуманистический подход в психологическом консультировании portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Общие методические рекомендации студенту

Для полноценного успешного освоения материала студентам рекомендуется:
1. Обязательное посещение занятий, применение информации при подготовке творческих заданий.
2. Активное участие в различных формах проведения практических занятий, а именно: обсуждение домашних заданий; дискуссиях, выполнении индивидуальных практических заданий, творческих заданиий и др.
3. При подготовке доклада студенту рекомендуется:
1. Составить план выступления;
2. При изложении материала стремиться воспроизвести содержание в доступной для слушателей форме;
3. Обозначать авторов научных подходов (идей, положений, взглядов и др.)
4. Подготовить примеры для иллюстрации ключевых положений доклада;
5. Время доклада 10 минут;
6. После доклада выступающий отвечает на вопросы аудитории;
7. Приветствуется использование электронной презентации;
8. Предварительно, в письменном виде (не более 1-2 стр.) по материалу доклада составляется краткое резюме, которое может быть использовано другими слушателями в процессе подготовки к экзамену.

Методические рекомендации к контрольно-обучающим заданиям.

Компетентностно-ориентированные задания.
Краткая информационная справка
Компетентностно-ориентированные задания используются для развития ключевых компетенций студентов магистратуры.
Компетентностно-ориентированные задания направлены на организацию деятельности обучающегося. Применяются для изучения нового материала, закрепления знаний, комплексного применения знаний на практике, обобщения и систематизации знаний.
Такие задания носят проблемный характер и требуют применения знаний из разных областей психологии для их выполнения.
Компетентностно-ориентированные задания удовлетворяют следующим требованиям:
1. значимость получаемого результата для профессионально становления;
2. обеспечение познавательной мотивации обучающихся;
3. присвоение нового знания (метода, способа решения, приема) с возможным применением в подобных ситуациях;
4. нестандартность;
5. возможность нескольких путей решения.
Вводно-организационные замечания
Задание выполняется в микрогруппах по 2-3 человека. Каждая микрогруппа получает задание для подготовки от преподавателя дисциплины. Задание готовится группой самостоятельно. Преподаватель дает необходимые консультации. Время, отводимое на реализацию подготовленного задания 2 часа. Группа представляет результат выполнения задания на практическом занятии в учебной группе, получает обратную связь от группы, супервизию от преподавателя, оформляет отчет о выполнении задания и сдает его на проверку.
Темы заданий для микрогрупп
«Конфлюэнция - механизм прерывания контакта».
«Интроективный механизм прерывания контакта».
«Прерывание контакта по механизму проекции».
«Ретрофлексивный механизм прерывания контакта».
«Профлексия как механизм прерывания контакта».
«Дифлексия как механизм прерывания контакта».
«Эготизм как механизм прерывания контакта».
Требования к структуре и содержанию занятия
Задание включает две части: теоретическую часть и практическую часть. Теоретическая часть предполагает представление результатов научного анализа психологических источников по проблеме изучения защитного механизма. Практическая часть предполагает разработку и реализацию в учебной группе тренингового упражнения, направленного на осознание и исследование участниками группы защитного механизма.
Рекомендуемая литература
1. Гингер С., Гингер А. Гештальт-терапия контакта. СПб., 1999.
2. Джойс Ф., Силлс Ш. Гештальт-терапия шаг за шагом: навыки в гештальт-терапии. М., 2010.
3. Масколье Г. Гештальт-терапия: вчера, сегодня, завтра. М., 2010.
4. Робин Ж-М. Гештальт-терапия. М., 1996
Форма представления результатов.
Результаты представляются в форме отчета. Требования к оформлению: распечатанный текст (Times New Roman, 14 кегель, интервал 1,5, поля слева 3 см, сверху, снизу, справа – 2 см. Нумерация страниц со второй). Объем до 10 страниц.
Требования к структуре: отчет включает титульный лист, содержание, введение, основную часть, заключение, список литературы, приложения (по необходимости).
Во введении обосновывается актуальность темы задания, описываются цель и задачи выполнения КОЗ, ведущие методы.
Основная часть включает: 1) теоретический анализ по теме задания, 2) разработку практического упражнения (замысел, инструкция, процедура проведения, необходимые методические материалы, специальное оборудование, расходные материалы, требования к помещению и др.) 3) обсуждение результатов проведения занятия.
Заключение содержит общий итог занятия, перспективы дальнейшей работы по данной теме.

Методические рекомендации к Эссе.
Краткая информационная справка
Эссе (от фр. essai – попытка, от лат. exagium – взвешивание) – краткое, свободное прозаическое сочинение, рассуждение небольшого объема со свободной композицией. Эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения по конкретному вопросу и заведомо не претендует на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета. Как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное мнение о чем-либо. Эссе должно содержать четкое изложение сути поставленной проблемы, включать самостоятельно проведенный анализ проблемы.
Требования к структуре и содержанию эссе
Структура эссе. Введение – суть и обоснование выбора темы. Оно состоит из ряда компонентов, связанных логически и стилистически. На этом этапе очень важно правильно сформулировать вопрос, на который необходимо найти ответ в ходе исследования. Основная часть – теоретические основы выбранной проблемы и изложение основного вопроса. Данная часть предполагает развитие аргументации и анализа, а также обоснование их, исходя из имеющихся данных и позиций по этому вопросу. В этом заключается основное содержание эссе и это представляет собой главную трудность. Заключение – обобщения и аргументированные выводы по теме с указанием области ее применения.
Форма представления эссе.
Требования к оформлению: распечатанный текст (Times New Roman, 14 кегель, интервал 1,5, поля слева 3 см, сверху, снизу, справа – 2 см. Нумерация страниц со второй). Объем до 3 страниц. Наличие титульного листа.
Критерии оценки эссе

Литература для подготовки эссе:

1. Бьюдженталь Дж. Искусство психотерапевта. М., 2008.
2. Гингер С., Гингер А. Гештальт-терапия контакта. СПб., 1999.
3. Джойс Ф., Силлс Ш. Гештальт-терапия шаг за шагом: навыки в гештальт-терапии. М., 2010.
4. Кепнер Д. Телесный процесс. М., 2005.
5. Мартель Б. Сексуальность, любовь и гештальт.СПб, 2006.
6. Масколье Г. Гештальт-терапия: вчера, сегодня, завтра. М., 2010.
7. Наранхо К. Гештальттерапия. Воронеж, 1995.
8. Перлз Ф. Эго, голод и агрессия. М., 2000.
9. Перлз Ф. Теория гештальт-терапии. М., 2001.
10. Перлз Ф. Гештальт-подход и свидетель терапии.
11. Перлз Ф. Внутри вне помойного ведра.
12. Перлз Ф. Гештальт-семинары. М., 1998.
13. Перлз Ф., Гудмен П. Теория гештальт-терапии. М., 2001.
14. Перлз Ф., Хефферлин Р., Гудмен П. Опыты психологии самопознания. М., 1993.
15. Польстер И., Польстер М. Интегрированная гештальт-терапия. М., 1997.
16. Робин Ж-М. Гештальт-терапия. М., 1996
17. Уиллер Г. Гештальттерапия постмодерна: за пределами индивидуализма. Под ред. А.Н. Моховикова. М., 2011.