МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Экология животных

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экологии, биохимии и биотехнологии
Направление подготовки05.04.06. Экология и природопользование
ПрофильАгроэкология и рациональное природопользование
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план05_04_06_Агро-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 76
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Лабораторные 24 24 24 24
Сам. работа 76 76 76 76
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.б.н., доцент, Петров В.Ю.

Рецензент(ы):
д.б.н., директор ИВЭП СО РАН, Пузанов А.В.

Рабочая программа дисциплины
Экология животных

разработана в соответствии с ФГОС:
Образовательный стандарт 795 от 22.12.2009

составлена на основании учебного плана:
05.04.06 Экология и природопользование
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Соколова Г.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой Соколова Г.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель освоения дисциплины - сформировать научные представления о структуре взаимоотношений животных и воздействующих на них факторов среды, либо факторов, находящихся под влиянием животных

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3 владением основами проектирования, экспертно-аналитической деятельности и выполнения исследований с использованием современных подходов и методов, аппаратуры и вычислительных комплексов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- современные подходы и методы изучения экологии животных;
- основы проектирования и исследования в области экологии животных.
3.2.Уметь:
3.2.1.- использовать современные подходы в изучении экологии животных;
- анализировать результаты исследования с использованием вычислительных комплексов.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- методами работы на современной аппаратуре;
- методами проектирования и экспертно-аналитической деятельности при оценки состояния популяций животных.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Экология особей (организм и среда).
1.1. Температура среды и теплообмен животных, эколого-морфо-физиологичекие приспособления гомойотермных и пойкилотермных животных Лекции 3 1 ПК-3 Л2.1, Л1.1
1.2. Влажность среды и водный обмен животных. Совместное действие температуры и влажности Лекции 3 1 ПК-3 Л2.1, Л1.1
1.3. Эколого-морфо-физиологичекие приспособления позвоночных разных экологических групп к обитанию в свойственных им биоценозах. Лабораторные 3 6 ПК-3 Л2.1, Л1.1
1.4. Роль нервной системы и высшей нервной деятельности во взаимодействии животных со средой. Основные абиотические факторы среды и их влияние на жизнедеятельность животных в разных природных зонах. Сам. работа 3 24 ПК-3 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Вид как экологическая система.
2.1. Территориальные группировки, их происхождение, специфика свойств, степень изолированности. Статистические показатели. Лекции 3 1 ПК-3 Л2.1, Л1.1
2.2. Общие причины колебаний численности. Популяционный гомеостаз. Популяционные механизмы адаптации животных. Лекции 3 1 ПК-3 Л2.1, Л1.1
2.3. Особенности строения животных разных экологических групп. Лабораторные 3 8 ПК-3 Л2.1, Л1.1
2.4. Экологическая пластичность – возрастные половые, социальные, видовые особенности. Структура популяций (пространственная, этологическая, демографическая) на примере животных Алтайского края. Сам. работа 3 26 ПК-3 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Взаимодействие между видами (популяциями).
3.1. Выявление разных типов межвидовых взаимодействий и их классификация. Лекции 3 1 ПК-3 Л2.1, Л1.1
3.2. Экологическая ниша: понятие и проблемы. Правило (закон) Гаузе. Лекции 3 1 ПК-3 Л2.1, Л1.1
3.3. Особенности экологии разных групп животных в биоценозах Алтайского края. Лабораторные 3 6 ПК-3 Л2.1, Л1.1
3.4. Фабрические связи птиц дуплогнездников. «Квартиранство» птиц (норные животные, гнезда птиц и пр.). Биоценотическая роль животных лесной подстилки. Сам. работа 3 26 ПК-3 Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Охрана сообществ и видов животных.
4.1. Экологические основы рационального ведения хозяйства по пути сохранения и увеличения продуктивности сообществ. Понятия: редкий и уязвимый вид. Лекции 3 2 ПК-3 Л2.1, Л1.1
4.2. Привлечение птиц разных экологических групп: методы, способы и приемы Лабораторные 3 4 ПК-3 Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Контроль

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Т.А. Дауда, А.Г. Кощаева Экология животных : учебное пособие Лань, 2015
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ручин А.Б. Экология популяций и сообществ: М:Академия, 2006
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.lib.asu.ru/
Э2 http://elibrary.ru
Э3 http:// www.zoomet.ru
Э4 http:// www.biodat.ru
Э5 http://www.infanata.com/category/science/
Э6 Курс в Moodle "Экология животных" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office; Word, Excel, PowerPoint u др.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.mnr.gov.ru/
http://www.ecocommunity.ru/
http://www.priroda.ru/
http://ecoportal.su
http://www.aseko.org/
http://ecoportal.ru/
http://www.erh.ru/
http://www.ecoline.ru/
http://elibrary.asu.ru
http://elibrary.ru
http://www.scopus.com
https://link.springer.com/
http://cyberleninka.ru/
http://ecograde.bio.msu.ru/
http://www.consultant.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
301Л лаборатория агробиологии и агроэкологии - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 8 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитная маркерная – 1 шт.; компьютерные столы – 3 шт., компьютер Aquarius Pro P30 S46 - 1 шт.; моноблок RAMEC Gale Custom G1610 - 3 шт.; микроскоп Биомед 6 - 1 шт.; микроскоп медицинский БИОМЕД-6 - 3 шт.; мини-лаборатория "Экотест-120-ИП(16)" в кейсе - 1 шт.; портативная система для измерения газообмена в образцах растений GFS-3000 Walz - 1 шт., рН-метр полевой с длинным щупом - 1 шт.; спектрофотометр ПЭ-5 400 УФ - 1 шт.; центрифуга ЦЛМН-Р 10-01 - 1 шт.; электронный регистрирующий почвенный пенетрометр Eijelkamp P1.52 в комплекте -1 шт.; ноутбук полностью защищенный трансформируемый Panassonic Toughobook CF-19 - 1 шт.; флуориметр универсальный переносной Walz Junior-PAM - 1шт.; аквадистиллятор Адэа- С3СМО - 1 шт.; весы аналитические CY-224C - 1 шт.; весы электронные Acom JW-1-300 - 1 шт.; влагомер зерна PM-650 - 1 шт.; комплект приборов PNT3000 Combi и pH3000 (10700) - 1 шт.; шкаф для хранения лабораторной посуды и оборудования – 3 шт., стол лабораторный 3 шт.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины