МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Экологическая эпидемиология и токсикология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экологии, биохимии и биотехнологии
Направление подготовки06.03.01. Биология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план06_03_01_Биология-4-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 44
самостоятельная работа 64
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Лабораторные 24 24 24 24
Сам. работа 64 64 64 64
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.б.н., доцент, Шарлаева Е.А.

Рецензент(ы):
к.с.-х.н., уч. сек. ФГБНУ ФАНЦА, Никитина Е.Д.

Рабочая программа дисциплины
Экологическая эпидемиология и токсикология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 06.03.01 БИОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №944)

составлена на основании учебного плана:
06.03.01 Биология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Соколова Г.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой Соколова Г.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель освоения дисциплины - познакомить студентов с теоретическими основами и прикладными аспектами взаимодействия человека с окружающей средой, показать влияние различных факторов среды на здоровье и благополучие населения и отдельных лиц.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.06

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2 способностью применять на практике приемы составления научно-технических отчетов, обзоров, аналитических карт и пояснительных записок, излагать и критически анализировать получаемую информацию и представлять результаты полевых и лабораторных биологических исследований
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- требования к оформлению обзоров, пояснительных записок, презентаций и т.п.;
- стандарты и требования к оформлению обзоров, пояснительных записок, презентаций и т.п.
3.2.Уметь:
3.2.1.- критически анализировать получаемую информацию;
- критически анализировать получаемую информацию и представлять результаты исследований.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- способностью применять на практике приемы составления обзоров, докладов, презентаций;
- способностью применять на практике приемы составления отчетов, обзоров, докладов, презентаций.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОЛОГИЧЕСКУЮ ЭПИДЕМИОЛОГИЮ И ТОКСИКОЛОГИЮ. ЭПИДЕМИОЛОГИЯ ИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ.
1.1. Введение в экологическую эпидемиологию и токсикологию: история формирования и предмет исследований. Лекции 5 1 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
1.2. Инфекционные заболевания. Учение об эпидемиологическом процессе. Лекции 5 1 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
1.3. Эндемичные и природно-очаговые заболевания Лекции 5 1 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
1.4. Эпидемиология инфекционных и паразитарных заболеваний. Эндемичные и природно-очаговые болезни Лабораторные 5 4 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
1.5. Становление санитарной эпидемиологии. Инфекционные заболевания: источники, пути передачи инфекционных заболеваний, факторы неспецифической и специфической резистентности организмов. Организмы переносчики возбудителей заболеваний. Очаг инфекционного заболевания. Понятие эпидемии и пандемии.Меры борьбы с эпидемиями. Эндемичные и природно-очаговые болезни. Сам. работа 5 16 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
Раздел 2. ОСОВНЫЕ МЕТОДЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭПИДЕМИОЛОГИИ И ОЦЕНКИ РИСКА
2.1. Эпидемиология неинфекционных заболеваний. Основные направления эколого-эпидемиологических работ. Лекции 5 1 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
2.2. Методы оценки воздействия загрязнения окружающей среды на здоровье населения. Биомониторинг. Лекции 5 2 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
2.3. Оценка риска воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды на здоровье населения Лекции 5 2 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
2.4. Эпидемиология неинфекционных заболеваний. Методы эколого-эпидемиологических исследований и оценка риска воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды на здоровье населения Лабораторные 5 4 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
2.5. Основные методы экологической эпидемиологии. Понятия риск для здоровья и экологический риск. Управление риском.Международные и национальные программы в области экологической эпидемиологии. Сам. работа 5 14 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
Раздел 3. ВЛИЯНИЕ ФАКТОРОВ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА
3.1. Окружающая среда и здоровье человека. Основные показатели здоровья населения, используемые в эколого-эпидемиологических исследованиях. Лекции 5 2 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
3.2. Факторы среды, участвующие в формировании здоровья человека. Основные показатели здоровья населения, используемые в эколого-эпидемиологических исследованиях. Эпидемиология неинфекционных заболеваний. Основные направления эколого-эпидемиологических работ. Роль факторов окружающей среды в развитии злокачественных новообразований; факторы окружающей среды и репродуктивное здоровье, особенности воздействия неблагоприятных факторов среды на состояние здоровья детского населения. Сам. работа 5 14 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
3.3. Химическое загрязнение окружающей среды и здоровье населения. Основы экологической токсикологии. Лекции 5 2 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
3.4. Глобальные экологические проблемы, обусловленные химическим загрязнением окружающей среды. Лабораторные 5 4 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
3.5. Основные химические вещества, влияющие на здоровье человека. Тяжелые металлы и стойкие органические растворители. Диоксины. Химическое загрязнение окружающей среды и здоровье населения.Экологические заболевания. Сам. работа 5 12 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
3.6. Воздействие токсичных веществ на живые организмы Лабораторные 5 4 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
3.7. Медико-биологические особенности воздействия на организм человека физических факторов окружающей среды (вибрация, шум. ЭМП) Лекции 5 4 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
3.8. Метеорологические условия, как комплекс физических факторов окружающей среды, действующих на человека Лекции 5 2 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
3.9. Медико-биологические особенности воздействия на организм человека физических факторов окружающей среды Лабораторные 5 4 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
3.10. Медико-биологические особенности воздействия на организм человека вибрации, шума, инфразвука, ультразвука, электромагнитных полей и излучений. Изменение климата как фактор риска для здоровья населения. Производственный микроклимат: нагревающий, охлаждающий. Сам. работа 5 6 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
Раздел 4. ОСНОВЫ ГИГИЕНИЧЕСКОГО НОРМИРОВАНИЯ
4.1. Гигиеническое нормирование факторов окружающей среды, воздействующих на здоровье населения Лекции 5 2 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
4.2. Гигиеническое нормирование факторов окружающей среды, воздействующих на здоровье населения Лабораторные 5 4 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
4.3. Гигиеническое нормирование факторов окружающей среды, воздействующих на здоровье населения. Нормативные документы, реголаментирующие качество окружающей среды. Сам. работа 5 2 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Шарлаева Е.А. Экологическая токсикология: учебное пособие Азбука, 2007
Л1.2 Ревич Б. А. , Авалиани С. А., Тихонова Г. И. Экологическая эпидемиология: учебник для вузов М. : Академия, 2004
Л1.3 Лузянин С Л. Экологическая эпидемиология и токсикология: практикум Кемеровский государственный университет, 2014 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Николайкин Н.И., Николайкина Н.Е., Мелехова О.П. Экология: учебник для вузов М.: Дрофа, 2004
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 www.medlain.ru
Э2 www.medsite.net.ru
Э3 www.medbook.net.ru
Э4 www.medlit.ru/medrus/gigien.htm
Э5 http://www.fcgsen.ru/27/spr_infor.htm
Э6 http://lib.susu.ac.ru/
Э7 Курс в Moodle "Экологичекая эпидемиология и токсикология" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office; Word, Excel, PowerPoint u др.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.mnr.gov.ru/
http://www.ecocommunity.ru/
http://www.priroda.ru/
http://ecoportal.su
http://www.aseko.org/
http://ecoportal.ru/
http://www.erh.ru/
http://www.ecoline.ru/
http://elibrary.asu.ru
http://elibrary.ru
http://www.scopus.com
https://link.springer.com/
http://cyberleninka.ru/
http://ecograde.bio.msu.ru/
http://www.consultant.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
111Л лаборатория землеведения и почвоведения; кабинет почвоведения; кабинет почвоведения, земледелия и агрохимии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 26 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; стационарный экран: марка Digis Optimal-C – 1 шт.; шкаф для хранения наглядного материала для занятий по почвоведению и геологии (коллекция почв, минералов, схемы, рисунки) – 2 шт.
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В основу данного курса положены современные представления об основных направлениях эпидемиологических исследований, об особенностях течения эпидемического процесса, факторах способствующих возникновению и распространению различных инфекционных и неинфекционных заболеваний. В рамках курса рассматриваются основные методы эколого-эпидемиологических исследований и оценки риска воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды на здоровье населения; особенности взаимодействия человека с окружающей средой, основы гигиенического нормирования факторов, воздействующих на здоровье человека.
Программой курса предусмотрены следующие формы организации учебного процесса: лекции (вводная, тематические), лабораторные занятия, самостоятельная работа студентов. Текущий контроль знаний по дисциплине осуществляется на практических занятиях в форме письменных контрольных работ и устных опросов. Проверка самостоятельной работы студентов осуществляется преподавателем в часы индивидуальных консультаций. Для итогового контроля знаний предполагается проведение зачета. Зачет проводится в устной форме. Оцениваются как качественные характеристики оценки знаний студентов, такие как полнота, обобщенность, системность и прочность знаний, так и косвенные показатели: познавательная активность и интерес, самостоятельность, критичность и т.д. Зачет выставляется студентам, освоившим основные положения теории, посетившим практические занятия, и ответившим на вопросы.