МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Экологическая экспертиза

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экологии, биохимии и биотехнологии
Направление подготовки27.03.02. Управление качеством
ПрофильУправление качеством продукции на основе использования биоресурсов региона
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план27_03_02_ УК-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 38
самостоятельная работа 70
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 22
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Лабораторные 10 10 10 10
Практические 10 10 10 10
Сам. работа 70 70 70 70
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.б.н., доцент, Нефедьев П.С.

Рецензент(ы):
д.б.н., директор ИВЭП СО РАН, Пузанов А.В.

Рабочая программа дисциплины
Экологическая экспертиза

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 27.03.02 УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016г. №92)

составлена на основании учебного плана:
27.03.02 Управление качеством
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от 23.06.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Соколова Г.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от 23.06.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой Соколова Г.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель освоения дисциплтины - повышение грамотности специалистов в области охраны оружающей среды и рационального природопользования; формирование знаний экологического обоснования хозяйственной и иной деятельности в прединвестиционной и проектной документации; выработка навыков использования методов и принципов оценки воздействия на окружающую среду и проведение государственной и общественной экологической экспертизы.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-9 готовностью пользоваться основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий
ПК-8 способностью осуществлять мониторинг и владеть методами оценки прогресса в области улучшения качества
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- теоретические основы защиты производственного персонала и населения от возможных негативных последствий воздействия на окружающую среду;
- теоретические основы мониторинга качества окружающей среды;
- основные методы защиты производственного персонала и населения от возможных аварий и экологических катастроф ;
- методологию оценки прогресса в области улучшения качества окружающей среды
3.2.Уметь:
3.2.1.- применять основные методы защиты производственного персонала и населения от возможных негативных последствий воздействия на окружающую среду;
- осуществлять процедуру проведения мониторинга для улучшения качества окружающей среды;
- планировать мероприятия по защите производственного персонала и населения от возможных аварий и экологических катастроф;
- использовать основные методы оценки прогресса в области улучшения качества окружающей среды
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками выбора методов защиты производственного персонала и населения от возможных негативных последствий воздействия на окружающую среду;
- навыками оценки качества окружающей среды;
- навыками организации защиты производственного персонала и населения от возможных аварий и экологических катастроф ;
- навыками реализации методов оценки прогресса в области улучшения качества окружающей среды.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Организационные основы государственного управления в сфере охраны окружающей среды
1.1. Основные определения и понятия. Краткий исторический обзор методов проектирования в России и за рубежом. Лекции 2 4 ОК-9, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.2. Специальные природоохранные органы Российской Федерации Лабораторные 2 2 ОК-9, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.3. Система органов государственного управления в области охраны окружающей среды Сам. работа 2 10 ОК-9, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Геоэкологическое обоснование хозяйственной деятельности. Лекции 2 4 ОК-9, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.2. Законодательная база Российской Федерации в области охраны окружающей среды. Лабораторные 2 2 ОК-9, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.3. Научно-методические вопросы экологического обоснования региональных и отраслевых плановых и проектных материалов. Практические 2 4 ОК-9, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.4. Экологическое обоснование в проектной градостроительной документации: виды, формы и содержание. Генеральные планы городов, районов и иных поселений. Лабораторные 2 2 ОК-9, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.5. Геоэкологические проблемы инженерного обеспечения городов и их частей: водоснабжение, водоотведение, твердые отходы и их утилизация, выбросы в атмосферу, сбросы сточных вод в водоемы и т.д. Понятие о ПДВ и ПДС, временных нормах этих величин, методах расчетов и порядке их утверждения. Сам. работа 2 10 ОК-9, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 3. ОЦЕНКА ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ ПРИРОДНУЮ СРЕДЫ
3.1. Сравнительный анализ отечественных и зарубежных нормативов и опыта ОВОС. Инструктивная и нормативная базы ОВОС. Особенности отраслевых ОВОС. Оценка влияния хозяйства на природу (воздействия–изменения–последствия). Лекции 2 4 ОК-9, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.2. Методы и средства оценки воздействия на окружающую среду и экологической экспертизы. Лабораторные 2 1 ОК-9, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.3. Методика оценки интенсивности техногенных нагрузок на природную среду. Интегральные показатели техногенных воздействий на ландшафт. экологической обстановки. Сам. работа 2 6 ОК-9, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.4. Стадии и этапы проведения оценки воздействия на окружающую среду. Лабораторные 2 1 ОК-9, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.5. Геоэкологическое обоснование лицензий на природопользование. Методы частного (отраслевого) и комплексного физико-географического прогноза воздействия на природу. Примеры лицензирования и экологического обоснования добычи полезных ископаемых, минеральных и питьевых вод. Практические 2 4 ОК-9, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 4. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРИРОДООХРАННЫХ И ЗАЩИТНЫХ ОБЪЕКТОВ
4.1. Содержание ТЭО и проектов мероприятий по охране, защите, реабилитации и мелиорации природной среды и ландшафтов. Опыт составления ТЭО и проектов экомониторинга городов, промышленных зон и комбинатов. Проблемы мониторинга: технологические и экологические аспекты. Лекции 2 4 ОК-9, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.2. Проектирование заповедников, национальных парков, заказников, лесопарков, рекреационных объектов. Геоэкологические обоснование санитарных и водоохранных зон, природных и техногенных условий. Лабораторные 2 1 ОК-9, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.3. Проектирование и экологическое обоснование природозащитных объектов. Сам. работа 2 14 ОК-9, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 5. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА
5.1. Цель и задачи, объекты и субъекты, принципы и критерии. Виды экологических экспертиз, их задачи и функции. Лекции 2 2 ОК-9, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
5.2. Процедура государственной экологической экспертизы. Лабораторные 2 1 ОК-9, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
5.3. Общественная экологическая экспертиза. Практические 2 2 ОК-9, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
5.4. Проектирование и экспертиза. Геоэкологические принципы проектирования и экспертизы, их взаимосвязь. Сам. работа 2 3 ОК-9, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
5.5. Подготовка к практическим занятиям и зачету Сам. работа 2 27 ОК-9, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
в приложении
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
в приложении
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Отто Ольга Витальевна Экология: Учебное пособие Барнаул: издательство АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
Л1.2 Шамраев, А.В. Экологический мониторинг и экспертиза : учебное пособие Оренбург : Оренбургский государственный университет, 2014 URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=270263
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ю.А. Мандра, Н.И. Корнилов, Е.Е. Степаненко, С.В. Окрут Экологическая экспертиза предприятий: Учебная литература для ВУЗов Ставропольский государственный аграрный университет, 2013 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в ЭИОС portal.edu.asu.ru
Э2 Всероссийский экологический портал ecoportal.ru
Э3 Минприроды России www.mnr.gov.ru
Э4 Природа России: национальный портал www.priroda.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010),бессрочно
Windows 7 Professional (№ 61834699 от 22.04.2013), бессрочно
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), бессрочно
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), бессрочно
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf ),бессрочно
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Профессиональная база данных: электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Профессиональная база данных: научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
3. Электронная база данных справочной правовой системы ГАРАНТ.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
201Л лаборатория экологического мониторинга; лаборатория приборов экологического контроля; лаборатория контроля загрязнения атмосферы и воды; лаборатория «Учебная метеорологическая станция»; полигон экологического мониторинга - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; шкафы для хранения лабораторной посуды ТШ-201 - 2 шт.; раковина - 2 шт.; компьютер: марка Athionx; микроскоп Микромед - 3 шт.; микроскоп Альтами – 7 шт.; микроскоп бинокулярный Микмед-5 – 2 шт.; нитромер портативный «Нитрат – тест»; термоанеометр ТКА-ПКМ-50; термометр метеорологический Савинова; термостат ТС-1/20; фотоэлектроколориметр КФК-2; фотоэлектроколориметр цифровой АП-101; весы Охаус SC 4010; динамометр ДК-100 – 3 шт.; дозиметр бытовой МКС-0,5; дистиллятор ДЭ-10; комплексная лаборатория «НКВ» с набором укладкой для фотоколориметрирования; люксметр «ТКА-Люкс» 4 шт.; анализатор шума и вибрации «Ассистент»; весы медицинские с ростомером Vitek; спирометр сухой портативный – 4 шт.; набор реактивов и химической посуды

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для более эффективного освоения тем и разделов рабочей программы дисциплины студентам рекомендуется:
1. вести конспект лекций;
2. изучать основную и дополнительную литературу;
3. вести словарь терминов по учебному курсу.

Студенту необходимо знать основные понятия, термины, развернутые определения, использовать данные современной науки.

Студенту необходимо устанавливать причинно-следственные связи, излагать материал с учетом принципов
объективности и научности, уметь осуществлять анализ основных экологических проблем региона.

Студент должен продемонстрировать умение делать аргументированные выводы.