Закреплена за кафедрой | Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии |
---|---|
Направление подготовки | 06.06.01. Биологические науки |
Направленность | Экология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 7 ЗЕТ |
Учебный план | 06_06_01_Экология-34-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | 2 (4) | Итого | |||
---|---|---|---|---|---|---|
Недель | 21 | 23 | ||||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 24 | 24 | 32 | 32 | 56 | 56 |
Практические | 30 | 30 | 40 | 40 | 70 | 70 |
Сам. работа | 54 | 54 | 45 | 45 | 99 | 99 |
Часы на контроль | 0 | 0 | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 144 | 144 | 252 | 252 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии
Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой Соколова Г.Г.
1.1. | Цель освоения дисциплины - ознакомление студентов с основными понятиями в системе экологического мониторинга, с видами экологического мониторинга и его организацией, овладение навыками анализа и контроля состояния компонентов природных и антропогенных экосистем. Задачи дисциплины: - изучить основные понятия, виды и принципы организации экологического мониторинга; - знать основные методы оценки состояния живых систем и окружающей среды; - уметь планировать мероприятия по организации экологического мониторинга живых систем; - обладать методами оценки последствий антропогенного воздействия на экосистемы. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01 |
УК-1 | способностью к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях |
УК-5 | способностью планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития |
ПК-1 | способностью использовать базовые теоретические знания в области экологии и охраны окружающей среды; демонстрировать знания методов изучения и сохранения биоразнообразия |
ПК-2 | готовностью применять современные методы, способы и средства получения информации для изучения, оценки и моделирования экосистем различного уровня |
ПК-3 | способностью самостоятельно планировать, организовывать и проводить научные исследования по оценке экологического состояния окружающей среды и влияния антропогенных факторов на живые организмы |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - основы теоретических знаний в области экологии и охраны окружающей среды; - основные методы изучения и сохранения биоразнообразия; - современные полевые и лабораторные методы изучения экосистем различного уровня; - современные способы и методы получения экологической информации с целью проведения экологического мониторинга состояния экосистем; - основы научного планирования проведения полевых и лабораторных исследований по оценке экологического состояния окружающей среды и влияния антропогенных факторов на живые организмы; - современные методы оценки экологического состояния окружающей среды и влияния антропогенных факторов на живые организмы; - современные проблемы и научные достижения в области экологии и охраны окружающей среды; - основы проведения экологического мониторинга разного уровня; - перспективы повышения профессионального мастерства и личностного роста; - основы планирования научных исследований и получения фактического материала |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - демонстрировать теоретические знания в области экологии и знания методов изучения биоразнообразия для целей экологического мониторинга; - использовать теоретические знания в области экологии и методы изучения биоразнообразия для целей оценки состояния окружающей среды и экосистем; - применять современные методы, способы и средства получения информации для изучения экосистем различного уровня; - применять современные методы, способы и средства оценки и моделирования экосистем различного уровня; - организовывать и проводить научные исследования по оценке влияния антропогенных факторов на живые организмы; - организовывать и проводить научные исследования по оценке экологического состояния окружающей среды; - критически оценивать научные достижения с целью постановки задач для проведения научных исследований; - оценивать критические экологические ситуации регионального масштаба и планировать мероприятия по их ликвидации; - решать научные задачи для достижения поставленной цели; - планировать и проводить научные исследования |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - навыками организации экологического мониторинга по оценке состояния живых систем; - навыками самостоятельного планирования и проведения экологического мониторинга экологического мониторинга и оценки состояния экосистем разного уровня; - навыками оценки состояния экосистем различного уровня; - навыками моделирования экосистем различного уровня с использованием современных информационных систем; - навыками самостоятельного проведения научных исследований в области экологического мониторинга; - навыками самостоятельного планирования и организации научных исследований, выбора адекватных методов по оценке экологического состояния окружающей среды и влияния антропогенных факторов на живые организмы; - готовность генерировать новые научные идеи при решении исследовательских и практических задач; - навыками организации, проведения и достижения результатов при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях; - навыками организации, анализа и получения и оформления научных данных; - навыками постановки цели и задач для достижения научных результатов с целью профессионального роста |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Научные основы экологического мониторинга | ||||||
1.1. | Цели и задачи экологического мониторинга. Объекты наблюдения. Классификация видов экологического мониторинга (по объектам наблюдения, по характеру обобщения информации, по методам наблюдений. | Лекции | 3 | 4 | ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-5 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.2. | Глобальный, региональный, национальный и локальный мониторинг. | Практические | 3 | 4 | ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-5 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.3. | Медико-экологический, биологический, радиационный мониторинг. | Практические | 3 | 4 | ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-5 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.4. | Фоновый мониторинг. Комплексный экологический мониторинг. Виды загрязнений окружающей среды: физическое, химическое, биологическое | Сам. работа | 3 | 18 | ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-5 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
Раздел 2. Экологический мониторинг качества воздуха | ||||||
2.1. | Состав атмосферного воздуха. Источники и виды загрязнения воздушной среды. ПДК химических веществ в воздухе. | Лекции | 3 | 10 | ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-5 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
2.2. | Физико-химические и микробиологические методы оценки качества воздушной среды. | Практические | 3 | 4 | ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-5 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
2.3. | Санитарно-гигиенические оценка качества воздуха в рабочих и производственных помещениях | Практические | 3 | 6 | ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-5 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
2.4. | Загрязнение воздуха и здоровье человека | Сам. работа | 3 | 18 | ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-5 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
Раздел 3. Экологический мониторинг качества воды | ||||||
3.1. | Источники и виды техногенного загрязнения поверхностных вод. Контролируемые параметры загрязнения воды. Влияние загрязняющих веществ на гидробионтов. | Лекции | 3 | 10 | ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-5 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
3.2. | Современные физико-химические методы оценки качества воды. Биологические методы оценки качества вод. | Практические | 3 | 6 | ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-5 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
3.3. | Анализ качества сточных вод. Контроль загрязнения. | Практические | 3 | 6 | ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-5 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
3.4. | Отбор, консервация и хранения проб воды, взятых для анализа. Органолептические, обобщенные и микробиологические показатели качества воды. Содержание неорганических веществ. | Сам. работа | 3 | 18 | ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-5 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
Раздел 4. Мониторинг экологического состояния и плодородия почвы | ||||||
4.1. | Факторы, влияющие на состояние и плодородие почв. Загрязнение почв. Организация экологического мониторинга качества почв.Параметры оценки экологического состояния почв. | Лекции | 4 | 6 | ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-5 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
4.2. | Методы оценки физических и физико-химических свойств почв. Оценка биологической активности почв. Биотестирование загрязнения почв. | Практические | 4 | 6 | ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-5 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
4.3. | Морфология почв и методы ее оценки. Химические и микробиологические методы оценки состояния почв. | Сам. работа | 4 | 10 | ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-5 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
Раздел 5. Мониторинг качества продуктов питания | ||||||
5.1. | Экологическая безопасность продуктов продовольственного сырья и продуктов питания. Категории продовольственных товаров.Экологические требования к пищевым производствам и предприятиям. | Лекции | 4 | 6 | ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-5 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
5.2. | Продукты питания и сроки их хранения. Пищевые добавки. Требования к информации на этикетках. | Практические | 4 | 6 | ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-5 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
5.3. | Органолептические, токсикологические, радиологические и микробиологические показатели качества пищевых продуктов. | Практические | 4 | 6 | ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-5 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
5.4. | Содержание антибиотиков, пестицидов, нитратов и тяжелых металлов в продуктах питания и продовольственном сырье. | Сам. работа | 4 | 10 | ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-5 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
Раздел 6. Медико-экологический мониторинг здоровья населения | ||||||
6.1. | Понятие популяционного здоровья. Медико-демографические параметры оценки здоровья населения | Лекции | 4 | 6 | ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-5 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
6.2. | Критерии выделения экологических зон по уровню здоровья населения. | Практические | 4 | 4 | ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-5 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
6.3. | Влияние природных факторов на здоровье населения | Сам. работа | 4 | 10 | ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-5 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
Раздел 7. Автоматизированные системы контроля окружающей среды | ||||||
7.1. | Аэрокосмический мониторинг и данные дистанционного зондирования | Лекции | 4 | 6 | ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-5 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
7.2. | Моделирование процессов и применение геоинформационных систем | Практические | 4 | 4 | ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-5 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
7.3. | Экологические информационные системы. Экологическое картографирование | Сам. работа | 4 | 8 | ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-5 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
Раздел 8. Биологический мониторинг состояния окружающей среды | ||||||
8.1. | Понятие о биоиндикации. Виды и уровни биоиндикации | Лекции | 4 | 4 | ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-5 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
8.2. | Оценка биологического разнообразия. Оценка условий местообитания | Практические | 4 | 12 | ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-5 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
8.3. | Оценка загрязнения основных сред обитания методами биоиндикации | Сам. работа | 4 | 4 | ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-5 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
Раздел 9. Правовые основы, принципы и методы оценки воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду | ||||||
9.1. | Законодательные, нормативно-правовые и научно-методические основы ОВОС. Принципы проведения ОВОС. | Лекции | 4 | 4 | ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-5 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
9.2. | Содержание разделов ОВОС. Методы ОВОС. Национальная процедура ОВОС и содержание разделов ОВОС. | Практические | 4 | 2 | ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-5 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
9.3. | Экологическая экспертиза проектов хозяйственной и иной деятельности | Сам. работа | 4 | 3 | ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-5 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Ашихмина Т.Я. | Экологический мониторинг: учеб. пособие для вузов | М.: Альма Матер, 2008 | 25 |
Л1.2 | А.А. Околелова, Г.С. Егорова | Экологический мониторинг : учебное пособие для студентов высших учебных заведений | Волгоград : ВолгГТУ, 2014 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Ларионов Н.М., Рябышенков А.С. | Промышленная экология: учеб. для бакалавров | М.: Юрайт, 2012 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | http://www.consultant.ru/ | |||
Э2 | http://ecograde.bio.msu.ru/ | |||
Э3 | http://cyberleninka.ru/ | |||
Э4 | https://link.springer.com/ | |||
Э5 | http://www.scopus.com | |||
Э6 | http://elibrary.ru | |||
Э7 | http://elibrary.asu.ru | |||
Э8 | http://www.ecoline.ru/ | |||
Э9 | http://www.erh.ru/ | |||
Э10 | http://ecoportal.ru/ | |||
Э11 | http://www.aseko.org/ | |||
Э12 | http://ecoportal.su | |||
Э13 | http://www.priroda.ru/ | |||
Э14 | http://www.ecocommunity.ru/ | |||
Э15 | http://www.mnr.gov.ru/ | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
MS Office; Word, Excel, PowerPoint u др. Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
http://www.mnr.gov.ru/ http://www.ecocommunity.ru/ http://www.priroda.ru/ http://ecoportal.su http://www.aseko.org/ http://ecoportal.ru/ http://www.erh.ru/ http://www.ecoline.ru/ http://elibrary.asu.ru http://elibrary.ru http://www.scopus.com https://link.springer.com/ http://cyberleninka.ru/ http://ecograde.bio.msu.ru/ http://www.consultant.ru/ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
213Л | лаборатория биоэкологии - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 12 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; рабочий стол – 2 шт.; шкаф для хранения наглядных материалов – 2 шт.; компьютеры: марка Aquarius Pro модель P30S46 - 1 единица; марка КламаС Офис - 1 единица; электрокардиограф одно-трехканальный ЭКЗТ-01-Р-Д; микроскоп МБС-10; пламенный фотометр ПФА-378; рефрактометр портативный Refracto30PX Mettler Toledo; бинокуляр - 6 шт.; учебные пособия, лабораторные практикумы, определители растений и животных. |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ) С первого занятия изучения курса студент должен иметь план занятий и учебный материал – методические указания к лабораторно-практическим занятиям и литературу из списка рекомендуемой. Отчет по практическим работам является самостоятельной и индивидуальной работой каждого студента. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) Для более эффективного освоения тем и разделов рабочей программы рекомендуется студентам изучать дополнительную литературу; вести конспект лекций; вести словарь терминов по учебному курсу. Студенту необходимо знать основные понятия, термины, развернутые определения, использовать данные современной науки. Студенту необходимо устанавливать причинно-следственные связи, излагать материал с учетом принципов объективности и научности, уметь осуществлять анализ предлагаемых региональных 12 проблем. Студент должен продемонстрировать умение делать аргументированные выводы. |