МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Экологический мониторинг и оценка состояния окружающей среды

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экологии, биохимии и биотехнологии
Направление подготовки06.06.01. Биологические науки
НаправленностьЭкология
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость7 ЗЕТ
Учебный планz06_06_01_Экология-34-2020
Часов по учебному плану 252
в том числе:
аудиторные занятия 126
самостоятельная работа 99
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) 2 (4) Итого
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 24 24 32 32 56 56
Практические 30 30 40 40 70 70
Сам. работа 54 54 45 45 99 99
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 108 108 144 144 252 252

Программу составил(и):
д.б.н., зав. кафедрой, Соколова Г.Г.

Рецензент(ы):
к.с.-х.н., уч. сек. ФГБНУ ФАНЦА, Никитина Е.Д.

Рабочая программа дисциплины
Экологический мониторинг и оценка состояния окружающей среды

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 06.06.01 БИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 30.07.2014г. №871)

составлена на основании учебного плана:
06.06.01 Биологические науки
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Соколова Г.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой Соколова Г.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель освоения дисциплины - ознакомление студентов с основными понятиями в системе экологического мониторинга, с видами экологического мониторинга и его организацией, овладение навыками анализа и контроля состояния компонентов природных и антропогенных экосистем.
Задачи дисциплины:
- изучить основные понятия, виды и принципы организации экологического мониторинга;
- знать основные методы оценки состояния живых систем и окружающей среды;
- уметь планировать мероприятия по организации экологического мониторинга живых систем;
- обладать методами оценки последствий антропогенного воздействия на экосистемы.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1 способностью к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях
УК-5 способностью планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития
ПК-1 способностью использовать базовые теоретические знания в области экологии и охраны окружающей среды; демонстрировать знания методов изучения и сохранения биоразнообразия
ПК-2 готовностью применять современные методы, способы и средства получения информации для изучения, оценки и моделирования экосистем различного уровня
ПК-3 способностью самостоятельно планировать, организовывать и проводить научные исследования по оценке экологического состояния окружающей среды и влияния антропогенных факторов на живые организмы
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основы теоретических знаний в области экологии и охраны окружающей среды;
- основные методы изучения и сохранения биоразнообразия;
- современные полевые и лабораторные методы изучения экосистем различного уровня;
- современные способы и методы получения экологической информации с целью проведения экологического мониторинга состояния экосистем;
- основы научного планирования проведения полевых и лабораторных исследований по оценке экологического состояния окружающей среды и влияния антропогенных факторов на живые организмы;
- современные методы оценки экологического состояния окружающей среды и влияния антропогенных факторов на живые организмы;
- современные проблемы и научные достижения в области экологии и охраны окружающей среды;
- основы проведения экологического мониторинга разного уровня;
- перспективы повышения профессионального мастерства и личностного роста;
- основы планирования научных исследований и получения фактического материала
3.2.Уметь:
3.2.1.- демонстрировать теоретические знания в области экологии и знания методов изучения биоразнообразия для целей экологического мониторинга;
- использовать теоретические знания в области экологии и методы изучения биоразнообразия для целей оценки состояния окружающей среды и экосистем;
- применять современные методы, способы и средства получения информации для изучения экосистем различного уровня;
- применять современные методы, способы и средства оценки и моделирования экосистем различного уровня;
- организовывать и проводить научные исследования по оценке влияния антропогенных факторов на живые организмы;
- организовывать и проводить научные исследования по оценке экологического состояния окружающей среды;
- критически оценивать научные достижения с целью постановки задач для проведения научных исследований;
- оценивать критические экологические ситуации регионального масштаба и планировать мероприятия по их ликвидации;
- решать научные задачи для достижения поставленной цели;
- планировать и проводить научные исследования
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками организации экологического мониторинга по оценке состояния живых систем;
- навыками самостоятельного планирования и проведения экологического мониторинга экологического мониторинга и оценки состояния экосистем разного уровня;
- навыками оценки состояния экосистем различного уровня;
- навыками моделирования экосистем различного уровня с использованием современных информационных систем;
- навыками самостоятельного проведения научных исследований в области экологического мониторинга;
- навыками самостоятельного планирования и организации научных исследований, выбора адекватных методов по оценке экологического состояния окружающей среды и влияния антропогенных факторов на живые организмы;
- готовность генерировать новые научные идеи при решении исследовательских и практических задач;
- навыками организации, проведения и достижения результатов при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях;
- навыками организации, анализа и получения и оформления научных данных;
- навыками постановки цели и задач для достижения научных результатов с целью профессионального роста

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Научные основы экологического мониторинга
1.1. Цели и задачи экологического мониторинга. Объекты наблюдения. Классификация видов экологического мониторинга (по объектам наблюдения, по характеру обобщения информации, по методам наблюдений. Лекции 3 4 ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.2. Глобальный, региональный, национальный и локальный мониторинг. Практические 3 4 ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.3. Медико-экологический, биологический, радиационный мониторинг. Практические 3 4 ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.4. Фоновый мониторинг. Комплексный экологический мониторинг. Виды загрязнений окружающей среды: физическое, химическое, биологическое Сам. работа 3 18 ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Экологический мониторинг качества воздуха
2.1. Состав атмосферного воздуха. Источники и виды загрязнения воздушной среды. ПДК химических веществ в воздухе. Лекции 3 10 ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.2. Физико-химические и микробиологические методы оценки качества воздушной среды. Практические 3 4 ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.3. Санитарно-гигиенические оценка качества воздуха в рабочих и производственных помещениях Практические 3 6 ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.4. Загрязнение воздуха и здоровье человека Сам. работа 3 18 ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Экологический мониторинг качества воды
3.1. Источники и виды техногенного загрязнения поверхностных вод. Контролируемые параметры загрязнения воды. Влияние загрязняющих веществ на гидробионтов. Лекции 3 10 ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.2. Современные физико-химические методы оценки качества воды. Биологические методы оценки качества вод. Практические 3 6 ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.3. Анализ качества сточных вод. Контроль загрязнения. Практические 3 6 ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.4. Отбор, консервация и хранения проб воды, взятых для анализа. Органолептические, обобщенные и микробиологические показатели качества воды. Содержание неорганических веществ. Сам. работа 3 18 ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 4. Мониторинг экологического состояния и плодородия почвы
4.1. Факторы, влияющие на состояние и плодородие почв. Загрязнение почв. Организация экологического мониторинга качества почв.Параметры оценки экологического состояния почв. Лекции 4 6 ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.2. Методы оценки физических и физико-химических свойств почв. Оценка биологической активности почв. Биотестирование загрязнения почв. Практические 4 6 ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.3. Морфология почв и методы ее оценки. Химические и микробиологические методы оценки состояния почв. Сам. работа 4 10 ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 5. Мониторинг качества продуктов питания
5.1. Экологическая безопасность продуктов продовольственного сырья и продуктов питания. Категории продовольственных товаров.Экологические требования к пищевым производствам и предприятиям. Лекции 4 6 ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
5.2. Продукты питания и сроки их хранения. Пищевые добавки. Требования к информации на этикетках. Практические 4 6 ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
5.3. Органолептические, токсикологические, радиологические и микробиологические показатели качества пищевых продуктов. Практические 4 6 ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
5.4. Содержание антибиотиков, пестицидов, нитратов и тяжелых металлов в продуктах питания и продовольственном сырье. Сам. работа 4 10 ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 6. Медико-экологический мониторинг здоровья населения
6.1. Понятие популяционного здоровья. Медико-демографические параметры оценки здоровья населения Лекции 4 6 ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
6.2. Критерии выделения экологических зон по уровню здоровья населения. Практические 4 4 ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
6.3. Влияние природных факторов на здоровье населения Сам. работа 4 10 ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 7. Автоматизированные системы контроля окружающей среды
7.1. Аэрокосмический мониторинг и данные дистанционного зондирования Лекции 4 6 ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
7.2. Моделирование процессов и применение геоинформационных систем Практические 4 4 ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
7.3. Экологические информационные системы. Экологическое картографирование Сам. работа 4 8 ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 8. Биологический мониторинг состояния окружающей среды
8.1. Понятие о биоиндикации. Виды и уровни биоиндикации Лекции 4 4 ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
8.2. Оценка биологического разнообразия. Оценка условий местообитания Практические 4 12 ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
8.3. Оценка загрязнения основных сред обитания методами биоиндикации Сам. работа 4 4 ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 9. Правовые основы, принципы и методы оценки воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду
9.1. Законодательные, нормативно-правовые и научно-методические основы ОВОС. Принципы проведения ОВОС. Лекции 4 4 ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
9.2. Содержание разделов ОВОС. Методы ОВОС. Национальная процедура ОВОС и содержание разделов ОВОС. Практические 4 2 ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
9.3. Экологическая экспертиза проектов хозяйственной и иной деятельности Сам. работа 4 3 ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ашихмина Т.Я. Экологический мониторинг: учеб. пособие для вузов М.: Альма Матер, 2008 25
Л1.2 А.А. Околелова, Г.С. Егорова Экологический мониторинг : учебное пособие для студентов высших учебных заведений Волгоград : ВолгГТУ, 2014 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ларионов Н.М., Рябышенков А.С. Промышленная экология: учеб. для бакалавров М.: Юрайт, 2012
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.consultant.ru/
Э2 http://ecograde.bio.msu.ru/
Э3 http://cyberleninka.ru/
Э4 https://link.springer.com/
Э5 http://www.scopus.com
Э6 http://elibrary.ru
Э7 http://elibrary.asu.ru
Э8 http://www.ecoline.ru/
Э9 http://www.erh.ru/
Э10 http://ecoportal.ru/
Э11 http://www.aseko.org/
Э12 http://ecoportal.su
Э13 http://www.priroda.ru/
Э14 http://www.ecocommunity.ru/
Э15 http://www.mnr.gov.ru/
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office; Word, Excel, PowerPoint u др.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.mnr.gov.ru/
http://www.ecocommunity.ru/
http://www.priroda.ru/
http://ecoportal.su
http://www.aseko.org/
http://ecoportal.ru/
http://www.erh.ru/
http://www.ecoline.ru/
http://elibrary.asu.ru
http://elibrary.ru
http://www.scopus.com
https://link.springer.com/
http://cyberleninka.ru/
http://ecograde.bio.msu.ru/
http://www.consultant.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
213Л лаборатория биоэкологии - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 12 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; рабочий стол – 2 шт.; шкаф для хранения наглядных материалов – 2 шт.; компьютеры: марка Aquarius Pro модель P30S46 - 1 единица; марка КламаС Офис - 1 единица; электрокардиограф одно-трехканальный ЭКЗТ-01-Р-Д; микроскоп МБС-10; пламенный фотометр ПФА-378; рефрактометр портативный Refracto30PX Mettler Toledo; бинокуляр - 6 шт.; учебные пособия, лабораторные практикумы, определители растений и животных.
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
С первого занятия изучения курса студент должен иметь план занятий и учебный
материал – методические указания к лабораторно-практическим занятиям и литературу из
списка рекомендуемой.
Отчет по практическим работам является самостоятельной и индивидуальной
работой каждого студента.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ
ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Для более эффективного освоения тем и разделов рабочей программы
рекомендуется студентам изучать дополнительную литературу; вести конспект лекций;
вести словарь терминов по учебному курсу.
Студенту необходимо знать основные понятия, термины, развернутые
определения, использовать данные современной науки. Студенту необходимо
устанавливать причинно-следственные связи, излагать материал с учетом принципов
объективности и научности, уметь осуществлять анализ предлагаемых региональных
12
проблем. Студент должен продемонстрировать умение делать аргументированные
выводы.