МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Экологический мониторинг и оценка состояния окружающей среды

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экологии, биохимии и биотехнологии
Направление подготовки06.06.01. Биологические науки
НаправленностьЭкология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость7 ЗЕТ
Учебный план06_06_01_Экология-34-2020
Часов по учебному плану 252
в том числе:
аудиторные занятия 126
самостоятельная работа 99
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) 2 (4) Итого
Недель 21 23
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 24 24 32 32 56 56
Практические 30 30 40 40 70 70
Сам. работа 54 54 45 45 99 99
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 108 108 144 144 252 252

Программу составил(и):
д.б.н., зав. кафедрой, Соколова Г.Г.

Рецензент(ы):
к.с.-х.н., уч. сек. ФГБНУ ФАНЦА, Никитина Е.Д.

Рабочая программа дисциплины
Экологический мониторинг и оценка состояния окружающей среды

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 06.06.01 БИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 30.07.2014г. №871)

составлена на основании учебного плана:
06.06.01 Биологические науки
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Соколова Г.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой Соколова Г.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель освоения дисциплины - ознакомление студентов с основными понятиями в системе экологического мониторинга, с видами экологического мониторинга и его организацией, овладение навыками анализа и контроля состояния компонентов природных и антропогенных экосистем.
Задачи дисциплины:
- изучить основные понятия, виды и принципы организации экологического мониторинга;
- знать основные методы оценки состояния живых систем и окружающей среды;
- уметь планировать мероприятия по организации экологического мониторинга живых систем;
- обладать методами оценки последствий антропогенного воздействия на экосистемы.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1 способностью к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях
УК-5 способностью планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития
ПК-1 способностью использовать базовые теоретические знания в области экологии и охраны окружающей среды; демонстрировать знания методов изучения и сохранения биоразнообразия
ПК-2 готовностью применять современные методы, способы и средства получения информации для изучения, оценки и моделирования экосистем различного уровня
ПК-3 способностью самостоятельно планировать, организовывать и проводить научные исследования по оценке экологического состояния окружающей среды и влияния антропогенных факторов на живые организмы
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основы теоретических знаний в области экологии и охраны окружающей среды;
- основные методы изучения и сохранения биоразнообразия;
- современные полевые и лабораторные методы изучения экосистем различного уровня;
- современные способы и методы получения экологической информации с целью проведения экологического мониторинга состояния экосистем;
- основы научного планирования проведения полевых и лабораторных исследований по оценке экологического состояния окружающей среды и влияния антропогенных факторов на живые организмы;
- современные методы оценки экологического состояния окружающей среды и влияния антропогенных факторов на живые организмы;
- современные проблемы и научные достижения в области экологии и охраны окружающей среды;
- основы проведения экологического мониторинга разного уровня;
- перспективы повышения профессионального мастерства и личностного роста;
- основы планирования научных исследований и получения фактического материала
3.2.Уметь:
3.2.1.- демонстрировать теоретические знания в области экологии и знания методов изучения биоразнообразия для целей экологического мониторинга;
- использовать теоретические знания в области экологии и методы изучения биоразнообразия для целей оценки состояния окружающей среды и экосистем;
- применять современные методы, способы и средства получения информации для изучения экосистем различного уровня;
- применять современные методы, способы и средства оценки и моделирования экосистем различного уровня;
- организовывать и проводить научные исследования по оценке влияния антропогенных факторов на живые организмы;
- организовывать и проводить научные исследования по оценке экологического состояния окружающей среды;
- критически оценивать научные достижения с целью постановки задач для проведения научных исследований;
- оценивать критические экологические ситуации регионального масштаба и планировать мероприятия по их ликвидации;
- решать научные задачи для достижения поставленной цели;
- планировать и проводить научные исследования
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками организации экологического мониторинга по оценке состояния живых систем;
- навыками самостоятельного планирования и проведения экологического мониторинга экологического мониторинга и оценки состояния экосистем разного уровня;
- навыками оценки состояния экосистем различного уровня;
- навыками моделирования экосистем различного уровня с использованием современных информационных систем;
- навыками самостоятельного проведения научных исследований в области экологического мониторинга;
- навыками самостоятельного планирования и организации научных исследований, выбора адекватных методов по оценке экологического состояния окружающей среды и влияния антропогенных факторов на живые организмы;
- готовность генерировать новые научные идеи при решении исследовательских и практических задач;
- навыками организации, проведения и достижения результатов при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях;
- навыками организации, анализа и получения и оформления научных данных;
- навыками постановки цели и задач для достижения научных результатов с целью профессионального роста

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Научные основы экологического мониторинга
1.1. Цели и задачи экологического мониторинга. Объекты наблюдения. Классификация видов экологического мониторинга (по объектам наблюдения, по характеру обобщения информации, по методам наблюдений. Лекции 3 4 ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.2. Глобальный, региональный, национальный и локальный мониторинг. Практические 3 4 ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.3. Медико-экологический, биологический, радиационный мониторинг. Практические 3 4 ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.4. Фоновый мониторинг. Комплексный экологический мониторинг. Виды загрязнений окружающей среды: физическое, химическое, биологическое Сам. работа 3 18 ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Экологический мониторинг качества воздуха
2.1. Состав атмосферного воздуха. Источники и виды загрязнения воздушной среды. ПДК химических веществ в воздухе. Лекции 3 10 ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.2. Физико-химические и микробиологические методы оценки качества воздушной среды. Практические 3 4 ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.3. Санитарно-гигиенические оценка качества воздуха в рабочих и производственных помещениях Практические 3 6 ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.4. Загрязнение воздуха и здоровье человека Сам. работа 3 18 ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Экологический мониторинг качества воды
3.1. Источники и виды техногенного загрязнения поверхностных вод. Контролируемые параметры загрязнения воды. Влияние загрязняющих веществ на гидробионтов. Лекции 3 10 ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.2. Современные физико-химические методы оценки качества воды. Биологические методы оценки качества вод. Практические 3 6 ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.3. Анализ качества сточных вод. Контроль загрязнения. Практические 3 6 ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.4. Отбор, консервация и хранения проб воды, взятых для анализа. Органолептические, обобщенные и микробиологические показатели качества воды. Содержание неорганических веществ. Сам. работа 3 18 ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 4. Мониторинг экологического состояния и плодородия почвы
4.1. Факторы, влияющие на состояние и плодородие почв. Загрязнение почв. Организация экологического мониторинга качества почв.Параметры оценки экологического состояния почв. Лекции 4 6 ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.2. Методы оценки физических и физико-химических свойств почв. Оценка биологической активности почв. Биотестирование загрязнения почв. Практические 4 6 ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.3. Морфология почв и методы ее оценки. Химические и микробиологические методы оценки состояния почв. Сам. работа 4 10 ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 5. Мониторинг качества продуктов питания
5.1. Экологическая безопасность продуктов продовольственного сырья и продуктов питания. Категории продовольственных товаров.Экологические требования к пищевым производствам и предприятиям. Лекции 4 6 ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
5.2. Продукты питания и сроки их хранения. Пищевые добавки. Требования к информации на этикетках. Практические 4 6 ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
5.3. Органолептические, токсикологические, радиологические и микробиологические показатели качества пищевых продуктов. Практические 4 6 ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
5.4. Содержание антибиотиков, пестицидов, нитратов и тяжелых металлов в продуктах питания и продовольственном сырье. Сам. работа 4 10 ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 6. Медико-экологический мониторинг здоровья населения
6.1. Понятие популяционного здоровья. Медико-демографические параметры оценки здоровья населения Лекции 4 6 ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
6.2. Критерии выделения экологических зон по уровню здоровья населения. Практические 4 4 ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
6.3. Влияние природных факторов на здоровье населения Сам. работа 4 10 ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 7. Автоматизированные системы контроля окружающей среды
7.1. Аэрокосмический мониторинг и данные дистанционного зондирования Лекции 4 6 ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
7.2. Моделирование процессов и применение геоинформационных систем Практические 4 4 ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
7.3. Экологические информационные системы. Экологическое картографирование Сам. работа 4 8 ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 8. Биологический мониторинг состояния окружающей среды
8.1. Понятие о биоиндикации. Виды и уровни биоиндикации Лекции 4 4 ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
8.2. Оценка биологического разнообразия. Оценка условий местообитания Практические 4 12 ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
8.3. Оценка загрязнения основных сред обитания методами биоиндикации Сам. работа 4 4 ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 9. Правовые основы, принципы и методы оценки воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду
9.1. Законодательные, нормативно-правовые и научно-методические основы ОВОС. Принципы проведения ОВОС. Лекции 4 4 ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
9.2. Содержание разделов ОВОС. Методы ОВОС. Национальная процедура ОВОС и содержание разделов ОВОС. Практические 4 2 ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
9.3. Экологическая экспертиза проектов хозяйственной и иной деятельности Сам. работа 4 3 ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ашихмина Т.Я. Экологический мониторинг: учеб. пособие для вузов М.: Альма Матер, 2008 25
Л1.2 А.А. Околелова, Г.С. Егорова Экологический мониторинг : учебное пособие для студентов высших учебных заведений Волгоград : ВолгГТУ, 2014 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ларионов Н.М., Рябышенков А.С. Промышленная экология: учеб. для бакалавров М.: Юрайт, 2012
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.consultant.ru/
Э2 http://ecograde.bio.msu.ru/
Э3 http://cyberleninka.ru/
Э4 https://link.springer.com/
Э5 http://www.scopus.com
Э6 http://elibrary.ru
Э7 http://elibrary.asu.ru
Э8 http://www.ecoline.ru/
Э9 http://www.erh.ru/
Э10 http://ecoportal.ru/
Э11 http://www.aseko.org/
Э12 http://ecoportal.su
Э13 http://www.priroda.ru/
Э14 http://www.ecocommunity.ru/
Э15 http://www.mnr.gov.ru/
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office; Word, Excel, PowerPoint u др.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.mnr.gov.ru/
http://www.ecocommunity.ru/
http://www.priroda.ru/
http://ecoportal.su
http://www.aseko.org/
http://ecoportal.ru/
http://www.erh.ru/
http://www.ecoline.ru/
http://elibrary.asu.ru
http://elibrary.ru
http://www.scopus.com
https://link.springer.com/
http://cyberleninka.ru/
http://ecograde.bio.msu.ru/
http://www.consultant.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
213Л лаборатория биоэкологии - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 12 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; рабочий стол – 2 шт.; шкаф для хранения наглядных материалов – 2 шт.; компьютеры: марка Aquarius Pro модель P30S46 - 1 единица; марка КламаС Офис - 1 единица; электрокардиограф одно-трехканальный ЭКЗТ-01-Р-Д; микроскоп МБС-10; пламенный фотометр ПФА-378; рефрактометр портативный Refracto30PX Mettler Toledo; бинокуляр - 6 шт.; учебные пособия, лабораторные практикумы, определители растений и животных.
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
С первого занятия изучения курса студент должен иметь план занятий и учебный
материал – методические указания к лабораторно-практическим занятиям и литературу из
списка рекомендуемой.
Отчет по практическим работам является самостоятельной и индивидуальной
работой каждого студента.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ
ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Для более эффективного освоения тем и разделов рабочей программы
рекомендуется студентам изучать дополнительную литературу; вести конспект лекций;
вести словарь терминов по учебному курсу.
Студенту необходимо знать основные понятия, термины, развернутые
определения, использовать данные современной науки. Студенту необходимо
устанавливать причинно-следственные связи, излагать материал с учетом принципов
объективности и научности, уметь осуществлять анализ предлагаемых региональных
12
проблем. Студент должен продемонстрировать умение делать аргументированные
выводы.