МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Эндокринология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экологии, биохимии и биотехнологии
Направление подготовки06.03.01. Биология
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планv06_03_01_Биология ОЗО-12345-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 76
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 14
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Лабораторные 20 20 20 20
Сам. работа 76 49 76 49
Итого 108 81 108 81

Программу составил(и):
к.б.н., доцент, Шарлаева Е.А.

Рецензент(ы):
к.с.-х.н., уч. сек. ФГБНУ ФАНЦА, Никитина Е.Д.

Рабочая программа дисциплины
Эндокринология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 06.03.01 Биология (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014 г. №944)

составлена на основании учебного плана:
06.03.01 Биология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Соколова Г.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой Соколова Г.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель освоения дисциплины - формирование представлений о молекулярных механизмах гормональной регуляции метаболических процессов и роли эндокринной системы в регуляции основных процессов жизнедеятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.07

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 способностью эксплуатировать современную аппаратуру и оборудование для выполнения научно-исследовательских полевых и лабораторных биологических работ
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- современные методы, оборудование и аппаратуру, используемые для определения гормонов;
- современные методы, оборудование и аппаратуру, используемые для определения гормонов и оценки функциональной активности эндокринных желез.
3.2.Уметь:
3.2.1.- использовать лабораторное оборудование для определения гормонов;
- эксплуатировать современную аппаратуру и оборудование для выполнения лабораторных и научно-исследовательских работ.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками работы в биохимической лаборатории;
- навыками выполнения лабораторных и научно-исследовательских работ по эндокринологии.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в эндокринологию
1.1. Эндокринология, как наука. Предмет и методы эндокринологии. Лекции 5 1 ПК-1 Л2.1, Л1.1
1.2. История развития эндокринологии. Методы изучения желез внутренней секреции. Методы определения гормонов в биологических жидкостях. Сам. работа 5 8 ПК-1 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Общие представления о гормонах и гормональной регуляции обменных процессов
2.1. Основные свойства и классификации гормонов Лекции 5 1 ПК-1 Л2.1, Л1.1
2.2. Качественные реакции на гормоны белковой природы Лабораторные 5 4 ПК-1 Л2.1, Л1.1
2.3. Синтез, секреция, транспорт, периферический метаболизм и экскреция гормонов Лекции 5 1 ПК-1 Л2.1, Л1.1
2.4. Современные представления о молекулярных механизмах действия гормонов Лекции 5 1 ПК-1 Л2.1, Л1.1
2.5. Метаболизм и механизм действия гормонов Лабораторные 5 4 ПК-1 Л2.1, Л1.1
2.6. Свойства, классификация, метаболизм и механизм действия гормонов. Гормональная регуляция обмена белков, жиров и углеводов Сам. работа 5 8 ПК-1 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Структурно-функциональная организация эндокринной системы
3.1. Гипоталамо-гипофизарная система и ее роль в регуляции функций организма Лекции 5 1 ПК-1 Л2.1, Л1.1
3.2. Эндокринная функция щитовидной, паращитовидных желез, тимуса и эпифиза. Лекции 5 1 ПК-1 Л2.1, Л1.1
3.3. Обнаружение йода в гидролизате щитовидной железы Лабораторные 5 4 ПК-1 Л2.1, Л1.1
3.4. Эндокринная функция поджелудочной железы и надпочечников. Лекции 5 1 ПК-1 Л2.1, Л1.1
3.5. Качественные реакции на адреналин Лабораторные 5 4 ПК-1 Л2.1, Л1.1
3.6. Половые железы. Эндокринная функция плаценты Лекции 5 1 ПК-1 Л2.1, Л1.1
3.7. Качественные рекции на стероидные гормоны их метаболиты. Лабораторные 5 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1
3.8. Эндокринная функция печени, почек и сердца. Гормоны энтериновой системы. Лекции 5 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1
3.9. Эндокринная функция желез внутренней секреции Лабораторные 5 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1
3.10. Структурно-функциональная организация эндокринной системы. Регуляция деятельности желез внутренней секреции и их физиологической активности. Сам. работа 5 13 ПК-1 Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Гормональная координация основных процессов жизнедеятельности
4.1. Гормональное управление процессами размножения, роста и развития. Гормоны и адаптация. Лекции 5 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1
4.2. Роль соматотропного гормона, «соматомединов» и других гормонов в регуляции процессов роста. Гормональная регуляция процессов размножения. Гормоны и стресс. Сам. работа 5 20 ПК-1 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Вебер В.Р., Копина М.Н. Эндокринология: учебник для вузов Москва: Издательство Юрайт, 2020 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Комов В.П., Шведова В.Н. Биохимия: учеб. для вузов. Юрайт, 2015 34
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 www.medlain.ru
Э2 www.download-book.ru
Э3 http://medkarta.com
Э4 http://www.lib.asu.ru
Э5 Курс в Moodle "Эндокринология" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.consultant.ru/
http://elibrary.asu.ru
http://elibrary.ru
http://www.scopus.com
https://link.springer.com/
http://www.biolib.de/
https://biomolecula.ru/
https://openlibrary.org/
http://cyberleninka.ru/
https://bioumo.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
314Л лаборатория биохимии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; лабораторные столы - 10 шт.; вытяжной шкаф автономный АД С-4В1; мойка – 2 шт.; цифровой фотоэлектроколориметр АР-101; мешалка магнитная MSN300 с подогревом BioSan; рН метр лабораторный Эксперт рН; термостат жидкостный GFL-1002 с микропроцессором; анализатор влажности ADMS-70; анализатор мочи DocUReader 2 Pro 77 Elektronika; автоматические дозаторы Black Thermo - 10 шт.; набор химической посуды для биохимии и молекулярной биологии, шкаф для хранения документов – 1 шт., шкаф лабораторный - 2 шт.; хроматограф для ВЭЖХ LC -20 Prominense Shimadzu; спектрофотометр сканирующий UV - 1800 Shimadzu; весы Невские; весы аналитические Vibra AF – R220CE; набор реактивов и химической посуды для биохимии и молекулярной биологии
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В рамках курса "Эндокринология" предусмотрены следующие формы работы: лекции, лабораторные занятия, самостоятельная работа студентов.
Во время лекций студент получает систематизированные научные знания о предмете «Эндокринология». Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников.
Лабораторные занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, через формирование практических навыков работы с лабораторным оборудованием, предметами и материалами, с живыми объектами и фиксированными препаратами. Выполнение лабораторных работ является обязательным условием успешного освоения курса. Студенты должны выполнить все лабораторные работы, оформить письменные отчеты и сдать работы преподавателю. При подготовке к лабораторному занятию студенту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал и т.д.
Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу. Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем.
В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль знаний студентов по дисциплине осуществляется на лабораторных занятиях в форме устного опроса, решения ситуационных задач. Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме экзамена.