Закреплена за кафедрой | Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии |
---|---|
Направление подготовки | 05.04.06. Экология и природопользование |
Профиль | Агроэкология и рациональное природопользование |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 05_04_06_Агро-2-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 15 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 8 | 8 | 8 | 8 |
Лабораторные | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 76 | 76 | 76 | 76 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии
Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой Соколова Г.Г.
1.1. | Цель освоения дисциплины - сформировать научные представления о структуре взаимоотношений животных и воздействующих на них факторов среды, либо факторов, находящихся под влиянием животных |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03 |
ПК-3 | владением основами проектирования, экспертно-аналитической деятельности и выполнения исследований с использованием современных подходов и методов, аппаратуры и вычислительных комплексов |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - современные подходы и методы изучения экологии животных; - основы проектирования и исследования в области экологии животных. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - использовать современные подходы в изучении экологии животных; - анализировать результаты исследования с использованием вычислительных комплексов. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - методами работы на современной аппаратуре; - методами проектирования и экспертно-аналитической деятельности при оценки состояния популяций животных. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Экология особей (организм и среда). | ||||||
1.1. | Температура среды и теплообмен животных, эколого-морфо-физиологичекие приспособления гомойотермных и пойкилотермных животных | Лекции | 3 | 1 | ПК-3 | Л2.1, Л1.1 |
1.2. | Влажность среды и водный обмен животных. Совместное действие температуры и влажности | Лекции | 3 | 1 | ПК-3 | Л2.1, Л1.1 |
1.3. | Эколого-морфо-физиологичекие приспособления позвоночных разных экологических групп к обитанию в свойственных им биоценозах. | Лабораторные | 3 | 6 | ПК-3 | Л2.1, Л1.1 |
1.4. | Роль нервной системы и высшей нервной деятельности во взаимодействии животных со средой. Основные абиотические факторы среды и их влияние на жизнедеятельность животных в разных природных зонах. | Сам. работа | 3 | 24 | ПК-3 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 2. Вид как экологическая система. | ||||||
2.1. | Территориальные группировки, их происхождение, специфика свойств, степень изолированности. Статистические показатели. | Лекции | 3 | 1 | ПК-3 | Л2.1, Л1.1 |
2.2. | Общие причины колебаний численности. Популяционный гомеостаз. Популяционные механизмы адаптации животных. | Лекции | 3 | 1 | ПК-3 | Л2.1, Л1.1 |
2.3. | Особенности строения животных разных экологических групп. | Лабораторные | 3 | 8 | ПК-3 | Л2.1, Л1.1 |
2.4. | Экологическая пластичность – возрастные половые, социальные, видовые особенности. Структура популяций (пространственная, этологическая, демографическая) на примере животных Алтайского края. | Сам. работа | 3 | 26 | ПК-3 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 3. Взаимодействие между видами (популяциями). | ||||||
3.1. | Выявление разных типов межвидовых взаимодействий и их классификация. | Лекции | 3 | 1 | ПК-3 | Л2.1, Л1.1 |
3.2. | Экологическая ниша: понятие и проблемы. Правило (закон) Гаузе. | Лекции | 3 | 1 | ПК-3 | Л2.1, Л1.1 |
3.3. | Особенности экологии разных групп животных в биоценозах Алтайского края. | Лабораторные | 3 | 6 | ПК-3 | Л2.1, Л1.1 |
3.4. | Фабрические связи птиц дуплогнездников. «Квартиранство» птиц (норные животные, гнезда птиц и пр.). Биоценотическая роль животных лесной подстилки. | Сам. работа | 3 | 26 | ПК-3 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 4. Охрана сообществ и видов животных. | ||||||
4.1. | Экологические основы рационального ведения хозяйства по пути сохранения и увеличения продуктивности сообществ. Понятия: редкий и уязвимый вид. | Лекции | 3 | 2 | ПК-3 | Л2.1, Л1.1 |
4.2. | Привлечение птиц разных экологических групп: методы, способы и приемы | Лабораторные | 3 | 4 | ПК-3 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 5. Контроль |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Т.А. Дауда, А.Г. Кощаева | Экология животных : учебное пособие | Лань, 2015 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Ручин А.Б. | Экология популяций и сообществ: | М:Академия, 2006 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | http://www.lib.asu.ru/ | |||
Э2 | http://elibrary.ru | |||
Э3 | http:// www.zoomet.ru | |||
Э4 | http:// www.biodat.ru | |||
Э5 | http://www.infanata.com/category/science/ | |||
Э6 | Курс в Moodle "Экология животных" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
MS Office; Word, Excel, PowerPoint u др. Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
http://www.mnr.gov.ru/ http://www.ecocommunity.ru/ http://www.priroda.ru/ http://ecoportal.su http://www.aseko.org/ http://ecoportal.ru/ http://www.erh.ru/ http://www.ecoline.ru/ http://elibrary.asu.ru http://elibrary.ru http://www.scopus.com https://link.springer.com/ http://cyberleninka.ru/ http://ecograde.bio.msu.ru/ http://www.consultant.ru/ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
301Л | лаборатория агробиологии и агроэкологии - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 8 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитная маркерная – 1 шт.; компьютерные столы – 3 шт., компьютер Aquarius Pro P30 S46 - 1 шт.; моноблок RAMEC Gale Custom G1610 - 3 шт.; микроскоп Биомед 6 - 1 шт.; микроскоп медицинский БИОМЕД-6 - 3 шт.; мини-лаборатория "Экотест-120-ИП(16)" в кейсе - 1 шт.; портативная система для измерения газообмена в образцах растений GFS-3000 Walz - 1 шт., рН-метр полевой с длинным щупом - 1 шт.; спектрофотометр ПЭ-5 400 УФ - 1 шт.; центрифуга ЦЛМН-Р 10-01 - 1 шт.; электронный регистрирующий почвенный пенетрометр Eijelkamp P1.52 в комплекте -1 шт.; ноутбук полностью защищенный трансформируемый Panassonic Toughobook CF-19 - 1 шт.; флуориметр универсальный переносной Walz Junior-PAM - 1шт.; аквадистиллятор Адэа- С3СМО - 1 шт.; весы аналитические CY-224C - 1 шт.; весы электронные Acom JW-1-300 - 1 шт.; влагомер зерна PM-650 - 1 шт.; комплект приборов PNT3000 Combi и pH3000 (10700) - 1 шт.; шкаф для хранения лабораторной посуды и оборудования – 3 шт., стол лабораторный 3 шт. |
|