МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экологии, биохимии и биотехнологии
Направление подготовки05.04.06. Экология и природопользование
ПрофильАгроэкология и рациональное природопользование
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план05_04_06_Агро-1-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 20
самостоятельная работа 52
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 14 14 14 14
Сам. работа 52 52 52 52
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
д.б.н., проф., Яковлев Р.В.

Рецензент(ы):
д.б.н., директор ИВЭП СО РАН, Пузанов А.В.

Рабочая программа дисциплины
Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.04.06 ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 23.09.2015г. №1041)

составлена на основании учебного плана:
05.04.06 Экология и природопользование
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Соколова Г.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой Соколова Г.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель освоения дисциплины - получение представления о законодательной базе и основных принципах международного сотрудничества, международных конвенциях и соглашениях в области охраны окружающей среды и природных ресурсов

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3 способностью к активному общению в научной, производственной и социально-общественной сферах деятельности
ОПК-5 способностью к активной социальной мобильности
ОПК-9 готовностью руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основы коммуникационной технологии в научной, производственной и социально-общественной сферах;
- деловой язык общения в профессиональной сфере;
- основы законодательства в области международного экологического права;
- принципы организации международного сотрудничества;
- основы логистики и организации научных мероприятий;
- основные принципы делового общения.
3.2.Уметь:
3.2.1.- активно общаться в научной, производственной и социально-общественной сферах;
- реализовать способности к активной социальной мобильности;
- рабтать с международной документации в области охраны окружающей среды;
- оформлять заявки на международные проекты;
- проводить деловые переговоры;
- организовывать международные экспедиции.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- активного общения в научной, производственной и социально-общественной сферах;
- делового общения;
- оценки состояния окружающей среды по международным конвенциями;
- составления международной документации;
- международной экологической экспертизы.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Экологическое законодательство России и зарубежных стран
1.1. Понятие международное сотрудничество в области охраны окружающей среды, основные этапы его становления Лекции 1 4 ОПК-3, ОПК-5, ОПК-9 Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
1.2. Законодательство в области международной экологической деятельности: основные документы и их характеристика Практические 1 2 ОПК-3, ОПК-5, ОПК-9 Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
1.3. Уполномоченные органы в реализации международных договоров Сам. работа 1 8 ОПК-3, ОПК-5, ОПК-9 Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
1.4. Сотрудничество РФ с зарубежными странами в области природоохранного законодательства Сам. работа 1 10 ОПК-3, ОПК-5, ОПК-9 Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Международные соглашения по охране окружающей среды
2.1. Международные соглашения по охране окружающей среды Лекции 1 1 ОПК-3, ОПК-5, ОПК-9 Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
2.2. Основные принципы международных соглашений в области охраны окружающей среды Практические 1 2 ОПК-3, ОПК-5, ОПК-9 Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
2.3. Объекты международно-правовой охраны окружающей природной среды Сам. работа 1 8 ОПК-3, ОПК-5 Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
2.4. Ратификация международного договора Сам. работа 1 8 ОПК-3, ОПК-5, ОПК-9 Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
Раздел 3. Международные организации по охране окружающей среды
3.1. Международные организации по охране окружающей среды Лекции 1 1 ОПК-3, ОПК-5, ОПК-9 Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
3.2. Деятельность международных общественных организаций Сам. работа 1 6 ОПК-3, ОПК-5, ОПК-9 Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
3.3. Анализ деятельности международных экологических организаций Практические 1 3 ОПК-3, ОПК-5, ОПК-9 Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
3.4. Основы делового письма в международных отношениях Практические 1 3 ОПК-3, ОПК-5, ОПК-9 Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
Раздел 4. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
4.1. Международно-правовые средства охраны окружающей среды от загрязнения радиоактивными отходами Сам. работа 1 6 ОПК-3, ОПК-5, ОПК-9 Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
Раздел 5. Международные экологические стандарты качества ISO 14000
5.1. Стандарты ISO 14000 в деятельности предприятий и организаций РФ: статистика внедрения и использования Практические 1 4 ОПК-3, ОПК-5, ОПК-9 Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
5.2. Международная организация по стандартизации (ISO) Сам. работа 1 6 ОПК-3, ОПК-5, ОПК-9 Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Галушин В.М., Константинов В.М., Жигарев И.А., Челидзе Ю.Б., Константинов В.М. Рациональное использование природных ресурсов и охрана природы: учеб. пособие для вузов М.: Академия, 2009
Л1.2 Зеленская Т.Г., Мандра Ю.А., Степаненко Е.Е. и др. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды : учебное пособие: учебное пособие Ставрополь : Ставропольский государственный аграрный университет, 2015 biblioclub.ru
Л1.3 Тотай А.В. Экология: учеб. пособие М.: Юрайт, 2011
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Высторобец Е. А. Экологическое право: мотивации в неждународном сотрудничестве: М.: Наука, , 2006
Л2.2 Прищеп Н.И. Экология: практикум: учеб. пособие для вузов М.: Аспект Пресс, 2007
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1.www.un.org – Официальный сайт ООН.
Э2 2.http://www.unep.org/ - United Nations Environment Programme (UNEP).
Э3 3.http://www.clubofrome.org/ - Официальный сайт Римского клуба
Э4 4.http://www.eea.europa.eu/ - EUROPEAN ENVIRONMENTAL AGENCY.
Э5 5.http://www.un.org/esa/dsd/index.shtml?utm_source=OldRedirect&utm_medium=redirect&utm_content=dsd&utm_campaign=OldRedirect - UNITED NATIONS DIVISION FOR SUSTAINABLE
Э6 6.http://www.wbcsd.org/templates/TemplateWBCSD5/layout.asp?MenuID=1 - WORLD BUSINESS COUNCIL FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT.
Э7 7.http://www.seu.ru/ - Международный социально-экологический союз.
Э8 8.http://www.interaffairs.ru – Журнал «Международная жизнь»
Э9 Курс в Moodle "Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Word
Adob Acrobate
Corel Draw
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.mnr.gov.ru/
http://www.ecocommunity.ru/
http://www.priroda.ru/
http://ecoportal.su
http://www.aseko.org/
http://ecoportal.ru/
http://www.erh.ru/
http://www.ecoline.ru/
http://elibrary.asu.ru
http://elibrary.ru
http://www.scopus.com
https://link.springer.com/
http://cyberleninka.ru/
http://ecograde.bio.msu.ru/
http://www.consultant.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
111Л лаборатория землеведения и почвоведения; кабинет почвоведения; кабинет почвоведения, земледелия и агрохимии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 26 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; стационарный экран: марка Digis Optimal-C – 1 шт.; шкаф для хранения наглядного материала для занятий по почвоведению и геологии (коллекция почв, минералов, схемы, рисунки) – 2 шт.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания к итоговому контролю усвоения дисциплины.
В течение семестра проводится текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация студентов.
Текущий контроль осуществляется на каждом занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме домашнего/аудиторного задания с целью проверки формирования компетенций;
Промежуточный контроль осуществляется по завершению прохождения модуля в форме тестирования (в письменной форме или в интерактивной форме в компьютерном классе);
По окончании семестра в период сессии организуется и проводится итоговая аттестация в форме зачёта или экзамена. Преподаватель может досрочно освобождать от итоговой аттестации студентов с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины, отличные оценки по результатам текущей и промежуточной аттестации, за своевременно выполненные индивидуальные и групповые творческие задания и т.д.
Итоговый контроль: зачтено выставляется при выполнении студентами всех требований и видов работ, рекомендованных программой, (на основе балльно-рейтинговой системы при условии, что студент набрал в сумме не менее 55 баллов за семестр). На зачёт выносятся: для проверки достижения сформированности компетенций, заявленных в целях Программы письменное тестирование 30 мин; презентации  отчет по индивидуальным заданиям, устное собеседование по вопросам.
Методические указания для индивидуальных практических заданий.
Подготовка домашних заданий нацелена на более глубокое освоение тем курса, которым уделяется недостаточно времени на лекциях и семинарах, и которое студенты осуществляют в ходе самостоятельной работы с электронными ресурсами АлтГУ. Подготовка домашнего задания предусматривает формирования навыков критического анализа литературы и формирования собственного взгляда на проблему, видение прикладного аспекта проблемы.
Форма отчётности: презентация работы в мультимедийной программе, либо в заданиях 2-5 – письменная работа.
Оценивание домашних заданий осуществляется по следующим критериям:
1.полнота раскрытия темы;
2.глубина и полнота анализа литературы;
3.наличие анализа, собственной авторской позиции;
4.использование современных литературных источников по проблеме;
5.структурированность презентации (задание 1 представление одной из методик исследования);
6.ясность и четкость доклада, соблюдение регламента.
Отметки выставляются в соответствии с критериями оценивания
При работе балльно-рейтинговой технологии:
0 баллов – работа не выполнена
3 балла – работа выполнена частично с нарушениями требований, использовано незначительное количество научных источников(1-2), методик (1-2)
4 балла – работа выполнена с незначительными нарушениями требований
5 баллов – работа выполнена полностью.
Примерные критерии оценки:
-оценки «отлично» заслуживает студент, обнаруживший всестороннее, систематическое и глубокое знание учебно-программного материала, умение свободно выполнять задания, предусмотренные программой, усвоивший основную и знакомый с дополнительной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «отлично» выставляется студентам, усвоившим взаимосвязь основных понятий дисциплины в их значении для приобретаемой профессии, проявившим творческие способности в понимании, изложении и использовании учебно-программного материала;
-оценки «хорошо» заслуживает студент, обнаруживший полные знания учебно-программного материала, успешно выполняющий предусмотренные в программе задания, усвоивший основную литературу, рекомендованную в программе. Как правило, оценка «хорошо» выставляется студентам, показавшим систематический характер знаний по дисциплине и способным к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей учебной работы и профессиональной деятельности;
-оценки «удовлетворительно» заслуживает студент, обнаруживший знание учебно-программного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы и предстоящей работы по профессии, справляющийся с выполнением заданий, предусмотренных программой, знакомый с основной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «удовлетворительно» выставляется студентам, допустившим погрешность в ответе на экзамене и при выполнении экзаменационных заданий, но обладающим необходимыми знаниями для их устранения под руководством преподавателя;
-оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий. Как правило, оценка «неудовлетворительно» ставится студентам, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании вуза без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине».
Методические указания студентам для самостоятельной работы по дисциплине
При освоении курса одним из содержательных и смысловых ориентиров является настоящий учебно-методический комплекс, в котором содержится вся необходимая информация. При подготовке к практическим и лабораторным занятиям следует читать не только научную литературу, но и дополнительную, что поможет наиболее углубить свои знания по изучаемым вопросам. При подготовке к практическим занятиям студенты осуществляют поиск и анализ необходимой информации в основной и дополнительной литературе, готовят сообщения и доклады, рефераты, творческие (учебно-практические) задания по рассматриваемым проблемам, консультируются с преподавателем.
На лекциях раскрывается научно-теоретическое содержание и практическая значимость рассматриваемой темы. Семинарские занятия имеют цель углубить и закрепить теоретические знания, полученные на лекциях и в процессе самостоятельной работы, а также продемонстрировать студентам возможности использования психологических методов и приемов.
Важная роль в освоении изучаемой дисциплины отводится самостоятельной работе, которая позволяет углубленно изучать соответствующие темы, составлять конспекты, сообщения, овладевать необходимой информацией при написании рефератов и выполнения творческих заданий, формировать у них умения самостоятельного анализа изучаемого курса. Результатами самостоятельной работы будут являться конспекты первоисточников, материалы творческих заданий, рефераты, презентации, контрольные работы, представленные студентами преподавателю.
Изучение студентами дисциплины предполагает тщательную проработку учебного материала, научной и методической литературы, нормативных документов и выполнение индивидуальных практических заданий преподавателя в соответствии с отведенным на самостоятельную работу временем.
Обязательной формой самостоятельной работы студентов при освоении курса является реферат, который должен быть оформлен согласно требованиям отпечатанном виде. В свою структуру реферат должен включать следующие обязательные разделы: введение, основная часть, состоящая из не менее 2-х глав, заключения, списка литературы и, возможно, приложения.
Особое внимание требуют разделы «введение» и «заключение». В разделе «введение» студенту необходимо отразить степень актуальности изучаемой им проблемы и меру ее разработанности в трудах теоретиков науки. В разделе «заключение» следует сделать выводы по основной части, дать авторские оценки изучаемой проблемы, отразить возможные тенденции, прогнозы, рекомендации. В качестве реферативной темы может быть выбрана любая из списка, предложенного преподавателем, а также тема должна быть согласована с преподавателем и обоснован ее выбор. Объем реферата должен ограничиваться рамками от 17 до 25 страниц машинописного текста.
В течение семестра проводится текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация студентов. По окончании семестра в период сессии организуется и проводится итоговая аттестация в форме зачёта. Преподаватель может досрочно освобождать от итоговой аттестации студентов с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины, отличные оценки по результатам текущей и промежуточной аттестации, за своевременно выполненные индивидуальные и групповые творческие задания и т.д.