МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Экологическая эпидемиология и токсикология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экологии, биохимии и биотехнологии
Направление подготовки06.03.01. Биология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план06_03_01_Биология-4-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 44
самостоятельная работа 64
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Лабораторные 24 24 24 24
Сам. работа 64 64 64 64
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.б.н., доцент, Шарлаева Е.А.

Рецензент(ы):
к.с.-х.н., уч. сек. ФГБНУ ФАНЦА, Никитина Е.Д.

Рабочая программа дисциплины
Экологическая эпидемиология и токсикология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 06.03.01 БИОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №944)

составлена на основании учебного плана:
06.03.01 Биология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Соколова Г.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой Соколова Г.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель освоения дисциплины - познакомить студентов с теоретическими основами и прикладными аспектами взаимодействия человека с окружающей средой, показать влияние различных факторов среды на здоровье и благополучие населения и отдельных лиц.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.06

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2 способностью применять на практике приемы составления научно-технических отчетов, обзоров, аналитических карт и пояснительных записок, излагать и критически анализировать получаемую информацию и представлять результаты полевых и лабораторных биологических исследований
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- требования к оформлению обзоров, пояснительных записок, презентаций и т.п.;
- стандарты и требования к оформлению обзоров, пояснительных записок, презентаций и т.п.
3.2.Уметь:
3.2.1.- критически анализировать получаемую информацию;
- критически анализировать получаемую информацию и представлять результаты исследований.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- способностью применять на практике приемы составления обзоров, докладов, презентаций;
- способностью применять на практике приемы составления отчетов, обзоров, докладов, презентаций.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОЛОГИЧЕСКУЮ ЭПИДЕМИОЛОГИЮ И ТОКСИКОЛОГИЮ. ЭПИДЕМИОЛОГИЯ ИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ.
1.1. Введение в экологическую эпидемиологию и токсикологию: история формирования и предмет исследований. Лекции 5 1 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
1.2. Инфекционные заболевания. Учение об эпидемиологическом процессе. Лекции 5 1 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
1.3. Эндемичные и природно-очаговые заболевания Лекции 5 1 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
1.4. Эпидемиология инфекционных и паразитарных заболеваний. Эндемичные и природно-очаговые болезни Лабораторные 5 4 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
1.5. Становление санитарной эпидемиологии. Инфекционные заболевания: источники, пути передачи инфекционных заболеваний, факторы неспецифической и специфической резистентности организмов. Организмы переносчики возбудителей заболеваний. Очаг инфекционного заболевания. Понятие эпидемии и пандемии.Меры борьбы с эпидемиями. Эндемичные и природно-очаговые болезни. Сам. работа 5 16 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
Раздел 2. ОСОВНЫЕ МЕТОДЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭПИДЕМИОЛОГИИ И ОЦЕНКИ РИСКА
2.1. Эпидемиология неинфекционных заболеваний. Основные направления эколого-эпидемиологических работ. Лекции 5 1 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
2.2. Методы оценки воздействия загрязнения окружающей среды на здоровье населения. Биомониторинг. Лекции 5 2 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
2.3. Оценка риска воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды на здоровье населения Лекции 5 2 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
2.4. Эпидемиология неинфекционных заболеваний. Методы эколого-эпидемиологических исследований и оценка риска воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды на здоровье населения Лабораторные 5 4 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
2.5. Основные методы экологической эпидемиологии. Понятия риск для здоровья и экологический риск. Управление риском.Международные и национальные программы в области экологической эпидемиологии. Сам. работа 5 14 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
Раздел 3. ВЛИЯНИЕ ФАКТОРОВ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА
3.1. Окружающая среда и здоровье человека. Основные показатели здоровья населения, используемые в эколого-эпидемиологических исследованиях. Лекции 5 2 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
3.2. Факторы среды, участвующие в формировании здоровья человека. Основные показатели здоровья населения, используемые в эколого-эпидемиологических исследованиях. Эпидемиология неинфекционных заболеваний. Основные направления эколого-эпидемиологических работ. Роль факторов окружающей среды в развитии злокачественных новообразований; факторы окружающей среды и репродуктивное здоровье, особенности воздействия неблагоприятных факторов среды на состояние здоровья детского населения. Сам. работа 5 14 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
3.3. Химическое загрязнение окружающей среды и здоровье населения. Основы экологической токсикологии. Лекции 5 2 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
3.4. Глобальные экологические проблемы, обусловленные химическим загрязнением окружающей среды. Лабораторные 5 4 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
3.5. Основные химические вещества, влияющие на здоровье человека. Тяжелые металлы и стойкие органические растворители. Диоксины. Химическое загрязнение окружающей среды и здоровье населения.Экологические заболевания. Сам. работа 5 12 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
3.6. Воздействие токсичных веществ на живые организмы Лабораторные 5 4 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
3.7. Медико-биологические особенности воздействия на организм человека физических факторов окружающей среды (вибрация, шум. ЭМП) Лекции 5 4 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
3.8. Метеорологические условия, как комплекс физических факторов окружающей среды, действующих на человека Лекции 5 2 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
3.9. Медико-биологические особенности воздействия на организм человека физических факторов окружающей среды Лабораторные 5 4 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
3.10. Медико-биологические особенности воздействия на организм человека вибрации, шума, инфразвука, ультразвука, электромагнитных полей и излучений. Изменение климата как фактор риска для здоровья населения. Производственный микроклимат: нагревающий, охлаждающий. Сам. работа 5 6 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
Раздел 4. ОСНОВЫ ГИГИЕНИЧЕСКОГО НОРМИРОВАНИЯ
4.1. Гигиеническое нормирование факторов окружающей среды, воздействующих на здоровье населения Лекции 5 2 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
4.2. Гигиеническое нормирование факторов окружающей среды, воздействующих на здоровье населения Лабораторные 5 4 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
4.3. Гигиеническое нормирование факторов окружающей среды, воздействующих на здоровье населения. Нормативные документы, реголаментирующие качество окружающей среды. Сам. работа 5 2 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Шарлаева Е.А. Экологическая токсикология: учебное пособие Азбука, 2007
Л1.2 Ревич Б. А. , Авалиани С. А., Тихонова Г. И. Экологическая эпидемиология: учебник для вузов М. : Академия, 2004
Л1.3 Лузянин С Л. Экологическая эпидемиология и токсикология: практикум Кемеровский государственный университет, 2014 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Николайкин Н.И., Николайкина Н.Е., Мелехова О.П. Экология: учебник для вузов М.: Дрофа, 2004
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 www.medlain.ru
Э2 www.medsite.net.ru
Э3 www.medbook.net.ru
Э4 www.medlit.ru/medrus/gigien.htm
Э5 http://www.fcgsen.ru/27/spr_infor.htm
Э6 http://lib.susu.ac.ru/
Э7 Курс в Moodle "Экологичекая эпидемиология и токсикология" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office; Word, Excel, PowerPoint u др.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.mnr.gov.ru/
http://www.ecocommunity.ru/
http://www.priroda.ru/
http://ecoportal.su
http://www.aseko.org/
http://ecoportal.ru/
http://www.erh.ru/
http://www.ecoline.ru/
http://elibrary.asu.ru
http://elibrary.ru
http://www.scopus.com
https://link.springer.com/
http://cyberleninka.ru/
http://ecograde.bio.msu.ru/
http://www.consultant.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
111Л лаборатория землеведения и почвоведения; кабинет почвоведения; кабинет почвоведения, земледелия и агрохимии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 26 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; стационарный экран: марка Digis Optimal-C – 1 шт.; шкаф для хранения наглядного материала для занятий по почвоведению и геологии (коллекция почв, минералов, схемы, рисунки) – 2 шт.
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В основу данного курса положены современные представления об основных направлениях эпидемиологических исследований, об особенностях течения эпидемического процесса, факторах способствующих возникновению и распространению различных инфекционных и неинфекционных заболеваний. В рамках курса рассматриваются основные методы эколого-эпидемиологических исследований и оценки риска воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды на здоровье населения; особенности взаимодействия человека с окружающей средой, основы гигиенического нормирования факторов, воздействующих на здоровье человека.
Программой курса предусмотрены следующие формы организации учебного процесса: лекции (вводная, тематические), лабораторные занятия, самостоятельная работа студентов. Текущий контроль знаний по дисциплине осуществляется на практических занятиях в форме письменных контрольных работ и устных опросов. Проверка самостоятельной работы студентов осуществляется преподавателем в часы индивидуальных консультаций. Для итогового контроля знаний предполагается проведение зачета. Зачет проводится в устной форме. Оцениваются как качественные характеристики оценки знаний студентов, такие как полнота, обобщенность, системность и прочность знаний, так и косвенные показатели: познавательная активность и интерес, самостоятельность, критичность и т.д. Зачет выставляется студентам, освоившим основные положения теории, посетившим практические занятия, и ответившим на вопросы.