МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Теория и практика научно-прикладных исследований в современной химии и химической технологии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра физической и неорганической химии
Направление подготовки18.04.01. Химическая технология
ПрофильИнновационная химическая и биотехнологическая переработка растительного сырья
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план18_04_01_Химтех-1-2020
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 64
самостоятельная работа 125
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 48 48 48 48
Сам. работа 125 125 125 125
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
к.х.н., Доцент, Шипунов Б.П.

Рецензент(ы):
к.х.н, доцент, Стась И.Е.

Рабочая программа дисциплины
Теория и практика научно-прикладных исследований в современной химии и химической технологии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 18.04.01 ХИМИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 21.11.2014г. №1494)

составлена на основании учебного плана:
18.04.01 Химическая технология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра физической и неорганической химии

Протокол от 19.06.2020 г. № 9
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Безносюк Сергей Александрович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра физической и неорганической химии

Протокол от 19.06.2020 г. № 9
Заведующий кафедрой Безносюк Сергей Александрович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Дать представления о научном исследовании, способах, методах, задачах исследования, структуре научных учреждений, формах и методах финансовой поддержки научных исследований, охраны результатов и их хозяйственном использовании. Осветить философские и социальные особенности научных исследований, дать определение теоретическим и прикладным исследованиям

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-7 способностью на практике использовать умения и навыки в организации исследовательских и проектных работ, в управлении коллективом
ОПК-3 способностью к профессиональной эксплуатации современного оборудования и приборов в соответствии с направлением и профилем подготовки
ОПК-4 готовностью к использованию методов математического моделирования материалов и технологических процессов, к теоретическому анализу и экспериментальной проверке теоретических гипотез
ОПК-5 готовностью к защите объектов интеллектуальной собственности и коммерциализации прав на объекты интеллектуальной собственности
ПК-1 способностью организовывать самостоятельную и коллективную научно-исследовательскую работу, разрабатывать планы и программы проведения научных исследований и технических разработок, разрабатывать задания для исполнителей
ПК-2 готовностью к поиску, обработке, анализу и систематизации научно-технической информации по теме исследования, выбору методик и средств решения задачи
ПК-3 способностью использовать современные приборы и методики, организовывать проведение экспериментов и испытаний, проводить их обработку и анализировать их результаты
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основы управления коллективом при выполнении исследовательских и проектных работ, основы организации исследовательских работ.
основные принципы и способы профессиональной эксплуатации современного оборудования и приборов в соответствии с направлением и профилем подготовки и направлением научных исследований.
методы математической статистики, математического планирования и моделирования технологических процессов.
Способы и методы правовой защиты объектов интеллектуальной собственности, механизмы коммерциализации прав на объекты интеллектуальной собственности, основы коммерциализации в соответствии с ФЗ 217
принципы планирования научных исследований индивидуально и в коллективе, принципы разработки планов и программ проведения научных исследований, требования к индивидуальным заданиям исполнителей
методику научного информационного и патентного поиска, составления аналитического обзора по теме исследования.
современные научные приборы и методики исследования, методы организации и проведения экспериментов и испытаний, методы их статистической обработки и анализа результаты.
3.2.Уметь:
3.2.1.организовывать коллектив на проведение исследовательских и проектных работ, управлять коллективом процессе выполнения научных исследований.
профессионально выбрать и эксплуатировать современное оборудование и приборы в соответствии с направлением и профилем подготовки, направлением научного исследования
Формировать математические модели процессов, проводить их анализ, экспериментально проверять теоретические гипотезы и модели.
Составлять патентную заявку. Представлять ОИС и бизнес-план инвестору.
составлять план научных и поисковых исследований, задания для индивидуальных исполнителей и коллектива.
анализировать и систематизировать научно-техническую информации по теме исследования, выбирать методики и средств решения задачи на основе мирового уровня.
Эксплуатировать современные приборы и использовать современные методики, организовывать и проводить эксперименты и испытания, обрабатывать и анализировать результаты на основе математических методов анализа
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.
на практике использовать умения и навыки в организации исследовательских и проектных работ, в управлении коллективом при их выполнении
навыками профессиональной эксплуатации современного оборудования и приборов в соответствии с направлением и профилем подготовки и направлением научного исследования.
навыками теоретического анализа, математического моделирования и экспериментальной проверке теоретических гипотез и моделей
Навыками составления описания патентной заявки
навыками разработки задания научных исследований для себя и исполнителей
навыками анализа и систематизации научно-технической информации по теме исследования, выбору методик и средств решения задачи, оценке мирового уровня данной проблемы
методами работы на современных приборах, методиками научных исследований, методами организации и проведения экспериментов и испытаний, методами их статистической обработки и анализа результаты

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Наука как философская категория. Понятия познания и изучения. Причины возникновения научной деятельности человека. Движущие силы науки. Классификация наук. Развитие системы дифференциации и интеграции научных дисциплин Сам. работа 1 6 ОК-7, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.2. Наука как философская категория. Понятия познания и изучения. Причины возникновения научной деятельности человека. Движущие силы науки. Классификация наук. Развитие системы дифференциации и интеграции научных дисциплин Лекции 1 1 ОК-7, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.3. Теоретические аспекты соотношения фундаментального и прикладного Научные исследования и разработки охватывают: фундаментальные исследования, прикладные исследования, разработки. Фундаментальные исследования – экспериментальные, или теоретические исследования, направленные на получение новых знаний. Теории, гипотезы, методы и т.п. Прикладные исследования. Лекции 1 1 ОК-7, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.4. Теоретические аспекты фундаментальных и прикладных научных исследований. Научные исследования и разработки: фундаментальные исследования, прикладные исследования, разработки Сам. работа 1 6 ОК-7, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.5. Методология научного познания. Основы научного познания. Диалектический материализм - всеобщий метод и методология научного познания. Процесс познания: от чувственного восприятия - к логическому мышлению и далее - к практике. Истина и заблуждение, парадоксы в науке Лекции 1 1 ОК-7, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.6. Методология научного познания. Основы научного познания. Диалектический материализм - всеобщий метод и методология научного познания. Процесс познания: от чувственного восприятия - к логическому мышлению и далее - к практике. Истина и заблуждение, парадоксы в науке Сам. работа 1 6 ОК-7, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.7. Химия как фундаментальная наука. Центральное событие в химии - химическая реакция. Три главных элемента квантовой механики: понятие волновой функции электрона; принцип Паули; квантование состояний; Лекции 1 1 ОК-7, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.8. Химия как фундаментальная наука. Центральное событие в химии - химическая реакция. Сам. работа 1 6 ОК-7, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.9. Основные направления развития химии в ХХI Компьютерное моделирование молекул (молекулярный дизайн) и химических реакций. Основные направлениями компьютерной химии: создание принципиально новых компьютерных программ поиска и отбор новых эффективных веществ; количественный анализ связи структура-активность для широкого спектра ФАВ. Лекции 1 1 ОК-7, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.10. Нанохимия. Понятие нанотехнология. Переход от «микро» к «нано». Лекции 1 1 ОК-7, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.11. Выбор направления научного исследования. Постановка научно-технической проблемы и этапы научно-исследовательской работы. Методы выбора и цели направления научного исследования. Постановка научно-технической проблемы. Этапы научно-исследовательской работы. Лекции 1 2 ОК-7, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.12. Актуальность и научная новизна исследования. Выдвижение рабочей гипотезы. Модели, гипотезы, теории. Соотношение категорий и их взаимосвязь Лекции 1 1 ОК-7, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.13. Признаки фундаментального, прикладного и поискового исследования. Понятие «разработка» в контексте прикладного исследования. Научные исследования и разработки: конструкторские работы; проектные работы; технологические работы; создание опытных образцов; проведение испытаний. Лекции 1 1 ОК-7, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.14. Теоретические и экспериментальные исследования. Методы и особенности теоретических исследований. Структура и модели теоретического исследования. Сам. работа 1 8 ОК-7, ОПК-3, ОПК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.15. Теоретические и экспериментальные исследования. Методы и особенности теоретических исследований. Структура и модели теоретического исследования. Общие сведения об экспериментальных исследованиях. Методика и планирование эксперимента. Метрологическое обеспечение экспериментальных исследований. Особенности технологических исследований. Методы создания моделей. Лекции 1 1 ОК-7, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.16. Обработка результатов экспериментальных исследований. Основы теории случайных ошибок и методов оценки случайных погрешностей в измерениях. Интервальная оценка измерений с помощью доверительной вероятности. Методы графической обработки результатов измерений Практические 1 4 ОК-7, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.17. Химический эксперимент. Особенности химического эксперимента: методические, технические, аппаратурные и пр. Лекции 1 1 ОК-7, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.18. Химический эксперимент. Особенности химического эксперимента: методические, технические, аппаратурные и пр. Сам. работа 1 8 ОК-7, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.19. Основы изобретательского творчества. Общие сведения. ТРИЗ, АРИЗ. Объекты изобретения. Условия патентоспособности изобретения. Условия патентоспособности полезной модели. Условия патентоспособности промышленного образца. Патентный поиск. Практические 1 4 ОК-7, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.20. Триз, АРИЗ Сам. работа 1 8 ОК-7, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.21. Организация науки в РФ. Государственные органы по управлению и организации науки. Научные учреждения в академии наук РФ, вузах, промышленности. Научные подразделения: отдел, кафедра, лаборатория, группа; их функции и назначение. Государственные формы поддержки научных исследований: фонды, гранты, конкурсы, целевые программы, персональные гранты Лекции 1 1 ОК-7, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.22. Понятие и структура магистерской диссертации. Понятие и признаки магистерской диссертации. Структура магистерской диссертации. Формулирование цели и задач исследования. Лекции 1 1 ОК-7, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.23. Понятие и структура магистерской диссертации. Понятие и признаки магистерской диссертации. Структура магистерской диссертации. Формулирование цели и задач исследования. Сам. работа 1 7 ОК-7, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.24. Коммерциализация результатов научно-технической деятельности (РНТД). Выявление и актуализация результатов НТД. Стоимостная оценка результата. Формы представления результата. Оценка степени готовности результата как коммерческого продукта. Форма и способы коммерциализации результата НТД в государственных учреждениях. Лекции 1 1 ОК-7, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.25. Коммерциализация результатов научно-технической деятельности (РНТД). Выявление и актуализация результатов НТД. Стоимостная оценка результата. Формы представления результата. Оценка степени готовности результата как коммерческого продукта. Форма и способы коммерциализации результата НТД в государственных учреждениях. Сам. работа 1 6 ОК-7, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.26. Организация научного коллектива. Особенности научной деятельности как форма профессиональной работы. Структура и организация научного коллектива и методы управления научным исследованиями. Основные принципы организации деятельности научного коллектива. Лекции 1 1 ОК-7, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.27. Формы и методы публичного представления результатов исследования. Научный доклад. Устный доклад, стендовый. Тезисы доклада и материалы конференций. Научная статья. Виды статей. Научный обзор. Практические 1 4 ОК-7, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.28. Формы и методы публичного представления результатов исследования. Научный доклад. Устный доклад, стендовый. Тезисы доклада и материалы конференций. Научная статья. Виды статей. Научный обзор. Сам. работа 1 6 ОК-7, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.29. Наука как философская категория. Практические 1 2 ОК-7, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.30. Теоретические аспекты соотношения фундаментального и прикладного. Практические 1 2 ОК-7, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.31. Теоретические аспекты соотношения фундаментального и прикладного. Сам. работа 1 4 ОК-7, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.32. Химия как фундаментальная наука. Практические 1 2 ОК-7, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.33. Методология научного познания. Основы научного познания. Практические 1 2 ОК-7, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.34. Основные направления развития химии в ХХI веке. Практические 1 2 ОК-7, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.35. Основные направления развития химии в ХХI веке. Сам. работа 1 6 ОК-7, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.36. Нанохимия Практические 1 2 ОК-7, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.37. Выбор направления научного исследования Практические 1 2 ОК-7, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.38. Выбор направления научного исследования Сам. работа 1 6 ОК-7, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.39. Актуальность и научная новизна исследования. Практические 1 2 ОК-7, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.40. Актуальность и научная новизна исследования. Сам. работа 1 6 ОК-7, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.41. Признаки фундаментального, прикладного и поискового исследования. Практические 1 2 ОК-7, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.42. Теоретические и экспериментальные исследования. Практические 1 2 ОК-7, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.43. Обработка результатов экспериментальных исследований. Практические 1 2 ОК-7, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.44. Обработка результатов экспериментальных исследований. Сам. работа 1 4 ОК-7, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.45. Химический эксперимент. Практические 1 2 ОК-7, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.46. Химический эксперимент. Сам. работа 1 4 ОК-7, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.47. Основы изобретательского творчества Практические 1 2 ОК-7, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.48. Основы изобретательского творчества Сам. работа 1 6 ОК-7, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.49. Подготовка патентной заявки Сам. работа 1 6 ОК-7, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.50. Организация науки в РФ. Практические 1 2 ОК-7, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.51. Понятие и структура магистерской диссертации. Практические 1 2 ОК-7, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.52. Понятие и структура магистерской диссертации. Сам. работа 1 6 ОК-7, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.53. Коммерциализация результатов научно-технической деятельности (РНТД). Практические 1 2 ОК-7, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.54. Организация научного коллектива. Практические 1 2 ОК-7, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.55. Формы и методы публичного представления результатов исследования Практические 1 2 ОК-7, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.56. Подготовка научной статьи Сам. работа 1 6 ОК-7, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.57. Подготовка тезисов доклада Сам. работа 1 4 ОК-7, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Контрольные вопросы приведены в ФОС
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Выдаются индивидуально согласно теме научного исследования обучающегося
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Приведён в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Горелов, Н. А. Методология научных исследований: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Дрещинский, В. А. Методология научных исследований : учебник для вузов Москва : Издательство Юрайт, 2023 urait.ru
Л1.3 В.А. Вальков, В.А. Головатюк, В.И. Кочергин, С.Г. Щукин Основы научных исследований и патентоведение : Новосибирск : Новосибирский государственный аграрный университет, 2013 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Шкляр, М.Ф. Основы научных исследований. [Электронный ресурс] : учеб. пособие — Электрон. дан.: уч. пос. М. : Дашков и К , 2019 biblioclub.ru
Л2.2 Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука: Советское радио, 1979 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Теория и практика научно-прикладных исследований в современной химии и химической технологии" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 10 (Office 2010 Professional, № 49464762 от 14.12.2011 г. (бессрочно);
Adobe Reader http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf;
7-Zip http://www.7-zip.org/license.txt;
Windows 10 Pro (Майкрософт (Microsoft Corporation), 2019. Код продукта: 00330-53093-09223-ААОЕМ (бессрочно).
6.4. Перечень информационных справочных систем
электронные ресурсы научной библиотеки АлтГУ - http://www.lib.asu.ru
РГБ Российская государственная библиотека - http://www.rsl.ru
БЕН Библиотека естественных наук - http://ben.irex.ru
Государственная публичная научно-техническая библиотека - http://www.gpntb.ru
БАН Библиотека Академии наук - http://ban.pu.ru
РНБ Российская национальная библиотека - http://www.nlr.ru
Научная электронная библиотека РФФИ - http://www.elibrary.ru
Библиотека МГУ - http://www.lib.msu.su

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При изучении курса «Теория и практика научно-прикладных исследований в современной химии и химической технологии» следует обратить внимание на привлечения знаний и умений из разных областей, в том числе абсолютно новых. Указанная литература позволяет в полной мере найти ответы на все поставленные вопросы. Изучение предмета ведётся по индивидуально-групповой методике. Индивидуальная работа – самостоятельное исследование избранной темы, выполняемое в течение семестра под руководством преподавателя с целью развития творческих способностей, углубленного изучения какого-либо вопроса (темы, раздела) дисциплины. Сообщение в виде доклада по теме, проект – это творческая работа, выполненная самостоятельно при подготовке защите индивидуальной работы. Цели данного вида деятельности заключается в расширении и закреплении знаний, получаемых в ходе изучения дисциплины, выработке умения самостоятельно собирать материал по избранной теме, анализировать его, делать выводы и формулировать собственную позицию, приобщения к исследовательской деятельности, развития креативности (творчество), эстетического вкуса, инициативности, логического мышления.
Завершением творческой деятельности является создание продукта, который необходимо публично защищать на занятии по дисциплине (на защиту отводится 5-10 минут). Работа может быть представлена в виде мультимедийной презентации, видеоролика, аналитического доклада с иллюстративными материалами. Подготовка реферата, проекта, доклада проводится в несколько этапов.
Организационно – подготовительный этап включает выбор и согласование темы с преподавателем. Студентам предоставляется право свободного выбора. В связи с выбранной темой необходимо сформулировать цели и задачи работы. Формулируя цель, следует помнить, что цель – это предполагаемый и желаемый результат, а задачи – конкретные пути её достижения.
Далее необходимо составить план работы. После того, как тема выбрана и утверждена, составляется предварительный план, представляющий собой перечень наиболее важных вопросов темы и видов деятельности. План необходим для определения основных направлений исследования и сбора материала. Предварительный план согласовывается с преподавателем. В процессе работы план корректируется и уточняется.
Работа с литературой включает в себя:
а) отбор и изучение литературы по теме;
б) сбор материала, его изучение, анализ и обобщение.
При чтении книг, статей и др. необходимый материал фиксируется в виде: - цитирования с указанием источника информации, автора цитаты, - ксерокопий или сканирования текста, - конспектов статей. Все необходимые данные о книгах, справочниках, пособиях записываются для последующего составления списка литературы.