Закреплена за кафедрой | Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии |
---|---|
Направление подготовки | 27.03.02. Управление качеством |
Профиль | Управление качеством продукции на основе использования биоресурсов региона |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 27_03_02_ УК-1-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (2) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 22 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 |
Лабораторные | 10 | 10 | 10 | 10 |
Практические | 10 | 10 | 10 | 10 |
Сам. работа | 70 | 70 | 70 | 70 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии
Протокол от 23.06.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой Соколова Г.Г.
1.1. | Цель освоения дисциплтины - повышение грамотности специалистов в области охраны оружающей среды и рационального природопользования; формирование знаний экологического обоснования хозяйственной и иной деятельности в прединвестиционной и проектной документации; выработка навыков использования методов и принципов оценки воздействия на окружающую среду и проведение государственной и общественной экологической экспертизы. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ОК-9 | готовностью пользоваться основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий |
ПК-8 | способностью осуществлять мониторинг и владеть методами оценки прогресса в области улучшения качества |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - теоретические основы защиты производственного персонала и населения от возможных негативных последствий воздействия на окружающую среду; - теоретические основы мониторинга качества окружающей среды; - основные методы защиты производственного персонала и населения от возможных аварий и экологических катастроф ; - методологию оценки прогресса в области улучшения качества окружающей среды |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - применять основные методы защиты производственного персонала и населения от возможных негативных последствий воздействия на окружающую среду; - осуществлять процедуру проведения мониторинга для улучшения качества окружающей среды; - планировать мероприятия по защите производственного персонала и населения от возможных аварий и экологических катастроф; - использовать основные методы оценки прогресса в области улучшения качества окружающей среды |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - навыками выбора методов защиты производственного персонала и населения от возможных негативных последствий воздействия на окружающую среду; - навыками оценки качества окружающей среды; - навыками организации защиты производственного персонала и населения от возможных аварий и экологических катастроф ; - навыками реализации методов оценки прогресса в области улучшения качества окружающей среды. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Организационные основы государственного управления в сфере охраны окружающей среды | ||||||
1.1. | Основные определения и понятия. Краткий исторический обзор методов проектирования в России и за рубежом. | Лекции | 2 | 4 | ОК-9, ПК-8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.2. | Специальные природоохранные органы Российской Федерации | Лабораторные | 2 | 2 | ОК-9, ПК-8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.3. | Система органов государственного управления в области охраны окружающей среды | Сам. работа | 2 | 10 | ОК-9, ПК-8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
Раздел 2. ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | ||||||
2.1. | Геоэкологическое обоснование хозяйственной деятельности. | Лекции | 2 | 4 | ОК-9, ПК-8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.2. | Законодательная база Российской Федерации в области охраны окружающей среды. | Лабораторные | 2 | 2 | ОК-9, ПК-8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.3. | Научно-методические вопросы экологического обоснования региональных и отраслевых плановых и проектных материалов. | Практические | 2 | 4 | ОК-9, ПК-8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.4. | Экологическое обоснование в проектной градостроительной документации: виды, формы и содержание. Генеральные планы городов, районов и иных поселений. | Лабораторные | 2 | 2 | ОК-9, ПК-8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.5. | Геоэкологические проблемы инженерного обеспечения городов и их частей: водоснабжение, водоотведение, твердые отходы и их утилизация, выбросы в атмосферу, сбросы сточных вод в водоемы и т.д. Понятие о ПДВ и ПДС, временных нормах этих величин, методах расчетов и порядке их утверждения. | Сам. работа | 2 | 10 | ОК-9, ПК-8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
Раздел 3. ОЦЕНКА ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ ПРИРОДНУЮ СРЕДЫ | ||||||
3.1. | Сравнительный анализ отечественных и зарубежных нормативов и опыта ОВОС. Инструктивная и нормативная базы ОВОС. Особенности отраслевых ОВОС. Оценка влияния хозяйства на природу (воздействия–изменения–последствия). | Лекции | 2 | 4 | ОК-9, ПК-8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
3.2. | Методы и средства оценки воздействия на окружающую среду и экологической экспертизы. | Лабораторные | 2 | 1 | ОК-9, ПК-8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
3.3. | Методика оценки интенсивности техногенных нагрузок на природную среду. Интегральные показатели техногенных воздействий на ландшафт. экологической обстановки. | Сам. работа | 2 | 6 | ОК-9, ПК-8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
3.4. | Стадии и этапы проведения оценки воздействия на окружающую среду. | Лабораторные | 2 | 1 | ОК-9, ПК-8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
3.5. | Геоэкологическое обоснование лицензий на природопользование. Методы частного (отраслевого) и комплексного физико-географического прогноза воздействия на природу. Примеры лицензирования и экологического обоснования добычи полезных ископаемых, минеральных и питьевых вод. | Практические | 2 | 4 | ОК-9, ПК-8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
Раздел 4. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРИРОДООХРАННЫХ И ЗАЩИТНЫХ ОБЪЕКТОВ | ||||||
4.1. | Содержание ТЭО и проектов мероприятий по охране, защите, реабилитации и мелиорации природной среды и ландшафтов. Опыт составления ТЭО и проектов экомониторинга городов, промышленных зон и комбинатов. Проблемы мониторинга: технологические и экологические аспекты. | Лекции | 2 | 4 | ОК-9, ПК-8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
4.2. | Проектирование заповедников, национальных парков, заказников, лесопарков, рекреационных объектов. Геоэкологические обоснование санитарных и водоохранных зон, природных и техногенных условий. | Лабораторные | 2 | 1 | ОК-9, ПК-8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
4.3. | Проектирование и экологическое обоснование природозащитных объектов. | Сам. работа | 2 | 14 | ОК-9, ПК-8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
Раздел 5. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА | ||||||
5.1. | Цель и задачи, объекты и субъекты, принципы и критерии. Виды экологических экспертиз, их задачи и функции. | Лекции | 2 | 2 | ОК-9, ПК-8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
5.2. | Процедура государственной экологической экспертизы. | Лабораторные | 2 | 1 | ОК-9, ПК-8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
5.3. | Общественная экологическая экспертиза. | Практические | 2 | 2 | ОК-9, ПК-8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
5.4. | Проектирование и экспертиза. Геоэкологические принципы проектирования и экспертизы, их взаимосвязь. | Сам. работа | 2 | 3 | ОК-9, ПК-8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
5.5. | Подготовка к практическим занятиям и зачету | Сам. работа | 2 | 27 | ОК-9, ПК-8 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
в приложении |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
в приложении |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
в приложении |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Отто Ольга Витальевна | Экология: Учебное пособие | Барнаул: издательство АлтГУ, 2014 | elibrary.asu.ru |
Л1.2 | Шамраев, А.В. | Экологический мониторинг и экспертиза : учебное пособие | Оренбург : Оренбургский государственный университет, 2014 | URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=270263 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Ю.А. Мандра, Н.И. Корнилов, Е.Е. Степаненко, С.В. Окрут | Экологическая экспертиза предприятий: Учебная литература для ВУЗов | Ставропольский государственный аграрный университет, 2013 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Курс в ЭИОС | portal.edu.asu.ru | ||
Э2 | Всероссийский экологический портал | ecoportal.ru | ||
Э3 | Минприроды России | www.mnr.gov.ru | ||
Э4 | Природа России: национальный портал | www.priroda.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010),бессрочно Windows 7 Professional (№ 61834699 от 22.04.2013), бессрочно Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), бессрочно 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), бессрочно AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf ),бессрочно | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Профессиональная база данных: электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 2. Профессиональная база данных: научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) 3. Электронная база данных справочной правовой системы ГАРАНТ. |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
201Л | лаборатория экологического мониторинга; лаборатория приборов экологического контроля; лаборатория контроля загрязнения атмосферы и воды; лаборатория «Учебная метеорологическая станция»; полигон экологического мониторинга - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 14 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; шкафы для хранения лабораторной посуды ТШ-201 - 2 шт.; раковина - 2 шт.; компьютер: марка Athionx; микроскоп Микромед - 3 шт.; микроскоп Альтами – 7 шт.; микроскоп бинокулярный Микмед-5 – 2 шт.; нитромер портативный «Нитрат – тест»; термоанеометр ТКА-ПКМ-50; термометр метеорологический Савинова; термостат ТС-1/20; фотоэлектроколориметр КФК-2; фотоэлектроколориметр цифровой АП-101; весы Охаус SC 4010; динамометр ДК-100 – 3 шт.; дозиметр бытовой МКС-0,5; дистиллятор ДЭ-10; комплексная лаборатория «НКВ» с набором укладкой для фотоколориметрирования; люксметр «ТКА-Люкс» 4 шт.; анализатор шума и вибрации «Ассистент»; весы медицинские с ростомером Vitek; спирометр сухой портативный – 4 шт.; набор реактивов и химической посуды |
Для более эффективного освоения тем и разделов рабочей программы дисциплины студентам рекомендуется: 1. вести конспект лекций; 2. изучать основную и дополнительную литературу; 3. вести словарь терминов по учебному курсу. Студенту необходимо знать основные понятия, термины, развернутые определения, использовать данные современной науки. Студенту необходимо устанавливать причинно-следственные связи, излагать материал с учетом принципов объективности и научности, уметь осуществлять анализ основных экологических проблем региона. Студент должен продемонстрировать умение делать аргументированные выводы. |