Закреплена за кафедрой | Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии |
---|---|
Направление подготовки | 06.04.01. Биология |
Профиль | Современные аспекты изучения фиторазнообразия |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | 06_04_01_Фитораз-2-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 16 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 6 | 6 | 6 | 6 |
Практические | 14 | 14 | 14 | 14 |
Сам. работа | 52 | 52 | 52 | 60 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 80 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии
Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой Соколова Г.Г.
1.1. | Цель освоения дисциплины - сформировать целостное представление о биосфере как глобальной системе Земли, обладающей механизмами саморегуляции Задачи: - познакомить с основами организации и функционирования биосферы; - показать ведущую роль живого вещества в планетарном масштабе; - выявить причины антропогенного изменения "организованности" биосферы; - показать необходимость сохранения биоразнообразия и рационального использования природных ресурсов. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОПК-3 | готовностью использовать фундаментальные биологические представления в сфере профессиональной деятельности для постановки и решения новых задач |
ОПК-6 | способностью использовать знание основ учения о биосфере, понимание современных биосферных процессов для системной оценки геополитических явлений и прогноза последствий реализации социально-значимых проектов |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - биогеохимические принципы организации биосферы; - фундаментальные биологические представления в сфере профессиональной деятельности для постановки и решения новых задач; - основные группы круговоротов веществ в биосфере; - основы учения о биосфере, о современных биосферных процессах для системной оценки геополитических явлений и прогноза последствий реализации социально- значимых проектов |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - различать основные типы веществ, слагающих биосферу; - использовать фундаментальные биологические представления в сфере профессиональной деятельности для постановки и решения новых задач; - выделять основные этапы эволюции биосферы; - применять знания основ учения о биосфере, о современных биосферных процессах для системной оценки геополитических явлений и прогноза последствий реализации социально- значимых проектов |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - методами анализа причин изменения процессов круговорота в биосфере; - навыками использования биологических представлений в сфере профессиональной деятельности для постановки и решения новых задач; - методами анализа изменений основных интегральных характеристик биосферы; - навыками применения знаний основ учения о биосфере, о современных биосферных процессах для системной оценки геополитических явлений и прогноза последствий реализации социально- значимых проектов |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Понятие о биосфере-области распространения жизни | ||||||
1.1. | Характеристка биосферы | Лекции | 3 | 2 | ОПК-3, ОПК-6 | Л2.1, Л1.1 |
1.2. | Эволюция представлений о единой картине мира | Практические | 3 | 2 | ОПК-3, ОПК-6 | Л2.1, Л1.1 |
1.3. | Биосфера – оболочка Земли. Диссимметричность биосферы. Границы биосферы. Верхняя граница и озоновый экран. Неоднозначность нижней границы биосферы. Неравномерность распределения живого вещества в биосфере. Вертикальная и горизонтальная структуры биосферы. Эколого-биосферный регион и экосистемы (биогеоценозы). Различные подходы к понятию и структуре биосферы. Физико-химические условия и пределы биосферы | Сам. работа | 3 | 6 | ОПК-3, ОПК-6 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 2. Учение В.И.Вернадского о биосфере | ||||||
2.1. | Роль и функии живого вещества в биосфере | Лекции | 3 | 2 | ОПК-3, ОПК-6 | Л2.1, Л1.1 |
2.2. | Характеристика живого вещества биосферы | Практические | 3 | 4 | ОПК-3, ОПК-6 | Л2.1, Л1.1 |
2.3. | Биосфера и границы жизни. Космос и биосфера. Человек в биосфере. Создание новой ноосферной организованности. Учение В.И. Вернадского о биосфере и новое научное мировоззрение. Учение о биосфере – научный фундамент современной экологии | Сам. работа | 3 | 14 | ОПК-3, ОПК-6 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 3. Организованность биосферы и ее усложнение с эволюцией жизни | ||||||
3.1. | Саморегуляция биосферы | Практические | 3 | 4 | ОПК-3, ОПК-6 | Л2.1, Л1.1 |
3.2. | Биогеохимические и энергетические функционирования экосистем. Биогеохимические циклы. | Сам. работа | 3 | 6 | ОПК-3, ОПК-6 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 4. Биологический круговорот веществ - главный фактор эволюции биокосных систем планеты | ||||||
4.1. | Понятие о биогенной миграции химических элементов в биосфере | Лекции | 3 | 1 | ОПК-3, ОПК-6 | Л2.1, Л1.1 |
4.2. | Круговороты газообразных веществ и осадочные циклы | Практические | 3 | 1 | ОПК-3, ОПК-6 | Л2.1, Л1.1 |
4.3. | Пространственно-временной ряд биогеохимической цикличности. Незамкнутость круговоротов в биосфере и ее планетарное значение. Скорость выхода вещества из круговоротов. Доля вещества (отдельных химических элементов) в циклическом обращении. Время и емкость биогеохимических циклов-потоков. Суточные, сезонные и другие ритмы круговоротов. Биогенные круговороты веществ и биогенных элементов и их антропогенная модификация: газообразного и осадочного циклов, макро- и микроэлементов. Органогенный парагенезис минералов | Сам. работа | 3 | 16 | ОПК-3, ОПК-6 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 5. Периодизация истории биосферы | ||||||
5.1. | Коэволюция атмосферы, литосферы, гидросферы и биосферы | Лекции | 3 | 1 | ОПК-3, ОПК-6 | Л2.1, Л1.1 |
5.2. | Состояние и особенности эволюции живого вещества в биосфере | Практические | 3 | 1 | ОПК-3, ОПК-6 | Л2.1, Л1.1 |
5.3. | Концепции ноосферы Э.Леруа, Пьера Тейяра, Де Шардена и В.И. Вернадского. Черты сходства и различия. Материальность процесса перехода биосферы в ноосферу. Историческая неизбежность трансформации биосферы в ноосферу | Сам. работа | 0 | 8 | ОПК-3, ОПК-6 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 6. Взаимосвязь истории природы и истории общества | ||||||
6.1. | Человек как создатель особой экологической среды | Практические | 3 | 2 | ОПК-3, ОПК-6 | Л2.1, Л1.1 |
6.2. | Производство продуктов питания как процесс в биосфере. Пути повышения продуктивности биосферы. Энергетическая цена индустриализации сельскохозяйственного производства. Биоэнергетический коэффициент полезного действия агропромышленного производства. Современные сельскохозяйственные технологии и проблемы охраны окружающей среды. Угроза сокращения пищевых ресурсов: эрозия почв, деградация почвенного покрова и водных ресурсов, воздействие вредителей и болезней на сельскохозяйственные растения и животных; техногенное загрязнение окружающей среды и производство экологически чистых продуктов питания | Сам. работа | 3 | 10 | ОПК-3, ОПК-6 | Л2.1, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | О. З. Еремченко | Учение о биосфере: учеб. пособие для вузов. | М. : Академия,, 2006 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Вернадский В. И. | Живое Вещество и биосфера: | М.: Наука, 1994 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | 1.http://www.lib.asu.ru | |||
Э2 | 2.http://www.biblioclub.ru | |||
Э3 | 3.http://www.netshkola.com | |||
Э4 | 4.http://www.alleng.ru | |||
Э5 | 5.http://www.ecolife.ru | |||
Э6 | 6.http://www.book.tr.200.net | |||
Э7 | 7.http://www.books.demetri.ru | |||
Э8 | Курс в Moodle "Учение о биосфере" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office (Excel, Word, Power Point, Acrobat Reader), Internet explorer, или другое аналогичное. ОНД-86. Microsoft Windows 7-Zip | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
http://www.mnr.gov.ru/ http://www.ecocommunity.ru/ http://www.priroda.ru/ http://ecoportal.su http://www.aseko.org/ http://ecoportal.ru/ http://www.erh.ru/ http://www.ecoline.ru/ http://elibrary.asu.ru http://elibrary.ru http://www.scopus.com https://link.springer.com/ http://cyberleninka.ru/ http://ecograde.bio.msu.ru/ http://www.consultant.ru/ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
111Л | лаборатория землеведения и почвоведения; кабинет почвоведения; кабинет почвоведения, земледелия и агрохимии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 26 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; стационарный экран: марка Digis Optimal-C – 1 шт.; шкаф для хранения наглядного материала для занятий по почвоведению и геологии (коллекция почв, минералов, схемы, рисунки) – 2 шт. |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Для более эффективного освоения тем и разделов рабочей программы дисциплины студентам рекомендуется: 1. вести конспект лекций; 2. изучать основную и дополнительную литературу; 3. вести словарь терминов по учебному курсу. Студенту необходимо знать основные понятия, термины, развернутые определения, использовать данные современной науки. Студенту необходимо устанавливать причинно-следственные связи, излагать материал с учетом принципов объективности и научности, уметь осуществлять анализ основных экологических проблем региона. Студент должен продемонстрировать умение делать аргументированные выводы. |