МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Динамическая биохимия

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экологии, биохимии и биотехнологии
Направление подготовки06.04.01. Биология
ПрофильБиохимия и биотехнология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план06_04_01_Биохим_Биотех-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 49
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 9
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Лабораторные 24 24 24 24
Сам. работа 49 49 49 49
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.б.н., доцент, Шарлаева Е.А.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Динамическая биохимия

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 06.04.01 БИОЛОГИЯ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 23.09.2015г. №1052)

составлена на основании учебного плана:
06.04.01 Биология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Соколова Галина Геннадьевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой Соколова Галина Геннадьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.сформировать у обучающихся общие представления об обмене веществ и энергии в организме человекав в норме и патологии.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2 способностью планировать и реализовывать профессиональные мероприятия (в соответствии с направленностью (профилем) программы магистратуры)
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные процессы обмена веществ и энергии в организме человека;
общие принципы взаимосвязи метаболических путей и основные аспекты регуляции метаболизма;
3.2.Уметь:
3.2.1.работать с биологическим материалом; эксплуатировать современное лабораторное оборудование и выполнять исследования по изучению процессов обмена веществ.
самостоятельно планировать и выполнять исследования в области биохимии человека; характеризовать причины и последствия нарушений обмена веществ.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.методами оценки показателей, отражающих состояние обмена веществ;
знаниями для планирования, реализации профессиональных мероприятий по изучению процессов обмена веществ; анализа и интерпретации полученных результатов.


4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в обмен веществ и энергии в организме.
1.1. Введение в обмен веществ и энергии. Анаболизм и катаболизм как составные части обмена веществ. Лекции 4 1 ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.2. Взаимосвязи и регуляция обменных процессов: общие принципы взаимосвязи метаболических путей; центральные пути; взаимосвязь и особенности анаболизма и катаболизма; основные аспекты регуляции метаболизма; взаимопревращение веществ в процессе метаболизма. Сам. работа 4 4 ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Биологическое окисление.
2.1. Основные этапы энергетического обмена. Высокоэнергетические фосфаты. Роль АТФ в организме. Цикл Кребса. Лекции 4 1 ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.2. Тканевое дыхание и окислительное фосфорилирование. Организация и функционирование дыхательной цепи. Механизм сопряжения окисления с фосфорилированием. Лекции 4 1 ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.3. Количественное определение макроэргических соединений мышц (АТФ и креатинфосфата) Лабораторные 4 4 ПК-2 Л1.1, Л2.1
2.4. Общая характеристика энергетического обмена. Биологическое окисление. Окислительное фосфорилирование. Свободное окисление. Сам. работа 4 6 ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Обмен аминокислот и белков.
3.1. Переваривание белков и всасывание продуктов распада в желудочно-кишечном тракте. Гниение белков в кишечнике. Сам. работа 4 2 ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.2. Общие пути промежуточного обмена аминокислот в тканях. Лекции 4 1 ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.3. Обмен белков и аминокислот. Определение количества белков в биологическом материале. Лабораторные 4 4 ПК-2 Л1.1, Л2.1
3.4. Обмен сложных белков. Обезвреживание аммиака в организме. Специфические пути обмена некоторых аминокислот. Патология азотистого обмена. Сам. работа 4 9 ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Обмен углеводов.
4.1. Катаболизм углеводов: превращение углеводов в процессе пищеварения; внутриклеточный обмен углеводов. Лекции 4 1 ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.2. Аэробное окисление углеводов. Цикл трикарбоновых кислот. Лекции 4 1 ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.3. Анаболизм углеводов: глюконеогенез; гликогеногенез. Лекции 4 1 ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.4. Катаболизм и анаболизм углеводов. Обнаружение гликогена и молочной кислоты в животных тканях.Определение гюкозы в сыворотке крови. Лабораторные 4 4 ПК-2 Л1.1, Л2.1
4.5. Регуляция метаболизма углеводов. Нарушения углеводного обмена Сам. работа 4 6 ПК-2 Л1.1
Раздел 5. Обмен липидов.
5.1. Переваривание, всасывание и транспорт липидов. Внутриклеточный обмен липидов: катаболизм триацилглицеролов, окисление жирных кислот. Биосинтез липидов. Лекции 4 1 ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
5.2. Обмен липидов. Определение содержания холестерина в сыворотке крови. Лабораторные 4 4 ПК-2 Л1.1, Л2.1
5.3. Обмен липидов. Регуляция липидного обмена. Нарушения липидного обмена. Сам. работа 4 6 ПК-2 Л1.1
Раздел 6. Обмен нуклеотидов и нкулеиновых кислот.
6.1. Катаболизм пуринов и пиримидинов. Бисинтез нуклеотидов. Регуляция биосинтеза пуриновых и пиимидиновых нуклеотидов. Нарушение обмена нуклеотидов. Сам. работа 4 8 ПК-2 Л1.2, Л1.1
6.2. Обмен нуклеиновых кислот и нуколеотидов. Определение мочевой кислоты в биологическом материале. Лабораторные 4 4 ПК-2 Л1.1, Л2.1
Раздел 7. Минеральный обмен.
7.1. Минеральные вещества в пищевых продуктах. Промежуточный обмен макро- и микроэлементов. Регуляция минералього и водно-солевого обмена. Нарушения минерального и водно-солевого обмена. Сам. работа 4 8 ПК-2 Л1.1, Л2.1
7.2. Минеральный обмен. Определение содержания кальция и фосфора в крови. Лабораторные 4 4 ПК-2 Л1.1, Л2.1
Раздел 8. Экзамен.
8.1. Экзамен 4 27 ПК-2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Плакунов В. К. , Николаев Ю. А. Основы динамической биохимии: учебное пособие М.: Логос, 2010, biblioclub.ru
Л1.2 Комов В.П., Шведова В.Н. Биохимия: учеб. для вузов. Юрайт, 2015 34
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ершов Ю. А. Биохимия: учебник и практикум для академического бакалавриата М. : Юрайт, 2017 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Динамическая биохимия" portal.edu.asu.ru
Э2 http://medline.ru
Э3 http://elibrary.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office; Word, Excel, PowerPoint u др.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.consultant.ru/
http://elibrary.asu.ru
http://elibrary.ru
http://www.scopus.com
https://link.springer.com/
http://www.biolib.de/
https://biomolecula.ru/
https://openlibrary.org/
http://cyberleninka.ru/
https://bioumo.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
314Л лаборатория биохимии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; лабораторные столы - 10 шт.; вытяжной шкаф автономный АД С-4В1; мойка – 2 шт.; цифровой фотоэлектроколориметр АР-101; мешалка магнитная MSN300 с подогревом BioSan; рН метр лабораторный Эксперт рН; термостат жидкостный GFL-1002 с микропроцессором; анализатор влажности ADMS-70; анализатор мочи DocUReader 2 Pro 77 Elektronika; автоматические дозаторы Black Thermo - 10 шт.; набор химической посуды для биохимии и молекулярной биологии, шкаф для хранения документов – 1 шт., шкаф лабораторный - 2 шт.; хроматограф для ВЭЖХ LC -20 Prominense Shimadzu; спектрофотометр сканирующий UV - 1800 Shimadzu; весы Невские; весы аналитические Vibra AF – R220CE; набор реактивов и химической посуды для биохимии и молекулярной биологии
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Программой курса предусмотрены следующие формы организации учебного процесса: лекции, лабораторные занятия, самостоятельная работа студентов. Предполагаемые формы самостоятельной работы студентов: различные виды домашних заданий, подготовка к лабораторным занятиям, подготовка докладов и презентаций. Выполнение лабораторных работ является обязательным условием успешного освоения курса. Студенты должны выполнить все лабораторные работы, оформить письменные отчеты и сдать работы преподавателю.
Текущий контроль знаний осуществляется на каждом занятии в виде опроса в устной или письменной форме, а также в форме тестирования.
Выполнение индивидуальных заданий нацелено на более глубокое освоение тем курса, которым уделяется недостаточно времени на лекциях и лабораторных занятиях, и которые студенты осуществляют в ходе самостоятельной работы с электронными ресурсами АлтГУ. Подготовка задания предусматривает формирование навыков критического анализа литературы и формирования собственного взгляда на проблему, видение прикладного аспекта проблемы. Форма отчётности: доклад и презентация работы в мультимедийной программе.
Оценивание выполнения индивидуальных заданий осуществляется по следующим критериям:
1.полнота раскрытия темы;
2.глубина и полнота анализа литературы;
3.наличие анализа, собственной авторской позиции;
4.использование современных литературных источников по проблеме;
5.структурированность презентации;
6.ясность и четкость доклада, соблюдение регламента.
По окончании семестра в период сессии организуется и проводится итоговая аттестация в форме экзамена. Преподаватель может досрочно освобождать от итоговой аттестации студентов с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины, отличные оценки по результатам текущей аттестации, за своевременно выполненные индивидуальные и групповые задания и т.д.
Примерные критерии оценки:
-оценки «отлично» заслуживает студент, обнаруживший всестороннее, систематическое и глубокое знание учебно-программного материала, умение свободно выполнять задания, предусмотренные программой, усвоивший основную и знакомый с дополнительной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «отлично» выставляется студентам, усвоившим взаимосвязь основных понятий дисциплины в их значении для приобретаемой профессии, проявившим творческие способности в понимании, изложении и использовании учебно-программного материала;
-оценки «хорошо» заслуживает студент, обнаруживший полные знания учебно-программного материала, успешно выполняющий предусмотренные в программе задания, усвоивший основную литературу, рекомендованную в программе. Как правило, оценка «хорошо» выставляется студентам, показавшим систематический характер знаний по дисциплине и способным к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей учебной работы и профессиональной деятельности;
-оценки «удовлетворительно» заслуживает студент, обнаруживший знание учебно-программного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы и предстоящей работы по профессии, справляющийся с выполнением заданий, предусмотренных программой, знакомый с основной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «удовлетворительно» выставляется студентам, допустившим погрешность в ответе на экзамене и при выполнении экзаменационных заданий, но обладающим необходимыми знаниями для их устранения под руководством преподавателя;
-оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий. Как правило, оценка «неудовлетворительно» ставится студентам, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании вуза без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине».