МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методика преподавания экологических дисциплин в высшей школе

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экологии, биохимии и биотехнологии
Направление подготовки05.04.06. Экология и природопользование
ПрофильАгроэкология и рациональное природопользование
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план05_04_06_Агро-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 49
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 14
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 49 49 49 49
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.б.н., Доцент, Нефедьев П.С.

Рецензент(ы):
д.б.н., директор ИВЭП СО РАН, Пузанов А.В.

Рабочая программа дисциплины
Методика преподавания экологических дисциплин в высшей школе

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.04.06 ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 23.09.2015г. №1041)

составлена на основании учебного плана:
05.04.06 Экология и природопользование
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Соколова Г.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой Соколова Г.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель освоения дисциплины - овладение студентами педагогических умений и навыков для преподавания экологии в различных учебных учреждениях

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-3 готовностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала
ПК-2 способностью творчески использовать в научной и производственно-технологической деятельности знания фундаментальных и прикладных разделов специальных дисциплин программы магистратуры
ПК-10 владением теоретическими знаниями и практическими навыками для педагогической работы в образовательных организациях, уметь грамотно осуществлять учебно-методическую деятельность по планированию экологического образования и образования для устойчивого развития
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- о связях вузовского курса экологии с соответствующими дисциплинами,законы, закономерности, учения, теории, концепции, гипотезы в экологии;
- сущность понятий: научная картина мира, биологическая картина мира;
- формы и методы обучения;
- виды предметной (экологической) деятельности в структуре педагогической деятельности;
- методы экологии (принципы экологического познания).концепции структуры и содержания вузовского курса экологии;
- принцип научности, принцип доступности, генерализация учебного материала,систему (структуру) экологической науки.
3.2.Уметь:
3.2.1.- рассматривать функции педагогического образования как функции развития культуры, научного мировоззрения и методической грамотности;
- определять цели и содержание экологического образования в общеобразовательной школе;
- оценивать уровень саморазвития;
- применять знания фундаментальных и прикладных разделов дисциплин;
- уметь граматно осуществлять учебно-методическую деятельность;
- пользоваться материальной базой обучения экологии.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- освоения форм и методов обучения, уметь трансформировать виды предметной (экологической) деятельности в педагогическую деятельность;
- использования творческого потенциала;
- овладевания системой методической подготовки на основе требований к формированию социально и профессионально значимых качеств личности педагога-эколога;
- преподавания дисциплин экологического цикла;
- владения информацией по современному состоянию научных основ вузовского курса экологии;
- развиватия гибкости и мобильности в профессиональной деятельности, в методической подготовке и педагогических технологиях, содействующих становлению активной позиции школьников.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ
1.1. Краткая история основных проблем методики экологии. Связь методики преподавания экологии с другими педагогическими дисциплинами. Лекции 2 1 ОК-3, ПК-10 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.2. Роль экологического образования в воспитании учащихся. Сам. работа 2 2 ОК-3, ПК-10 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.3. Дидактические принципы обучения. Сам. работа 2 2 ОК-3, ПК-10 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ШКОЛЬНОГО ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1. Современное состояние школьного естественнонаучного образования и место экологии в нем. Лекции 2 1 ОК-3, ПК-10 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.2. Особенности содержания современного школьного курса экологии Практические 2 2 ОК-3, ПК-10 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.3. Система и последовательность учебных тем. Сам. работа 2 10 ОК-3, ПК-10 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
Раздел 3. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ШКОЛЬНОГО БИОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
3.1. Особенности содержания и назначение федерального компонента государственного образовательного стандарта по экологии. Лекции 2 1 ОК-3, ПК-10 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
3.2. Региональный компонент: особенности формирования содержания и назначение. Практические 2 2 ОК-3, ПК-10 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
3.3. Школьный компонент экологического образования как составная часть базисного плана. Практические 2 2 ОК-3, ПК-10 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
3.4. Учебно-методическое обеспечение вариативности школьного экологического образования Сам. работа 2 6 ОК-3, ПК-10 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
Раздел 4. ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ
4.1. Приемы и методы изучения нового материала. Классификация приемов и методов обучения. Методы изучения нового материала. Практические 2 2 ОК-3, ПК-10 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
4.2. Словесные методы: беседа, рассказ, объяснение, школьная лекция. Достоинства и недостатки каждого метода. Наглядно-практические методы обучения: демонстрационный эксперимент, демонстрация натуральных объектов, муляжей, коллекций растений и животных, использование моделей, рисунок учителя на доске, учебные фильмы, лабораторно-практические работы. Практические 2 2 ОК-3, ПК-10 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
4.3. Самостоятельная работа учащихся с книгой, наблюдения. Особенности использования наглядно-практических методов обучения. Сам. работа 2 2 ОК-3, ПК-10 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
4.4. Критерии выбора методов обучения. Формы организации учебной деятельности при изучении нового материала. Сам. работа 2 2 ОК-3, ПК-10 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
Раздел 5. ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗНАНИЙ
5.1. Формы организации деятельности учащихся на уроке при использовании словесных и наглядно-практических приемов и методов на этапе закрепления. Лекции 2 1 ОК-3, ПК-10 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
5.2. Приемы и методы закрепления знаний дома. Особенности домашнего задания в различных возрастных группах. Практические 2 2 ОК-3, ПК-10 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
Раздел 6. ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ
6.1. Учебно-педагогические задачи, решаемые на этапе проверки знаний. Устные, письменно-графические методы проверки знаний. Тестирование, формы тестов, достоинства и недостатки тестирования. Требования к составлению тестов. Лекции 2 1 ОК-3, ПК-10 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
6.2. Решение творческих задач, выполнение индивидуальных поисковых заданий. Образования Организационные формы проверки знаний: фронтальная, групповая, индивидуальная проверки. Достоинства и недостатки различных форм организации, приемов и методов оценки знаний. Практические 2 2 ОК-3, ПК-10 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
6.3. Критерии выбора метода оценки знаний. Объективность оценки знаний учащихся. Пути достижения объективности оценки. Место проверки знаний в системе урока. Требования к оценке результатов разных видов деятельности и его критерии. Сам. работа 2 2 ОК-3, ПК-10 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
6.4. Проверка знаний учащихся на основе Государственного Стандарта образования. Сам. работа 2 5 ОК-3, ПК-10 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
Раздел 7. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
7.1. Урок – основная форма организации учебного процесса. Структура и классификация уроков. Различные типы уроков: урок комбинированного типа, вводный урок, урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, заключительный или обобщающий урок. Лекции 2 1 ОК-3, ПК-10 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
7.2. Различные формы проведения уроков: проблемный урок, урок-игра, урок – экскурсия, лабораторный урок и др. Особенности проведения уроков различного вида. Практические 2 2 ОК-3, ПК-10 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
7.3. Алгоритм подготовки к уроку. Планирование. Перспективное планирование. Тематическое планирование. Поурочное планирование. Практические 2 2 ОК-3, ПК-10 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
Раздел 8. АНАЛИЗ УРОКА
8.1. Ведение протокола урока. Виды анализа урока. Методические подходы к анализу каждого дидактического звена урока. Заключение о реализации целей урока, культура труда учителя, владение научной терминологией, техникой демонстрационного эксперимента, средствами обучения, умения устанавливать контакт с классом. Практические 2 2 ОК-3, ПК-10 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
Раздел 9. ОСНОВНЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ, МЕТОДИКА ИХ ФОРМИРОВАНИЯ
9.1. Методика формирования основных экологических понятий у учащихся. Некоторые вопросы теории понятий. Специальные и общебиологические понятия. Лекции 2 1 ОК-3, ПК-10 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
9.2. Развитие специальных умений. Связь понятий и умений. Развитие понятий о природе в начальной школе. Практические 2 2 ОК-3, ПК-10 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
9.3. Формирование основных понятий курса экологии растений. Основные понятия курса экологии животных. Основные понятия курса экологии человека. Особенности формирование основных понятия курса общей экологии. Практические 2 2 ОК-3, ПК-10 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
Раздел 10. МАТЕРИАЛЬНАЯ БАЗА ПРЕПОДАВАНИЯ ЭКОЛОГИИ
10.1. Кабинет биологии-экологии. Учебно-опытный участок. Средства обучения экологии. Самодельные модели, коллекции растений и животных. Сам. работа 2 2 ОК-3, ПК-10 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
10.2. Комплектация школьной библиотеки по курсу экологических дисциплин. Использование компьютера при изучении экологии в школе. Сам. работа 2 2 ОК-3, ПК-10 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
Раздел 11. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ В ШКОЛЕ
11.1. Экологический эксперимент в школе. Дидактические возможности экологического эксперимента в школе. Особенности эксперимента по изучению экологии растений Лекции 2 1 ОК-3, ПК-10 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
11.2. Эксперименты по разделу курса «Экология животных», «Экология человека», «Общая экология». Сам. работа 2 4 ОК-3, ПК-10 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
Раздел 12. НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ЭКОЛОГИИ В ШКОЛЕ
12.1. Понятие технологии обучения. Нетрадиционные технологии обучения в школе. Использование элементов системы опорных сигналов по Шаталову в преподавании экологии. Сам. работа 2 5 ОК-3, ПК-10 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
12.2. Технология визуализации обучения. Модульно-рейтинговая система. Программированное обучение. Сам. работа 2 5 ОК-3, ПК-10 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
12.3. Экзамен 2 27 ОК-3, ПК-10 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Андреева Н.Д. Теория и методика обучения экологии: М.: Академия, 2009
Л1.2 Петухова Е.А. Педагогика высшей школы: учебное пособие АлтГУ, 2013 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Резник С.Д. Аспирант вуза: технологии научного творчества и педагогической деятельности: учеб. пособие М.: ИНФРА-М, 2012 3
Л2.2 Громкова М.Т. Педагогика высшей школы: учебное пособие ЮНИТИ-ДАНА, 2020 URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=117717
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. twirpx.com› Методики преподавания
Э2 2. biosoil.isu.ru› Metodika prepodavaniya ekologii
Э3 Курс в Moodle "Методика преподавания экологических дисциплин в высшей школе" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office; Word, Excel, PowerPoint u др.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.mnr.gov.ru/
http://www.ecocommunity.ru/
http://www.priroda.ru/
http://ecoportal.su
http://www.aseko.org/
http://ecoportal.ru/
http://www.erh.ru/
http://www.ecoline.ru/
http://elibrary.asu.ru
http://elibrary.ru
http://www.scopus.com
https://link.springer.com/
http://cyberleninka.ru/
http://ecograde.bio.msu.ru/
http://www.consultant.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
111Л лаборатория землеведения и почвоведения; кабинет почвоведения; кабинет почвоведения, земледелия и агрохимии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 26 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; стационарный экран: марка Digis Optimal-C – 1 шт.; шкаф для хранения наглядного материала для занятий по почвоведению и геологии (коллекция почв, минералов, схемы, рисунки) – 2 шт.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания к итоговому контролю усвоения дисциплины.
В течение семестра проводится текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация студентов.
Текущий контроль осуществляется на каждом занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме домашнего/аудиторного задания с целью проверки формирования компетенций;
Промежуточный контроль осуществляется по завершению прохождения модуля в форме тестирования (в письменной форме или в интерактивной форме в компьютерном классе);
По окончании семестра в период сессии организуется и проводится итоговая аттестация в форме зачёта или экзамена. Преподаватель может досрочно освобождать от итоговой аттестации студентов с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины, отличные оценки по результатам текущей и промежуточной аттестации, за своевременно выполненные индивидуальные и групповые творческие задания и т.д.
Итоговый контроль: зачтено выставляется при выполнении студентами всех требований и видов работ, рекомендованных программой, (на основе балльно-рейтинговой системы при условии, что студент набрал в сумме не менее 55 баллов за семестр). На зачёт выносятся: для проверки достижения сформированности компетенций, заявленных в целях Программы письменное тестирование 30 мин; презентации  отчет по индивидуальным заданиям, устное собеседование по вопросам.
Методические указания для индивидуальных практических заданий.
Подготовка домашних заданий нацелена на более глубокое освоение тем курса, которым уделяется недостаточно времени на лекциях и семинарах, и которое студенты осуществляют в ходе самостоятельной работы с электронными ресурсами АлтГУ. Подготовка домашнего задания предусматривает формирования навыков критического анализа литературы и формирования собственного взгляда на проблему, видение прикладного аспекта проблемы.
Форма отчётности: презентация работы в мультимедийной программе, либо в заданиях 2-5 – письменная работа.
Оценивание домашних заданий осуществляется по следующим критериям:
1.полнота раскрытия темы;
2.глубина и полнота анализа литературы;
3.наличие анализа, собственной авторской позиции;
4.использование современных литературных источников по проблеме;
5.структурированность презентации (задание 1 представление одной из методик исследования);
6.ясность и четкость доклада, соблюдение регламента.
Отметки выставляются в соответствии с критериями оценивания
При работе балльно-рейтинговой технологии:
0 баллов – работа не выполнена
3 балла – работа выполнена частично с нарушениями требований, использовано незначительное количество научных источников(1-2), методик (1-2)
4 балла – работа выполнена с незначительными нарушениями требований
5 баллов – работа выполнена полностью.
Примерные критерии оценки:
-оценки «отлично» заслуживает студент, обнаруживший всестороннее, систематическое и глубокое знание учебно-программного материала, умение свободно выполнять задания, предусмотренные программой, усвоивший основную и знакомый с дополнительной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «отлично» выставляется студентам, усвоившим взаимосвязь основных понятий дисциплины в их значении для приобретаемой профессии, проявившим творческие способности в понимании, изложении и использовании учебно-программного материала;
-оценки «хорошо» заслуживает студент, обнаруживший полные знания учебно-программного материала, успешно выполняющий предусмотренные в программе задания, усвоивший основную литературу, рекомендованную в программе. Как правило, оценка «хорошо» выставляется студентам, показавшим систематический характер знаний по дисциплине и способным к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей учебной работы и профессиональной деятельности;
-оценки «удовлетворительно» заслуживает студент, обнаруживший знание учебно-программного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы и предстоящей работы по профессии, справляющийся с выполнением заданий, предусмотренных программой, знакомый с основной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «удовлетворительно» выставляется студентам, допустившим погрешность в ответе на экзамене и при выполнении экзаменационных заданий, но обладающим необходимыми знаниями для их устранения под руководством преподавателя;
-оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий. Как правило, оценка «неудовлетворительно» ставится студентам, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании вуза без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине».
Методические указания студентам для самостоятельной работы по дисциплине
При освоении курса одним из содержательных и смысловых ориентиров является настоящий учебно-методический комплекс, в котором содержится вся необходимая информация. При подготовке к практическим и лабораторным занятиям следует читать не только научную литературу, но и дополнительную, что поможет наиболее углубить свои знания по изучаемым вопросам. При подготовке к практическим занятиям студенты осуществляют поиск и анализ необходимой информации в основной и дополнительной литературе, готовят сообщения и доклады, рефераты, творческие (учебно-практические) задания по рассматриваемым проблемам, консультируются с преподавателем.
На лекциях раскрывается научно-теоретическое содержание и практическая значимость рассматриваемой темы. Семинарские занятия имеют цель углубить и закрепить теоретические знания, полученные на лекциях и в процессе самостоятельной работы, а также продемонстрировать студентам возможности использования психологических методов и приемов.
Важная роль в освоении изучаемой дисциплины отводится самостоятельной работе, которая позволяет углубленно изучать соответствующие темы, составлять конспекты, сообщения, овладевать необходимой информацией при написании рефератов и выполнения творческих заданий, формировать у них умения самостоятельного анализа изучаемого курса. Результатами самостоятельной работы будут являться конспекты первоисточников, материалы творческих заданий, рефераты, презентации, контрольные работы, представленные студентами преподавателю.
Изучение студентами дисциплины предполагает тщательную проработку учебного материала, научной и методической литературы, нормативных документов и выполнение индивидуальных практических заданий преподавателя в соответствии с отведенным на самостоятельную работу временем.
Обязательной формой самостоятельной работы студентов при освоении курса является реферат, который должен быть оформлен согласно требованиям отпечатанном виде. В свою структуру реферат должен включать следующие обязательные разделы: введение, основная часть, состоящая из не менее 2-х глав, заключения, списка литературы и, возможно, приложения.
Особое внимание требуют разделы «введение» и «заключение». В разделе «введение» студенту необходимо отразить степень актуальности изучаемой им проблемы и меру ее разработанности в трудах теоретиков науки. В разделе «заключение» следует сделать выводы по основной части, дать авторские оценки изучаемой проблемы, отразить возможные тенденции, прогнозы, рекомендации. В качестве реферативной темы может быть выбрана любая из списка, предложенного преподавателем, а также тема должна быть согласована с преподавателем и обоснован ее выбор. Объем реферата должен ограничиваться рамками от 17 до 25 страниц машинописного текста.
В течение семестра проводится текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация студентов. По окончании семестра в период сессии организуется и проводится итоговая аттестация в форме зачёта. Преподаватель может досрочно освобождать от итоговой аттестации студентов с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины, отличные оценки по результатам текущей и промежуточной аттестации, за своевременно выполненные индивидуальные и групповые творческие задания и т.д.