Закреплена за кафедрой | Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии |
---|---|
Направление подготовки | 06.04.01. Биология |
Профиль | Биохимия и биотехнология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 06_04_01_Биохим_Биотех-2-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (4) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 9 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 8 | 8 | 8 | 8 |
Лабораторные | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 49 | 49 | 49 | 49 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии
Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой Соколова Галина Геннадьевна
1.1. | сформировать у обучающихся общие представления об обмене веществ и энергии в организме человекав в норме и патологии. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.04 |
ПК-2 | способностью планировать и реализовывать профессиональные мероприятия (в соответствии с направленностью (профилем) программы магистратуры) |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основные процессы обмена веществ и энергии в организме человека; общие принципы взаимосвязи метаболических путей и основные аспекты регуляции метаболизма; |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | работать с биологическим материалом; эксплуатировать современное лабораторное оборудование и выполнять исследования по изучению процессов обмена веществ. самостоятельно планировать и выполнять исследования в области биохимии человека; характеризовать причины и последствия нарушений обмена веществ. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | методами оценки показателей, отражающих состояние обмена веществ; знаниями для планирования, реализации профессиональных мероприятий по изучению процессов обмена веществ; анализа и интерпретации полученных результатов. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение в обмен веществ и энергии в организме. | ||||||
1.1. | Введение в обмен веществ и энергии. Анаболизм и катаболизм как составные части обмена веществ. | Лекции | 4 | 1 | ПК-2 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.2. | Взаимосвязи и регуляция обменных процессов: общие принципы взаимосвязи метаболических путей; центральные пути; взаимосвязь и особенности анаболизма и катаболизма; основные аспекты регуляции метаболизма; взаимопревращение веществ в процессе метаболизма. | Сам. работа | 4 | 4 | ПК-2 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 2. Биологическое окисление. | ||||||
2.1. | Основные этапы энергетического обмена. Высокоэнергетические фосфаты. Роль АТФ в организме. Цикл Кребса. | Лекции | 4 | 1 | ПК-2 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
2.2. | Тканевое дыхание и окислительное фосфорилирование. Организация и функционирование дыхательной цепи. Механизм сопряжения окисления с фосфорилированием. | Лекции | 4 | 1 | ПК-2 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
2.3. | Количественное определение макроэргических соединений мышц (АТФ и креатинфосфата) | Лабораторные | 4 | 4 | ПК-2 | Л1.1, Л2.1 |
2.4. | Общая характеристика энергетического обмена. Биологическое окисление. Окислительное фосфорилирование. Свободное окисление. | Сам. работа | 4 | 6 | ПК-2 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 3. Обмен аминокислот и белков. | ||||||
3.1. | Переваривание белков и всасывание продуктов распада в желудочно-кишечном тракте. Гниение белков в кишечнике. | Сам. работа | 4 | 2 | ПК-2 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
3.2. | Общие пути промежуточного обмена аминокислот в тканях. | Лекции | 4 | 1 | ПК-2 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
3.3. | Обмен белков и аминокислот. Определение количества белков в биологическом материале. | Лабораторные | 4 | 4 | ПК-2 | Л1.1, Л2.1 |
3.4. | Обмен сложных белков. Обезвреживание аммиака в организме. Специфические пути обмена некоторых аминокислот. Патология азотистого обмена. | Сам. работа | 4 | 9 | ПК-2 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 4. Обмен углеводов. | ||||||
4.1. | Катаболизм углеводов: превращение углеводов в процессе пищеварения; внутриклеточный обмен углеводов. | Лекции | 4 | 1 | ПК-2 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
4.2. | Аэробное окисление углеводов. Цикл трикарбоновых кислот. | Лекции | 4 | 1 | ПК-2 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
4.3. | Анаболизм углеводов: глюконеогенез; гликогеногенез. | Лекции | 4 | 1 | ПК-2 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
4.4. | Катаболизм и анаболизм углеводов. Обнаружение гликогена и молочной кислоты в животных тканях.Определение гюкозы в сыворотке крови. | Лабораторные | 4 | 4 | ПК-2 | Л1.1, Л2.1 |
4.5. | Регуляция метаболизма углеводов. Нарушения углеводного обмена | Сам. работа | 4 | 6 | ПК-2 | Л1.1 |
Раздел 5. Обмен липидов. | ||||||
5.1. | Переваривание, всасывание и транспорт липидов. Внутриклеточный обмен липидов: катаболизм триацилглицеролов, окисление жирных кислот. Биосинтез липидов. | Лекции | 4 | 1 | ПК-2 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
5.2. | Обмен липидов. Определение содержания холестерина в сыворотке крови. | Лабораторные | 4 | 4 | ПК-2 | Л1.1, Л2.1 |
5.3. | Обмен липидов. Регуляция липидного обмена. Нарушения липидного обмена. | Сам. работа | 4 | 6 | ПК-2 | Л1.1 |
Раздел 6. Обмен нуклеотидов и нкулеиновых кислот. | ||||||
6.1. | Катаболизм пуринов и пиримидинов. Бисинтез нуклеотидов. Регуляция биосинтеза пуриновых и пиимидиновых нуклеотидов. Нарушение обмена нуклеотидов. | Сам. работа | 4 | 8 | ПК-2 | Л1.2, Л1.1 |
6.2. | Обмен нуклеиновых кислот и нуколеотидов. Определение мочевой кислоты в биологическом материале. | Лабораторные | 4 | 4 | ПК-2 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 7. Минеральный обмен. | ||||||
7.1. | Минеральные вещества в пищевых продуктах. Промежуточный обмен макро- и микроэлементов. Регуляция минералього и водно-солевого обмена. Нарушения минерального и водно-солевого обмена. | Сам. работа | 4 | 8 | ПК-2 | Л1.1, Л2.1 |
7.2. | Минеральный обмен. Определение содержания кальция и фосфора в крови. | Лабораторные | 4 | 4 | ПК-2 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 8. Экзамен. | ||||||
8.1. | Экзамен | 4 | 27 | ПК-2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Плакунов В. К. , Николаев Ю. А. | Основы динамической биохимии: учебное пособие | М.: Логос, 2010, | biblioclub.ru |
Л1.2 | Комов В.П., Шведова В.Н. | Биохимия: учеб. для вузов. | Юрайт, 2015 | 34 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Ершов Ю. А. | Биохимия: учебник и практикум для академического бакалавриата | М. : Юрайт, 2017 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Курс в Moodle "Динамическая биохимия" | portal.edu.asu.ru | ||
Э2 | http://medline.ru | |||
Э3 | http://elibrary.ru | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
MS Office; Word, Excel, PowerPoint u др. Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
http://www.consultant.ru/ http://elibrary.asu.ru http://elibrary.ru http://www.scopus.com https://link.springer.com/ http://www.biolib.de/ https://biomolecula.ru/ https://openlibrary.org/ http://cyberleninka.ru/ https://bioumo.ru/ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
314Л | лаборатория биохимии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 14 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; лабораторные столы - 10 шт.; вытяжной шкаф автономный АД С-4В1; мойка – 2 шт.; цифровой фотоэлектроколориметр АР-101; мешалка магнитная MSN300 с подогревом BioSan; рН метр лабораторный Эксперт рН; термостат жидкостный GFL-1002 с микропроцессором; анализатор влажности ADMS-70; анализатор мочи DocUReader 2 Pro 77 Elektronika; автоматические дозаторы Black Thermo - 10 шт.; набор химической посуды для биохимии и молекулярной биологии, шкаф для хранения документов – 1 шт., шкаф лабораторный - 2 шт.; хроматограф для ВЭЖХ LC -20 Prominense Shimadzu; спектрофотометр сканирующий UV - 1800 Shimadzu; весы Невские; весы аналитические Vibra AF – R220CE; набор реактивов и химической посуды для биохимии и молекулярной биологии |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Программой курса предусмотрены следующие формы организации учебного процесса: лекции, лабораторные занятия, самостоятельная работа студентов. Предполагаемые формы самостоятельной работы студентов: различные виды домашних заданий, подготовка к лабораторным занятиям, подготовка докладов и презентаций. Выполнение лабораторных работ является обязательным условием успешного освоения курса. Студенты должны выполнить все лабораторные работы, оформить письменные отчеты и сдать работы преподавателю. Текущий контроль знаний осуществляется на каждом занятии в виде опроса в устной или письменной форме, а также в форме тестирования. Выполнение индивидуальных заданий нацелено на более глубокое освоение тем курса, которым уделяется недостаточно времени на лекциях и лабораторных занятиях, и которые студенты осуществляют в ходе самостоятельной работы с электронными ресурсами АлтГУ. Подготовка задания предусматривает формирование навыков критического анализа литературы и формирования собственного взгляда на проблему, видение прикладного аспекта проблемы. Форма отчётности: доклад и презентация работы в мультимедийной программе. Оценивание выполнения индивидуальных заданий осуществляется по следующим критериям: 1.полнота раскрытия темы; 2.глубина и полнота анализа литературы; 3.наличие анализа, собственной авторской позиции; 4.использование современных литературных источников по проблеме; 5.структурированность презентации; 6.ясность и четкость доклада, соблюдение регламента. По окончании семестра в период сессии организуется и проводится итоговая аттестация в форме экзамена. Преподаватель может досрочно освобождать от итоговой аттестации студентов с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины, отличные оценки по результатам текущей аттестации, за своевременно выполненные индивидуальные и групповые задания и т.д. Примерные критерии оценки: -оценки «отлично» заслуживает студент, обнаруживший всестороннее, систематическое и глубокое знание учебно-программного материала, умение свободно выполнять задания, предусмотренные программой, усвоивший основную и знакомый с дополнительной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «отлично» выставляется студентам, усвоившим взаимосвязь основных понятий дисциплины в их значении для приобретаемой профессии, проявившим творческие способности в понимании, изложении и использовании учебно-программного материала; -оценки «хорошо» заслуживает студент, обнаруживший полные знания учебно-программного материала, успешно выполняющий предусмотренные в программе задания, усвоивший основную литературу, рекомендованную в программе. Как правило, оценка «хорошо» выставляется студентам, показавшим систематический характер знаний по дисциплине и способным к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей учебной работы и профессиональной деятельности; -оценки «удовлетворительно» заслуживает студент, обнаруживший знание учебно-программного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы и предстоящей работы по профессии, справляющийся с выполнением заданий, предусмотренных программой, знакомый с основной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «удовлетворительно» выставляется студентам, допустившим погрешность в ответе на экзамене и при выполнении экзаменационных заданий, но обладающим необходимыми знаниями для их устранения под руководством преподавателя; -оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий. Как правило, оценка «неудовлетворительно» ставится студентам, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании вуза без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине». |